Современная храмовая архитектура Мира

Катехизация дизайном. Как меняется архитектура православного храма

Валерий Лизунов Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Традиции и современные тренды

В древности общество вкладывало огромные ресурсы и силы в строительство храмов. Древние русские церкви — это вершина инженерного и архитектурного прогресса того времени, воплощение общественной мысли. Первыми каменными строениями на Руси были именно церкви — Десятинная церковь в Киеве вообще считается первым местным задокументированным сооружением из камня. Для строительства церквей приглашались самые лучшие зарубежные и отечественные архитекторы, решались сложнейшие технические задачи. Например, при строительстве церкви Покрова на Нерли зодчие создали укрепленный искусственный холм высотой четыре метра, чтобы уберечь храм от затоплений.

Как только значение церкви в жизни России начало уменьшаться, храмовая архитектура превратилась в штамповку. До недавнего времени строительство новых храмов было в основном попыткой довольно поверхностного переосмысления древних и классических образцов. Часто это большое количество золота, дорогих мозаик и мрамора. Идейно это несколько устарело — современным прихожанам хочется простоты, понятности и функциональности без излишеств.

Десятинная церковь в Киеве в 19 веке Фото: Wikimedia

В русской церкви появляется понимание, что штамповать копии больше не имеет смысла, что сам внешний вид храма может привлекать новые поколения. Например, в наше бюро обратился иеромонах Иона (Голов) с просьбой построить современный храм на Верейской улице, в котором молодому поколению будет комфортно. И эта задача вполне реализуема. Несмотря на то что православная церковь достаточно консервативна и на любую попытку отойти от традиционных форм смотрит с опаской, переосмысливать традицию в рамках современности необходимо. Минималистичность форм, использование инновационных, удобных, экологичных и износостойких материалов, добавление функциональной составляющей, облегчение декора позволяет не только не отойти от традиционного назначения церкви, но и сделать ее более удобной для прихожан. Кроме того, современные подходы решают много бытовых и эксплуатационных вопросов.

Ярко украшенный православный храм с роскошным внутренним убранством, множеством позолоты и росписи — это уже привычный для нас образ. Естественно, что минимализм не терпит такого количества деталей и декора. Поэтому возникает конфликт между современной тенденцией к минимализму и традиционной церковной роскошью. Разрешение этого конфликта лежит в том, чтобы найти грань между прошлым и будущим, не отпугнуть старшее поколение, но не потерять связь с новым поколением, которому дворцовое убранство уже не слишком понятно. Связать старшее и молодое поколение можно, совместив функциональность и изящность.

Тенденции мировой храмовой архитектуры XX и XXI веков

Мировая архитектура после эпохи модернизма стала тяготеть к простоте и функциональности — это характерно и для церковного зодчества. Например, паломническая церковь Нотр-Дам-Дю-О французского архитектора Ле Корбюзье. Эта капелла выполнена из бетона, и главным декоративным элементом внутри церкви, по сути, является свет. Ле Корбюзье заложил в архитектуру здания динамику. Стены изогнуты, испещрены множеством разноразмерных окон. Внутри — только белые стены, лавки, свечи и естественная игра света и тени. Часовня совсем маленькая, поэтому Ле Корбюзье вынес алтарь за пределы стен капеллы — под козырек изогнутой крыши. Так что службы могут проводиться прямо на улице. Между прочим, идеальное решение для пандемии.

Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане. Архитектор: Ле Корбюзье Фото: Immanuel Giel

Или работы японского архитектора Тадао Андо. Его протестантская Церковь Света — это небольшое прямоугольное здание из блоков необработанного бетона, отсутствие внутреннего декора, стоящие в несколько рядов лавки для службы. В восточной стене храма Андо разместил оконный проем в форме креста. Естественный свет, падающий на грубые стены церкви в разное время суток, создает невероятный эффект. Получается что-то очень глубокое, чувствуется связь человека с природой.

Если обратиться к православным храмам, построенным в логике функционализма, то это, например, Свято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр во Франции — целый комплекс строений в центре Парижа. Hа территории центра есть зрительный зал, парк, школа, книжные магазины, кафе и выставочные пространства. Перед архитекторами стояла сложная задача — вписать традиционное российское храмовое зодчество в застройку современного Парижа. Архитектору Жан-Мишелю Вильмотту это удалось. Фасад церкви выложен горизонтальными блоками из бургундского известняка, что создает достаточно четкий и минималистичный образ храма. Пять куполов церкви отлиты из композитных материалов, которые обычно применяются в аэрокосмической отрасли. Благодаря таким современным материалам купола получились легкими, но прочными.

Свято-Троицкий собор и Российский духовно-культурный православный центр в Париже. Архитектор: Жан-Мишель Вильмотт Фото: Zairon

Прекрасный образец современного дизайнерского решения, который уже можно увидеть в Москве, — трапезная при храме Священномученика Антипы Пергамского. Не удивительно, что кафе-трапезная «Антипа» — теперь излюбленное место встреч столичных фланеров и зумеров, вне зависимости от их отношения к РПЦ. И это здорово — ходит человек в кофейню, покупает модный мерч, а потом и на службу, может, заглянет. А может, и не заглянет, но будет видеть, как оттуда выходят веселые прихожане и идут пить кофе за соседним столиком.

Проект храма на Верейской улице идет по этой же дороге: мы старались ответить на запрос современности, при этом не забывая о традициях. Форма здания — центрическая крестово-купольная с одной главой — отсылает к древнейшим русским церквям: Покрову на Нерли или церкви Спаса Преображения. Однако купол очень плавно переходит в барабан, кажется, будто крыша опускается до земли. Мы решили избавить храм от лишних деталей, освободили внутреннее пространство: чистые белые стены, отсутствие опор и перегородок, свечи, убранные в стенные проемы, которые служат подсвечниками, — все это создает ощущение свободы и спокойствия. Алтарная стена будет выполнена из стекла, эта часть храма как раз выходит на лес. Низкая алтарная преграда позволит прихожанам увидеть, что происходит за ней во время богослужения.

Читайте также:
Строительство из дерева: выбор породы древесины и особенности монтажа

С помощью современных материалов можно освободить приход от лишних расходов — от ежегодного обновления фасада, кровли и стен церкви. Поэтому мы решили использовать бетон — он долговечен и его не надо обновлять. Мы также предусмотрели систему централизованной вентиляции, это поможет справиться с копотью от свечей, которая очень быстро накапливается на стенах храма.

Большое внимание уделили комфорту людей, что не очень характерно для русских церквей. На цокольном этаже будет гардероб, чтобы прихожанам не нужно было думать, что делать с верхней одеждой. На первый и подземные этажи будут вести пандусы для людей с ограниченными возможностями. На территории храма предусмотрена парковка, а церковная лавка вынесена за пределы основного здания, чтобы не отвлекать прихожан от их главной цели посещения церкви — общения с Богом.

Храм на Верейской улице в Москве. Проект Фото: архитектурное бюро ARCHPOINT

Мне кажется, стоит помнить, что церковь — это не место для развлечений, но для внутреннего созерцания. Сюда мы приходим, чтобы выдернуть себя из жизненной суеты, остановиться, подумать о Боге, осознать себя, свою жизнь. Современные вау-эффекты в церкви совершенно не имеют смысла. И даже более того, мне кажется, что современная храмовая архитектура должна стремиться к простоте форм, отсутствию искусственного украшательства. А современные материалы должны служить комфорту прихожан, должны возносить их над всем бытовым и мирским. Церковь вряд ли превратится в место для селфи. Ведь цель посещения церкви не в том, чтобы поделиться со всеми знакомыми, что мы живем насыщенной духовной жизнью. Хочется верить, что цель посещения дома Бога намного глубже и важнее.

