Элементы ландшафтного дизайна водной компазиции

Композиция в ландшафтном дизайне

Ландшафтный дизайн – это искусство, которое придерживается определенных правил и законов. Именно поэтому при создании дизайна сада следует отталкиваться от основных принципов построения ландшафтных композиций, которые диктует нам сама природа.

В прошлой раз мы говорили о цвете и видах композиций в ландшафтном дизайне , а в этой статье мы познакомимся с основными правилами построения композиций в саду, а также немного поговорим о групповых посадках.

Особенности групповых посадок

Групповые посадки являются неотъемлемой частью не только сада, но и, в большинстве случаев, окружающей его территории. Поэтому при озеленении приусадебного участка необходимо придерживаться некоторых правил, иначе может получится набор красивых, но не имеющих между собой связи растений.

В основном композиции из групповых посадок высаживаются вдоль заборов или стен сооружений. Поэтому при выборе места необходимо рассчитать некоторые факты, к примеру, расположение окон на стене, их высота и функциональная составляющая, ширину отмостки дома, направление ската крыши и другие моменты. В случае с заборами учитывается степень ажурности его формы, расстояние до дорожек, наличие крупных растений как на Вашей территории, так и за забором.

Если в зоне видимости есть дерево, и вы не планируете от него избавляться, оно может стать центральной фигурой в ландшафтной композиции. Если дерево находится на Вашей территории, то его можно либо использовать в пределах контура группы, либо вывести за пределы композиции – тут уже все будет зависеть от вашей фантазии и других факторов.

Дерево растет у соседа? Это же отлично! Включив крону соседского дерева в нашу композицию, мы визуально увеличим свой участок, так как это дерево станет буквально продолжением территории.


Определите центральное место из которого будет проходить основное наблюдение за цветником. Планируйте высоту самого крупномерного растения в зависимости от расстояния точки наблюдения (скамейки, беседки, площадки, веранды и т.д). Высота растения не должна превысить половины расстояния композиции от наблюдателя. В случае если дерево или кустарник будет значительно больше, наблюдатель не сможет сконцентрировать внимание на полноценном пейзаже ландшафта, и картина будет считываться по частям, а не восприниматься как единое целое.

Если стоит задача озеленить территорию у длинного забора, то следует избегать монотонных посадок. Рекомендуется разбить верх и низ забора элементами цветника на несколько линий.

Нижняя часть разрастется многолетниками и кустарниками с раскидистой кроной, а верх заполнится лианами, вертикальными кронами деревьев или высокими цветоносами травянистых культур.

Лучше всего все это расположить не ровной линией друг к другу, а в шахматном порядке.

Не маловажную роль в композиции играет высота и ширина групповых посадок, особенно важны эти характеристики, когда необходимо закрыть невзрачные соседские постройки или подчеркнуть живописный вид на лес.

В тех случаях, когда забор или стена достаточно высоки, высоту групповой посадки по отношению к постройке можно не учитывать, но композицию следует создать таким образом, чтобы взгляд наблюдателя не касался высшей точки забора или кромки стены. Так постройка сыграет Вам на руку и будет служить своего рода фоном для растений, создавая цельную картину ландшафта.

Планируя создать цветник около прозрачного забора, помимо расчета высоты посадки нужно оценить природный пейзаж за пределами сада. Скучные виды желательно закрыть густыми насаждениями, а эффектные участки выделить, чтобы внимание наблюдателя концентрировалось на этих точках. Благодаря правильной высоте миксбордера можно создать «провал высоты», который человек не сможет проигнорировать взглядом.

Ваша фантазия как художника и творца сада определяет параметры высоты растений по длине цветника.

Если вы создаете узкую композицию, колебания высоты по длине цветника должны быть визуально ощутимы. Дело в том, что чем меньше ширина композиции, тем труднее создать игру перехода высоты от заднего плана к переднему, в этом плане широта играет огромную роль, так как больше пространства для плавного перехода от заднего ряда к переднему.

Небольшой совет. При создании миксбордера представьте, как эти растения будут чувствовать себя через несколько лет на этом месте и отнеситесь ответственно к выбору посадочного материала. Необходимо учесть их дальнейший рост. Тень от посаженного не в том месте дерева может создать дискомфорт как Вам, так и Вашим соседям. Разросшиеся многолетники и кустарники при неправильном планировании посадки через несколько лет могут закрыть другие растения или скрыть в зарослях дорожки, проходящие мимо миксбордера, создавая определенные неудобства.

Читайте также:
Шторка для ванной комнаты из стекла — идеи для дизайна

Рассмотрим основные правила построения композиции, которые помогут Вам создать роскошный миксбордер на своем участке.

Создавайте главные и второстепенные элементы. Разглядывая различные цветники, мы концентрируем свой взгляд на цвете, форме, размере и других акцентах посадки. Видим плавный переход от одной сцены к другой, где присутствуют главные и второстепенные персонажи, которые создают целостность композиции. При грамотной посадке, второстепенные элементы в одной части берут на себя роль главного элемента в другой ее части. Без этих элементов миксбордер будет скучным и не интересным, поэтому их отсутствие считается серьезной ошибкой. Соблюдение иерархии между элементами позволяет наблюдателю насладиться полноценной картиной с плавным переходом от одного акцента к другому. Размер каждой «сцены» будет зависеть от удаленности зрителя от миксбордера.


Ритм наше все. Бывало ли у Вас такое, что, наслаждаясь своим цветником появляется острое желание добавить растений в композицию? Это к Вашему чувству прекрасного взывает внутреннее чувство ритма и это хорошо. При достижении ритма повторяющимися растениям, можно играть с их высотой, формой кроны, цветовой палитрой и фактурой. Главное не перестараться с повторяющимися элементами, иначе миксбордер будет казаться однотипным, но, если вдруг это случилось, не стоит расстраиваться, композицию можно разбавить разнообразными включениями.

Миксбордер – это имитация лесной опушки, а в естественной среде высота заднего плана при переходе к переднему плавно уменьшается. Сначала идут взрослые крупные растения, далее травянистые многолетние растения и некрупные кустарники. Этого правила рекомендуется придерживаться при создании миксбордера на приусадебном участке, например, при переходе от забора или стены к газонной траве или садовой дорожке. Такая композиция будет выглядеть естественной и привлекательной.

Для создания более эффектного миксбордера рекомендуется посадить растения так, что дорожка то будет проникать в часть композиции, то вновь возвращаться на газон. Такой прием зрительно увеличивает пространство участка, а проход по дорожке будет захватывающим и увлекательным, ведь композиция становится более естественной: лесные тропы часто скользят из леса на полянку и наоборот. Старайтесь не создавать параллельных композиций. Вблизи дорожек можно посадить декоративные растения, чья красота раскрывается в полной мере с близкого расстояния, а вдали расположить те, что привлекают всеобщее внимание издалека. Такие акценты помогут Вам и гостям с удовольствием перемещаться по саду.

Небольшой совет. Благодаря климату средней полосы России, мы имеем возможность использовать динамичные акценты в саду. Изменчивость природы в разные времена года сыграет нам на руку. Летом и весной можно наслаждаться прекрасным цветением многолетних растений, осенью насыщенной окраской листвы, а зимой загадочной корой и изящными ветвями деревьев и кустарников. Добавив в композицию хвойное растение, вы и вовсе сможете сохранить зеленый или золотистый акцент круглый год. Старайтесь создать миксбордер, попадающий в такт настроению погоды, и Вы удивитесь насколько это красиво!

Элементы ландшафтного дизайна

Для того чтобы приусадебная территория была не только полезной, но и красивой, необходимо продумать, разработать элементы ландшафтного дизайна. Пусть все они имеют различное функциональное назначение, но должны служить единой цели – достижению наибольшей красоты и комфорта проживания.

Искусственный пруд как элемент ландшафтного дизайна

Одна из важнейших задач их подбора – обеспечение гармонии всех зданий и сооружений с окружающей природной средой.

Основные элементы

Ландшафтный дизайн обеспечивает обустройство усадьбы, используя растительность и архитектурные формы. Его основные элементы: здания, газоны и цветники, деревья и кустарники, малые архитектурные формы.

Здания

На приусадебной территории могут стоять одно- или многоэтажные дома, типовые или стилизованные, одиночные или комплексные. Какими бы ни были, для дизайнера они данность – это главные объекты ландшафтного дизайна, к которым присоединяют все другие декоративные элементы. Задача оформления – сгладить неестественность правильных геометрических форм, их противоречивость с природной хаотичной совокупностью растительного мира.

Пример оформления здания декоративными элементами и растениями

Газоны и цветники

Это важные элементы дизайна, сделанные, как правило, своими руками. Их виды:

  • цветочные клумбы и палисадники перед домом;
  • традиционные травяные газоны;
  • мавританские лужайки;
  • партерные газоны;
  • розарии, арабески, модульные группы;
  • альпийские горки, габионы, рокарии и рабатки;
  • рулонные газоны;
  • рутарии;
  • нетрадиционные декоративные полянки.
Читайте также:
Чем покрыть гипсокартон перед поклейкой обоев, покраской и укладкой плитки

Наиболее популярны круглые, прямоугольные и овальные клумбы. Некоторые любители оформляют эти элементы ландшафтного дизайна в форме треугольника или пятиконечной звезды. Бордюрный материал для них самый разнообразный, и в первую очередь это камень или кирпич. Заполняются цветами с добавлением кустарников и небольших деревьев.

Травяной газон ухожен, если он аккуратно пострижен. При регулярной стрижке трава становится гуще, не поддаётся вытаптыванию.

Планировка газонов и цветников на участке

Она радует красотой, а также великолепно контрастирует с посаженными деревьями, кустами, разбитыми цветниками и клумбами. Когда появились газонокосилки, ухаживать за ней стало проще, а выглядеть она стала ещё привлекательнее.

Мавританские декоративные лужайки бывают двух видов: одноколерные и пестроцветные, засеянные смешением многолетних и однолетних трав, таких как овсяница красная, полевица, тимофеевка луговая.

Весной после схода снега территорию следует граблями очистить от прошлогодних листьев и высохшей травы. Чтобы не нарушить рост и цветение дикорастущих растений, стригут такой газон поздней осенью, когда отойдут цветы и созреют семена. Травяные партерные газоны предназначены вовсе не для того, чтобы на них играли дети, устраивались пикники, валялись отдыхающие. Их создают для любования на участках строгого классического декора, поэтому они должны быть без малейшего изъяна.

Подготовка почвы, а также устройство дренажной системы для них должна быть качественной, в соответствии с разработанной технологией. От этого возрастает стоимость их устройства и дальнейшей эксплуатации. Иногда на отведённой территории выращивают один вид цветов: розарии, георгинарии, гладулярии. Арабески – это цветники сложных орнаментальных и абстрактных форм, или изображающие насекомых, птиц, животных.

От них отличаются модульные группы, состоящие из строгих заполненных цветочной растительностью геометрических фигур и мощёных дорожек для прогулок. По краям аллей в один ряд или даже в пять полос высаживается цветниковая рабатка. Великолепны японские каменные сады. Их основные элементы – большие валуны, обросшие мхом, и расположенные на песчаных или гравийных площадках. Травяные газоны, невысокие кустики с плотной листвой дополняют ландшафт отдельными островками.

Классический японский каменный сад

Необычным цветником выглядит рутарий – композиция из растений, центральной деталью которой является пень с разветвлёнными корнями, коряга или толстая сухая ветка. Чтобы придать загадочности в укромных местах ставят фигурки сказочных гномов.

Альпийские горки – это цветники, которые своими руками разбивают при наклонной поверхности, имитирующие горный рельеф с использованием камней, цветов и карликовых деревьев.

Такие же элементы содержат рокарии. Им наклон территории необязателен, а некоторые их участки имеют чётко очерченные границы и заполнены песком или каким-либо цветным материалом. Дизайнерам нравится также оформление ландшафта с использованием габионов – цветочных клумб из сплетённой сетки.

По законам красоты, или Секреты удачной ландшафтной композиции

Какие разные эмоции от сада мы испытываем, восторженно рассматривая журнальные картинки, с любопытством заглядывая за соседний забор или озадачено глядя на свою клумбу. Мы восхищены или разочарованы — но что, собственно, формирует наше впечатление? От чего мы отталкиваемся, определяя, хорошо увиденное нами или плохо?


Наши впечатления и эмоции от сада формируются под влиянием законов прекрасного

Субъективное и объективное: как мы оцениваем красоту

Чего мудрить, скажете вы, просто нам что-то нравится, а что-то не нравится. Но ведь всем, как известно, нравится разное. И даже не любя, скажем, ёлки, мы можем оценить, что вот та композиция с хвойными однозначно хороша.


Не обязательно любить елки, чтобы понять, что композиция с хвойными хороша

Значит, критерий выбран неверно, потому что, кроме субъективной оценки, существуют объективные законы прекрасного. В основном это законы цвета и композиции, которым подчиняется любое произведение. Именно их мы неосознанно анализируем при восприятии гармоничности той или иной картинки. И даже их не зная, в своём творчестве либо следуем им, либо нарушаем.

Конечно, законы прекрасного одни, а сфер творчества много. Как они будут «работать» в ландшафте? Попробуем перевести эти правила на свой ландшафтный язык, тем более, что многие понятия нам уже давно знакомы. Потому что недостаточно сказать «хорошо» или «плохо» — давайте анализировать, почему это так, а не иначе.

Читайте также:
Строительство межэтажных перекрытий в частном доме


Как определить, хороша увиденная нами композиция или нет?

Итак, композиция — это взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его законченности и единства. В ландшафте это расположение элементов в определённой последовательности, то есть построение пространства при помощи растений. Она строится исходя из нескольких принципов.

Три плюс два, или Принцип целостности

Принцип целостности говорит сам за себя и подразумевает создание сада как целостного произведения, во взаимосвязи и взаимоподчинении всех его элементов. Именно единый художественный образ и отличает гармоничный сад от набора разрозненных элементов и растений.


Если соблюден принцип целостности, возникает единый художественный образ сада

Если у сада есть образ, то его можно сформулировать — как тему, идею, имя, если хотите. И даже если перед нами окажется сад из множества зелёных комнат, то это будет, к примеру, «Сад пяти садов» или «Сад контрастов». Потому что такова была концепция, а не потому, что так получилось. Но не будем отвлекаться.

Объединению сада в нечто целостное способствуют повторы в использовании одинаковых материалов, растений, цветовых решений. Повтор — это главное лекарство от разрозненности.


Белая скамейка, элементы отделки дома и цветущие кустарники гармонично дополняют друг друга

К примеру, оформление малых форм в саду диктует дом. То есть, заданный цвет крыши, фасадов и оконных проёмов, материал отделки крыльца и цоколя можно повторно использовать в отделке беседки и забора, цвете огорода и скамеек, элементах мощения и подпорных стенок. Цветовое решение сада можно поддержать и продуманной посадкой растений.

Конечно, современный рынок материалов и аксессуаров предлагает настолько широкий выбор, что сложно в нём не растеряться. Профессионалы говорят, что модулей не может быть больше трёх — три цвета, три формы, три материала. Причём, или — или, а не всего по три, иначе будет явный перебор. Предельно допустимая формула может звучать как «три плюс два». Например, три разных размера, но не более двух оттенков, или три цвета, плюс два материала.


Пурпурный цвет не только повторен в цветнике, но ещё и перекликается с цветом крыши

Для малого сада эта формула является непреложным правилом. Его нарушение грозит пестротой и перегруженностью. Доводилось, к примеру, видеть отмостку, набранную из нескольких фигурных элементов, двух цветов и с рисунком сверху. Почему это плохо? Потому, что приоритеты выбраны неверно, подобный «персидский ковер» настолько декоративно самодостаточен, что сад к такому мощению сажать уже не нужно. Разве что только газон…


Цветник вокруг дома повторяет его округлые формы, создавая впечатление законченности и гармоничности

Повтор растений в саду
также будет объединяющим моментом. Чрезмерно раздутый ассортимент не способствует целостности композиции. Малый сад не стоит превращать в филиал ботанического. Как тут не процитировать Джона Брукса, советовавшего «пересмотреть список растений, выбросить половину запланированных, и удвоить то, что осталось».

Более того, повторы цветовых пятен, фактуры, одновременного цветения в группах растений, которые взгляд выхватывает, многократно пересекая площадь сада, не только его объединят, но и зрительно расширят. Должно быть больше видов одного рода и сортов одного вида, большее количество одинаковых растений.


Чем больше повторяющихся, перекликающихся элементов, тем более гармоничной и стильной будет картина

Словом, чем больше единых, перекликающихся, повторяющихся элементов и материалов будет в саду, тем более целостную, а, следовательно, более гармоничную и стильную картину мы получим. Ведь стильно — это лаконично и выразительно.

Кто в саду главный?

Целостности композиции способствует и принцип обязательной иерархии компонентов. В любой композиции всегда что-то главное, что-то второстепенное. Одно доминирует, другое подчиняется. Что главное — вот основной вопрос, который нужно себе задать.


В любой композиции всегда что-то главное, а что-то второстепенное

При этом нужно иметь в виду, что вопрос стоит тем острее, чем меньше площадь сада. Например, простота линий планировки позволяет наполнить сад более декоративным растительным оформлением. И напротив, сложная планировка с обилием красивых линий выделится на фоне более лаконичной растительности. Придётся выбирать: или площадка с мозаикой на мощении, или яркий цветник вокруг. Заметим, что сложные в декоративном отношении английские миксбордеры и знаменитые природные цветники просты по форме.

Читайте также:
Стол-консоль трансформер, преимущества, популярные цвета

Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчинённые. Если, войдя в ваш сад, гость не знает, куда в первую очередь повернуть голову, значит, вы ошиблись с расстановкой акцентов, не смогли выделить главное.


Все композиции в саду соотносятся между собой как доминирующие и подчиненные

Яркое пятно и эффектный цветник не могут быть использованы в одном видовом «кадре». За поворотом, за изгородью может появиться что-то новое, но не слева, справа и прямо одновременно. Есть правило, согласно которому на одну-две доминирующие группы в саду приходятся три-пять дополнительных.

Убрать акценты

Акцент — это наиболее привлекающий внимание элемент композиции, который может выделиться размером, формой, декоративной насыщенностью, яркостью цветового пятна. Если говорить о растительных композициях, то акцентными будут выглядеть растения с несвойственным для природного окружения обликом — например, с вертикальной кроной или белоокаймленной листвой.


Плакучая крона — очень сильный акцент

Цвет листвы может зависеть от времени года — акцент в таком случае будет перемещающимся (временным или сезонным).


Цвет листвы может создавать перемещающиеся (временные или сезонные) акценты

Чтобы грамотно расставить акценты в саду, важно помнить о нескольких правилах.

Чаще мы имеем дело не с отсутствием, а наоборот — с изобилием акцентных растений, ярких пятен. Вспомним знакомую ситуацию: мы купили все самые красивые растения, принесли, посадили… Но красиво почему-то не вышло. Почему? Прежде всего, потому, что они все красивые, то есть акцентные, а для любого акцента, во-первых, нужен фон.


Для любого акцента всегда нужен фон

Именно фоновые растения, скромные золушки второго плана, будут незаменимой оправой для грамотно поданного бриллианта. Во-вторых, акцент — это всегда то, чего меньше. Его просто не может быть много, поэтому та же декоративная листва или плакучая крона — безусловный акцент и в группе, и в природе.

Сегодня мы назвали три основных принципа, на основе которых создаётся композиция. Но это не значит, что мы исчерпали тему. Создавая сад необходимо также знать, что такое пропорциональность и сбалансированность, как помогают (или мешают!) восприятию контраст и нюанс. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Правила построения композиций в ландшафтном дизайне

Любой участок с самым сложным рельефом можно сказочно преобразить, а можно безнадежно испортить. Причина и того и другого – ландшафтная композиция.

Как создать гармоничный ландшафт? Как правильно подобрать элементы и научиться ловко и умело их комбинировать?‍

Разберем пять основных правил, которые помогут нам справиться с этими задачами:

1) Доминанта, акцент, фон

Композицию можно разделить на три основные части: доминанту, акценты и фон. Доминантой выступает дом, ему подчинены все элементы сада и должны быть в одном с ним стиле. В качестве акцентов используют наиболее яркие и эффектные группы кустарников и деревьев, цветники, клумбы, беседки и т. д. Фоном выступают изгороди, заборы, лужайки. Совет: не стоит разбрасываться, пусть на вашем участке будет один, но достойный композиционный центр.

2) Принцип нюанса

Нюансом в ландшафтном дизайне называют связующие элементы между всеми деталями композиции. Например, при соседстве клумб разного цвета нюансом выступит растительность нейтральных оттенков или переходных, посаженная между ними. Сгладить переход от деревьев к цветникам или газону можно с помощью кустарников. Совет: количество элементов соподчинения может варьироваться от 3 до 5, а вот менее важных «статистов» может быть сколько угодно, но и они должны жить по общим законам и подчиняться «центру».

Играем на контрасте. Здесь можно выделить несколько приемов: контраст размеров: большие объекты должны быть сглажены маленькими – большие клумбы стоит дополнить миниатюрными островками растительности; контраст формы: однотипные по форме объекты будут смотреться однообразно и скучно, почему бы не разбавить их неожиданными вкраплениями – одни и те же кустарники можно постричь в форме шара, квадрата или пирамиды, не говоря о грядках и растительных насаждениях; союз высокого и низкого: деревья будут лучше смотреться в компании кустарников, плоскостные объекты – дорожки, газоны желательно разбавлять растительностью. Совет: не используйте контрастные цвета в одинаковых количествах. Это неправильно: играя на контрасте, одного цвета следует взять больше, нежели другого, иначе нарушится оптическое равновесие.

Читайте также:
Термопривод для теплицы своими руками сделать несложно

4) Принцип неравностороннего треугольника

Растения располагают таким образом, чтобы можно было увидеть очертаниянеравностороннего треугольника. Делается это так: одно растение будет самым высоким, второе – ниже, ну а третье – самым низким. Большие объекты не должны загораживать малые, а второстепенные элементы не могут затмевать основные. При этом используют принцип деления композиции на планы: обычно на передний план помещаются небольшие объекты – низкие кусты и растения, цветы, миниатюрные скульптуры; средний план – место для более крупной растительности (кустарников либо небольших деревьев), допускается использовать одиночные высокие деревья, оригинально подстриженные или с необычным цветом листьев; дальний план – крупные объекты, высокие массивные деревья с пышной листвой; завершающий аккорд – обрамление, то есть то, что окружает композицию: заборы, высаженные по периметру участка деревья.

Сад по определению многоцветен, а значит, здесь не действует строгое правило сочетания трех цветов, которое «работает» в домашнем интерьере. Но это вовсе не означает, что подбор оттенков может быть абсолютно произвольным — при определении цветовых приоритетов не забывайте оглядываться на палитру, характерную для дачных построек, садовых конструкций, отделочных материалов и аксессуаров. А вот растения могут быть любыми, необходимо лишь правильно подбирать их цветовые сочетания в рамках отдельных садовых зон, уголков, цветников, но не сада в целом.

Оптимальным будет один из трех предусмотренных вариантов:

Первый — нюансная гармония, то есть использование в оформлении сада оттенков одного цвета. На круге это составляющие одного сегмента.

Второй — тональная гармония, или использование цветов, расположенных на круге по соседству рядом друг с другом.

Третий — контрастная гармония — предусматривает выбор цветов, расположенных на противоположных сторонах цветового круга.

Удачи вам и не бойтесь экспериментировать!

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Основы ландшафтной композиции

Виды парковых насаждений

Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород

Типы пространственной структуры

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Читайте также:
Чехлы для стульев на кухню

Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.

Пейзажно-пространственная композиция

Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).

Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений

Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.

Группы из деревьев и кустарников

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Читайте также:
Чем резать пластиковый плинтус?

Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

Виды цветочного оформления

Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.

Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.

Ярусная композиция парка

Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.

Парки на сложном рельефе

Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.

Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.

Читайте также:
Что приготовить на ужин из фарша быстро?

Ступени, площадки и другие элементы лестниц

Ступень плоская 40х300х900 мм лиственница сорт АВ

(0) 879,00 ₽ В корзину

Ступень 40х300х900 мм сращенная хвоя сорт АВ

(3) 749,00 ₽ В корзину

Монтажный комплект LXK сталь

(0) 1 679,00 ₽ В корзину

Ступень плоская 40х300х1200 мм лиственница сорт АВ

(0) 1 349,00 ₽ В корзину

Площадка плоская 40х1000х1000 мм лиственница сорт АВ

(0) 3 479,00 ₽ В корзину

Балясина граненная 40х40х900 мм сосна сорт АВ

(0) 134,00 ₽ В корзину

Брус клееный хвоя сорт АВ 3000х90×90 мм

(0) 2 299,00 ₽ В корзину

Ступень 40х300х1200 мм сращенная хвоя сорт АВ

(0) 999,00 ₽ В корзину

Поручень круглый 50x50x3000 мм древесина хвоя

(0) 1 749,00 ₽ В корзину

Поручень круглый 50х50х4000 мм древесина хвоя

(0) 1 879,00 ₽ В корзину

Ступень 40х300х1000 мм сращенная хвоя сорт АВ

(0) 829,00 ₽ В корзину

Поручень 40х60х2000 мм хвоя

(0) 849,00 ₽ В корзину

Поручень прямой 40х60х3000 мм сосна

(0) 1 229,00 ₽ В корзину

Тетива прямая 60x300x4000 мм сосна сорт АВ

(0) 4 029,00 ₽ В корзину

Балясина граненная 50х50х900 мм лиственница сорт экстра

(0) 369,00 ₽ В корзину

Ступень плоская 40х300х1000 мм лиственница сорт АВ

(0) 959,00 ₽ В корзину

Поручень 45x65x4000 мм массив хвоя сорт Экстра

(0) 1 449,00 ₽ В корзину

Балясина Симметрия 50х50х900 мм древесина хвоя

(0) 209,00 ₽ В корзину

Балясина яблоко 50х50х900 мм древесина хвоя

(0) 155,00 ₽ В корзину

Брус клееный лиственница сорт АВ 3000х80×80 мм

(0) 2 199,00 ₽ В корзину

Подступенок 18х200х900 мм массив хвоя сорт АВ

(0) 279,00 ₽ В корзину

Площадка 40x1000x1000 мм массив хвоя сорт АВ

(0) 3 379,00 ₽ В корзину

Балясина граненная 50×50х900 мм древесина хвоя

(1) 259,00 ₽ В корзину

Поручень 44х65х3000 мм массив хвоя сорт Экстра

(2) 1 199,00 ₽ В корзину

Подбалясенник прямой 35x80x4000 мм лиственница сорт АВ

(0) 1 999,00 ₽ В корзину

Столб яблоко 90x90x1150 мм древесина хвоя

(0) 1 199,00 ₽ В корзину

Столб симметричный 90х90х1150 мм древесина хвоя

(1) 1 199,00 ₽ В корзину

Столб фигурный 80х80х1150 мм лиственница

(0) 1 229,00 ₽ В корзину

Подступенок плоский 18х200х900 мм лиственница сорт АВ

(0) 629,00 ₽ В корзину

Ступень фигурная 40х900х900 мм сосна сорт АВ

(0) 3 579,00 ₽ В корзину

Подступенок 18x200x1000 мм массив хвоя сорт АВ

(0) 319,00 ₽ В корзину

Балясина плоская 20x100x900 мм древесина хвоя

(2) 259,00 ₽ В корзину

Балясина плоская П1 20x100x900 мм древесина хвоя

(0) 259,00 ₽ В корзину

Столб граненый 90х90х1150 мм древесина хвоя

(1) 1 199,00 ₽ В корзину

Подбалясенник прямой 35x80x3000 мм лиственница сорт АВ

(0) 1 499,00 ₽ В корзину

Тетива прямая 60x300x3000 мм сосна сорт АВ

(0) 4 749,00 ₽ В корзину

Балясина фигурная 50х50х900 мм лиственница сорт экстра

(0) 289,00 ₽ В корзину

Поручень прямой 47х65х3000 мм сращенная лиственница сорт экстра

(0) 1 229,00 ₽ В корзину

Тетива прямая 50х300х3000 мм лиственница сорт АВ

(0) 3 479,00 ₽ В корзину

Подступенок прямой 18х200х900 мм лиственница сорт АВ

(0) 699,00 ₽ В корзину

Подбалясенник прямой 35х80х3000 мм лиственница сорт АВ

(0) 959,00 ₽ В корзину

Ступень угловая 40х950х950 мм сосна сорт АВ

(0) 3 999,00 ₽ В корзину

Площадка плоская 40х800х2000 мм сосна сорт АВ

(0) 5 399,00 ₽ В корзину

Балясина прямая 40х40х900 мм сосна сорт АВ

(0) 126,00 ₽ В корзину

Стойка перил круглая 25х900 мм железо

Читайте также:
Уличные звонки: беспроводной и проводной звонок на калитку для дачи или для частного дома, выбор кнопки и козырька, антивандальный и радиозвонок

(0) 709,00 ₽ В корзину

Опора 2000 мм сталь

(0) 3 749,00 ₽ В корзину

Подступенок 18x200x1200 мм массив хвоя сорт АВ

(0) 369,00 ₽ В корзину

Поручень LXH 750 мм сталь

(0) 2 229,00 ₽ В корзину

Балясина прямая 50х50х900 мм лиственница сорт экстра

(0) 289,00 ₽ В корзину

Столб прямой 80х80х1150 мм лиственница

(0) 1 229,00 ₽ В корзину

Столб граненный 80х80х1150 мм лиственница

(0) 1 349,00 ₽ В корзину

Подступенок прямой 18х200х1000 мм лиственница сорт АВ

(0) 839,00 ₽ В корзину

Ступень угловая 40х500х900 мм сосна сорт АВ

(0) 1 999,00 ₽ В корзину

Поворот поручня круглый 5×50 см клееная сосна сорт экстра

(0) 1 279,00 ₽ 359,00 ₽ В корзину

Верхний/нижний модульный элемент Лесенка 160x260x450 мм металл

(0) 2 999,00 ₽ В корзину

Угловой модульный элемент Лесенка 100x400x500 мм металл

(0) 3 279,00 ₽ В корзину

Промежуточный модульный элемент Лесенка 70x220x240 мм металл

(0) 1 399,00 ₽ В корзину

Ступень прямая 40х255х700 мм сосна

(0) 1 349,00 ₽ В корзину

Ступени фигурные 40х700х700 мм сосна

(0) 3 879,00 ₽ В корзину

Опора Лесенка 1000 мм металл

(0) 2 479,00 ₽ В корзину

Больц 25х290 мм сталь

(0) 309,00 ₽ В корзину

Теплоизоляция для чердачной лестницы Lxd 60х120

(0) 2 249,00 ₽ В корзину

Теплоизоляция для чердачной лестницы Lxd 70х120

(0) 2 249,00 ₽ В корзину

Наконечник для лестницы LWS PLUS 25x110x200 мм литье ПВХ

(0) 669,00 ₽ В корзину

Балясина из хвойных пород римская 90 см 60×60 мм

(0) 319,00 ₽ В корзину

Балясина из хвойных пород витая 90 см 50×50 мм

(0) 259,00 ₽ В корзину

Балясина из хвойных пород римская 90 см 50×50 мм

(0) 259,00 ₽ В корзину

Ступени, площадки и другие элементы лестниц в интернет-магазине ОБИ

В каталоге гипермаркета ОБИ собраны комплектующие для обустройства многоэтажных частных домов. Лестничные элементы представлены здесь 20 наименованиями по цене от 140 до 14 000 рублей за позицию. В наличии имеется деревянная и металлическая продукция российских и зарубежных производителей.

Советы по выбору и особенности

В этой подкатегории каталога размещены основные комплектующие для обустройства межэтажных лестниц:

  • • Прочные широкие ступени.
  • • Удобные поручни.
  • • Оригинальные фигурные балясины и столбы.

Для изготовления ступеней используют обрезную доску правильной прямоугольной формы из хвойных пород древесины. Габариты изделия могут незначительно отличаться. Наряду с цельными вариантами встречаются аналоги из клееного бруса.

Поручни имеют круглую или сложную фигурную форму. Они предназначены для упора рук человека и облегчения подъема по лестничному пролету.

Балясины выполняют декоративную функцию. Одновременно, они обеспечивают устойчивость поручней и препятствуют случайному падению с лестницы.

В гипермаркете OBI можно заказать комплектующие для строительства дома и воспользоваться дополнительным сервисом рассрочкой оплаты товаров.

Способы оплаты и доставки

  1. Приобретайте товар онлайн с доставкой
  • • Оплатить заказ вы можете наличным или безналичным расчетом.
  • • Дату и время доставки вы согласуете с оператором по телефону при подтверждении заказа.
  • • Условия бесплатного предоставления услуги зависят от города, суммы и веса продукта.
  • • Разгрузка товаров, подъем и перенос относятся к дополнительным услугам и могут оплачивается отдельно, уточняйте у оператора магазина.

Детальная информация об интервалах и зонах по городам, условия разгрузки и подъема заказа находятся на странице сервиса, где вы можете заранее самостоятельно рассчитать стоимость вашей доставки, указав почтовый адрес и параметры для разгрузки.

  1. Заказывайте и забирайте сами там, где вам удобно
  • • При заполнении формы заказа, укажите удобную вам дату и время для посещения гипермаркета.
  • • Оплатить покупку вы можете наличным или безналичным расчетом в кассах магазина.

Приобретенные товары можно самостоятельно забрать в любом из магазинов ОБИ в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Саратове, Казани, Екатеринбурге, Омске, Краснодаре, Сургуте, Брянске, Туле и Волжском.

Подпишитесь на нашу рассылку!

  • информация обо всех акциях и специальных предложениях
  • советы и идеи для обустройства дома или дачи
  • актуальные новинки и тренды

Скачайте наше мобильное приложение

Мобильное приложение OBI – это строительный гипермаркет в вашем смартфоне! Теперь вам доступны более 50,000 товаров для дома и сада и вы сможете выбрать и сравнить товары не выходя из дома. Просто установите его на свой смартфон и оцените все преимущества благодаря нашим удобным сервисам.

Читайте также:
Уличные звонки: беспроводной и проводной звонок на калитку для дачи или для частного дома, выбор кнопки и козырька, антивандальный и радиозвонок

Здесь вы легко найдете идеи и советы по ремонту, саду или декору, поделитесь своим опытом с другими и найдете единомышленников.

Основные элементы лестниц

Лестница может не только выполнять свои прямые обязанности, но и стать изюминкой интерьера.

Выделяют два основных вида конструкции лестниц:

  • Винтовая лестница – очень удобна в ограниченном пространстве. Такая лестница сложнее в изготовлении, дороже стоит, менее функциональна. К примеру, поднять по винтовой лестнице габаритный диван не выйдет.


фото: Винтовая лестница

  • Маршевая лестница – самый распространенный вид. Ступени соединены между собой пролетами, количество лестничных площадок варьируется. Лестница габаритная, поэтому в небольших помещениях не поместится.


фото: Конструкция маршевой лестницы

К проектированию лестницы приступают после того как готов проект здания. Она должна соответствовать общепринятым нормам конструирования, особенностям помещения (расположение несущих стен, высота потолков, размер проема и прочие).

Основные элементы лестницы можно разделить на три группы

  • Несущие конструкции.
  • Ограждения.
  • Марши и ступеньки.


фото: Основные элементы лестниц

Несущие элементы лестниц

Конструкции могут быть изготовлены из разных материалов: стекла, камня, бетона, дерева, металла. Форма изделия также различна, но ни одна конструкция не обходится без несущих элементов:

  • Тетива – поддерживает ступени с торцов и низа, походит на изогнутую балку, расположена под наклоном.
  • Косуор – опорный элемент, который поддерживает ступеньки снизу.
  • Ось – расположена вертикально, на нее крепятся все базовые элементы винтовых лестниц.
  • Больцы – болты из металла. С их помощью ступени крепят к стенам здания.

Ступени

  • По форме ступени могут быть: клинообразными, дуговыми, прямоугольными, забежными, скошенными. Есть и особая форма – гусиный шаг, характерная черта – на определенную ступеньку можно ставить только левую или правую ногу. Оптимальная ширина проступи – 30 см, высота подступенки – 15-20 см. Идеальная пропорция 1:2. Выбор материала для ступеней зависит от: строительных норм безопасности, типа здания, условий эксплуатации, готового дизайна.
  • Лестничный марш – ряд из ступеней, который находится между 2 площадками или уровнями. Если количество маршей более двух, между ними монтируется площадка. По проекции марш может быть скошенным, прямым и криволинейным. Первый ряд называется отправным, а завершающий – выходным.
  • Линия всхода – находится по центру лестничного марша. Если марш криволинейный, то линия может быть смещена в рабочую зону. Не должна находиться ближе 30 см от края полезного пространства. Рекомендуемая ширина ступеней – от 60 см.

Ограждения для лестниц

  • Перила – ими ограждают площадки и лестничные марши.
  • Балясина – стойка, которая монтируется вертикально, служит поддержкой для перил. Балясина, которую устанавливают в начале и конце пролета называется опорной.
  • Поручень – крепится на балясину или к стене дома. Наклонный элемент перил.
  • Декоративные элементы – заполняют расстояние между балясинами. Это могут быть кованые решетки, стекло, деревянные столбики и так далее.

Балюстрада – система ограждения, которая находится по всему периметру проема. В нее входят все вышеперечисленные элементы. Именно за счет балюстрады конструкция получает привлекательный вид. У некоторых лестниц ограждение отсутствует, но такие конструкции менее безопасны и в жилых домах устанавливаются редко.

Ограждения прикрепить к лестнице можно двумя способами: к торцу или непосредственно на ступеньки при помощи крепежных элементов. По строительным нормам, перила не должны быть скользкими или не прикрепленными. Высота ограждения – от 86 до 115 сантиметров.

Необходимо отметить, что лестница – это сложная инженерная конструкция и для ее проектирования и установки в доме требуются определенные профессиональные навыки. Если вы хотите самостоятельно построить лестницу, вам поможет вот это статья: “Как сделать лестницу своими руками”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: