Живопись из солнечных самоцветов – раскройте секреты великолепных изделий!
Драгоценные камни – неиссякаемый источник вдохновения для мастеров. Замысловатая игра оттенков, необычная фактура, причудливое сочетание текстур – всё это позволяет изготавливать из натуральных минералов изумительные вещицы. И наша статья познакомит Вас с одной из самых изысканных отраслей подобного ремесла! Прочитав её, Вы узнаете, что такое флорентийская мозаика, как рождаются шедевры и в чём их особенности.
Флорентийская мозаика: история промысла
Камень – красивый и стойкий к повреждениям материал. Неудивительно, что он столь востребован в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве! И древнейшим видом подобных работ является мозаика (от латинского слова «musivum» – «посвящённая музам») – техника создания картин из разных по тону и форме кусочков, прикреплённых к общей основе.
Уже на заре цивилизации, в IV тысячелетии до н. э., люди выкладывали узоры из каменных осколков – такие произведения встречаются в дворцах и храмах Месопотамии. Чрезвычайно реалистичные панно античной Греции и Рима состояли из миллионов фрагментов. Расцвет ремесла выпал на времена Византийской империи – мозаичные иконы из самоцветов и смальты (крашеного стекла), снабжённые подложкой из золотой фольги, и сейчас завораживают верующих в Константинополе, Венеции, Италии. В период Средневековья в моду вошли вещицы из бисера, а рококо ознаменовалось изделиями из раковин, перьев, панцирей жуков.
Однако вершина камнерезного искусства – флорентийские мозаики, они же «pietrа dure» (в переводе с итальянского – «твёрдый камень»). Это инкрустация фигурно обточенных самоцветов в основание из зелёного, белого или чёрного мрамора. Мастер так филигранно подгоняет детали, что между ними почти не остаётся швов, а для лучшего сцепления наносит на изнанку бороздки. Готовое произведение смахивает на головоломку-паззл, но каждая частица имеет свою собственную неповторимую конфигурацию, зависящую от места в рисунке. А естественный неоднородный тон минерала придаёт изображению особое очарование!
Первые подобные панно, ещё известные как «opera di commessi» («состыкованные») датируются XIV ст. Ими восхищался сам Микеланджело, именуя «вечными картинами». Неординарные сувениры из янтаря, агата, кварца, халцедона, яшмы, лазурита, порфира и гранита покорили влиятельных меценатов Медичи, и с тех пор новому промыслу был гарантирован успех – в этом стиле выдержана даже усыпальница семейства. Так, глава республики Лоренцо Великолепный (1449-1492) заказывал умельцам работы на мифологическую тематику. А в 1588 г. герцог Тосканы Фердинанд I основал мастерскую флорентийских мозаик «Galleria di’Lavori». Там делали камеи (портретные медальоны), посуду, панели для дверей и шкафов, столешницы, скамейки, фонтаны.
К началу XVII ст. чудесные произведения прославились во всём мире. В Индии эти узоры называют «parchin kari» (на хинди – «вбивать, соединять»). Ими декорирован величайший архитектурный памятник страны – Тадж-Махал. Похоже оформлены восточные мечети и особняки, вот только орнаменты там были растительными либо геометрическими – в исламе запрещено изображать живых существ. В России флорентийские мозаики появились при царице Елизавете Петровне (1709-1761) – по её приказу ими дополнили знаменитую Янтарную комнату. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие фрагменты оригинальной обстановки: комод, панно «Осязание и обоняние», янтарная шкатулка.
Фрагмент мозаики в Янтарной комнате. Царское село
В XIX ст. флорентийские мозаики стали характерной чертой жанра ар-нуво – его изогнутые линии, приглушённые цвета и лаконичные очертания идеально соответствовали специфике работы с драгоценными камнями. А в ХХ ст. монументальными картинами украшали станции метро, театры, правительственные здания.
Тайны искусства: техника изготовления мозаики
Флорентийская мозаика требует кропотливого труда и терпения – только тогда кусочки камня превратятся в шедевр! И вот какие этапы для этого понадобятся:
- мастер набрасывает эскиз, адаптируя его под выбранный самоцвет. Необходимо учесть все характеристики минерала – его твёрдость, прозрачность, пористость, склонность крошиться;
- подготовка материала. Самородки нагревают или погружают в кислоту, чтобы раскрыть переходы тонов, прожилки, пятна, штрихи – именно они делают произведение выразительным;
- разметка и резка. Фрагменты высекают по контуру, оставляя небольшой допуск для стыков. Теперь эту операцию выполняют на станках, а вот раньше умельцам приходилось довольствоваться пилой из вишнёвой ветки, на которую натягивали стальную проволоку. Задача ещё усложняется, если вещица имеет изгибы либо округлую поверхность – как эргономичная янтарная ручка;
- шлифовка пластин. Их толщина не должна превышать 2-3 мм (лишь тогда изображение будет живым и ярким), а края – плотно прилегать друг к другу;
- сборка – прямая (когда элементы сразу прикрепляются к загрунтованной основе) или обратная (рисунок в зеркальном отражении из уложенных лицевой стороной вниз деталей собирается на ткани или картоне, и затем переносится на подложку);
- полировка и затирка зазоров малоабразивными пастами. Драгоценные камни обретают блеск и сияние, демонстрируя все нюансы оттенков.
Изготовление флорентийской мозаики в Украине
Зарождение этого вида искусства в нашей стране связано с принятием христианства. В XI ст. были созданы одухотворённые лики Богоматери-Оранты в Софийском соборе и сцены Евхаристии в Михайловском златоверхом монастыре, вобравшие в себя дух эллинистической и византийской культур. Позже в произведениях усилились отечественные веяния – насыщенный колорит Петриковских росписей, символичность вышивок, наивная простота рисунка Катерины Билокур (1900-1961) и экспрессионизм Михаила Бойчука (1882-1937). В ХХ ст. мозаиками отделывали киевский автовокзал и аэропорт «Борисполь», метро (станции «Крещатик», «Шулявская»), торцы домов на Проспекте Победы, Дворец пионеров.
Фрагмент мозаики «Кузнецы современности» на просп. Науки, 47. Киев. 1974 г.
Однако сейчас подобные вещицы довольно редки, особенно если они выполнены вручную с соблюдением всех технологий. И именно такие шедевры предлагает Вам интернет-магазин «Янтарь Полесья»! Опытные мастера бережно реконструируют старинные приёмы обработки и комбинирования самоцветов, благодаря чему украинский сувенир становится аутентичным, оригинальным и роскошным.
Преимущества наших изделий изделий из натурального камня заключаются в:
- сертифицированном сырье. Мы используем качественную застывшую смолу, тщательно проверяя её происхождение;
- долговечности. Правильно подготовленные кабошоны почти не страдают от перепадов температур, влаги, грязи и фотостарения, так что Вы сможете не только любоваться произведением, но и применять его по прямому назначению – как бритву с самоцветной рукоятью или пробку для вина;
- уникальности. В природе нет двух одинаковых драгоценных камней – а значит, даже если в точности повторить сюжет картины из янтаря, новое панно будет отличаться палитрой и текстурой элементов;
- целебных свойствах полесских солнечных самоцветов.Они содержат лечебные смолы и кислоты, а кроме того – йод, цинк, селен, магний и железо. Поэтому, прикасаясь к вещице – скажем, к электронной сигарете, курительной трубке либо мундштуку – Вы укрепите своё здоровье и улучшите настроение!
Что же такое Флорентийская Мозаика?
Природный камень – уникальный и неповторимый материал в руках мастера. Но ювелирные украшения, камеи, резные фигурки, довольно привычные в современной жизни, это еще не весь список применения драгоценных и поделочных камней. Особое место занимает изготовление различных видов мозаик. Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов из цветного натурального камня, но и один из древнейших видов изобразительного искусства. Время не властно над мозаичными картинами из камня, каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Сотни пластин драгоценных и полудрагоценных камней для живописных полотен подбираются тончайшим образом и складываются в неповторимые произведения искусства. Существуют различные виды мозаики, которые различаются по технике их выполнения. Это византийская, римская, русская, французская и флорентийская мозаики.
Остановимся подробнее на последней. Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. В галерее Уффици находится одна из наиболее известных работ этой мастерской – восьмигранный стол с цветами, плодами и птицами. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики.
Среди страстных поклонников и покровителей флорентийской мозаики были король Испании Карлос III, габсбургский император Рудольф II, семейство Медичи, кардинал Мазарини, король Франции Людовик XIV.
Техника, используемая для создания флорентийской мозаики, довольно сложная и требует много времени. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать многие месяцы.
Наибольшее распространение во флорентийской мозаике получили небольшие картины с аллегорическими сценами, архитектурными и природными пейзажами, морскими и пасторальными сюжетами. Особенностью флорентийских мозаик является их неповторимость, каждая картина уникальна. Мозаика не тускнеет и не выцветает со временем – старинные флорентийские образцы пережили несколько столетий, и по-прежнему сияют первозданными красками.
Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка.
Составляют мозаику из крупных кусков цветного камня, вырезанных по контуру изображения. Каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу. мастер использует не только цвет камня, но и обыгрывает его природную текстуру. Для изготовления мозаики обычно используют оникс, яшму, кварц, горный хрусталь, виолан, гелиотроп, перламутр, малахит, чароит, лабрадорит, кахолонг, лазурит, кораллы, мрамор. При выборе камня важно, чтобы его цвет и рисунок соответствовали живописному образцу или эскизу будущей мозаики. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собираются в живописный ковер так, чтобы природный рисунок поверхности камня, естественные цветовые вариации и линии текстуры гармонично дополняли рисунок мозаики. Каменные элементы могут быть любой формы, но собираются они вместе так плотно, что ни швов, ни линий стыка почти не видно. Подобрать камни для мозаики – задача непростая. Помимо цвета камня, необходимо хорошо знать его свойства – твердость, блеск, спайность. Прослойки, прожилки, различные включения и примеси придают различные оттенки одному и тому же виду камня и даже могу изменять его цвет. Палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка. Специальная обработка камня, подбор цветов и тщательная подгонка элементов требует много сил и времени.
В технике «флорентийской мозаики» создают «живописные» картины, орнаментальные вставки в предметах интерьера, столешницы, мебель, вставки для ювелирных украшений.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время – она украшала потолки и стены метрополитена и различные общественные здания. Размеры произведений в этой технике достигали десятков, а то и сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальную значимость, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются – умелый подбор камня, интересное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов и тщательность исполнения.
Флорентийская мозаика – удивительный вид изобразительного искусства, загадочный, как сама вечность, воплощением которой являются камни-самоцветы, из которых она составляется.
К сожалению, в середине 19 века вместе с окончанием истории Тосканского герцогства, с исторической сцены сошла и Флорентийская мастерская. Однако ее традиции к тому времени оказались восприняты во многих европейских государствах и в той или иной форме продолжили свое существование.
Современные мастера-камнерезы продолжают старинные традиции и создают эксклюзивные мозаичные полотна, которые, как истинные предметы искусства, великолепно дополняют современные элитные интерьеры.
Этапы создания Флорентийской мозаики
К заготовительным операциям относится выбор сырья по качеству, разметка, разрезка блоков на “фанеру” и вырезание из блоков заготовок для изделий»
Отбор сырья и разметка камня – операции самые ответственные, часто определяющие декоративное и художественной достоинство будущего изделия. Чтобы разглядеть цвет и рисунок, камень обычно смачивают водой. Смоченный срез выглядит как полированный. Нужно не только знать камень, но ещё и бережно, с любовью относится к нему и помнить, что рисунок в камне и его цвет неповторимы ; относясь к камню равнодушно, разрезая только о учётом необходимых для будущего изделия размеров, можно навсегда утратить его прелесть и красоту.
При резке камня на заготовки важно не только учитывать его цвет и рисунок, но и правильно выбирать направления реза с учётом свойств камня. Практически все цветные камни требуют индивидуального подхода, а особенно минералы и горные породы, обладающие такими оптическими свойствами, как иризация, переливчатость, игра цветов и другими.
В зависимости от габаритов исходного сырья глыба, валун, облом, плита, кусок различают две основные стадии резки – предварительная стадия резки и резка на заготовки.
Задачей предварительной резки является получение из больших глыб валунов камня кусков, плит меньших размеров, удобных для дальнейшей обработки. Не менее важной задачей является определение качества разрезанных плит наличие трещин, включений, цвета и рисунка. Именно после этой операции определяется дальнейшая судьба камня. В зависимости от его качества, цвета и рисунка определяется, для каких изделий должно быть предназначено данное конкретное сырьё.
Резка на заготовки – это изготовление штучных заготовок для конкретных изделий из цветного камня. Этой операции предшествует операция по разметке камня.
Резка производится на отрезных станках малом или большом в зависимости от величины заготовки.
Проводится при обильном охлаждении. В качестве охлаждения применяют воду. При резке цветного камня во избежание несчастных случаев следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности.
Техники набора мозаики.
В практике мозаичных работ существуют два классических способа их выполнения.
Технология обратного набора предполагает первичное выкладывание мозаики лицевой стороной вниз. Далее композиция может быть закреплена с изнаночной стороны с помощью клея или цементных составов и основы (стекловолокна, бумаги, кальки). Собранные модули в качестве готовых сборочных единиц монтируются на месте расположения мозаики. Обратный набор стал использоваться с развитием масштабных мозаичных проектов, требовавших укладки сложных мозаик большой площади и обработки лицевой поверхности панно.
Основным преимуществом обратного набора является возможность проведения мозаичной укладки в подготовленном помещении без привязки к технологическим процессам на объекте. Готовые модули, собираемые на объекте, экономят время монтажа, что в конечном счете удобнее как для мозаичистов, так и для заказчиков.
Вторым важным фактором выбора технологии обратного набора является возможность проведения обработки лицевой поверхности мозаики в производственных условиях. Шлифовка, полировка камня или смальты, выполненная в условиях мастерской, придает готовой мозаичной композиции монолитность, цельность и глянцевый блеск поверхности.
Технология обратного набора (иногда с двукратным переворачиванием лицевого слоя) обычно используется в промышленных процессах производства стеклянной или керамической мозаики – в результате получаются плитки или модули с готовой мозаикой.
Технология укладки мозаики прямым набором сложилсь исторически – от самых первых мозаичистов, выкладывавших узоры из цветной гальки на дорожках и полах древних поселений. Смысл прямого набора – в прямой укладке мозаичных элементов на постоянную основу. Частицы вдавливаются или приклеиваются на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение.
Именно прямым набором изготовлены великолепные древнеримские и византийские мозаики. Мозаиные мастерские тех времен насчитывали до нескольких десятков работников и подмастерьев, так как прямой набор требовал подготовки материала – смальты или камня, и значительных затрат времени на выкладывание сложных жанровых картин и узоров. Прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композии, будь то пол или стена жилого или общественного помещения. На ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу – иногда на несколько тысячелетий.
В современных условиях прямой набор часто осуществляется в мастерских – мозаичное изображение собирается на основу – стекловолокно или иные материалы, причем крупные изображения делятся на фрагменты. Затем готовая мозаика собирается непосредственно на объекте из готовых частей – и крепится вместе с основой к поверхности.
Метод прямого набора также используется для крупноформатных мозаик из смальты или камня. Примерное расположение крупных деталей мозаики подбирается в мастерской и обозначается на рисунке, а затем в соответствии с разработанной схемой производится монтаж непосредственно на объекте.
Прямой метод можно использовать для мозаик без дополнительной отделки лицевой поверхности – для настенных панно или композиций, в которых неровность общей поверхности и различные наклоны и особенности отдельных элементов создают особенную игру света. Мерцание и цветовые нюансы мозаичной отделки способны решать самые различные интерьерные и эстетические задачи. (Приложение 6)
Прежде чем приступить к набору мозаики, необходимо изучить рисунок будущей мозаики, разобрать камни на отдельные группы, которые составляют главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные пластины камня, а для мелких деталей и заднего плана мельче.
Цвета природного камня редко бывают абсолютно одинаковые с цветами эскиза. Не следует добиваться буквального копирования, нужно соблюдать цветовые пропорции, чтобы фактура поверхности камней походила на фактуру изображаемых предметов композиции. Начинают выкладку мозаики с наиболее крупных деталей композиции.
Доводка и полирование изделий из цветных камней являются финишными операциями процесса. Операцию доводки выполняют с помощью мелкозернистого абразива, зёрна которого свободно распределены в доводочной пасте или суспензии. Инструментом служит притир, на поверхность которого наносится паста или суспензия. Относительное перемещение изделия и притира должно быть таким, чтобы абразивное зерно при каждом ходе перемещалось по новой траектории.
Полирование является последней операцией при изготовлении художественных изделий из цветного камня. Полирование уменьшает шероховатость поверхности до минимума и придаёт ей блеск, яркость цвета.
Как уже говорилось выше, чтобы увидеть цвет и особенно рисунок камня, его при разметке смачивают водой. Мокрый камень воспринимается зрением совершенно иначе, чем сухой. Вот таким, каким увидел мастер смоченный камень, должно быть отполированное изделие из него.
Луч света, падающий на полированную поверхность изделия, не рассеивается, как на шлифованной поверхности, а отражается, показывая камень во всей его красе. Этим и объясняется особая роль полирования,
При доводке и полировании камня большое значение имеет структура обрабатываемой породы, т.е. её физико-механические свойства. Поэтому для различных пород камня применяют различные доводочные и полировальные материалы – алмазные пасты, окись хрома, трепел, известь пушёнка.
Чтобы получить блестящую поверхность любого полируемого камня, количество подаваемой пасты по мере завершения процесса необходимо уменьшать. Полирование должно закончиться “впросух” – термин, бытующий у камнерезов очень давно и определяющий характер последней стадии полирования.[16, c.30 – 183]
Флорентийская мозаика (Pietra Dura)
Флорентийская мозаика или на итальянском – Pietra Dura.
Флорентийская мозаика – создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики – тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра.
Для изготовления флорентийской мозаики используются драгоценные и полудрагоценные камни: агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, белая яшма, халцедон, гематит (красный железняк), мрамор.
История возникновения
Искусство это зародилась в эпоху Ренессанса в Италии и первая мастерская Pietra dura была создана семьёй Медичи во Флоренции в 1588 году. Представители этой семьи известны как меценаты и покровители выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап – Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции – Екатерина Медичи и Мария Медичи.
Идея Pietra dura заключалась в попытке распространить принципы инкрустации деревянной мебели на предметы с использованием природного итальянского мрамора. Мрамор сравнительно легок в обработке, богат рисунками и оттенками, и первые мозаичные картины в новой технике изготавливались преимущественно из различных сортов мрамора. Именно в этой мастерской были разработаны принципы технологии, актуальные и в настоящее время.
Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, форм рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Оттенки различных пород одного камня, расположение и частота различных прослоек, прожилок, включений, наличие пятен другого цвета — возможности палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам.
Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время – она украсила потолки и стены московского метрополитена.
Размеры произведений в технике pietrа durа достигли десятков и сотен квадратных метров. Однако, став монументальной, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность.
Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны, так как краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются.
Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
Особенности изготовления флорентийской мозаики
Итальянская мозаика имеет ряд особенностей, которые отличают ее остальных видов каменной кладки:
1. Все части рисунка подогнаны настолько плотно, что соединения между камнями почти не видны;
2. Все элементы должны быть тщательно отшлифованы и находиться в одной плоскости;
3. Даже самая точная копия картины отличается от оригинала, так как в природе не существует абсолютно одинаковых камней;
4. На создание одной мозаики может уйти несколько месяцев;
5. В отличие от рисунков на холсте, изображения из камня не тускнеют и не выгорают на протяжении многих лет.
Сегодня «каменные картины» украшают небольшие шкатулки или дверцы шкафов. За работу берутся огромные деньги, так как каждое изображение делается по персональному заказу.
Как клеить обои под покраску: подробное руководство + видео
Отделка стен в жилых комнатах занимает много времени и сил, поэтому некоторые пользователи выбирают для этого обои. Рулонные материалы с фактурой способны скрыть незначительные неровности основания. Кроме того оклейка стен обоями займёт совсем немного времени. Из нашей статьи узнаем, как клеить обои под покраску в жилых комнатах.
Выбираем обои под покраску
На современном строительном рынке присутствует огромное количество видов обоев, предназначенных для дальнейшего окрашивания. У каждого из рулонных материалов есть свои достоинства и недостатки. Ознакомимся с ними более подробно:
Внимание! На нашем сайте заработал конструктор кухни. Ознакомиться с ним и спроектировать кухню своей мечты можете совершенно бесплатно! Также может пригодиться конструктор шкафов-купе.
- Флизелиновые изделия считаются самой популярной разновидностью. Этот материал состоит из синтетического волокна и целлюлозы. На поверхности наносится рельефный рисунок из вспененного винила. Поклейка флизелиновых обоев под покраску происходит быстро. Их положительными чертами считается лёгкость и удобство укладки, возможность маскировки мелких трещин и других дефектов стен. Из недостатков нужно указать на относительную хрупкость винила, а также растяжение полотен при наклейке на стены.
- Стеклообои изготавливают из каустической соды, доломита и кварцевого песка. В результате смешивания таких сырьевых компонентов получают устойчивое к механическому воздействию полотно. Такие изделия обладают повышенной износостойкостью, они негорючие и просты в уходе. Стеклообои легко моются и очищаются от загрязнений щёткой, поэтому их рекомендовано использовать в общественных помещениях. Из минусов нужно указать на высокую стоимость, неярко выраженный рисунок, а также на необходимость подготовки основания перед оклейкой.
- Бумажные изделия считаются самым экономным вариантом. Такие обои считаются экологически чистыми, так как состоят из двух прослоек бумаги, способны скрывать дефекты стен, имеют низкую цену. Минусами считается возможность разрыва полотнищ во время оклейки, деформация при усадке ограждающих конструкций, а также ограниченный период эксплуатации (до 5 лет).
При выборе обоев нужно руководствоваться своим вкусом и финансовыми возможностями.
Как правильно клеить обои под покраску на стены
Сначала нужно подобрать клей для определённого вида рулонных материалов. Под бумажные изделия подбирают универсальные клеящие вещества, флизелиновые рулонные материалы и стеклообои закрепляются на специальном клею. Для сохранения текстуры рисунка поклейка обоев под покраску своими руками начинается от окна.
Как подготовить поверхность
На подготовительном этапе необходимо очистить поверхность стен от фрагментов старых обоев или участков с краской. Дырки и трещины на основании шпатлюют, значительные перепады высот заполняют штукатуркой. После выравнивания поверхности и высыхания раствора стены пропитывают грунтовкой. Далее приступают к закреплению первого полотна.
Разметка и нарезка
Не каждый пользователь знает, как наклеить обои под покраску на стены. Полотнища нужно плотно подгонять и клеить встык. Начинают работы с левой стороны окна, далее двигаются против хода часовой стрелки. Для правильного наклеивания первого полотна необходимо использовать уровень или отвес. С помощью этих инструментов проводят вертикальную черту на расстоянии 50 сантиметров от окна.
При наклейке стеклообоев или рулонных материалов на флизелиновой основе клей наносится только на основание. В случае наклеивания бумажных аналогов клеевой смесью пропитывают и само полотно.
Все полосы отрезают по высоте помещения с добавкой 5-7 сантиметров для перекрытия неровностей и мест стыкования с полом и потолком. Клей наносят на полотнище и ждут 7-10 минут, чтоб он пропитался. Верхнюю часть полосы прижимают к стене и выравнивают по линии. Далее рулонный материал разглаживают специальной щёткой или валиком, от центральной части к краям. Лишние части отрезают острым ножом.
Как клеить флизелиновые обои под покраску
Для оклейки стен флизелиновыми обоями необходим следующий инструмент:
- клей;
- валик;
- мягкая ткань;
- кисть для нанесения клея.
Для начала нужно подготовить основание, снять старую отделку и заполнить все неровности штукатуркой или шпатлёвкой. Далее готовим клей и нарезаем обои на полотнища необходимой длины. Первую полоску прикрепляют строго в вертикальном направлении, при совмещении остальных полотнищ нужно следить за совпадением рисунка.
При помощи кисти клей наносят на поверхность основания, прикладывают полоску и выгоняют из-под неё воздух, пользуясь валиком или мягкой тканью. После разглаживания на стене не должно оставаться следов пузырей. Излишки клея со стены убирают тряпкой.
Стеклообои под покраску
Начинаем работы с подготовки стены и нанесения грунтовки. Когда раствор высохнет, намазываем на основание клей по ширине полосы с запасом в 2 сантиметра. Не всякий знает, как поклеить обои под покраску. В этом случае полотнища приклеивают методом стыкования, внахлёст можно делать только при значительных неровностях стен с дальнейшим срезанием шва.
Первую полоску выравнивают по разметочной линии. Наклеивание обоины проводится сверху вниз, не следует закреплять на стене всё полотно. Стеклообои имеют пористую структуру, поэтому излишки клея могут проступать через материал. Капли растирают по поверхности и используют в качестве грунтовки. Это позволит снизить расход краски. Стыки должны быть незаметными на фоне стены.
Клеим бумажные обои и виниловые на бумажной подложке
Процесс оклейки стен бумажными шпалерами ничем не отличается от закрепления аналогичных материалов. Подготавливаем стену, наносим разметочную линию, покрываем клеем основание и полотнище. После впитывания смеси приступаем к оклейке комнаты.
Замечено, что эти рулонные материалы могут деформироваться от перепадов температуры. Их нельзя размещать возле плиты, котла или камина. Недостатком стандартных изделий считается плохая воздухопроницаемость. Решить проблему поможет покупка материала с микропорами.
Особенности поклейки в углах и возле проёмов
Далее расскажем, как клеить и красить обои под покраску в труднодоступных местах. При оклейке углов полотнища накладываются друг на друга внахлёст, около 2 миллиметров. Работу нужно начинать от двери или окна, чтоб замаскировать шов. Далее замеряем количество полос до угла по ширине рулона, проводим вертикальную линию на стене. Именно от этой отметки и будем клеить шпалеры.
Сначала приклеиваем полоску от неровного угла, причём сторона материала, которая находится на стене, должна оказаться строго вертикальной. Изделие тщательно разглаживаем, после чего наклеиваем другую шпалеру. Полоски на стыке должны плотно прилегать друг к другу без заломов и изгибов. Далее берём строительное правило и острый канцелярский нож, разрезаем обоину сверху до низу по вертикали, убираем лишние куски, разглаживаем полоску.
В местах оконных и дверных проёмов обои наклеивают в обычном порядке с совмещением рисунка. Ненужные излишки материала разрезают ножницами или ножом. Далее рулонный материал разглаживают валиком.
Как и чем красят обои под покраску
Для окраски полотнищ используются латексные, водно-дисперсионные, акриловые и водоэмульсионные виды красок. На бумажные рулонные материалы желательно наносить водоэмульсионку, стеклообои лучше покрыть латексной или акриловой краской. Красители наносят на поверхность при помощи валика. Для окрашивания труднодоступных мест применяется кисть.
Как клеить обои под покраску
Ссылка на статью
Ссылка на статью
Когда вы не готовы тратить много времени и сил на внутреннюю отделку стен, вы можете поклеить обои под покраску и решить сразу несколько задач. Плотные обои с рельефным рисунком скроют небольшие неровности на стене, а работы займут всего несколько часов. Если снова захочется перемен, можно просто перекрасить стены, радикально изменив помещение или добавив новых цветовых оттенков. Справиться с наклейкой обоев вы сможете и самостоятельно – выяснив, как клеить обои под покраску и какие нюансы необходимо учитывать.
Готовим инструмент для оклейки
Прежде всего, подбираем необходимый инструмент. Вам потребуется уровень, и будет замечательно, если вы приобретете лазерный самовыравнивающийся уровень. Он еще не раз вам пригодится, если дальнейшая окраска стен предполагает создание геометрических орнаментов разного цвета. К малярному ведру прилагаем кисть-макловицу и валик, карандаш, обойный шпатель и ножницы
Подбираем вид обоев
Обои под окраску отличаются по своей основе и выпускаются в трех вариантах: обои с бумажной или флизелиновой основой с тонким виниловым слоем на лицевой стороне и стеклообои. Флизелиновые полотна оказываются более прочными в сравнении с бумажными. Их гораздо проще клеить на стены под покраску – в отличие от других видов обоев. Довольно большую популярность сейчас приобретают стеклообои, пришедшие в жилые квартиры из практики оформления офисных помещений.
Стеклообои маскируют дефекты стен
Очень удобны в этом отношении стеклообои, которыми успешно можно оклеивать стены прихожей, коридоров, лоджий и кухонь. Исключительная прочность этого материала позволяет по-настоящему укрепить слабые поверхности и скрыть серьезные дефекты стен. Чем выше плотность таких обоев, тем более серьезные проблемы они могут замаскировать на старых стенах. Таким образом, затраты вашего труда на подготовку стен находятся в прямой зависимости от вида приобретенных обоев.
Обои под покраску ценят за особую прочность, которая при окрашивании значительно возрастает. Впрочем, окрашивать бумажные обои можно не более 5–6 раз, после чего рельефный рисунок теряет свою выразительность. Большее число раз можно окрашивать флизелиновые и стеклообои.
Готовясь к оклеиванию, важно помнить о правильном подборе клея. И если под бумажные основы подходят клеи универсальные, то для стеклообоев и флизелинов нужны клеевые составы с маркировкой «Для тяжелых обоев», «Для флизелиновых обоев», «Для стеклообоев».
Для чего нужно шпатлевать стены?
От того, какие именно обои вы приобрели, зависит и трудоемкость подготовки стен. Почему это так? Дело в том, что тонкие бумажные обои требуют особенно тщательной подготовки стен, на которые их необходимо наклеить, иначе все дефекты будут видны даже после покраски. Эти полотна настолько тонки и, можно сказать, полупрозрачны, что сквозь них явно просматриваются любые темные пятна на стене. Пятна могут быть заметны и после нанесения первого окрасочного слоя светлых пастельных тонов. Поэтому шпатлевание серой бетонной стены отдельными фрагментами здесь не проходит. Под такие обои стену нужно доводить финишными шпатлевками до белоснежного состояния, без пятен и мелких дефектов. Менее требовательны к качеству основы обои флизелиновые. Они вполне могут скрывать даже мелкие трещины и сколы, что, впрочем, не снижает уровень основных требований в подготовке стен к оклеиванию.
Тщательно готовим основу
При наклеивании обоев стены должны быть ровными, насколько это возможно, а пренебрежение к предварительному грунтованию может омрачить успех
Прежде чем поклеить обои для покраски, нужно обратить внимание на подготовку стен, покрытых старой масляной краской. Поверхность ее обычно содержит жировые пятна и грязь, которые нужно обязательно очистить и обезжирить содовым раствором. Гладкие поверхности старой краски вполне достаточно сделать шершавыми с помощью крупной наждачной бумаги. Лучший результат получается, если наклеивание обоев произойдет на следующий день после грунтования стен.
Начинаем наклейку обоев
Нарезать полотна обоев нужно с припуском в 5 см с каждой стороны, если рисунок вы считаете крупным. Для обычного рельефного тиснения вполне достаточно общего припуска в 5 см. Обои для покраски удобно начинать клеить с левой стороны от окна, продвигаясь по часовой стрелке, если вы правша. Но качество всей работы зависит от того, насколько ровно будет наклеено первое полотно. Здесь пригодится обычный отвес или лазерный уровень. С его помощью мы обозначим вертикальную линию на стене. Наклеивание происходит строго по этой линии.
Бумажное полотно с нанесенным клеем складываем пополам, стараясь, чтобы клей не попадал на лицевую поверхность. Время пропитки обычно указывается на рулоне, а если этой информации нет, то вполне достаточно выдержки в 5–10 минут. Разглаживать обои нужно щеткой или пластиковым обойным шпателем, прижимая полотно по всей длине, двигаясь от центра к краям, удаляя пузырьки воздуха и излишки клеевой массы. Эти движения должны быть довольно деликатными, чтобы не нарушилась рельефная фактура полотна. Более энергичными могут быть приглаживания флизелиновых обоев, которые по своей структуре прочнее бумажных. Стеклообои можно смело наклеивать даже с чрезмерными усилиями, эти плотные полотна почти невозможно порвать при наклеивании.
Клеить встык или внахлест?
Чтобы обои для покраски были правильно поклеены, аккуратно и ровно смотрелись на стене, нельзя клеить их внахлест. Следующее полотно обоев приклеиваем вровень к кромке предыдущего. Нужно внимательно смотреть, чтобы по всей линии стыка не образовывались бугорки и щели. Линии стыковки полотен дополнительно прокатаем шовным валиком, и тогда они станут совершенно незаметными. После прокатки стыки нужно аккуратно протереть салфетками, чтобы удалить остатки клея, иначе окраска в этих местах будет некачественной.
Как клеить, если углы кривые?
У нас редко встречаются идеально ровные углы, что для многих становится головной болью при самостоятельной наклейке обоев. Как клеить обои под покраску на стены в таком случае?
Во внешних и внутренних углах, далеких от совершенства, обои нужно клеить так, чтобы полотно заходило на соседнюю стену на 5–7 см. А вот следующее полотно клеится уже внахлест. С помощью отвеса или лазерного уровня обозначим вертикальную линию по центру двойного слоя с нахлестом. Резать двухслойные обои нужно острым лезвием, строго по вертикальной линии. Для подстраховки используйте металлическую линейку. После удаления лишних полосок мы получим исключительно ровный стык. Остается лишь аккуратно прикатать его кромки резиновым валиком. Следующие полотна наклеиваем, как и все предыдущие – встык, до следующего кривого угла, где вновь повторяем операцию с нахлестом.
Кажется, мы все предусмотрели и сделали правильно. Можно приступать к окраске? Еще не забывайте, что наклеенные обои нужно обязательно загрунтовать акрилатной грунтовкой, чтобы краска легла ровно, без пробелов.
Наклеивание обоев на бумажной основе считается более трудоемким, поскольку приходится наносить клей и на обои, и на стены. Для флизелиновых и стеклообоев достаточно нанести клей только на стены, а обои прикатываются сухими. Это значительно упрощает процесс наклеивания. Основы из флизелина и стекловолокна не дают усадки после высыхания.
Флизелиновые обои: достоинства, виды, правила поклейки и покраски
С помощью флизелиновых обоев под покраску можно создать особый уют и необычный интерьер. Причем это относится не только к жилому, но и к рабочему помещению. Данный материал отличается практичностью и экологической чистотой. Помещение, оклеенное такими обоями, преобразится до неузнаваемости. Оно будет выглядеть поистине стильно и красиво.
Что представляют собой флизелиновые обои?
Флизелин – это очень практичный и действительно прочный материал, по своей сути очень напоминающий бумагу. В его состав входят волокна целлюлозы, однако, несмотря на это, он отличается от привычной бумаги определенными особенностями.
Флизелиновые обойные полотна зачастую состоят из двух слоев: флизелина и вспененного поливинила. Благодаря своим техническим характеристикам первый слой способен впитывать краску и клей, в то время как второй – отлично удерживает их.
Преимущества обоев на флизелиновой основе
Данный отделочный материал в настоящее время пользуются огромной популярностью, что связано с целым рядом преимуществ:
- Экологическая чистота и абсолютная безвредность. Поскольку в покрытии не содержится вредных веществ, его можно применять для отделки детской комнаты.
- Высокое качество материала.
- Достаточная плотность.
- Устойчивость к механическим повреждениям.
- Красивая текстура.
- Высокая степень пожаробезопасности.
- Долговечность.
- Возможность многократного перекрашивания (если подразумеваются флизелиновые обои под покраску).
- Флизелин хорошо дышит. Пропускает пар и дает ему испаряться.
- Обойные полотна из флизелина отлично тянутся, именно поэтому они с легкостью выдерживают линейные расширения и хорошо скрывают трещины на стенах, не давая им увеличиваться в размерах.
Флизелиновые обои — это уникальный отделочный материал, обладающий множеством преимуществ
Виды флизелиновых обоев
Существует два типа обоев, при изготовлении которых используется флизелин.
Если подложка выполнена из прессованных особым образом волокон флизелина с последующим напылением вспененного винила, такие полотна называются виниловыми на флизелиновой основе.
Существуют и полностью флизелиновые полона, для изготовления которых используется тисненый флизелин. Стоимость таких обоев на порядок выше и встретить их можно далеко не во всех магазинах.
Как клеить флизелиновые обои?
Многие интересуются, как поклеить обои под покраску своими руками и реально ли это вообще?
Поклейка флизелиновых обоев не вызывает особых трудностей, поэтому ее вполне возможно осуществить своими силами
Процесс оклеивания помещения флизелиновыми обоями достаточно прост. И прибегать к помощи специалистов вовсе не обязательно. Нужно лишь приобрести подходящий клей, кисть, при помощи которой он будет наноситься, а также специальный валик, пластиковый шпатель или мягкую ткань.
Поклейка обоев под покраску своими руками начинается с подготовки рабочей поверхности. Для этого нужно:
- снять старую отделку;
- выровнять стены при помощи шпатлевки;
- прогрунтовать поверхность.
Далее следует приготовить клей для флизелиновых обоев в соответствии с инструкцией, а также нарезать полосы нужной длины. Для этого берут необходимую высоту помещения и прибавляют к ней около 5 см. При этом обязательно надо следить за совпадением рисунка или узора, если таковые есть.
Теперь рассмотрим, как клеить обои под покраску на стены.
При разглаживании обойного полотна все движения должны происходить от середины к краям
Важно, чтобы первая полоса была приклеена строго вертикально. Для этого используют отвес или уровень. Далее наносят клей на поверхность стены (само полотно покрывать клеевым составом не нужно) и прикрепляют к ней полосу. После этого аккуратно разравнивают полотна и выгоняют из-под них воздух с помощью специального валика, щетки или мягкой ткани. Все движения выполняются от середины к краям. Никаких складок и пузырьков быть не должно. После приклеивания одной полосы переходят к следующей.
Все излишков клея, которые остаются с лицевой стороны полотен, нужно немедленно убрать с помощью тряпки.
После того, как стены оклеены, необходимо выждать около суток для их полного высыхания. В это время следует избегать перепадов температуры в помещении, а также сквозняков.
Покраска обоев на флизелине
Существуют флизелиновые обои, которые нельзя красить, а также те, которые предназначены для окрашивания. Второй вариант хорош тем, что вы сами можете выбрать желаемый цвет и многократно их перекрашивать своими руками. Сама покраска флизелиновых обоев достаточно проста, а благодаря применению различных способов и приемов окрашивания, возможно полное преображение помещения.
Некоторые обойные полотна обладают гладкой структурой, другие впечатляют особым рельефом. Если обои гладкие, при желании можно самостоятельно создать на них картины, фактурная же поверхность уже сама по себе смотрится стильно и красиво.
Вы можете заколорировать краску своими руками или приобрести уже готовую требуемого цвета в специализированных магазинах. Для флизелиновых обойных полотен лучше выбрать краски на водной основе. Также отлично подойдут акриловые и латексные смеси.
Сколько краски понадобится для окрашивания комнаты, зависит от выбранных обоев, а также самой краски.
Техника окрашивания
Один из наиболее распространенных вопросов, который возникает при окрашивании обоев – сколько нужно ждать после поклейки? Красить флизелин под покраску или любые другие обойные полотна можно не раньше, чем через сутки.
Для покраски понадобится лоток для краски, валик, кисть и, собственно, сама краска. Ее нужно тщательно перемешать, чтобы оттенок был равномерным.
Краску наливают в лоток, и затем пропитывают ею валик. Красить обои нужно обязательно сверху вниз. Вполне возможно, что первый слой будет ложиться не совсем равномерно. Именно поэтому придется наносить краску повторно. При этом каждый последующий слой должен наноситься только после полного высыхания предыдущего.
Окрашивание следует проводить за один раз. Только в этом случае покрытие будет максимально равномерным и однотонным.
Для прокрашивания углов, откосов, а также стены возле плинтуса используют кисть или маленький валик. Все участки, которые красить не нужно (откосы, дверные проемы и т.д.), обязательно заклеивают малярным скотчем. Он спасет их от вероятного загрязнения. После того, как краска хорошо высохнет, скотч снимают.
Окрашивание стены возле плинтуса с использованием маленького валика
Если вы хотите перекрасить своими руками флизелиновые обои под покраску, нужно просто на старую краску нанести новую. Если помещение окрашивается в более светлый цвет, перед нанесением желаемого оттенка лучше нанести слой белой краски.
На то, сколько раз можно перекрашивать флизелиновые обои влияет их качество. Обычно это 5-7 процедур, однако стоит помнить и то, что после каждого окрашивания рисунок и рельеф могут постепенно размываться.
Способы окрашивания
Флизелиновые обои под покраску можно красить разными способами.
Первый способ – традиционный, при котором окрашивается лицевая сторона обоев. В результате удается получить полностью однородный цвет.
Второй способ предполагает окрашивание материала с изнаночной стороны. С помощью данного метода удается придать рельефной поверхности особую воздушность. Все дело в том, что в тех местах, где поливинила нет, краска проступает на лицевую сторону, а где он есть, ее не видно. Благодаря такому окрашиванию удается создавать действительно объемные рисунки, а сама поверхность выглядит просто великолепно. Особенностью применения данной техники является необходимость окрашивания полотен еще до того, как клеить обои под покраску.
Еще один необычный вариант – покрасить сами стены. При этом цвет будет интересно просвечивать через обои. Здесь главное подобрать более тонкие полотна.
Также можно полностью не закрашивать обои. Интересный вариант – тонирование отдельных выпуклых частей или же распыление краскопультом краски по уже созданному фону. Нужно лишь заранее продумать, какой эффект желаете получить.
Не бойтесь экспериментировать, искать новые способы окраски. В итоге вы создадите своими руками настоящее произведение искусства.