Церкви для будущего

Историк искусства Лев Масиель Санчес объяснил, что происходит в современной церковной архитектуре России, и показал шесть вариантов ее развития

Церковная архитектура России отличается от светской прежде всего тем, что в 1990-е годы она начиналась с нуля. Храмы не строились в стране в течение 70 лет, и отношение к церквям пришлось вырабатывать фактически заново — так же как и к самой Церкви. Основным направлением стало возведение храмов в тех же формах, что были до революции. Формы эти были разные, и отбиралось из них не все.

Главный ориентир — формы древнерусской архитектуры, в основном с XII по XVI век. Столь любимый зодчими последних ста лет перед революцией XVII век менее популярен — не в последнюю очередь из-за утраченного навыка производства качественных деталей. Барокко и классицизм фактически отвергнуты как недостаточно православные.

В последнее время в моде неорусский стиль — архитектура начала ХХ века, эпохи модерна, живописно имитировавшая древнерусскую. Формы современной архитектуры в храмовую архитектуру России не допущены, хотя в зарубежной православной архитектуре они встречаются — правда, не являются мейнстримом. Все поиски пока происходят внутри традиционалистской парадигмы, по линии комбинации исторических элементов и (в последнее время все чаще) «осовременивания» зданий — то есть по путям, пройденным церковной архитектурой Европы в XIX и первой половине XX века. В этом смысле с точки зрения собственно архитектуры русские храмы не способны воплотить содержательный современный художественный образ и пока представляют лишь конфессионально-этнографический интерес. Однако, учитывая 70-летнюю паузу в развитии нормальной религиозной жизни страны, есть надежда, что постепенно представление о самой Церкви и отношение к церковному искусству изменятся, последнее сможет покинуть гетто историзма и предложить наполненные новыми смыслами архитектурные образы.

1. Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря (2006–2007 годы, авторский коллектив Андрея Анисимова, архитекторы Татьяна Ефимова и Наталья Бледнова)

Фотография иерея Максима Массалитина. 2009 год © Wikimedia Commons/иерей Максим Массалитин

Масштабный образец эклектичной архитектуры, созданный на основе форм средневековых Новгорода и Пскова (одноапсидные алтари, звонницы и прочее) с добавлением элементов московского зодчества XVI века (шатер) и неорусского стиля (шлемовидные купола). Детали грубоваты, композиция переусложнена, отсутствует иконографический замысел — архитектурные цитаты, порождающие новые смыслы. Исключительно изобильную продукцию мастерской Анисимова можно назвать официальным мейнстримом современного церковного строительства.

2. Храм Петра Апостола в Петербурге (2005–2009 годы, по проекту Андрея Лебедева)

Фотография Антона Кукушина. 2012 год © flickr.com/Anton Kukushin

Среди построек в духе неорусского стиля выделяется выразительным силуэтом, оригинальной композицией и разумной степенью обобщенности деталей. Может стоять в ряду приличных (но совсем не лучших) образцов дореволюционного неорусского стиля; почти предел достижений современного ретроспективизма. Единственное, чего храм точно лишен, — это интересного иконографического замысла; увы, в России такового почти не встретить.

3. Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кирове (1997–2003 годы, по проекту Евгения Скопина)

Читайте также:
Стеклянные фасады домов в Европе — идеи и фотографии

Фотография Григория Сысоева. 2007 год © Григорий Сысоев/ТАСС

Очень интересен с точки зрения замысла. Во-первых, смелая треугольная композиция (несколько треугольных в плане храмов было построено в России в эпоху классицизма). Возможно, имеется в виду соотнесение каждого из приделов с одной из мучениц, а центрального объема — с их матерью. Во‑вторых, обращение к теме местного типа храма эпохи барокко. Это замечательно и в смысле обращения к считающейся многими «неправославной» эпохе, и в смысле интереса к местному наследию. Отсутствие последнего, к сожалению, не должно удивлять. После блестящего расцвета региональных художественных традиций в XVIII веке вся страна вне Москвы и Петербурга превратилась в XIX столетии в живущую лишь столичными ориентирами провинцию, коей и остается до сих пор. Преодолеть столь давнюю тенденцию сложно. И тем отраднее видеть постройку, свидетельствующую о сохранении чувства региональной самоценности.

4. Храм преподобного Серафима Саровского в Билибине (2003–2009)

© wikimapia.org/tazik

В свое время стал известным благодаря оригинальному и уникальному по смелости (пусть и не по удачности) художественному решению интерьера, предложенному московским художником Виталием Мельничуком. Местный консервативный епископ Диомид отказался тогда освящать храм.
С точки зрения архитектуры он скромен, но любопытен как пример обращения к местным традициям. Использован — правда, менее узнаваемый, чем в предыдущем случае, — образ типичного деревянного сибирского храма XVIII–XIX веков: приземистого, типа «восьмерик на четверике», побеленного для сходства с каменным. То есть именно такого, какой мог быть построен на этой земле.

5. Церковь Николая Чудотворца в Повенце (2003–2004 годы, архитектор Елена Шаповалова)

© Wikinedia Commons/Thule

Единственный современный русский храм, который можно назвать действительно хорошей архитектурой. Один минус, правда, сразу заметен: неудачное соединение боковых главок со скатами кровли главного шатра.
Построен как памятник погибшим на строительстве Беломорканала, проходящего за храмом. В целом здание напоминает типичную для Русского Севера постройку. Правда, использован нестандартный тип завершения: боковые шатры в деревянных северных храмах никогда не ставились по диагонали от главного. Основной объем решен оригинально: он повторяет уникальные формы собора Соловецкого монастыря и при этом в том виде, какой он имел в лагерные времена. Эффект усиливается грубой поверхностью бетона. Тема ГУЛАГа подхватывается звонницей, напоминающей лагерную вышку. Сочетание крашенных в серый цвет бревен и бетона удачно подходит и мемориальной теме, и образу северного храма. Бетонные поверхности неожиданно ставят эту церковь в ряд со знаменитыми храмами европейского модернизма — 100-метровым храмом Огюста Перре в Гавре, капеллой Ле Корбюзье в Роншане, собором Сакре-Кер в Алжире и другими. Вряд ли эта ассоциация специально имелась в виду — но в том и заключается свойство настоящего произведения искусства, что оно может сказать много больше того, что вкладывает в него создатель. Итак, храм в Повенце — вроде бы единственный в современной России, где сложный иконографический замысел находит достойное художественное воплощение. Других пока найти не удалось.

6. Проект часовни для Русского Севера (2013 год, авторы Иван Земляков и Даниил Макаров)

Проект миссионерского храма ΙΧΘΥΣ Даниила Макарова. 2011 год © Даниил Макаров/cc-qc.ru

И один пример бумажной архитектуры. Авторы поместили часовню на Большой Заяцкий остров Соловецкого архипелага, среди первобытных каменных лабиринтов. Редкий пример постройки, не ориентированной на исторические формы. Тем не менее образ узнаваем как храмовый и верно улавливает гений места. Речь идет не о состоявшейся удаче (придраться есть к чему), но о верно предложенном варианте направления поисков.

7 необычных церквей 2020 года

Какой должна быть современная церковь? В России всё религиозное искусство крайне консервативно, и архитектура здесь не исключение, поэтому даже новые храмы пытаются возводить по классическим канонам, а любое отклонение воспринимается в штыки. В результате все российские церкви, за очень редким исключением, в одном стиле.

За пределами России, однако, архитекторы не боятся экспериментировать с церковной архитектурой, из-за чего часто новые религиозные здания выглядят совершенно необычно и на первый взгляд не имеют ничего общего с классической церковью. Вспомните, например, церковь в Швейцарии по проекту постмодерниста Марио Ботты, знаменитые церкви Исландии или удивительную церковь в Мехико. Таких примеров много, часто церкви становятся архитектурными достопримечательностями, а то и новыми символами города, в котором они построены.

Сегодня хочу показать вам несколько необычных церквей и часовен, которые появились в 2020 году. Подборка подготовлена на основе материалов издания Dezeen.

1. Церковь «Генезис»

Кто сказал, что церковь – это обязательно капитальное здание? В Лондонской епархии в этом году возвели плавающую церковь с выдвижной крышей из полупрозрачной парусины, покрытой светодиодами!

Проходя мимо, так сразу и не скажешь, что это церковь. Крышу есть возможность свернуть, после чего компактная часовня сможет легко поменять местоположение, проходя даже под самыми низкими лондонскими мостами.

А при швартовке её можно снова развернуть, получив впечатляющее внутреннее пространство, залитое светом. Зал оснащён сделанной на заказ адаптируемой мебелью.

Проект церкви «Генезис» был подготовлен архитектурным бюро Denizen Works, которое выиграло конкурс Лондонской епархии на создание нового места сбора религиозной общины.

Читайте также:
Электрогенераторы

2. Церковь блаженной Марии Реституты

Еще одна необычная церковь появилась в 2020 году в чешском Брно, где архитекторы Atelier Štěpán построили религиозное здание с разноцветными окнами, которые должны напоминать о радуге как о символе завета человека с Богом. Основной материал здания церкви – бетон.

Необычно выглядит церковь не только снаружи, но и внутри. Интерьер минималистичен, в помещении есть только дверь треугольной формы, ведущая в ризницу, а также нескольких небольших квадратных окон.

Зато подобное освещение за счет разноцветных окон встретить можно крайне редко. Что интересно, замысел церкви относится к далекому 1968 году, работа над проектом шла в 1991–1993 и 2013–2017 годах, но завершены работы были только в этом году.

3. Часовня в английской христианской общине

В городе Страуд на юго-западе Англии была построена часовня из гранёного дерева. Идея архитекторов заключалась в том, чтобы создать ощущение парадности готического собора, но использовать пр этом современные экоматериалы.

Снаружи стены деревянной постройки покрыли белой штукатуркой, на крыше – кедровая черепица. Вроде и нет ничего сверхъестественного в архитектуре церкви, но выглядит она здорово.

4. Церковь в Кастель-ди-Лама

Для проектирования церковного комплекса в небольшой итальянской коммуне архитектурное бюро Contini Architettura использовало формат традиционных городских центров, которые включают как религиозные, так и общественные здания.

Церковный комплекс состоит из нескольких построек: приходской зал на 130 мест, офис священника, спортивный клуб, где есть даже свой бар.

Все здания постарались объединить одинаковой палитрой материалов. Как и во многих других современных зданиях, внутри очень много света.

5. Церковь Папы Иоанна Павла II в Венгрии

В венгерской деревне Пати недалеко от Будапешта построили церковь в форме полумесяца. Освящена она была в 2019 году, но полностью работы завершилось в этом году.

Если традиционная церковь обычно прямоугольная, строго ориентированная по сторонам света, то церковь в Пати – это система вписанных эллипсов, которые символизируют бесконечность.

Необычно выглядит церковь не только снаружи, но внутри. В интерьере пространства нет ни одного острого угла! Овальные формы, перетекающие в потолок наклоненные стены, закругленные края ниш должны настраивать на ощущение покоя и безмятежности.

Здесь не встретишь богатого убранства, скорее даже наоборот – интерьер воплощает идеи аскетизма. В основе белый цвет как символ чистоты. Архитекторы хорошо продумали освещение: солнечные лучи попадают внутрь благодаря световым колодцам, отверстиям в кровле, а прожекторы размещены под куполообразным потолком.

6. Индонезийская церковь из древесных отходов

Для рабочих каучуковой плантации компания TSDS Interior Architects построила церковь из древесных отходов местного производства. Архитекторы задействовали ненужные отходы лесной промышленности, а также бракованные элементы, которые не подходят для продажи.

Идея состояла не только в том, чтобы создать церковь с упором на экологию, но и продемонстрировать, что красивое и современное здание можно построить всего из одного материала. В конструкции архитекторы задействовали древесину разных сортов: бангкирай, капур, меранти и римба.

Архитекторы адаптировали церковь для жаркого климата: крышу приподняли, чтобы обеспечить перекрестную вентиляцию, а стены покрыли дополнительным слоем панелей из дерева для защиты от солнца.

7. Воскресенская церковь из фарфора

В норвежском городе Порсгрунн архитектор Эспен Сурневик в сотрудничестве с Trodahl Architects спроектировал церковь с фарфоровым покрытием, которая заменила собой разрушенную во время пожара в 2011 церковь XVIII века.

Посмотрите, сколько внутри света, насколько просторно и легко выглядит церковь.

Современный храм – аскетичный, функциональный, нетиповой?

О недостатке красоты, «эгоизме» архитекторов и программе «200 храмов»

Архиепископ Егорьевский Марк, председатель финансовохозяйственного управления Русской Православной Церкви:

Иногда, посещая стройки, проходится слышать, сколько нужно кубов бетона и у кого заказывать окна. Но нечасто люди говорят о красоте и о том, как храм впишется в окружающий ландшафт.

Архиепископ Егорьевский Марк во время доклада

У нас продвинулись многие области – мозаика и стенопись, ювелирное искусство. Увы, архитектура пока отстает.

Проблема и в том, что многие архитекторы эгоистичны. Они не думают о том, как храм потом будет расписан, где встанет иконостас и расположится хор. У нас недостаток синергии.

Вторая проблема: очень часто, строя храм, архитекторы слепо копируют образцы XIV-XV века. А в это время на Западе возникают храмы, которые на храмы-то не похожи. Во всём должна быть мера, но не должно быть рабского подражания традиции.

Мне же поручено заниматься московской программой «200 храмов». Первоначально предполагалось, что храмы там будут типовые и быстровозводимые. Но оказалось, что и храмы строят нетиповые, и возводят их небыстро. Но, может быть, в этом случае проще иногда заказывать индивидуальные проекты.

Некоторые храмы, выбранные в своё время комиссией, красивы, но очень непросты в ремонте, который не сделать без лесов и подъемных кранов, и дороги в эксплуатации – например, в случае, если предусмотрено тепловое отопление.

Архиепископ Егорьевский Марк

На мой взгляд, нам нужно иметь недорогие проекты быстровозводимых храмов, которые ставятся как временные или невременные, как только оформляется земля. И у нас есть примеры, когда вокруг такого храма потом возникает община и воскресная школа, и община начинает жить.

Читайте также:
Стили для детской

Надо ли строить такие времянки, если люди, даже светские, стремятся к красоте, и даже собрание Отцов, название которого у нас обычно переводят как «Добротолюбие», на самом деле переводится как «любовь к красоте». Но, на мой взгляд, в нынешних условиях кризиса о недорогих временных храмах тоже подумать надо.

Во все эпохи храм был передовым образцом архитектуры

Сергей Олегович Кузнецовглавный архитектор города Москвы:

Одна из актуальных современных проблем – качество храмовых проектов. Любой человек, который обучался архитектуре, может подтвердить, что как примеры архитектуры любой эпохи в институтских программах приводят обычно храмы.

Очень печально, что этот статус передового края архитектуры храмовое зодчество утратило. Наша задача – его вернуть.

Что до задачи быстровозводимых храмов, я постоянно думаю о том, почему у нас мало строят из дерева – исконно российского и возобновляемого материала.

И я, и команда «Москомархитектуры» с удовольствием будем участвовать в этих творческих поисках и сделаем всё возможное для того, чтобы способствовать развитию московского храмостроительства.

«Архитектурный эксклюзив» и «архитектурный ширпотреб»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий:

Есть две проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, – наше невежество и низкий уровень управления строительством. Если мы хотим иметь хорошие храмы по внешнему виду и функциональности, нужны хорошие проектные работы.

Руководить всем должен архитектор, потому что как только в ситуацию вмешивается кто-то ещё – даже наместник, – единый ансамбль рассыпается.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Вторая проблема – а кто будет строить? Если храм проектирует человек, который вчера строил кинотеатр, а сегодня – торговый центр, получается невесть что – помещение массового пребывания.

С другой стороны, заказчик должен доверять автору проекта. Потому что если заказчик то и дело прибегает: «Окна мне нужны только такие», – из первоначальной идеи получается нечто разностильное.

Архитектор должен сопровождать и строительство. Потому что попытки заказчика найти мастеров и материалы подешевле иногда приводят к тому, что приходится решать проблемы в уже готовом здании.

У себя в епархии я отобрал несколько мастерских, которые могут обеспечить качество и, в то же время, делают некоторую экспертизу проектов. Потому что «свалиться в эксклюзив» в деле храмоздательства так же опасно, как «свалиться в ширпотреб».

Было бы полезно обязать проектные мастерские ещё и обслуживать свои храмы. Тогда вопрос излишне дорогого отопления в проектах был бы решён.

То есть, важен вопрос не только строительства, но поддержания и сохранения храмов. Если новопостроенный храм через три года закоптился, следует, на мой взгляд, разобраться, не вина ли это проектировщика.

Образ современного храмааскеза

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

Мне кажется, наша церковная архитектура должна быть универсальной. Когда нужно, следует проектировать храмы с богатым декором. Но иногда нужен минимализм.

Например, если пересчитывать на количество населения, то в нашей епархии храмов нужно сорок или пятьдесят. Но ведь храм – не стоянка, его просто по количеству людей считать нельзя.

Когда говорят о храмах «низкобюджетных», нужно иметь в виду, что у нас всегда будут окраины, где денег мало и будет ещё меньше.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий

Жаль, что у нас нет «министерства церковного искусства». Нам проще архитекторов и строителей пригласить. Во Владимирской епархии епархиальный архитектор у меня был, в нынешней – я могу о таком человеке в штате только мечтать.

Зато у нас есть много храмов в полуподвальных комнатах, в трансформаторных будках и посёлков, про которые говорят: «Они умирают».

На мой взгляд, нам нужно создать образ современного храма. И в современном состоянии этот образ должен быть аскетичным. И как икона – это «умозрение в красках», так храм должен быть «аскезой в архитектуре».

Да, нам нужны и мобильные, и сборно-разборные храмы – командование военных частей давно у меня их просит. Но образ храма и всеобщий архитектурный ликбез нам нужен больше.

«200 храмов»: «качественные итоги» программы

Протоиерей Андрей Юревич, главный архитектор Финансовохозяйственного управления РПЦ:

Прошло почти пять лет, с тех пор, как в Москве стартовала программа «200 храмов». Итоги, которые обычно по ней подводят, количественные – сколько участков выделено, храмов построено и т.д. Но о качестве говорят редко.

Изначально планировалось, что в основу программы будет положен модульный храм-конструктор, потом от неё отказались. Решили остановиться на так называемых «типовых проектах».

Протоиерей Андрей Юревич (в центре)

Однако образцовые проекты исторически если разрабатывались, то для провинции, где всегда были проблемы со строительными кадрами. Для столиц же были характерны индивидуальные проекты, и на них же настаивают батюшки, микрорайоны у которых и так типовые. Дескать, пусть в микрорайоне одинаковых многоэтажек хотя бы храм будет нетиповой.

К тому же типовое домостроительство предполагает заводы типовых конструкций, которые производятся партиями. Для храмов такого производства нет, каждый из них всё равно возводится как индивидуальный проект. В итоге вся экономия – несколько десятков тысяч рублей на проектирование, которые большой московский приход всегда найдёт.

Читайте также:
Штукатурка гипсокартона под обои: нужно ли штукатурить и как правильно своими руками

Большинство проектов не продуманны. Там не только нет подсобных помещений, не предусмотрено место под хор, гардероб, пономарку, комнату для многодетных мам с детьми. Всё это отрезается от основного объёма, и в итоге храм получается совсем небольшим. А в случае с Москвой возведение храма на 200-250 человек, на мой взгляд, вообще не имеет смысла.

Выход – разработку типовых проектов надо продолжать, а сами проекты – додумывать, в том числе используя проект типа «базилика» – он прост для возведения и может варьироваться во внутреннем наполнении.

До сих пор дом причта планируется как отдельное строение. Было бы интересно делать цельные комплексы, где бы храмовое помещение было вписано в комплекс хозяйственных помещений. Это позволило бы сэкономить на подведении коммуникаций и решило бы проблему городской застройки, где нередко участок выделяется исключительно под площадь храма – тогда все службы располагаются в нижних этажах.

Полезен ли взгляд на Запад?

Сергей Валерьевич Чапнин, главный редактор журнала «Храмоздатель»:

Журнал «Храмоздатель» был задуман как площадка для обмена мнениями. К сожалению, чаще, чем раз в год, собирать большие конференции пока не получается.

Но итоги их надо публиковать не только в заметках и в новостях, но в обширных статьях. И мы рады предложить для этого площадку, к которой присоединились уже и скульпторы, и иконописцы, у которых, как оказалось, нет своего журнала.

Одна из перспектив развития храмового зодчества, на мой взгляд, – это не только следование традиции, но и взгляд на Запад, где тоже есть очень интересные традиции. Например, очень интересную статью для нас в своё время написал главный архитектор Саграда Фамилия, и многие православные священники отмечали, что рассказ о строительстве такого выдающегося храма способен обогатить и православную традицию.

О критериях выбора проектов и авторском праве

Михаил Юрьевич Кеслер, председатель экспертного совета Гильдии храмоздателей, член совета по архитектуре САР:

До сих пор критерии выбора проектов чётко не зафиксированы.

Во-первых, конечно, это должно быть следование канонической традиции. Беда, что многие понимают её по-разному — от слепого копирования образцов до абсолютной игры воображения. Увы, к тому же, современные архитекторы плохо знают службу, и это отражается на функциональности.

Благолепие – это не обилие декора, а знание пропорций древней архитектуры и использование материалов современных, но рукотворных – резьбы, а не литого камня, позолоты, а не нитрида титана.

Функциональность тоже важна для современного храма.

Все эти критерии мы учитывали при проведении конкурса храмовых проектов. К сожалению, из двухсот присланных проектов удалось выбрать около тридцати.

Хочу обратить внимание присутствующих также на то, что при дальнейшем использовании проектов должно неукоснительно соблюдаться законодательство об авторском праве.

В рамках конференции были также вручены дипломы победителям конкурса проектов храмового зодчества.

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России. Создатель «Гильдии храмоздателей» глава группы архитекторов и реставраторов «Мастерские Анисимова»

Полусухая стяжка: ровная база за один подход

Среди всего многообразия технологий устройства черновых оснований, в последние годы все большее распространение получает полусухая стяжка. Это компромиссный вариант между классической бетонной стяжкой и сухой засыпной, практически лишенный их недостатков, но со своими нюансами. При помощи специалиста компании APLASTER рассмотрим, что представляет собой полусухая стяжка, основные разновидности и какие особенности у этого способа подготовки основания.

Содержание

Что такое полусухая стяжка

Полусухая стяжка – метод подготовки базовой поверхности, при котором используется стандартная пескоцементная смесь, но затворяемая минимальным количеством воды. В результате получается не раствор для заливки, а рассыпчатая гомогенная масса, укладываемая механическим способом. Для улучшения характеристик смеси и готовой стяжки, в массу добавляют также пластифицирующие добавки и армирующее фиброволокно. После укладки поверхность обрабатывается затирочной машиной, в результате чего получается не только плотное и ровное, но и максимально прочное основание. Поэтому «обвинения» в том, что полусухая стяжка недостаточно плотная, со временем выкрашивается и не везде подходит – беспочвенны.

Плотность полусухой стяжки небольшая, по моему мнению. Она монолитна, но за счет крупнозернистого песка и незаполненных пустот между ними – песок выкрашивается. Знаю это не понаслышке – на моих крышах делалась разуклонка именно такой стяжкой. Быстро. Красиво. Технологично. Дорого. Но со временем песок вылетает – пылесось, не пылесось – бесполезно. Прочность теряется. Под теплые полы она все-таки не годится. Если только по верху пустить еще один слой наливного пола. Но это и так удорожает и без того дорогую стяжку. Хотелось бы профессионалов услышать.

При использовании цемента марки М500 и соблюдении пропорций смеси, ничего не выкрашивается и прочностные характеристики не теряются. Без дополнительной обработки в обычной монолитной стяжке песок вылетает гораздо быстрее, а в полусухой за счет железнения поверхности, верхний слой значительно плотнее. Под теплые полы полусухая стяжка отлично подходит, и не нуждается ни в каком завершающем слое, кроме чистового покрытия.

Сфера применения

Полусухая стяжка универсальна и широко применяется в частной и промышленной сферах, при устройстве пола по перекрытиям и крыши (плоская разновидность). Она так же подходит и для пола по грунту.

Читайте также:
Установка карнизной планки металлочерепицы

Вопрос: можно ли использовать полусухую стяжку в качестве полов по грунту? Т. е., когда есть утрамбованное основание, потом утеплитель со всякими пленками. Вроде двигаться ничего не должно, воду из-под дома отвели, промерзать не даем.

Полусухую стяжку можно использовать в качестве полов по грунту, при толщине слоя не меньше 8-10 см и с армированием металлической сеткой.

Полусухим же способом выполняют «плавающие» стяжки, поверх слоя теплоизоляции, используемые с целью сокращение теплопотерь сквозь перекрытие или для улучшения параметров звукоизоляции. При необходимости такую систему можно скомбинировать с прокладкой коммуникаций в полу.

Прошу подсказать знающих по пирогу полусухой стяжки. В квартире планирую сначала проложить проводку в гофрах и трубы отопления, а затем, сделать следующий пирог:

  • Первый слой ППС или ЭППС 30-40 мм – вокруг (с боков) коммуникаций, как бы вровень. Ранее рассматривался вариант вместо ППС/ЭППС – черновую ЦПС 25 мм, но ППС дешевле, проще, быстрее.
  • Далее два слоя ЗИ ваты (Шумостоп или Роквул Флор Батс).
  • Сверху полусухую стяжку 50-60 мм с армирующей сеткой.
  1. Какой плотности пенополистирол нужно под стяжку, чтобы не пружинила и не потрескалась стяжка? 25 или 35?
  2. Что лучше/эффективней и насколько, ППС или ЭППС?
  3. Пустоты между трубами и между гофрами и разрывы вокруг коммуникаций нужно чем-то заполнять? Раствором?
  4. Армирующая сетка – можно ли использовать стеклопластиковую сетку? Она лучше или хуже стальной?
  1. Оптимально плотность 35 кг/м³.
  2. Эффективней ЭППС, он прочнее, и у него лучше теплопередача.
  3. Пустоты можно оставить и просто стяжку залить, либо заполнить керамзитом мелкой фракции заполнить.
  4. Без разницы какую сетку использовать для армирования.

Технология устройства полусухой стяжки

Алгоритм устройства полусухой стяжки выглядит следующим образом.

  • Подготовка.
  • Укладка демпферной ленты и гидроизоляция основания.
  • Установка маяков.
  • Приготовление, укладка, разравнивание и трамбовка смеси.
  • Шлифовка поверхности затирочной машиной.

Главным отличием полусухой стяжки от классической мокрой является количество воды – ее как раз достаточно для гидратации и набора марочной прочности. Но этим же обусловлено и механическое исполнение, ни в обычной бетономешалке, ни в емкости, вручную, получить однородный замес невозможно. Для этого применяются специализированные пневмонагнетатели, не только приготавливающие смесь, но и подающие ее к месту укладки.

Полностью отказаться от механизации при применении полусухой стяжки невозможно, если объемы небольшие или нет возможности использовать громоздкое оборудование, выходом из положения будет полуручная полусухая стяжка.

Рекомендованный подрядчик предлагает изготовить полусухую стяжку без насоса-смесителя, замешивая смесь на месте. Обеспечивает ли ручной замес приемлемое качество стяжки? Затирать будут машиной, обещают идеально ровную поверхность.

Да, приемлемое качество полусухой стяжки обеспечивает станция ручного замешивания. Главное – строгое соблюдение пропорций и времени замешивания.

Пропорции же замеса зависят от специфики применения полусухой стяжки, например, для систем теплого пола подбирают специализированные добавки.

Бытует мнение, что при устройстве полусухой стяжки на трубы теплого пола, она проигрывает классической по плотности и, следовательно – по теплопроводности. Но если исходить из технологии устройства самой стяжки, то она выигрывает по всем параметрам. Ни у кого нет желания совместными силами подобрать состав смеси с модификаторами таким образом, чтобы стяжка получалась максимально плотной? С послойным уплотнением каждые 50 мм в случае больших толщин. Я предполагаю, что это возможно, при правильно подобранных компонентах стяжки.

Все верно, только за счет правильных подобранных компонентов и пропорций можно производить укладку полусухой стяжки с системой теплого пола. Добавляется специализированный пластификатор для теплого пола, повышающий марку прочности, а укладка стяжки производится, когда трубопровод под давлением, но система не включена. Так же верно и рассуждение, что при больших толщинах возможна послойная трамбовка через 50 мм, но только не самой стяжки, а песчаной подушки, поверх которой она выполняется.

Мнение, что полусухая стяжка мокрой в чем-то проигрывает, субъективно, так как состав в обоих случаях одинаковый. Главное, правильно подобрать соотношение смеси и компонентов для того или иного варианта стяжки, исходя из тех задания и основания! Но полусухая стяжка точно превосходит классическую, будучи сразу готовым под финишное покрытие основанием. Идеально ровная и прочная поверхность за один подход достигается за счет уплотнения «вертолетом» (железнения).

Минимальное количество воды в смеси, с одной стороны, способствует скорейшему схватыванию стяжки и избавляет от протечек, с другой, повышает требования к основанию. Если влага из замеса «уйдет», снизится прочность стяжки, так как процесс гидратации не будет полноценным. Поэтому основание перед укладкой замеса необходимо гидроизолировать и сделать это можно разными способами.

Как лучше залить полусухую стяжку с точки зрения повышения марки прочности – сразу на плиту перекрытия или «плавающую» на что-то типа изолона? Если лить на изолон, то вроде как у нее будет меньше поводов для растрескивания и неравномерного усыхания, с другой стороны – если лить на прогрунтованную плиту перекрытия, то эта плита и стяжка образуют почти монолит. Вопрос шумоизоляции не стоит, важна прочность и вес. Еще, при плавающей стяжке, если я правильно понял, толщина должна быть немного больше.

Можно использовать изолон или заливать непосредственно на плиту. При заливке на плиту обычно подстилается пленка, чтобы влага не уходила в бетон, но можно и тщательно прогрунтовать – разницы никакой, так как задача, получить непроницаемое основание. Минимальный слой плавающей стяжки 4-5 см, такого веса будет достаточно, чтобы прижать подложку из вспененного полиэтилена.

После укладки полусухая стяжка нуждается в стандартном уходе, другое дело, что в наших реалиях некоторые исполнители не знают, с чем работают.

Читайте также:
Шашлычница своими руками - конструктивные особенности

Подскажите, пожалуйста, сделали полусухую стяжку, строители говорят, чтобы я не открывал окна, ничем поливать и укрывать не нужно, т. к. это не бетон, это другая технология. Прошло 12 часов, трещин нет, дом не отапливается, я ради самоуспокоения полил из лейки все водой, стяжка воду почти не вбирала. Уехал. Нужно ли повторить данную операцию и нужно ли было (сейчас уже поздно) чем-то укрывать полусухую стяжку?

Полусухая стяжка – это тот же «раствор» из песка, цемента и воды, и созревает он при тех же условиях. Поэтому ее рекомендуется поливать и укрывать пленкой дней на 7-10.

Достоинства и недостатки полусухой стяжки

Востребованность этой технологии объясняется внушительным списком достоинств.

  • Универсальность – используется в качестве выравнивающего слоя, для создания уклона или распределения нагрузок в жилых, общественных и промышленных зданиях (полы, крыши). Комбинируется с прокладкой трубопроводов и коммуникаций, в системах теплого пола, системах теплоизоляции и звукоизоляции перекрытий.
  • Скорость – благодаря минимальному количеству воды в замесе, сокращается время укладки и набора марочной прочности, последующую отделку можно проводить быстрее, чем при заливке стяжки мокрым способом.
  • Монолитность – сухая смесь практически не подвержена усадке, готовая стяжка не деформируется и не растрескивается
  • Готовность – за один подход получается идеально ровное основание, полностью готовое под укладку финишного покрытия.

Однако не обошлось и без недостатков.

  • Механизация – с одной стороны, человеческий фактор влияет меньше, что можно отнести к плюсам, но с другой, в отличие от классического варианта, полусухую стяжку не сделать самостоятельно «в одну каску», без спецоборудования.
  • Уровень исполнения – чтобы получить достойный результат, у исполнителей должна быть соответствующая инструментальная база и опыт. В реалиях отечественного рынка услуг, в том числе и строительных, найти действительно профессионалов не так просто.
  • Привязка к объемам – проблематично найти исполнителей на маленький объем, профильные организации берут заказы на площадь от 40 м².

Что касается стоимости, она напрямую зависит от объемов.

Полусухая стяжка пола дороже только при небольших объемах, которые меньше 40-50 м². Ту же мокрую стяжку можно сделать при таком объеме за день (до 50 м²). А вот если объем большой – то мокрым способом за день не сделать, может понадобиться как минимум два или три дня, плюс наливные полы и поэтому в сумме полусухая стяжка выходит прилично дешевле. Полусухая стяжка быстрее и эффективнее, за смену наши бригады делают до 300 м².

Кроме того, при устройстве плавающей стяжки для предотвращения оттока тепла или повышения параметров звукоизоляции, у полусухого метода просто нет альтернативы.

Полусухая стяжка – это современная технология устройства прочных и долговечных оснований в минимальный срок и без необходимости дополнительного выравнивания.

В предыдущих статьях подробнее рассматривались полы по грунту и способы утепления пола. Полусухая стяжка с системой теплого пола обсуждается в профильной ветке на форуме. В видео – о большом доме из теплой керамики, с полусухой стяжкой пола.

Технология стяжки пола механизированным способом

Перед финишным напольным покрытием основание выравнивают такими способами: делают сухую или увлажненную засыпку, заливают бетонный или самовыравнивающийся раствор. Рассмотрим, что такое механизированная стяжка пола, какую смесь для этого используют, что особенного в этой технологии.

  1. Технология полусухой механической стяжки
  2. Преимущества и недостатки применения полусухой стяжки в квартире
  3. Оборудование для механической укладки стяжки пола
  4. Как правильно приготовить смесь
  5. Этапы работ при машинном способе заливки пола
  6. Пошаговая инструкция

Технология полусухой механической стяжки

Механическая стяжка выполняется для выравнивания чернового пола перед отделкой декоративным материалом. Машинный метод, при котором замешивают полусухую смесь, подразумевает подключение автоматического оборудования. Здесь необходимо приготовить рабочий раствор, подать, распределить его по поверхности, утрамбовать покрытие.

Преимущества и недостатки применения полусухой стяжки в квартире

Главными фактами, характеризующими механизированную стяжку, считают присутствие небольшого количества воды, использование строительного оборудования. Последнее позволяет автоматизировать работу, почти в 4 раза увеличить производительность относительно обрабатываемой площади за трудовую смену.

Кроме этого мастера отмечают следующие достоинства технологии:

  • образуется монолитная площадка в отличие от сухой засыпки;
  • требуется заметно меньше времени на высыхание в сравнении с бетоном;
  • затрачивается минимум трудовых ресурсов, сохраняется чистота на объекте.

Вода добавляется только для активизации химических процессов, которые связаны со связующим компонентом. Количество настолько мало, что для соседей снизу протечки исключены, как намокание чернового основания в целом.

В результате получается покрытие с высокими показателями плотности, прочности, твердости. А процесс трамбования массы сводит к нулю возможность появления трещин.

На фоне положительных моментов имеются и недостатки:

  • Для устройства полусухой машинной стяжки потребуется оборудование, при работе с которым нужны навыки, сноровка, опыт. Для единичной реализации проекта такой подход возможен, если заключить договор с компанией или частными предпринимателями, об условиях они пишут на официальных сайтах. Самостоятельно все сделать не получится, чтобы добиться качественного результата.
  • Обслуживание машин требует больших затрат в финансовом и трудозатратном плане, поэтому организации с целью окупаемости редко соглашаются выполнять заказы на площадь менее 100-500 кв. метров.
Читайте также:
Трубы в качестве декоративного элемента стен

Оборудование для механической укладки стяжки пола

Устройство механической стяжки пола предполагает три основных этапа:

  1. замешивание раствора,
  2. его подачу на строительную площадку,
  3. формирование покрытия.

Каждый шаг выполняется с помощью автоматического оборудования за исключением распределения смеси по установленным маякам. Здесь задействован человеческий ресурс. Мастер правилом убирает излишки смеси.

Для приготовления рабочей массы добавляется минимальное количество воды. Добиться однородного состояния своими руками практически невозможно, поэтому используются бетономешалка или комбинированное устройство. За счет электрического привода, специальных лопастей внутри емкости осуществляется замес раствора с необходимыми характеристиками.

Следующий шаг предполагает транспортировку готового состава на подготовленную площадку с помощью пневмонагнетателя установленными ориентировочными маяками.

Пустоты между ними заполняются посредством насосного оборудования, гибкого рукава. Лишнее снимают правилом.

Затирочная техника, которая понадобится для создания выравнивающего покрытия, настроена на выполнение двух функций: трамбованием выгоняется воздух, уплотняется раствор (имеются встроенные пружины), а круговые движения абразивного круга позволяют образовать относительно гладкую поверхность без лишних выступов. То есть черновая стяжка машинным способом одновременно становится чистовой под любую декоративную отделку (облицовка плиткой, линолеум, паркет, ковролин).

Как правильно приготовить смесь

Приготовление рабочей массы проводится вне ремонтируемого помещения. Это важно, чтобы обеспечить отсутствие пыли и мусора. Также соблюдаются рекомендуемые производителем смесей окружающие условия относительно влажности и положительной температуры.

По технологии сначала в квартире засыпают ровнитель, затем добавляют воду. Если используются отдельные компоненты, а не заводская смесь, то последовательность следующая:

  1. очищенный просеянный песок;
  2. фиброволокно;
  3. связующий компонент (цемент);
  4. функциональные пластификатор и присадки;
  5. вода.

Общее перемешивание должно длиться минимум три минуты без учета предварительного. Рецепт может выглядеть так:

  • Песок – 120 литров.
  • Цемент – 50 кг.
  • Вода – 15 литров.
  • Добавки не должны превышать рекомендуемый лимит от изготовителя. Как правило, на пластификатор при таком раскладе выпадает примерно 1,5 литра из расчета на один м3 раствора.

Фиброволокно может быть синтетическим или природным по происхождению. Важны экологичность и адгезия к составляющим в растворе компонентам.

Материал выполняет роль армирования, то есть усиления сухого остатка относительно прочностных показателей. Также риск появления трещин сводится к минимальному, увеличивается компенсаторный эффект при воздействии на покрытие механической нагрузки.

Этапы работ при машинном способе заливки пола

Выравнивание пола посредством механизированной стяжки включает три основных мероприятия: подготовка основания, установка маяков, работа с раствором. Отклонения от технологии на каком-либо этапе приведет в итоге к разрушительным последствиям. Поэтому все действия должны быть проведены по правилам.

Пошаговая инструкция

Полы всегда подвергаются точечной или переменной механической нагрузке. Любое повреждение чернового основания будет приводить к разрушительному эффекту. Поэтому на подготовительном этапе устраняют декоративное напольное покрытие, слабые участки старого выравнивающего состава. Также проводят уничтожение масляных пятен, очагов коррозионного и биологического поражения.

Для профилактики повторного появления «болезней» поверхность обрабатывают антиржавчиной, противогрибковыми средствами. В заключение пол покрывают грунтом, устраивают гидроизоляцию, прокладывают демпферную ленту по периметру.

Далее работа включает следующие действия:

  1. Создание ориентиров. С помощью лазерного уровня и рулетки определяется наивысшая точка на основании. От нее отмеривается минимальная толщина будущей стяжки.
  2. Установка маяков. По готовым ориентирам из ровнителя формируют прямые линии на нужной высоте. Для корректировки используют правило и уровень.
  3. Замешивание раствора.
  4. Транспортировка рабочей смеси. Для этого используется пневмонагнетатель.
  5. Распределение массы. Материал засыпают в пустоты между маяками. Правилом устраняют излишки и сглаживают поверхность стяжки.
  6. Спустя 2 часа проводят трамбование смеси и шлифование поверхности с помощью специального оборудования. Здесь также имеется нюанс: мастер должен ходить по механизированной стяжке в насадках на обувь с широкой площадкой. Так он не будет продавливать еще не высохший ровнитель.

Если проводится заливка пола механизированным способом на объекте с перегородками или с крупной площадью, то на этапе затвердевания необходимо сформировать компенсационные швы. Так во время перепадов нагрузки, влажности и температуры покрытие не будет деформироваться.

Завершающий этап заключается в создании условий для правильного высыхания стяжки. Если влажность высокая или присутствуют сквозняки, то пол нужно накрыть полиэтиленом на первые 2-3 дня. При высокой температуре и хорошей вентиляции понадобится периодическое смачивание поверхности. Цементные растворы полностью высыхают в течение 28 дней. Поэтому раньше приступать к финишной отделке не рекомендуется.

Технология заливки полусухой стяжки пола в квартире

Технология заливки бетонной стяжки пола

Особенности выбора правильной стяжки для теплых водяных полов

Технология заливки пола керамзитом — как сделать стяжку

Механизированная стяжка пола

Особенности инновационной технологии, плюсы и минусы, сферы применения

Автор: Игорь Костенко | 5 мая 2019

  1. Главная ›
  2. Меню ›
  3. Механизированная полусухая стяжка
Читайте также:
Точечные светильники для подвесных потолков: как выбрать, фото и видео

Капитальный ремонт в помещениях предполагает специальную подготовку пола под финишное покрытие. Традиционно выравнивание делали с мокрой цементной заливкой. Сегодня профессионалы стали применять новую технологию механизированной полусухой стяжки, которая дала целый ряд преимуществ.

При выборе данного метода гарантирована скорость и удобство проведения работ, сокращение общих сроков проведения ремонта в связи с гибкостью плана мероприятий, получение высококачественного результата.

Рис.1 Полусухая стяжка пола после финишной затирки, в квартире

Что такое механизированная полусухая стяжка?

Современная технология, позволяющая добиться идеально ровной и прочной поверхности без использования большого объема воды при получении раствора для заливки пола, называется полусухой стяжкой. Она подходит для любого финишного покрытия и практически для любого основания.

  1. Наличие в типовом растворе для мокрой заливки избыточного количества влаги всегда считалось основным минусом традиционного метода. Теперь вероятность затопления соседей снижена практически на 0.
  2. С появлением полусухой стяжки эта проблема была снята, как и еще одна – чрезмерная «загрязненность» процесса. Новый метод обеспечивает чистоту окружающего пространства и соседних помещений, где могут одновременно проводиться другие виды работ, требующие отсутствия строительных загрязнений. В определенных ситуациях достаточно укрыть тонкой технической пленкой стены.
  3. Отпала необходимость и в конечном этапе – проведении дополнительной финишной обработки с помощью достаточно дорогостоящих самовыравнивающихся смесей. Это снизило затраты заказчиков.

Механизированная стяжка по данной технологии отличается от обычной “мокрой” стяжки тем, что проводится с применением ряда специализированных устройств. Именно они обеспечивают прочность полученного покрытия и идеальную ровность его в сочетании с качественными материалами и навыками профессионалов, устраняют пресловутый человеческий фактор: при постоянном механическом усилии не образуются пустоты, неровности, потому что смесь распределяется и трамбуется равномерно.

Это не означает, что мастерам, оснащенным таким оборудованием, не требуются знания и навыки. Напротив, механизированную полусухую стяжку способны выполнять только профессионалы. Самостоятельные действия или привлечение частных мастеров исключены. При отсутствии техники работы выполняются кустарно, долго, без идеального выравнивания.

Рис.2 Некачественно выполненная стяжка пола

Технология механизированной полусухой стяжки

Полусухую стяжку называют инновационной, но при этом используются совершенно традиционные компоненты – цемент, песок, вода. Это означает, что стоимость материалов сравнима с традиционным аналогом. Зачастую она даже выгоднее, за счет того что песок привозится навалом (это почти всегда дешевле чем в мешках), а материалы не требуют подъема на этаж. Механизированную полусухую стяжку можно делать ± до 20 этажа. И даже в зимнее время года, соблюдая особенности приготовления раствора и его укладки в минусовую температуру.

На некоторых объектах при выборе данного метода подготовки полов общая смета работ по факту оказывается более низкой за счет скорости, объема и других факторов.

В состав смеси добавляются и особые составляющие. Мастера, выполняющие полусухую стяжку по механизированной технологии, применяют следующие устройства:

  • пневмонагнетатель – мощное, универсальное оборудование, одновременно выполняющее функции смешивания компонентов (исключает необходимость заказа бетономешалки или применения ручного миксера) и подачи состава по шлангу до ± 20-ого этажа или на достаточное расстояние при невозможности установки рядом с объектом (исключаются тяжелые физические работы или применение насоса);
  • строительное правило, обеспечивает идеальное выравнивание, равномерное уплотнение смеси;
  • лазерный уровень;
  • мелкие инструменты;
  • дисковая шлифовальная машина – механизм, также выполняющий двойную функцию дополнительного уплотнения и затирки поверхности до идеально гладкого состояния.

В емкости пневмонагнетателя смешиваются компоненты. Оборудование позволяет получить готовую смесь с точными параметрами, поскольку при данном методе нарушение пропорций минимально.

  • В состав смеси помимо классических компонентов входит фиброволокно (фибра) и по необходимости пластификаторы.
  • Также при работе в холодное время года обязательны специальные добавки для исключения промерзания.
  • Фиброволокно устраняет необходимость присутствия армирующей сетки, однако и не запрещает ее дополнительное применение, если такое изначально заложено проектировщиком.

Фиброволокно – технологичная альтернатива армирования. Эта добавка в состав смеси формирует 3-мерное укрепление, то есть препятствует возникновению при высыхании и последующих нагрузках не только крупных, но и микротрещин. Они возможны в любых направлениях. Волокна отклоняют и рассеивают напряжение в стяжке. Трещины не появятся. Объем воды, которая добавляется в смесь, минимален. Фактически получается не раствор, как в случае с мокрой стяжкой, а увлажненная смесь, которая не течет, а высыпается на основание. Снижен не только уровень влажности, но и вес смеси.

Этапы проведения работ

Схема выравнивания пола с помощью механизированной полусухой стяжки состоит из нескольких этапов. По сути, она и сама – один из этапов капитального ремонта помещения. Комплекс мероприятий в рамках этого этапа состоит из следующих действий:

  • подготовка основания, которая включает в себя удаление старого покрытия, заделывание крупных дефектов (выбоины, глубокие трещины и пр.), удаление мусора;
  • грунтовка основания для повышения адгезии или укладка на него выбранных изоляционных материалов (от простой пленки для влагоизоляции до плит утепления), включая комбинированные по выбору заказчика и требованиям объекта, соединение плит строительным скотчем или иным предусмотренным производителем фиксирующим материалом;
  • монтаж демпферной ленты по всему периметру помещения для создания компенсационного шва, нейтрализации деформации, дополнительной тепло- и звукоизоляции;
  • разметка пола с выставлением маячков из раствора (при выборе полусухой стяжки грамотно выставить их способен только квалифицированный мастер;
  • подготовка смеси и подача ее с помощью пневмонагнетателя;
  • распределение смеси по всей поверхности и утрамбовка с помощью виброрейки;
  • проведение конечной обработки (уплотнение, устранение пустот, шлифовка) с помощью дисковой шлифовальной машины.
Читайте также:
Установка карнизной планки металлочерепицы

В качестве промежуточных этапов может добавиться по задачам укладка армирующей сетки, а при оборудовании теплых полов – укладка труб или кабеля соответственно категории. На завершающем этапе нарезаются усадочные швы.

Плюсы и минусы механизированной полусухой стяжки

Рис.3 Слева полусухая, справа классическая “мокрая” стяжка

Заказчики отмечают, что основным преимуществом для них является «чистая» работа. Сокращается объем клининговых услуг, а при оборудовании стяжки только в одном помещении пребывание в других не осложняется.

  • Помимо этого выгодного отличия от традиционной мокрой заливки клиенты отмечают также отсутствие конфликтов с соседями, недовольными повышением влажности, появлением мокрых пятен на потолке.
  • При механизированной полусухой стяжке сокращается и длительность проведения работ, а это тоже позитивный фактор как для заказчиков, так и для их окружения.
  • Полученная поверхность универсальная. Она подходит для любого покрытия, и клиент не ограничен в выборе.
  • При оборудовании теплых полов можно предпочесть любую их категорию (водяные, электрические) и получить идеальный результат.
  • Полусухая стяжка даже без укладки дополнительных изоляционных материалов уже сама по себе снижает теплопотери, препятствует проникновению звуков внутрь и наружу.
  • Еще один фактор – экономия средств заказчика за счет отсутствия необходимости делать покрытие с помощью самовыравнивающихся смесей, но это не все. Благодаря специализированной технике снижается и расход смеси. Общая экономия достигает по объекту 20-40%.

Мастера предпочитают механизированную технологию также потому, что она позволяет им варьировать загрузку, не тратить время на ожидание высыхания раствора. Они продолжают проводить работы уже через 7-10 дней после завершения монтажа стяжки. В среднем временные затраты по объекту сокращаются в 3-5 раз.

  • Сокращено появление «слабых» точек, микротрещин на поверхности даже в период усадки, что характерно для традиционных песчано-цементных стяжек.
  • При инновационной технологии конструкция способна выдержать повышенную нагрузку без риска отслоения, появления дефектов.
  • Точечная ударопрочность повышена за счет распределения напряжения по большому окружающему участку.
  • Отсутствие армирующей сетки исключает и возможную ее коррозию.

Еще один плюс для мастеров и заказчиков – отсутствие сезонности и зависимости от погодных условий. При понижении температуры помогают специальные добавки, а на повышение влажности смесь слабо реагирует, поскольку она полусухая. Рост температуры и падение влажности также некритично. Достаточно в период высыхания закрыть поверхность пленкой и слегка увлажнять ее по ситуации. Сравнительная таблица поможет понять дополнительные особенности традиционной и механизированной технологии.

Параметры сравнения Традиционная мокрая Механизированная полусухая
Площадь за рабочий день до 50 кв. м 200-300 кв. м
Дополнительные мероприятия необходимы самовыравнивающиеся смеси без дополнительного выравнивания
Нагрузки после завершения работ через 72 часа через 12-24 часа
Прочность высокая высокая
Объем влаги максимальный, жидкая заливка минимум, смесь полусухая, засыпка
Протечки на нижние этажи, перекрытия, затопление основания риски затопления есть, жалобы соседей на чрезмерную влажность риски полностью отсутствуют
Армирование обязательное армирование сеткой фиброволокно как компонент смеси
Высота стяжки с достаточной прочностью, с учетом перепада высот в помещении 10-20 см + 2 см выравнивающий слой 4,5-12 см
Сроки укладки финишного покрытия от 28 дней и более в зависимости от материала через 14-21 дней в зависимости от материала
Оборудование специально не требуется, смесь делают на месте или закупают готовый раствор специализированное
Табл.1 Сравнительная таблица между полусухой и “мокрой” стяжкой

Очень важна минимальная толщина полусухой стяжки пола для достаточной прочности:

  • для помещений с невысокими потолками;
  • при серьезных перепадах высот, существенных неровностях полов;
  • при большом диаметре труб теплых полов, например, на цокольных, подвальных, первых этажах;
  • при выполнении работ на лоджиях, особенно на балконах во избежание аварийных ситуаций из-за перегрузок;
  • с учетом особенностей фундамента старых строений.

Минусы у механизированной полусухой стяжки имеются, как и у любой другой технологии, но связаны они в основном с невозможностью осуществить работы собственными силами.

  • Дорогостоящее оборудование частники не приобретают, а без него и результат получается некачественным.
  • Сложность соблюдения технологии приводит к тому, что частные мастера не рекомендуют своим клиентам выбор данного способа подготовки полов под финишное покрытие, но это проблемы тех, кто не может выполнять данный вид работ.
  • Есть требования к компонентному составу, но специалисты все эти требования знают и соблюдают.

Фактически основные претензии к инновационной технологии оборудования стяжки сухим методом связаны именно с профессиональной подготовкой. Многие обращают внимание на стоимость дополнительных компонентов, но, как было сказано выше, она компенсируется другими статьями.

Где применяется механизированная стяжки и кто способен ее выполнить

Сложный процесс выполняют под ключ бригады компании «Ровный Пол». Специалисты оснащены всем необходимым оборудованием, знают технологию в совершенстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: