Фасад готического стиля – особенности оформления

Готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

Термин “готика”, “готическая архитектура” происходит от слова “готы” – варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

Такая конструктивная схема была открыта ранее – в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:

Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем .

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;

аркбутан – наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;

пинакль – декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;

нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

Своды готического собора:

масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

● Трифорий — невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы , расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

Собор Парижской Богоматери в Париже:

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

Р анн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

З рел ая готик а . Главные отличительные признаки :

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

Читайте также:
Срубка оголовков свай снип

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Крыши башен ажурные

П оздн яя готик а . Главные отличительные признаки :

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско — соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Готическая архитектура

Готика

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции.

Знаменитые архитектурные объекты готической архитектуры: Собор аббатства Сен-Дени; Собор в г. Дарем; Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris); Кафедральный собор, г. Реймс; Миланский кафедральный собор; Нотр-Дам де Амьен; Собор Нотр-Дам в Лане; Нотр-Дам в Шартре; Собор Нотр-Дам в г. Сенлис; Собор Нотр-Дам в Страсбурге; Королевская Святая капелла – Сен-Шапель (Sainte-Chapelle); Собор Вестминстерского аббатства; Кафедральный собор в Уэллсе; Собор Сен-Сесиль, г. Альби; Церкковь Богоматери в Мюнхене (Frauenkirche); Кафедральный собор Фрайбурга; Церковь Св. Магдалины в Будапеште; Собор Св. Стефана в Вене; Капелла Св. Креста замка Карлштайн близ Праги; Собор св. Петра в Кельне

Английская готика

Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников. Развитие Английской Готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; «ланцетовидный стиль» – «Lanceolate style») Собор в г. Дарем; «декоративный», или «украшенный стиль» – Decorated Style (1272-1349 гг.) Собор в Солсбери, неф собора Вестминстерского аббатства, Собор Св. Павла, Лондон, Собор в Уэллсе; «перпендикулярный», или «вертикальный стиль» (1350-1539 гг.) – поздняя английская готика. Королевский колледж, Кембридж. Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю.

Готическая архитектура: Материалы и способы их употребления

Романское искусство, зародившееся при первых сношениях христианского Запада с Азией, знаменует первые шаги архитектуры, прокладывающей себе путь при свете, исходившем с Востока. Отдельные попытки не согласованы, но повсюду одно и то же стремление: перекрыть церковь сводами. И, несомненно, правильным решением считают то, которое применяли римляне в своих трехнефных залах: крестовый свод, дающий возможность освещать перекрытые им нефы. Но, не имея возможности осуществлять крестовые своды по римскому образцу, т. е. монолитными бетонными, решаются строить их из камней, притесанных без особой тщательности. Однако этот несовершенный свод рискуют возводить только над малыми пролетами боковых нефов, когда же дело касается главного нефа, начинаются колебания, выполнение становится затруднительным, устойчивость — сомнительной. Прибегают к различным ухищрениям. Прогресс, отмечающий эпоху готики, выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. И именно этими двумя новшествами готическая церковь будет отличаться от романской церкви того типа, который был создан последними архитекторами клюнийской школы. Вспомним конструкцию Везлэ; представим себе нервюры под крестовыми сводами и подпружные арки в местах, где приложен их распор, — тотчас же кладка упростится, обеспечено будет равновесие, т. е. осуществится идеал, к которому стремилось романское искусство.

Секреты готического стиля на примере архитектуры Европы

Готический стиль в архитектуре развивался медленно. На протяжении нескольких веков мастера добавляли новые детали, укрепляли конструкции, строили высокие арки и сводчатые потолки. Сохранившиеся готические соборы сегодня притягивают внимание людей во всём мире. В сегодняшнем обзоре Homius расскажет об основных элементах готического стиля и этапах его формирования.

История стиля

Готический стиль в архитектуре получил широкое развитие в эпоху Средневековья в XII-XVI веках. Историки считают родиной этого архитектурного направления северную Францию. Постепенно готика распространилась по Западной, Восточной, Центральной и отчасти Северной Европе, заменив собой популярный в то время романский стиль. Новое направление применялось при строительстве церквей, монастырей и храмов.

Признаки готической архитектуры:

  • высокие шпили на крышах;
  • стрельчатые арки и полуарки из камня;
  • «роза» на фасаде;
  • удлинённые, заострённые окна с витражами:
  • узкие башни, устремлённые вверх.

Все элементы здания в готическом стиле стремятся вверх.

Периоды развития готической архитектуры в мире

В центральной части Восточной и Северной Европы готический стиль формировался в несколько этапов: с XI – XII веков и с XV – XVI веков. Здания, построенные в этот период, даже сегодня считаются «устрашающими и величественными».

Читайте также:
Техника нанесения рисунков на стекло

ФОТО: upload.wikimedia.org Огромные залы, витражи и сводчатые потолки – главные элементы готических соборов

ФОТО: i2.wp.com Витражи в готических соборах использовались на всех этажах

ФОТО: static.tonkosti.ru Залы Кентерберийского собора вытянуты не только ввысь, но и в длину

В тринадцатом веке готический стиль активно распространялся по Европе. Строились красивые и величественные соборы в Англии, Австрии, Чехии и Германии.

ФОТО: static.tildacdn.com Витражи – основной элемент готических соборов. Как правило, они отображают библейские сюжеты

Развитие готического стиля в XII-XIII веках

Соборы в период ранней готики были построены в Париже, Лионе и Шартре. Архитектурная композиция этих сооружений отличается совершенством, богатым, изысканным декором и особым ритмом.

ФОТО: upload.wikimedia.org Часовня Сент-Шапель была построена в 1243—1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражи

ФОТО: mytravelbook.org Вестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готики

ФОТО: img-fotki.yandex.ru Собор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традиции

ФОТО: по-европе.рф Окна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементами

ФОТО: tripsaway.ru Одно из популярных мест на Кипре – собор Святого Николая

Поздняя готика: изменения в стиле XIV-XV веков

С течением времени в готике появлялись новые элементы, и к XIV-XV векам стали активно использоваться светские сюжеты в росписи стен.

ФОТО: cdn.pixabay.com Роспись купола и стен в Папском дворце в Авиньоне была сделана в XIV-XV веках, в период поздней готики

ФОТО: upload.wikimedia.org Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце была построена в период 1499—1525 гг.

ФОТО: kuku.travel Собор Святого Стефана в Вене имеет отдельную часть, построенную в готическом стиле

ФОТО: cityzeum.com Каменные статуи в нишах – важнейшая архитектурная деталь в готических соборах

Основные элементы стиля: каркасы, арки и своды

Самый простой тип готического сооружения – звёздчатый свод. Его стали использовать в тот период, когда возникла необходимость создания большого квадратного перекрытия и укрепления конструкции. Дополнительно крестцовый свод был снабжён рёбрами и нервюрами.

ФОТО: pp.userapi.com При строительстве Эксетерского собора использовалась технология воздвижения веерных сводов

Композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В больших соборах для создания надёжной конструкции стали использовать аркбутаны – один или два яруса. Особенно часто двухъярусную систему использовали в строительстве пятинефных соборов.

ФОТО: farm6.staticflickr.com Контрфорсы и аркбутаны – основные элементы каркасной системы

ФОТО: про-путешествия.com Собор Святого Мунго в Великобритании имеет ярко выраженную каркасную систему

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.com Витраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»

ФОТО: 2.bp.blogspot.com Сложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиля

ФОТО: img-fotki.yandex.ru Свет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.com Витражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в мире

ФОТО: informburo.kz В некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Технология строительства аркбутанов, контрфорсов и порталов

Любое готическое сооружение имеет прочную каркасную структуру. Основная задача каркаса – укрепление здания, облегчение тяжёлых перекрытий и стен. После создания каркасной структуры мастера Средневековья смогли возводить высокие соборы необычной формы.

Основные элементы каркаса:

  • аркбутаны;
  • контрфорсы;
  • нервюры.

Каркасы стали распределять равномерно по всему периметру здания, благодаря чему готические храмы получили запоминающийся «скелет» и надёжную опору. Нервюрные своды имеют множество преимуществ: сокращение сроков строительства, повышение освещённости внутри здания и объединение всех залов храма в один.

ФОТО: upload.wikimedia.org Аркбутаны – сложные опорные конструкции, без которых массивные стены соборов рассыпались бы ещё в момент их возведения

Снаружи готические соборы укреплялись аркбутанами – каменными арками, передающими давление от нефов к опорным столбам.

ФОТО: mif-medyza.ru Акбутаны и пинакль дополнительно украшали красивой резьбой

Другой архитектурный элемент – контрфорс. Это вертикальная конструкция, которая устанавливается напротив сводов и своей массой снимает с них часть давления.

ФОТО: static.tildacdn.com Многоуровневые порталы делают вход в здание заметным

ФОТО: upload.wikimedia.org Портал содержит несколько архитектурных элементов: карниз, барельеф, пилястры, орнамент, колонны

Известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Во всем мире существует несколько самых знаменитых и часто посещаемых готических архитектурных сооружений: собор Святого Стефана в Вене, Бургосский собор в Испании, Миланский собор в Милане, собор Парижской Богоматери в Париже, Кёльнский собор в Германии.

ФОТО: img.theculturetrip.com Главные архитектурные детали Кёльнского собора – две башни, уходящие вверх

ФОТО: s2.fotokto.ru Нотр Дам де Пари богато украшен готическими деталями со всех сторон, а главные башни видны даже с внутреннего двора

ФОТО: immigrationnews.co.uk Огромное окно от пола до потолка сразу притягивает взгляды посетителей Вестминстерского аббатства

Готика Англии и Франции

Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.

ФОТО: worldlist.travel Собор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью

В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.

Читайте также:
Как эффективно почистить кошелек из натуральной кожи: советы и рекомендации

ФОТО: hakkindabilgial.com Кентерберийский собор построен в XII-XIV веках

ФОТО: pp.userapi.com Винчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест

Знаменитые храмы и соборы Чехии

В Чехии готика появилась намного позже, чем в остальных странах. Когда в Германии и Франции этот стиль уже набрал большую популярность, строители Чехии только начали использовать готические элементы. Поначалу они смешивались с романским стилем, и только к XIII веку получили широкое распространение.

ФОТО: i.pinimg.com Собор Святой Варвары, построенный в готическом стиле, находится в местечке под названием Кутна Гора

В двенадцатом веке в Чехии отсутствовали крупные города, поэтому развитие готического стиля происходило медленно.

ФОТО: upload.wikimedia.org Костёл Благовещения Девы Марии в Чехии – образец ранней готики

Готические сооружения Германии и Испании

Готика в Германии развивалась под прямым воздействием Франции. Среди самых значимых сооружений исследователи выделяют Часовню Святого Варфоломея, Кёльнский собор, Церковь Святого Михаила в Нижней Саксонии. Постепенно готический стиль в Германии приобрел мощь и собственные характерные черты.

ФОТО: ucarecdn.com Кёльнский собор занимает третье место в мировом списке самых высоких церквей

ФОТО: incomartour.com.ua Кёльнский собор внутри украшен капителями и большими оконными проёмами

Искусство орнамента было принесено в Испанию арабами. Среди крупнейших готических построек в Европе – кафедральный собор в Толедо. Основание собора было заложено в 1227 году. Особенность сооружения – пять нефов и элементы французского готического стиля.

ФОТО: cdn.pixabay.com Мюнстерский собор в Ульме перестраивался несколько раз и был восстановлен окончательно лишь в 1956 году

ФОТО: aristeya.com.ua Бургосский собор в Испании является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО

Что такое неоготика

Неоготика – новое течение в эпохе историзма. При строительстве зданий в этом стиле используются готические элементы в сочетании с современными конструкциями. Такие здания строились в Маниле, Киеве, Гуаньчжоу, Нью-Йорке.

ФОТО: the-city.kiev.ua Неоготика распространилась в России. Одно из популярных зданий – розовый замок барона Гильденбандта в Москве

Члены аристократических семей заказывали строительство домов в стиле неоготики. В России этот стиль имел другое название «псевдоготика».

Строительство современных коттеджей в готическом стиле

Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.

ФОТО: i04.fotocdn.net Замок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской области

ФОТО: avatars.mds.yandex.net Современные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажек

Некоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.

В заключение

Под влиянием кинематографа готический стиль вновь набирает популярность. Таинственность и мрачность притягивает туристов к древним соборам и вызывает желание разгадать их тайны.

Как вы относитесь к готическим постройкам? По вашему мнению, стоит ли воссоздавать древние замки и соборы по сохранившимся чертежам, или лучше строить современные гигантские сооружения?

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

М рачное средневековье подарило нам исключительные шедевры готической архитектуры, сохранившиеся и дошедшие до наших времен в сравнительно небольшом количестве. Остроконечные шпили соборов пронзают нашу душу в самое сердце и оставляют в нем след влюбленности в готику навсегда. Поражает грандиозность строений, филигранность резьбы по камню,красота и величие пропорций. Все сферы искусства: скульптура, архитектура, живопись слились в едином ансамбле. Если в городе, в который вы приехали есть готическое здание, вы как примагниченный пойдете именно к нему, видя его возвышающимся над всеми остальными зданиями. Удивительно, но не сохранилось чертежей этих великих творений людей, неизвестны авторы этих зданий. Соборы, строившиеся порой не один век, как Нотр-Дам-де-Пари, уникальны и неповторимы.

Слово готика (от итальянского gotico — непривычный, варварский) — сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил итальянский архитектор Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готический период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы приходился с XI – XII по XV–XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытеснив его. Появившись в Северной Франции, готический стиль быстро распространился по странам Западной, Центральной и Северной Европы, а после крестовых походов проник в Сирию, на острова Кипр и Родос. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Оно было призвано возвысить человека, показав ему его истинное предназначение. Отсюда как символы все архитектурные элементы здания устремлены вверх к Богу, оттого сильно вытянуты и заострены.

Готическое искусство было тесно связано с городом, поэтому не случайно, что в типах готических построек большое место заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц . Главную же роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первый был символом богатства города, а вторая – его независимости.

Готические соборы отражали стройность божественного порядка и олицетворяли божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания,в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм необозрим, часто ассиметричен, каждый его портал строго индивидуален. Высота здания порой достигала 40 м. В основе готического храма лежит тип римской базилики, когда центральный неф возвышался над боковыми. Все готические соборы в плане символично имеют форму латинского креста.

Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, толщина стены больше не влияла на несущую способность здания. Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору. Чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Таким образом, массивный свод заменился ребристым сводом, рёбра – нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр : веерный свод, крестовый, шестигранный, звёздчатый, сетчатый.

Читайте также:
Монтаж и сборка сруба из оцилиндрованного бревна: основные этапы и советы

Аркбута́н (фр. arc-boutant — «подпорная арка») — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.

Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.

Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков.

Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, – таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) – самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен.

Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.

Читайте также:
Устройство и схема вентиляции в курятнике зимой

Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.

Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии – Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.

Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.

Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.

Интересный пример российской неоготики середины 19 века – комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе – капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.

К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.

Внутреннее пространство готического храма членилось на три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю – трифорий (галерея над средними нефами, аркада которой выходит в центральный неф), верхнюю – окна.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр: везде где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками.

Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создало неповторимое “лицо” стиля готики. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

Каждый портал Шартрского собора украшен скульптурой. Количество дверей – три – связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности. На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Над входом с западного фасада расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным.

В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

Интерьеры жилых замков в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами.

Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

Читайте также:
Высокие барные столы с хромированной ножкой: эксклюзивные модели от производителя из Малайзии

Что же касается жилых особняков в неоготическом стиле, то неоготика в каком-то смысле была подобна маскараду, увлекательной игре в давно минувшую эпоху. Интерьеры дома Зинаиды Морозовой в Москве – по крайней мере, парадной его части – архитектор Шехтель стилизовал под готику, чем многократно усилил впечатление, которое дом производил на каждого, кому доводилось в него попасть.За мощным порталом с тремя стрельчатыми арками перед гостем открывалась дубовая дверь, приглашая в холл, облицованный резными деревянными панелями. Над головой сияла цветными стёклами люстра ручной работы, а за широким проёмом лестницы виднелся аванзал. Золотые эмблемы на голубом фоне стен чем-то напоминали геральдические лилии кованой ограды, но чтобы разглядеть их поближе, требовалось подняться по лестнице, перила которой оплетали змеи и охраняли чудовища.

Стиль и цвет — главные составляющие красивой сервировки стола

Одним из направлений деятельности дизайнеров является сервировка и декорирование стола. Первостепенная задача – соответствие определённому стилю или тематике. К сервировке относят расположение приборов и аксессуаров в правильном порядке, а оформление и декорирование стола дополняет нюансы и воплощает выбранное направление. Идей довольно много, и каждая из них имеет свои особенности.

Сервировка стола в стиле

Выдержать единый стиль можно только с помощью гармонии между всеми элементами, которые участвуют в сервировке и декорировании. Скатерть, салфетки, посуда, столовые приборы и мельчайшие фигурки — все они должны составлять единый ансамбль и оформляться по определённым правилам.

По своей сути, стиль лофт не приемлет уют и комфорт во всеобщем понимании. Ему характерны использование кирпичной кладки, голые балки, торчащие трубы. Всё это больше напоминает цех на фабрике, чем столовую.

Для достижения необходимого эффекта стараются совместить новые глянцевые вещи с видавшими виды элементами, имеющие потёртости и непрезентабельный вид. К примеру, на первом месте стол из дерева, на котором размещают кованые подставочки под блюда параллельно с ослепительными бокалами из стекла, натёртой до ослепительного сияния современной техникой для кухни.

Приветствуется полное отсутствие скатертей при оформлении стола в направлении лофт, впрочем, как и любого другого текстиля.

В осеннем стиле

Все прелести золотой палитры осени дадут множество идей для оформления стола в осеннем стиле. Особенно, когда присмотришься к виду осенних листьев, ягод, плодов и узнаешь всю красоту оттенков. Можно позаимствовать у природы натуральные осенние цвета: жёлтый и оранжевый, светло-коричневые оттенки с небольшими вкраплениями зеленоватого и красного.

Незаменимым атрибутом при декорировании композиции в осеннем стиле станут листья. Подбирать их нужно разных оттенков и форм. В этом случае можно достичь богатства и праздничной обстановки. Оформление стола реализуется разными способами: можно разбросать сухие листья по столу, собрать их в букеты или сформировать в виде венков.

Акцент делают на яркие оттенки осенней еды. Это могут быть капкейки и пироги в форме осенних листьев, блюда, украшенные специфическими элементами, или неповторимо яркого оттенка тыквенный суп.

На видео: чем отличается осенняя сервировка стола.

Кантри и рустик

Простота в сельском варианте – характерная черта стиля кантри. Отличительными элементами являются полевые цветы и натурального происхождения текстиль. Это может быть скатерть из льна, хлопка и фланели. Обычное оформление на них – мелкие цветы, клетка или полоса.

Посуду выбирают старинную, для цветов используют кашпо. Для дополнительного дизайна используют грубый шпагат или мотки ниток. Оттенки нейтральные, немного поблекшие на солнце. Обычно кантри оформляется в серых, коричневых, бежевых, терракотовых и зелёных оттенках.

Представим несколько вариантов оформления стола в стиле кантри:

  • Французское оформление выполнено с аранжировкой нейтральных тонов. Серо-коричневый в сочетании с оттенком карамели прослеживается во всех элементах (скатерть, посуда, керамика и меню). Близость с природой реализуется в создании композиций с использованием коряги, белых и розовых гербер с гипсофилой.

  • Деревенское оформление включает скатерть в клеточку из небеленого льна, неяркие букеты, установленные в баночки декорированные обвязками из лент вместо ваз. Ленты необходимо разбавить шпагатом. Подставками для посуды выступают спилы из древесины. Дополняется декор баночками, у которых вместо крышек украшения из ткани в клетку, перевязанные шпагатом.

Похожий на стиль кантри – направление рустик. К его характерным особенностям относят: простую мебель из древесины, старинный стол, скатерть из льняной ткани. Все эти элементы существуют в каждом доме. Для украшения используются такие цветы, как нарциссы, тюльпаны и примулы.

Неотъемлемыми атрибутами композиции, оформленной в стиле рустик, являются шишки и веточки.

Минимализм и скандинавский стиль

Отличительными чертами минимализма является функциональность и простота одновременно с элегантностью. Предполагает использование мягких пастельных оттенков в монохромном исполнении. Все элементы должны быть подобраны в едином стиле и создавать ансамбль.

Допускается небольшое вкрапление ярких оттенков, так можно немного разнообразить стол и поднять настроение гостям.

Не стоит забывать о простоте линий в скандинавском стиле. Здесь лучше не использовать пышные цветочные композиции. Если и есть небольшие букеты, то они должны быть лаконичными и элегантными. К примеру, композиция из зелёных веточек придаст лёгкости и обилие воздушного пространства. Вазы при этом должны быть из стекла.

При оформлении помещения в скандинавском стиле обычно присутствует обилие естественного освещения, но в вечернее время романтизм дополнят зажжённые свечи.

Арт-деко

Комбинация тёмной палитры с перламутром, позолотой, серебром – основное направление арт-деко. Ему присущи чёткие с незначительным изгибом линии. Начать необходимо с продумывания декора, который будет сочетаться с основной тематикой.

Читайте также:
Токовые нагрузки на кабели и провода

Если для стола выбраны скатерти и салфетки с золотистым теснением, то аналогичные вензеля должны быть и на посуде (края тарелок, ножки бокалов и прочее).

Эко-стиль

Для большинства интерьеров отлично подойдёт эко-стиль. Он предполагает полный отказ от привычных нам современных предметов, уход от городской суеты, сближение с природной. Здесь используются преимущественно натуральные материалы.

Эко-стиль отличается следующими факторами:

  • скатертями и салфетками из льна и хлопка;
  • песочными, терракотовыми, зелёными, серыми оттенками;
  • наличием матовой керамической посуды серого окраса;
  • деревянными элементами;
  • декором, состоящим из веточек с обилием мелких цветочков на них.

Если сервировать стол хочется с шиком, то следует уделить внимание элементам с позолотой и скатертям из аскетического льна.

На видео: свечи в эко-стиле в сервировке с посудой.

Прованс

Оформляя стол в стиле прованс, акцент делается именно на декоре. Количество предметов не ограничивается. В затёртых подсвечниках устанавливаются свечи, мини букетики, скатерти с вышивкой и с отороченными кружевными краями.

Одним из вариантов оформления стола является однотонная скатерть с яркой дорожкой, расположенной по центру. Такой приём смотрится ненавязчиво и оригинально. В стиле прованс посуда отходит на второй план. Подойдёт будничный вариант, но обязательно в светлых тонах.

В праздничном варианте особое внимание уделяется металлическим канделябрам, элементам из жемчуга, маленьким ангелочкам. Шиком является флористическая композиция из клетки для птиц.

В подборе красок, характерных для стиля прованс, отдаётся предпочтение терракотовой, лавандовой, оливковой, синей, серой, жёлтой гамме. Мебель в помещении обязательно из массива древесины, которой не присуще изыски. Приветствуется наличие потёртостей, резьбы и росписи цветочными элементами.

Шебби шик

Шебби шик представляется мебелью из дерева с элементами ковки. Окраска такой мебели состоит из белого цвета с характерными не закрашенными местами и даже потёртостями. В подборе флористики делают акцент на пастельные тона и изящной композиции из цветов с явным признаком романтизма. Именно они дополняют нежность, лёгкую небрежность и создают атмосферу загородного дома.

Отличают шебби шик и скатерти из натуральных тканей, рисунок на которых выполнен в полоску. В идеале, текстиль не должен быть новым. Лучше воспользоваться бабушкиными скатертями. Из цветов выбирают розы пастельных оттенков.

Обязательно присутствие элементов из роз в виде орнамента на посуде. Приветствуется возможное наличие хрусталя и жемчуга.

Винтаж

Винтаж — это пионы с яркими, розового окраса, бутонами, посуда в викторианском стиле по форме, имеющая цветочные орнаменты. Но присутствует и полная противоположность — белоснежные чайники и деревянные подносы с ярким рисунком и резьбой.

Предпочтения отдаются пастельным тонам, но не исключается использование и яркой палитры. Флористика представляется с использованием роз и лилий, декорированными веточками травы. Дополняется декор посредством фигурок из фарфора, элементами старинной посуды, подсвечников, скатерти с вышивкой и кружевами.

Винтажные элементы походят на антиквариат. Отличие заключается только в одном: антиквариат – это старинные вещи, а винтаж – стилизация под старину.

Сервировка стола по цвету

Немаловажное значение в сервировке стола имеет комбинация оттенков. Чаще всего выбирается основной цвет, который соответствует определённой обстановке и настроению. Если скомбинировать основной оттенок с любым другим, то можно привнести разнообразие.

В фиолетовом цвете

Для создания умиротворённой и романтической обстановки для двух человек сервировку и декорирование стола выполняют в фиолетовых оттенках. По некоторым утверждениям, фиолетовый — цвет творческих людей, он благоприятствует созданию обстановки для тихого общения, успокаивает после напряжённого трудового дня.

Фиолетовый способен подавлять аппетит, именно поэтому диетологи рекомендуют его для сервировки тем людям, которые стремятся сбросить лишний вес.

Украшение стола в монофиолетовой палитре выполняют редко, так как смотрится это довольно просто. Однако дизайнеры утверждают, что фиолетовый будет удачно сочетаться с другими оттенками.

Приведём несколько вариантов сочетания цветов:

  • Композиция из фиолетового и зелёного является сочетанием природного происхождения. Особенно это проявляется в гамме различных цветов: ирисов, сирени, шалфея, тимьяна, гиацинтов, роз и клематисов. Если сама природа создала такое сочетание, то это говорит о том, что эти цвета являются неплохим решением и отлично подходят друг к другу.

  • Роскошное сочетание фиолетового, золотого или серебряного создаст богемную обстановку. Осуществить можно, если поставить на стол бокалы и тарелочки с золотой каймой в сочетании с салфетками и скатертью фиолетового оттенка.

  • Брутальной обстановки для мужского праздника привнесёт фиолетово-чёрная сервировка стола. Такое сочетание также нередко встречается, когда стол оформляется в стиле арт-деко.

В золотом цвете

Неповторимым сочетанием является дуэт белого и золота. Этот вариант яркий представитель роскоши и показатель безупречного вкуса. Секрет заключается не в использовании дорогих аксессуаров и декоративных предметов, главное правильно и интересно скомбинировать предметы нужных цветов.

Очень эффектно будут смотреться столовые приборы с позолотой, фарфоровый столовый сервиз с золотой каймой, белоснежная скатерть с кружевами и золотой вышивкой. Если таких предметов в доме нет, не нужно расстраиваться, можно воспользоваться любыми предметами в золотом: вазы, кольца для салфеток. Если взять чисто белую скатерть, то она подчеркнёт аристократизм обстановки.

В синем цвете

Ничем не уступают в разнообразии палитры фиолетовому изысканные синие краски. Все они покоряют выразительностью, спокойствием и торжественностью. Передать чистоту и свежесть позволит сочетание синего и белого цветов, а включив фантазию и скомбинировав цвет неба с другими тонами, можно своими руками создать оригинальную обстановку.

Синий цвет в оформлении стола поможет реализовать разные тематические идеи, такие как синева неба или голубизна горных рек. Незаменимым акцентом любого праздничного стола является букет сезонных цветов, которые создадут гостям хорошее настроение.

Популярной идеей является сервировка стола в морской тематике. Здесь необходимо использовать скатерть и салфетки в одинаковом стиле с добавлением различного декора из разных материалов.

В красном цвете

Нежность белого и страсть красного оттенка — красивое и традиционное сочетание контрастов. Оно никогда не выходит из моды и довольно простое в оформлении. Стол застилается красной скатертью, могут быть белоснежные салфетки с красными кольцами или наоборот, красные салфетки на белом фоне.

Читайте также:
Контроль и проверка бетона: способы и этапы процесса | Научно-производственная компания

Ведущим элементом является праздничная посуда, которая почти всегда в доме именно белого цвета. Остаётся добавить только несколько элементов декора, в качестве которых выступят подсвечники, свечи, вазы и шикарные цветы.

На Новый год к сочетанию белого и красного обязательно добавляют зелёную цветовую гамму в виде сосновых веточек. Скатерть в этом случае лучше использовать белоснежную.

В бордовом цвете

При оформлении вечера, в воздухе которого парит аромат любви, веет теплотой и уютом с бокалом вина Бордо вместе с любимым человеком, следует сделать сервировку в палитре бордо. Именно этот оттенок создаст атмосферу изысканности и спокойствия на обеде или ужине.

Бордовый всегда считался символом солидности, консервативности и умеренности, именно поэтому это самый популярный цвет при сервировке праздничных столов. Особенно он привлекает аристократичные натуры. Схожесть цвета с оттенком вина Бордо обеспечивает в доме сытость, финансовую стабильность и королевскую роскошь.

Черно-белый шик

Самой роскошной вариацией праздничного стола является контрастное сочетание чёрного и белого. Дополняется такое сочетание предметами с богатой фактурой. Обязательны фарфоровые, хрустальные, бархатные элементы сервировки с дополнением шелковых скатертей и салфеток. Завершённость и экстравагантность достигается акцентом в виде шикарного букета свежих роз.

Накрываем стол к Новому году: 3 способа сервировки (1 видео)

Красивая сервировка стола: правила, стили, повод

За красиво украшенным столом приятно общаться с друзьями, наслаждаться вкусными блюдами и неспешными беседами. Вы, наверно, замечали, что чем красивее сервировка, тем легче найти общий язык с гостями, ведь в уютной атмосфере легче раскрываются сердца и рождается доверие. Правильная сервировка стола важна не только для взаимопонимания, но и для хорошего аппетита, ведь каждой хозяйке хочется, чтобы ее блюда были оценены по достоинству. Кроме того, гостям приятно, что их встречают красивым столом, проявляя внимание и любовь…

Именно скатерть задает стиль сервировке стола. Застелите обеденный стол скатертью, а не клеенкой, еще лучше, если у вас будет несколько скатертей на разные случаи жизни — для торжественного приема, уютного семейного завтрака или дружеской вечеринки. Скатерть может быть однотонной, пестрой, кружевной или украшенной вышивкой. Скатерть не должна свисать менее чем на 20 см и более чем на 30 см, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы скатерть соответствовала по размеру вашему столу. Ее можно сшить из обычной ткани, украсив шелковой лентой, которая по цвету перекликается с оттенками посуды. Если у вас есть симпатичная старая скатерть, ее можно оживить, покрыв сверху легким тюлем или прозрачной тканью, эффектно декорированной люрексом.

«Салфетки придают сервировке элегантность и торжественность, рассказывает стилист по сервировке стола Оксана Кравченко. — По цвету они должны оттенять скатерть, гармонировать с посудой и цветами, украшающими стол, самый лучший материал для них — сочетание хлопка и полиэстера. Благодаря специальным пропиткам современные сервировочные салфетки хорошо держат форму, не промокают и дольше остаются чистыми. Эффектно выглядят салфетки из 100%-й целлюлозы, напоминающие ткань, и осибори — маленькое влажное махровое полотенце, которое подают в скрученном виде на специальной подставке. Стандартные размеры сервировочных салфеток — 45 × 45 см, но сейчас не менее популярны салфетки круглой и овальной формы, декорированные кружевом, тесьмой или аппликацией».

Однако если у вас не деловой ужин с партнерами, от которого зависит подписание миллионного контракта, гости не будут в обиде, если вы поставите на стол бумажные салфетки, ведь они тоже бывают очень красивыми и стильными. Салфетки подают в салфетницах, в специальных держателях, в бокалах и на подставочных тарелках. Существует множество способов, как сложить салфетки для сервировки стола — в виде треугольника, веера, бантика, цветка или рулончика, обвязанного лентой. В оформлении стола салфетками можно использовать живые цветы и различные аксессуары.

Для всех вариантов сервировки стола нужна посуда, выбор которой зависит от ваших семейных традиций и вкусов. До сих пор ведутся споры, нужны ли подставочные тарелки, на которые ставится другая столовая посуда, приборы и салфетки. Такие тарелки подчеркивают торжественность мероприятия и придают столу аристократичную утонченность. Существуют разные тарелки — для основного блюда, для супа, рыбы, салатные, десертные и пирожковые, к которым подаются вилки для основного блюда, закусок, спагетти и морепродуктов, а также несколько ложек и ножей, в назначении которых порой можно запутаться. Самое главное, чтобы ножи и ложки лежали справа, вилки — слева, а чуть правее за тарелками стояли бокалы — от высоких фужеров к низким рюмкам, в зависимости от количества напитков. Слева ставят салатную, пирожковую, десертную тарелку или чайную пару.

Большие блюда для сервировки стола с закусками обычно ставятся в центре, мясную нарезку подают на круглом плоском блюде, а рыбные деликатесы — на овальном. В зависимости от меню на стол ставят соусники, салатники, селедочницу, супницу и обязательно — солонку и перечницу. Хлебницы обычно располагают по краям стола.

Если вы накрыли десертный стол, блюдо с тортом или пирожными ставится в центре, а вокруг — ваза с фруктами, сахарница, молочник, вазочки с печеньем и конфетами.

При простой сервировке стола на каждый день можно обойтись меньшим количеством посуды, главное, чтобы всем членам семьи было удобно, но при этом не стоит впадать в крайний минимализм — все-таки красота важна для позитивного настроя!

Читайте также:
Как правильно оббить входную дверь: лучшие советы и техники

Предметы сервировки стола и все, что вы должны знать о них

По мнению психологов, внешний вид блюд влияет на восприятие вкуса и настроение. Неважно, готовите ли вы завтрак только для себя или зовете большую семью к ужину. Красивая подача блюд – это проявление любви и заботы о себе и других, которая должна стать частью повседневного обихода. А значит, стоит всерьез задуматься о сервировке, выборе красивой посуды и приборов на каждый день, а не только по особо торжественным случаям.

Правила сервировки и выбор посуды

Не стоит изобретать очевидное, задумываясь, какие предметы сервировки стола стоит приобрести, как их использовать и располагать. Нормы этикета в вопросах праздничной и повседневной сервировки – отработанная веками, практичная система, пользоваться которой в домашних условиях проще, чем кажется.

Советы по повседневной сервировке стола:

  • используйте подставочные тарелки. Они выглядят нарядно и уберегают скатерть от лишних пятен;
  • глубокие тарелки для первых блюд обязательны;
  • под емкостью для первого положите тарелку для гарнира;
  • заранее разложите приборы. Это избавит вас от лишней суеты за столом;
  • не забудьте про салфетки. Используйте в сервировке и бумажные, и тканевые.

Праздничная сервировка стола

Отличия праздничной и повседневной сервировки

Для ежедневной подачи блюд полная сервировка вряд ли приемлема. Но это не значит, что эстетика нужна только несколько раз в год по особому поводу. Возьмите за правило хотя бы раз в день собираться всей семьей за красиво накрытым столом и вы удивитесь, насколько это нехитрое действие улучшить атмосферу и взаимопонимание в доме. Для этого достаточно красивой скатерти или подложек, чистых и единообразных приборов или тарелок.

Ежедневная серивировка стола в классическом стиле

Прекрасно, если у вас есть праздничный сервиз, однако позаботиться о его приобретении стоит не раньше, чем вы будете уверены, что посуда на каждый день выглядит не хуже. Пять разных тарелок, оставшихся от разных наборов, никогда не будут выглядеть гармонично, чего не скажешь о простых белых тарелках на опрятной скатерти.

Столовый фарфор и расположение тарелок

Столовый сервиз для первых, вторых блюд и закусок может быть изготовлен из фарфора, фаянса или керамики. Не обязательно каждый день подавать на стол фамильный столовый фарфор с ручной росписью, главное, чтобы все предметы на столе были из одного комплекта и сочетались с общим стилем интерьера, шторами и декором . Например, цветная керамика вряд ли впишется в утонченную классическую столовую, зато подчеркнет атмосферу уюта на кухне в стиле кантри.

Важно: если возможности купить и хранить несколько сервизов нет, лучше выбрать универсальные белые тарелки. Они сочетаются с любыми приборами, декором и стилистикой.

Сервировка праздничного стола в классическом стиле

Тарелки ставят на расстоянии 1,5 – 2 см от края стола, что примерно равно толщине указательного и безымянного пальцев. Если речь идет об изысканной, праздничной подаче, создать ее поможет одна простая деталь – подтарельник или тарелка-подставка. На нее ставят закусочную тарелку (между ними можно положить бумажную салфетку, чтобы они не скользили). Если предполагается суп, глубокую тарелку ставят сверху на закусочную. Тарелочку для хлеба или десертов размещают слева на расстоянии 10 см от гостя.

Важно: чтобы сидящие за столом чувствовали себя комфортно, на каждого человека необходимо около 80 см пространства.

Праздничный стол с деревянными подложками и зеленью

Различия столовых, десертные и сервировочных приборов

Все разнообразие столовых приборов вряд ли пригодится в повседневной жизни. Однако важно не попасть в неловкую ситуацию во время торжественного ужина, шведского стола и определиться с необходимым минимумом для дома. В этом вам пригодится краткое описание основных предметов сервировки.

Тарелки салфетка и столовые приборы

Сервировка стола для осени

Синий чайный комплект

Предметы сервировки можно разделить на:

  • столовые: привычный набор вилок и ложек для первых и вторых блюд;
  • десертные: десертные вилки, чайные ложечки, щипчики для сахара и т. д.;
  • сервировочные инструменты помогают разделать блюда на порции и разложить их по тарелкам, не относятся к индивидуальным приборам. В эту категорию входят половник, специальные ножи, вилки и ложки для закусок, салатов, разделывания рыбы, соусов, щипцы для хлеба, льда и т. п.

Разнообразие приборов и предметов сервировки стола огромно: от вилочки для улиток до щипчиков для спаржи. В повседневном обиходе достаточно различать ножи и вилки для мяса и рыбы. С заостренным кончиком и острыми зубцами служат для мясных блюд и изогнутый треугольный нож и вилка с четырьмя короткими зубчиками для рыбы.

Расположение и приборов

Расположение приборов согласно этикету вызывает много вопросов. На самом деле, это про простая и логичная система, освоить которую несложно. Раскладывают приборы после того, как тарелки уже заняли свое место.

Простая летняя сервировка стола

Столовые приборы делятся на несколько категорий:

  • столовый комплект. 3 предмета для первых и вторых блюд. Глубокая ложка, большой нож, вилка с длинными зубцами;
  • закусочный комплект из 2—3 предметов для салатов, закусок и нарезки на несколько сантиметров короче;
  • нож и вилка-лопатка для рыбы;
  • маленький десертный комплект из ложечки, вилочки и ножа.

Сервировка стола в минимализме

По бокам от большой тарелки должно находиться не более 3 приборов. Особые приборы (вилка для спагетти, устриц и т. п.) сервируются сразу, если меню небольшое, и подаются отдельно, когда перемен блюд много.

Раскладывать приборы надо следующим образом:

  • ножи и ложки лежат справа, вилки – слева. Исключение составляет только вилка для устриц, ее место также по правую сторону;
  • ножи должны смотреть лезвиями к тарелке, вилки лежать зубцами вверх, ложки – выпуклой стороной на поверхности;
  • первым идет столовый комплект, потом приборы для рыбы и закусок;
  • десертный набор кладут над тарелкой-подставкой, параллельно краю стола;
  • вспомогательные приборы, с помощью которых гости сами накладывают себе еду, располагают рядом с соответствующими блюдами.
Читайте также:
Чем можно гладить одежду кроме утюга?

Важно: сколько бы предметов ни было на столе, всегда начинайте трапезу с приборов, лежащих дальше от тарелки.

Столовые приборы под медь

Барное стекло и выбор бокалов

Разнообразные бокалы и фужеры для коктейлей, вина и холодных напитков относятся к категории барного стекла. Выбор их настолько огромен, что если отдельной барной стойки в доме нет, не стоит и пытаться собрать полную коллекцию фужеров. Ориентироваться надо на свои вкусовые предпочтения и качество стекла, иначе даже самый красивый бокал не прослужит долго.

Красиво накрытый стол за городом

Вариант минимального набора барного стекла для дома:

  • высокие бокалы «флюте» для игристых вин;
  • бокалы бордосского типа для вина объемом 350—400 мл. Они подойдут для красного, розового и белого небольшой выдержки;
  • стаканы объемом 200—285 мл. Подойдут для подачи безалкогольных напитков, коктейлей и пива;
  • бокалы в форме тюльпана на 160 мл для крепкого алкоголя: коньяк, виски, бренди, ликер и крепленые вина;
  • стопки по 50 мл для крепкого алкоголя.

Форма и объем бокала ощутимо влияют на вкус, аромат коньяка и вина, помогают раскрываться букету и послевкусию. Поэтому даже начинающим сомелье стоит уделить пристальное внимание выбору тары, если не хочется испортить впечатление от дорогого напитка. Зато на вкус пива форма кружки или бокала никакого влияние не оказывает.

Важно: бокал – общее название посуды из тонкого стекла для напитков. Фужер – один из его разновидностей на высокой ножке для подачи игристых вин и соков.

Как расставить бокалы на столе?

Барное стекло расставляют после того, как тарелки и приборы заняли свои места. Перед подачей к столу убедитесь, что на стекле не осталось следов от воды или пальцев и держите их за донышко или ножку.

Выбор барного стекла и подача сыра

Бокалы и стаканы при сервировке ставят справа от тарелки, а если вода и алкогольные напитки подаются в одно время, ближе ставят сосуд для напитка, лучше сочетающегося с первым блюдом. Для пышного застолья, во время которого понадобится больше трех емкостей для напитков, их выставляют в два ряда: впереди рюмки, бокалы для красного вина и фужер для воды, во втором ряду бокал для белого и шампанского.

Чайные и кофейные сервизы

Традиционным материалом для хороших чайных и кофейных сервизов является тонкий и невесомый фарфор. Однако интересных и практичных вариантов из стекла, фаянса и керамики ничуть не меньше. Главное, чтобы выбор был вам по душе, подходил под обстановку, а не стол подавались предметы только из одного комплекта.

В классический чайный сервиз входят чашки объемом около 200 мл с блюдцами, заварочный чайник, молочник и сахарница. В расширенном десертном комплекте также могут быть блюдо для торта, масленка, вазочка для печенья и конфет и десертные тарелки.

Посуда для сладкого стола в классическом стиле

Кофейный сервиз состоит обычно из чашек (объем 30—60 мл), блюдца, кофейника, подноса, ложечек, молочника, джезвы и сахарницы. Особой изюминкой может стать специальная коробочка для зерен, распространяющих их манящий аромат.

Для сервировки десертного стола важно запомнить «правило правой руки»: ручки всех чашек должны смотреть вправо, ложечку на блюдце, салфетку и лопатку для торта тоже кладут с этой стороны.

Важно: никогда не забывайте положить чайную ложечку на блюдце, прежде чем пить из чашки. 

Молочник и сахарница из керамики

Емкости для специй

Для сервировки стола обычно достаточно солонки и перечницы, ставят которые правее или левее основного блюда на столе. Если в дополнение к специям необходимы горчица, кетчуп и другие соусы, их размещают рядом со специями.

Столовый текстиль

Столовый текстиль – часть повседневного и праздничного убранства стола, которую нельзя недооценивать. Для ежедневного применения хорошо подойдут моющиеся коврики-плейсменты, для торжественной – комплект из скатерти и тканевых салфеток.

Выбор скатерти

Скатерть выбирается по форме стола так, чтобы концы свисали на 25—30 см от кромки и исходя из цветовой гаммы интерьера. Яркий цвет должен дублироваться в декоре и сервировке, иначе лучше выбрать нейтральный белый вариант. Для ежедневного использования лучше подойдет материал с тефлоновой пропиткой или комплект из нескольких текстильных вариантов на смену. Для особого случая лучше взять вариант из плотного льна. Синтетические материалы легко отстираются, но если на них попадет хотя бы маленькая искорка от зажженной свечки, случиться может страшное.

Квадратные тарелки для сервировки стола

Отглаженную скатерть берут двумя руками по ширине, встряхивают и притягивают к себе. Поперечная и продольная складки должны оказаться точно по центру стола.

Использование салфеток

Тканевые салфетки – один из главных атрибутов праздничного или романтического стола, в неформальной сервировке можно ограничиться бумажными.

Салфетки и плейсменты для стола

Текстильные салфетки можно просто положить на тарелку, а можно свернуть оригинальным образом как оригами . Сделать это несложно, зато гости наверняка окажутся впечатлены. Заправлять за воротник одежды салфетки не принято, достаточно расстелить их на коленях, периодически промокая слегка загрязненные губы и пальцы.

Красиво накрытый стол не только добавит вкуса блюдам, но и поднимет настроение даже в самый обычный день. Это сообщение, без слов говорящее о вашей заботе о себе и близких.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: