Споттер своими руками из инвертора, микроволновки и аккумулятора

Схемы самодельных споттеров из аккумулятора, микроволновки и сварочного аппарата

Из-за уменьшения толщины металла процесс рихтовки кузовных элементов автомобиля стал более трудоемким. Недостаточно использование традиционных инструментов – молотка и подкладок. Для фиксации металла применяют споттер – разновидность сварочного оборудования. Дороговизна заводских моделей стала причиной появления самодельных аналогов.

Методика изготовления споттера из микроволновки

Главное отличие от сварочного автомата или полуавтомата – импульсный режим работы. Для этого понадобится конденсатор большой емкости с системой управления. Время импульса должно быть минимальным — до 0,5 сек. В противном случае вместо контактной сварки будет отверстие в металле.

Конструкция состоит из двух блоков – трансформаторов и управления. Для первого можно использовать сердечник без обмотки из микроволновки. Его сечение – от 400 мм². Дополнительно потребуются провода 2,5 и 50 мм².

  1. Удалить обмотку из сердечника.
  2. Сделать первичную обмотку из провода 2,5 мм² (200 витков) и вторичную 50 мм² (7 витков).
  3. В качестве изолятора можно использовать технический картон.
  4. Тип трансформатора для подачи питания не имеет значения, главное требование – напряжение на вторичном контуре обмотки 12 В.
  5. Сборка блока управления.
  6. Крепление контактов «плюс» и «минус». Дополнительно рекомендуется сделать удлинители.

Ниже можно ознакомиться принципиальной схемой споттера и блока управления.

Делаем из сварочного аппарата

Аналогичную конструкцию можно сделать из сварочного аппарата полуавтоматического типа. Важно — в дальнейшем использование устройства для других работ будет затруднительно. Проблема – ограниченное времени подачи импульсного тока, что приведет к некачественному точечному шву.

Так как трансформатор с требующимися характеристиками уже есть – нужно сделать новый блок управления. Возможные варианты:

  • реле, рассчитанное на нужное время срабатывания;
  • схема управления на тиристорах;
  • установка симисторов, обеспечивающих лучший контроль времени.

Схемы подбираются индивидуально, так как в отличие от споттера из комплектующих микроволновки, параметры трансформатора в сварочном аппарате изменить проблематично. После сборки нужно провести испытания, проверив длительность импульса и качество приваривания к металлической поверхности.

Споттер из аккумулятора

Для исправления незначительных повреждений кузова можно изготовить устройство на основе аккумулятора. Он будет выполнять функции блока питания, что позволит выполнять работы независимо от наличия электросети. Дополнительное качество – использование этой модели споттера как вспомогательного средства при работе основного.

Для изготовления потребуются следующие комплектующие:

  • стандартный аккумулятор на 12 В;
  • втягивающее реле, можно от стартера машины;
  • кнопка включения/отключения;
  • провода с клеммами, держатель электрода.

Рекомендуемое сечение кабеля – до 100 мм². Для минимизации потерь тока во время прохождения заряда длина провода должна быть минимальной — до 1,5 м.

Комплектующие для рихтовки

Помимо правильно изготовленного споттера нужно заранее подобрать расходные материалы для него и сделать оптимальную комплектацию точечного сварочного аппарата. Их самостоятельное производство не рекомендуется – плохое качество скажется на рихтовке и внешнем виде кузова.

Расходные материалы и комплектующие:

  • Обратный молот. Объединяет в себе функции держателя электрода и механического выравнивателя. Стоимость – от 5800 рублей.
  • Шайбы различной формы. Необходимы для фиксации инструмента для рихтовки.
  • Электроды. С их помощью происходит приваривание активной части обратного молота, шайб.

Последние две позиции можно приобрести в наборе, средняя цена – 4750 рублей. При выборе нужно обращать внимание на качество изготовления.

Предлагаем ознакомиться с подробной инструкцией по изготовлению точечного сварочного аппарата с помощью комплектующих от микроволновки:

Изготовление споттера из микроволновки своими руками

Контактная сварка для рихтовки кузовных деталей автомобиля стала применяться сравнительно недавно, но быстро завоевала популярность не только у профессиональных рихтовщиков, но и у обычных автолюбителей. Промышленные аппараты контактной сварки стоят недешево, поэтому домашние мастера сообразили, что можно собрать споттер из микроволновки своими руками, и самодельный аппарат будет отлично выполнять свои функции.

Cамодельный споттер из старой микроволновки – электрическая часть

Человек, привыкший мастерить, никогда не выбросит старое, пришедшее в негодность, устройство. В этом устройстве наверняка найдутся исправные узлы и детали, способные работать еще долгое время. Не исключением является и сломанная микроволновая печь. Детали, которые можно извлечь из нее, пригодятся для того, чтобы собрать самодельный споттер, и он будет работать ничуть не хуже промышленных образцов.

Чтобы изготовить споттер из деталей пришедшей в негодность СВЧ-печи, достаточно владеть основами электротехники. Нужно выбрать подходящую электрическую схему, и, в соответствии с этой схемой, приобрести на рынке или в магазинах недостающие радиодетали и другие комплектующие.

Трансформатор

Трансформатор – это самый важный узел любого сварочного аппарата, в том числе и споттера. В продаже они имеются в огромном количестве, но выбрать тот, который подойдет для самодельного споттера, достаточно затруднительно. Намного проще и дешевле сделать его своими руками, взяв в качестве базового трансформатор из СВЧ-печи. Предварительно следует убедиться, что его мощности хватает для поддержания силы тока, достаточной для сварки.

Читайте также:
Можно ли утеплять деревянный дом пенопластом внутри: правила и рекомендации

Если мощности одного трансформатора не хватает, следует взять еще один такой же. Их следует модифицировать, для чего нужно аккуратно снять вторичные обмотки. После того, как будут сняты вторичные обмотки, на освободившееся место проводом, имеющим сечение 50 мм 2 или даже больше, наматываются пользовательские обмотки в два – три витка, что даст на выходе напряжение порядка трех вольт.

Оба трансформатора подключаются к сети переменного тока параллельно, при этом важно не спутать соединительные клеммы. Силы выходного тока будет вполне достаточно для контактной точечной сварки. Соединительный силовой кабель желательно покрыть специальным слоем изоляции, который может деформироваться при перегреве проводов и восстанавливаться при охлаждении.

Электрическая схема самодельного споттера

Основной трансформатор – это только часть общей электрического блока. Он обеспечивает питание устройства и необходимую мощность для сварки. Кроме трансформатора, для сборки электрической схемы и изготовления простого самодельного споттера потребуются следующие комплектующие:

  • трансформатор, подающий питание на блок управления;
  • тиристор ПТЛ50;
  • диодные мосты – один на базе диодов Д232А, второй на базе диодов Д226Б;
  • электролитический конденсатор 1000 мкФ × 25 вольт;
  • переменный резистор 100 Ом;
  • предохранитель 5 А;
  • кнопка включения;
  • кнопка переключения режимов работы.

Схема, собранная из такого минимального набора комплектующих, формирует мощный электрический импульс, выдавая его на электрод для сварки.

Сборка самодельного споттера и его инструментов

Мало подобрать необходимые блоки и узлы, чтобы самостоятельно сделать споттер из старой микроволновки. Нужно все это тщательно собрать, сделать из россыпи деталей законченную конструкцию, которую не только было бы приятно держать в руках, но и чтобы с аппаратом было удобно работать.

Корпус самодельного споттера

Прежде всего необходимо позаботиться о корпусе, в который будут помещены вся силовая часть и электрическая схема самодельного споттера. Можно использовать корпус старой СВЧ-печи, но можно сделать самодельный корпус. Корпус должен обеспечить надежную защиту всех элементов схемы от механических повреждений, от пыли, для него следует продумать систему вентиляции и охлаждения. Для удобства транспортировки у него должны иметься ручки для переноски.

В нижней части корпуса устанавливается толстая (до десяти миллиметров) плата из диэлектрического материала – гетинакса, тестолита, авиационной фанеры. На этой плате монтируются все детали аппарата. Трансформаторы желательно установить по центру платы, чтобы вес аппарата был сбалансирован. Это особенно важно, если корпус самодельного аппарата будет установлен на колесики. В стенках корпуса проделываются отверстия для вывода силовых кабелей.

Держатель электродов

Держатель электродов обычно выполняют из того же материала, из которого выполнена монтажная плата в корпусе. Выпиливаются три одинаковые заготовки нужной формы. Средняя заготовка предназначена для крепления кнопки включения, кабеля, кронштейна, фиксирующего электрод. В заготовке делаются соответствующие пазы и пропилы. После этого в подготовленные места устанавливается кнопка, кронштейн, кабели, все три заготовки складываются и скрепляются винтами.

Для винтов и гаек рассверливаются отверстия, с расчетом, что головки винтов и гайки будут спрятаны в теле ручки держателя. После сборки держатель тщательно шлифуется, все острые углы скругляются. Держатель готов к работе. Опытные мастера советуют делать держатель из корпуса клеящего пистолета.

Электроды

Для изготовления электрода обычно используется медный пруток круглого сечения или бронзовая трубка, которая очень удобна для того, чтобы внутри нее были протянуты токоведущие проводники. Рабочая часть вставляется с торца, поэтому там делается паз, в который можно вставлять привариваемую шайбу. Трубку предварительно расплющить.

Обратный молоток

Обратный молоток (инопуллер) каждый мастер делает так, как ему удобно. Одно непременное условие для всех конструкций – прочное соединение силового кабеля с наконечником инопуллера, что должно обеспечить минимальное сопротивление в токопроводящих соединениях. Рукоятку можно сделать в виде пистолета, шток движения ударного элемента не должен быть большой длины. Ударный элемент должен перемещаться свободно.

Органы управления самодельным споттером

Изготовить самодельный споттер из деталей микроволновки абсолютно несложно. С этим может справиться любой мастер. Но для того, чтобы споттером было комфортно пользоваться, следует позаботиться об удобных и надежных органах управления. Прежде всего это касается системы электропитания.

Мало вывести шнур электропитания из корпуса. Постоянно включать и выключать вилку в розетку удлинителя нерационально. Прибор может быть постоянно включен в электрическую сеть.

Читайте также:
Черная напольная плитка (47 фото): глянцевое и матовое покрытие пола в интерьере, модели с блестками и золотом

Но для включения прибора на корпусе нужно предусмотреть выключатель и индикатор включенного питания. Можно использовать рычажный или кнопочный переключатель на два положения и световой индикатор включения. Это избавит мастера от постоянного включения и выключения сетевого шнура в розетку, и надежно будет сигнализировать о состоянии прибора.

Для подачи импульса на электрод самодельного споттера силовой кабель подключается через кнопку включения, не имеющую механизма фиксации. Кнопку можно позаимствовать от любой старой ручной дрели, болгарки или подобного инструмента. Все токоведущие части и соединения должны быть надежно заизолированы.

Достоинства самодельного споттера

Несмотря на свою простоту, самодельный аппарат обладает несомненными достоинствами и преимуществами:

  • дешевизна изготовления;
  • высокая производительность;
  • удобство эксплуатации;
  • высокое качество сварки;
  • противопожарная безопасность;
  • нет необходимости в спецодежде и средствах индивидуальной защиты;
  • экономичность.

Видео по теме: Споттер из микроволновки

Изготовление споттера своими руками

Споттер является довольно полезным устройством, помогающим значительно повысить эффективность и скорость работ при кузовном ремонте автомобилей. Но данный агрегат имеет достаточно высокую стоимость при простоте конструкции. Поэтому многие мастера предпочитают сделать споттер из старого трансформатора или из сварочного аппарата своими руками.

Назначение споттера

При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.

Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин.

Также споттер может применяться для пайки, разогрева, закалки и осадки выравниваемых поверхностей.

Устройство и принцип работы споттера

Споттер состоит из следующих элементов:

  • сварочного аппарата, который может быть трансформаторного или инверторного типа;
  • кабелей (силового кабеля и кабеля массы);
  • сварочного пистолета (стаддера);
  • электрода с инерционным молотком.

При нажатии кнопки на стаддере на него начинает поступать ток. В зависимости от выбранного режима подача тока может быть постоянной или в виде одного короткого импульса. Далее, ток поступает на электрод, который может иметь наконечники разной формы.

Аппарат работает по следующему принципу.

  1. Место на кузове автомобиля, которое требуется выровнять, зачищается от краски. Также следует зачистить небольшой участок для подсоединения кабеля массы.
  2. К электроду споттера прикрепляется какой-либо крепежный элемент, например, шайба, и приваривается к месту рихтовки.
  3. За шайбу цепляется инструмент для выравнивания, после чего вмятина вытягивается.

Вытягивание вмятин можно проводить и без приваривания крепежных элементов. В таком случае на электрод с инерционным молотком требуется установить заостренный наконечник. Электрод прикладывается к нужному месту детали, и наконечник приваривается к ней коротким разрядом тока. Далее, не отрывая электрода от детали, проводят удары молотком в обратном от наконечника направлении, тем самым вытягивая вмятину (по алюминию использовать обратный молоток нельзя). После устранения дефекта приваренный конец электрода легко отламывается.

Как и из чего сделать споттер

Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора. При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл. Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.

Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).

Из сварочного аппарата

Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток. К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля. Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.

Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.

Сварочный полуавтомат Aurora

Читайте также:
Таблетки Fairy для посудомоечной машины: обзор продуктовой линейки и отзывы покупателей

Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А. Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм 2 , то его сечение должно быть около 120 мм 2 . Но наматывать провод такого сечения довольно сложно. Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм 2 , если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.

Для определения количества витков сделайте следующее.

  1. Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
  2. Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
  3. Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.

Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой). Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.

Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.

Данная схема работает следующим образом.

  1. При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
  2. Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
  3. Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
  4. После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.

После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.

Из аккумулятора

Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.

  1. Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
  2. Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
  3. Кнопка пуска.
  4. Кабели с клеммами и сварочный пистолет.

Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:

  • к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;

  • к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
  • ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
  • между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
  • втягивающее реле должно быть подключено к массе.

Сечение кабелей должно быть около 100 мм 2 , а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.

Из микроволновки

Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм 2 .

Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.

Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.

Сварочный пистолет

Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.

На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.

Читайте также:
Какая разница между пеноблоком и газоблоком: особенности и преимущества

Далее, деталь устанавливается в корпусе.

Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.

Изготовление споттера из микроволновки своими руками

Рихтовка автомобильных корпусов без снятия их с рамы, намного облегчает восстановление внешнего вида машины. В домашних условиях дорогое профессиональное оборудование не будет загружено. Для устранения вмятин достаточно создать споттер из микроволновки своими руками. Старую, отработавшую свой срок печку, переделать проще, чем собирать самостоятельно микросхему.

Электрическая часть

СВЧ печь излучает магнитные волны миллиметровой и сантиметровой длины. Они хорошо прогревают предметы, через которые проходят, но для сварки совершенно не годятся, поскольку электрическую дугу на электроде, получить невозможно. Замена обмотки позволяет подавать на электрод споттера постоянный ток большого значения. В гараж для рихтовки достаточно установить оборудование с бытовой мощностью.

Принцип работы споттера из микроволновки основан на технологии контактной точечной сварки. Трансформатор вырабатывает ток большого значения с напряжением 12В. Импульс действует короткий промежуток времени. Электрод споттера должен только прихватиться к стали кузова, не прожигая тонкий лист. Это тот редкий случай, когда залипание электрода не мешает процессу сварку, а специально создается.

Изменяется ток созданием обмоток. Пошаговый план основных переделок простой.

  1. Разобрать микроволновую печь. Извлечь из нее микроволновый блок с катушками.
  2. Убрать обмотки. Проще всего спилить провода по обе стороны корпуса и извлечь находящиеся внутри пучки.
  3. Намотать первичную обмотку проводом 2,5 мм 2 в сечении, 200 – 210 витков.
  4. Вторичная обмотка споттера всего 7 витков, провод сечением 55 мм 2 . Можно использовать одножильный кабель такого диаметра.

Второй контур споттера должен выдавать напряжение 12 В. Ток на выходе на электрод 5000 – 7000 А. Импульс по длительности до 0,5 сек.

[stextbox участка по изготовлению сварочного оборудования КЗЭСО Подгорбунский Д. С.: «Проволока наматывается ровно, с прилеганием витков друг к другу. Для закрепления обмотки в рабочем состоянии, продления службы, готовую катушку споттера пропитывают лаком. Оптимальный вариант Лак ФЛ-98. Он изготавливается отечественными производителями в соответствии с ГОСТ 12294-66. Выпускается емкостями для промышленных предприятий по 50 и 70 кг. Для потребителей по 5 л в канистре. Заменить его можно лаками серии МЛ, ГФ и ПФ. Лак нагревается в емкости до 120⁰C, в него аккуратно опускается чистая обезжиренная намотка. Картон, используемый в качестве изоляторов между катушками, стенками корпуса, пропитывается этим же лаком и высушивается.пропитка лаком значительно увеличивает срок службы споттера».[/stextbox]

Обеспечение удобства и безопасности работы

Самодельному споттеру, созданному своими руками из микроволновки, необходим корпус и ручки для включения и регулировки. При желании можно сделать его из листового металла. Специалисты рекомендуют очистить микроволновку от оставшихся деталей и поместить в нее собранную конструкцию споттера. Отверстия на передней панели используются под регулятор. Провода выводятся сзади. Узлы крепятся к стенкам.

Схема проводки используется от печи. Вилка на микроволновке с заземлением. Провод выдержит короткие нагрузки, но он короткий и не позволит мобильно перемещаться со споттером вокруг автомобиля. Его заменяют длинным проводом. Кабель с вторичной обмотки выводится наружу, надежно изолируется и подводится к держаку.

Домашние мастерские имеют небольшую площадь, но в процессе работы созданный споттер необходимо перемещать. Для этого к аппарату приделывают сверху ручки, снизу колесики от поломанного кресла.

Перед проверкой работы оборудования, его следует внимательно осмотреть, изолировать все места соединений. Между узлами и стенками корпуса укладывается картон.

Простая электрическая схема для самодельного споттера.

Методика изготовления

Перед началом изготовления споттера необходимо сделать чертеж, подготовить все детали. Кроме переделанного самостоятельно трансформатора, понадобятся:

  • диодные мосты Д32А и Д226Б;
  • тиристор ПТЛ50;
  • конденсатор на 1000МкФ;
  • резистор на 100 Ом;
  • предохранитель;
  • кнопка включения.

Все узлы и детали должны быть удобно размещены в корпусе и изолированы друг от друга.

Самоделка начинает изготавливаться с обмоток трансформатора. После этого в схему подключаются по очереди остальные детали.

Корпус

Оптимально удобно использовать корпус разобранной микроволновки. Сняв диск и механизм вращения, следует укрепить дно фанерой или листом диэлектрика.

Сзади в месте вывода проводов, в отверстия вставляются болты, затягиваются гайками. К ним крепятся провода плюс и минус. С внутренней стороны крепление неподвижное. Снаружи клеммы кабелей должны свободно сниматься и фиксироваться гайками.

Читайте также:
Как сделать проект балкона каркасного дома своими руками: конструкция и отделка: Обзор +Видео

Под регуляторы силы тока и напряжения споттера используются имеющиеся в корпусе микроволновки отверстия.

В верхней части корпуса сверлятся отверстия, устанавливается ручка для удобного перемещения аппарата. Если споттер получился очень тяжелый, к нему приделывают колесики или монтируют его на крестовину от компьютерного кресла.

Схема управления споттером.

Держатель, электроды

Слесаря, занимающиеся рихтовкой автомобильных кузовов споттером, рекомендуют делать держатель из старого клеящего пистолета. Кабель заводится сзади. В передней части снимается носик и устанавливается втулка, прочно соединенная с корпусом и длинной трубкой. Кнопка заменяется выключателем.

При отсутствии подходящей поломанной техники, корпус ручки выпиливается из фанеры. Внутренняя поверхность покрывается изоляцией. На ручке делается отверстие под пускатель, чтобы кнопку нажимать, не отнимая руки.

Электрод в виде пластины с острым концом делается из меди. Он небольшой по длине и крепится на стержне гайкой и болтом с шайбами.

Можно сделать электрод из медной трубки. С кабелем она соединяется накидной гайкой или паяется. Рабочий конец сплющивается. Точка контакта с металлом корпуса должна быть минимальной.

Иноппуллер

Обратный молоток, с помощью которого вмятина постепенно выравнивается – иноппуллер. Он представляет собой длинный полый стержень, имеющий ручку. На конце его крепится приспособление для удержания электрода. Другой конец иноппуллера прикреплен к пистолету – держаку. Внутри проходит провод, подающий ток.

Следует обеспечить хорошее соединение кабеля с электродом, свести потери тока к минимуму. Ручка должна быть удобной, хорошо изолированной от всех токопроводящих деталей.

Применение

В процессе рихтовки, электрод приваривается точечно к вмятине и с помощью иноппуллера, используемого, как обратный боек, вытягивается. Прихватка при этом обрывается, электрод смещается и повторяется процесс рихтовки снова. Постепенно, точка за точкой, вмятина выравнивается.

Споттер применяют для рихтовки металлических корпусов. Вмятину следует очистить от краски до чистого металла. К выравниваемому участку кузова рядом с обрабатываемым местом крепиться зажим второго полюса. Основное условие – возникновение короткой дуги между деталью и электродом.

Особенности самодельного устройства

Самодельное устройство менее производительное, чем профессиональное оборудование автосалонов. Для ремонта своей машины оно имеет преимущества:

  • дешевизна;
  • способность ремонта своими руками;
  • небольшой размер.

По мощности – силе приваривания, самодельный споттер уступает готовому, из магазина. Это плюс оборудования. Рихтовка кузова требует навыков. Малое усилие позволяет постепенно, понемногу выравнивать вмятину, без страха ошибиться.

Сделать споттер своими руками может каждый, кто умеет слесарить и разбирается в электрических схемах. Оборудование необходимое в каждом гараже, хотя постоянно не используется.

Все об устройстве и принципе работы споттера

Кто хоть раз пробовал работать электросваркой наверняка сталкивался с «залипанием» электрода.

Причины такого явления: качество электродов, настройка аппарата. Результат же один — электрод прихватывается к детали так, что не оторвешь.

Но даже из такого неприятного явления инженеры сумели извлечь пользу создав устройство для кузовного ремонта автомобилей.

Итак, — споттер что это такое, для чего он, как устроен, все о нем. Можно ли изготовить его самостоятельно. Обо всем этом пойдет речь в статье.

Что это такое?

В основе устройства лежит принцип точечной или контактной сварки. Основа ее — подача электрического тока в одной или сразу нескольких точках соединяемых элементов.

Для описанного соединения используют два электрода, подающих ток при одновременном сжатии деталей.

Однако при ремонте, особенно сложных пространственных конструкций, к примеру кузова автомобиля, особенно элементов крыла, подобное возможно далеко не всегда.

Выходом стал сварочный споттер способный работать лишь с одной стороны свариваемых элементов.

Само название прибора произошло от английского spot — точка. В английском техническом словаре так называют все типы точечных сварочных аппаратов.

На постсоветском пространстве название закрепилось за оборудованием, которое применяют для рихтовки автомобилей.

Как устроен и работает?

Главное отличие споттера от трансформаторного либо инверторного сварочного аппарата — создание импульсного тока силой 1500 – 3000 А.

Этот усовершенствованный аппарат для точечной (контактной) сварки, отличающийся большим числом настраиваемых параметров.

Кроме прочего, комплектующие для споттера составляют целый класс приспособлений. Сюда входят расходники, а также инструментальные насадки: держатели рихтовочных шайб, медные и графитовые электроды, магнитные контакты.

Если один контакт создает электрод споттера, то второй, заземление — специальная шайба или просто «земля». Ее крепят к той же детали на которой ведут работы самим споттером.

[stextbox располагают как можно ближе к месту воздействия споттером. Не допускается устанавливать его на соседнем элементе кузова, даже присоединенном сваркой.[/stextbox]

Читайте также:
Какое средство выбрать для антигрибковой обработки стен в квартире: жидкое антисептическое средство или сухой препарат?

Рассмотрим, как работает споттер. Схема устройства проста. На входе установлен трансформатор, дающий ток необходимой силы и напряжения. Переменный ток трансформатора выпрямляется диодным мостом, затем подается на конденсатор, заряжая его.

Еще один, сварочный трансформатор формирует сварочный импульс. Ток на него подается кнопкой управления, открывающей тиристор. Импульс создает разряд конденсатора, а регулировку его силы — переменный резистор.

Продолжительность импульса регулируется от 0,01 сек до 1,8 сек (прогрев при отжиге).

При этом, если на входе прибора ток 50А при напряжении 160-230V, то на выходе импульс 2500-3000А, при напряжении 50-60V.

Принципиальная схема споттера приведена на рисунке:

Выбираем

Ремонт споттером имеет узкую специализацию. Помимо сферы автосервиса он практически не востребован, разве в редких случаях ремонтов повреждений корпуса бытовой техники.

На сегодня российский рынок споттеров включает больше сотни моделей, различных производителей, отличающихся по мощности, цене, рабочим параметрам. Из них три основных:

  • Приборы, изготовленные в КНР, Японии, Южной Корее .
  • Устройства западноевропейских производителей.
  • Отечественные аппараты.

Нижняя и средняя ценовая группа представлена в основном китайскими инструментами. К их плюсам стоит отнести тенденцию роста качества при стабильной цене. Если еще относительно недавно покупка китайского инструмента оправдывалась дешевизной, то сегодня его берут даже профи.

Из отечественных аппаратов стоит отметить «патриарха», линейку «Споттер пилот», российской компании «Пилот». Фирма выпускает продукцию как бытового, так профессионального сегмента. Имеет ряд патентов, поставляет изделия на рынки Канады, США и Европы.

В сегменте профессиональных моделей лидирую европейские производители. По многим показателям превосходящие аналогичные китайские и отечественные модели, аппараты отличает качество сборки, удачная эргономика. Существенный минус — высокая стоимость.

[stextbox выборе обратите внимание на расходники. Обычно китайские модели споттера для точечной сварки комплектуются полнее, однако, как правило в целях экономии часть электродов не медные, а омедненные, что снижает срок службы.[/stextbox]

Для серьезной профессиональной деятельности по кузовному ремонту, лучше выбирать модель из европейских либо отечественных приборов соответствующего класса.

Чем хорош?

Для того, чтобы выправить вмятину с помощью споттера и примочек к нему, не требуется разбирать узлы и агрегаты кузова. В некоторых случаях возможно даже не снимать обшивку в месте повреждения.

Кроме того, по сравнению с обычными аппаратами для точечной сварки он способен:

  • выполнять локальный нагрев элементов кузова, что делает возможным устранять выпуклости и замятия допущенные в процессе рихтовки;
  • восстанавливать элементы креплений отделки кузова, срезанные или смятые при аварии, поврежденные в процессе рихтовки;
  • приваривать гайки, крепления под саморезы, резьбовые шпильки, болты.

По сравнению с аппаратами газовой сварки оборудование не нуждается в громоздких баллонах, шлангах, хрупких манометрах.

По сравнению с обычной электросваркой споттер не перекаливает металл в месте крепления, ослабляя его. При работе аппарат не создает мощной дуги, способной повредить глаза.

Особенности рихтовки

Рассмотрим, что такое споттер для рихтовки и как им пользоваться. Принцип устранения повреждений одинаков для вмятин не зависимо от их величины:

  1. Очистка и подготовка мест ремонта.
  2. Установка клеммы «земля».
  3. Фиксация наконечника электрода оснастки, либо расходной шайбы на вмятине.
  4. Вытягивание металла с помощью рычажных систем, пуллера, ударов обратного молотка, а также другими способами
  5. Последующая отделка.

Для небольших вмятин достаточно рычажного пуллера. С его помощью повреждение устраняют в один прием.

Вмятины, занимающие большую площадь, имеющие сложную форму рихтуют с помощью обратного молотка.

Устранение серьезных повреждений, например глубоких продольных вмятин, требует применения дополнительных расходных изделий.

Основные рекомендации при работе

Прежде чем начать работу ознакомьтесь как пользоваться споттером, а главное: чего нельзя делать в прилагаемой к аппарату инструкции.

Кроме этого, некоторые моменты, которые будут полезны начинающим:

  1. Перед подключением убедитесь, что сеть выдержит потребляемую устройством мощность.
  2. Не удлиняйте штатные кабели споттера, чем они больше, тем сильнее падение мощности, а значит хуже качество стыка.
  3. Тщательно зачищайте как место установки заземления, так места, которые предстоит рихтовать.
  4. Установку длинных расходных креплений (зигзагообразная проволока, гребенки) начинайте с дальнего от «земли» конца, чтобы избежать эффекта шунтирования.
  5. Рихтуя большие вмятины двигайтесь от меньшей глубины к большей по спирали (наподобие того, как рисуют линии одинаковых высот на карте). Если сразу начать вытягивать самые глубокие места, гарантировано получите излишнюю вытяжку или «хлопуна» — неустойчивую поверхность, которая может снова «вщелкнуться» назад.

[stextbox обычных аппаратов существуют и споттеры по алюминию. Их устройство мало чем отличается принципиально, однако параметры его настройки и расходники совершенно другие. Такие аппараты нельзя применять для работы по стали и наоборот.[/stextbox]

Читайте также:
Можно ли заменить однокамерный стеклопакет на двухкамерный? Плюсы и минусы замены стеклопакетов

Сборка самодельного и комплектующих к нему. Схема устройства

Как мы уже говорили, основа споттера это обычный аппарат точечной сварки. Найти подходящую схему в интернете не составит проблем. Но перед этим стоит посмотреть по сторонам.

Возможно, у вас уже имеются некоторые из компонентов будущего агрегата. В таком случае рационально будет отталкиваться от их наличия. В первую очередь понадобится два трансформатора.

Питающий всю электронику подобрать не сложно, подойдет любой со входом 220 V, а напряжением на вторичной обмотке 12V. Сложнее найти достаточно мощный, сварочный.

В качестве основы можно использовать трансформаторы мощной бытовой техники, скажем микроволновки. Но скорее всего его придется перематывать.

В крайнем случае намотать сварочный трансформатор можно самостоятельно, подобрав подходящий сердечник.

Всю остальную электронику: тиристоры, конденсаторы, диоды, переменный резистор и пр. не проблема приобрести в специализированном магазине либо на радиорынке. Номиналы их зависят от выбранной вами схемы.

Все остальное сделать или приобрести относительно просто.

Корпус

В качестве корпуса используют подходящий по размеру металлический короб от старого оборудования.

Еще лучше приобрести лист тонкой жести, оцинкованной либо с порошковой окраской из которого вырезать и изогнуть подходящий кожух.

Для крепления используют заклепки и саморезы. Как вариант, разместив уже готовый споттер на временном шасси, использовать для изготовления кожуха контактную сварку.

Держатель с пистолетной рукояткой

Для основного держателя с рукояткой пистолетного типа подойдет старый паяльник мгновенного разогрева. Он хорош наличием место под контрольную лампочку (светодиод) и подсветкой.

Как вариант используют шприц-пистолет для силиконовой склейки. Несложно собрать грубый держатель из нескольких пластин гетинакса, вырезав и скрепив болтами. Но все же, если вы не против покупных изделий, лучше всего приобрести готовый держатель, пусть даже б/у. Особенно если работать предстоит достаточно часто.

Пуллер и инопуллер (обратный молоток)

Два основных рабочих устройства: пуллер для споттера, а также обратный молоток — инопуллер. Первый представляет собой миниатюрный домкрат. Как сделать пуллер для споттера своими руками? Для его изготовления подойдет старый рычажный шприц для работы с тубами силикона или клея.

Само крепление для тубы нужно обрезать, а шток развернуть в другую сторону, чтобы при нажатии рычага он не выходил, а наоборот вдвигался.

Дополнительно придется заказать токарю медный цанговый держатель для электрода, опорную втулку и сам упор с площадкой виде кольца с двумя стойками и верхним полукольцом куда вставляется втулка пуллера. Упоры различных размеров продаются отдельно в магазинах сварочного оборудования.

Изготовление пуллера подробно показано на видео:

Обратный молоток важная, но достаточно простая оснастка. Он представляет собой шток, по которому скользит груз – боек.

Спереди штока навинчивается упорная гайка, делается прорезь для треугольного электрода. Между гайкой и грузом помещают пружину, для смягчения возможного удара бойка.

Задняя сторона служит для размещение ударного упора, рукояти с клеммой либо крепления для пистолетного держателя.

Из сварочного аппарата

Если у вас есть аппарат для ручной сварки, изготовление вернее модификация его в споттер не составит больших проблем. Задача сводится к добавлению к аппарату блока создающего импульс тока и дающий возможность регулировать его параметры.

Если повозиться, то возможно создать устройство способное переключаться как в режим обычного сварочного аппарата, так и споттера.

Аксессуары и расходники

Сам по себе прибор мало что может. Основная работа основана на дополнительных комплектующих и расходниках для споттера. Часть из них— обратный молоток и пупллер мы уже упоминали описали. Существуют также различные рычажные домкраты, устройства, использующие гидравлику для вытягивания.

К аксессуарам нужно отнести приспособления для переноски комплектующих, перевозки самого споттера — различные кейсы и тележки.

Наконец — расходники. В их набор входят ремонтные шайбы различной формы, простые либо омедненные, волнистая проволока, штыри и пр. Расходники распределяют по площади вмятины, а затем зацепив пуллером, рычажным домкратом либо иным подобным механизмом производят вытяжку.

Функциональность и характеристики серийных моделей. Ремонт

Самодельный аппарат, подходящий для собственного гаража, либо домашней мастерской по функциям вряд ли сможет конкурировать с промышленными устройствами.

Так описанная возможность работы в двух режимах существует практически у всех профессиональных и полупрофессиональных моделях.

Точное согласование работы всех электронных составляющих позволяют обеспечить оптимальное соотношение потребляемой и отдаваемой мощности, стабильности, а также простоты настроек.

Надежность крепления шайб и расходников позволяет создавать вытягивающие усилия, превышающие 100 кг на одну точку. При этом, сам металл повреждается в минимальной степени.

Читайте также:
Как сделать проект балкона каркасного дома своими руками: конструкция и отделка: Обзор +Видео

В случае выхода из строя серийной модели с ремонтом споттера нужно обратиться в ремонтную мастерскую, лучше всего специализированную.

Устранить поломку возможно, получится и самостоятельно, но вот добиться заводской согласованности всех узлов крайне сложно.

Вот все о споттере что мы хотели рассказать. Много подробностей, разумеется, в формате статьи опущено, но главное надеемся, вы почерпнули.

Споттер: что это такое и зачем он нужен?

Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

Споттер, что это такое

Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

Устройство и принцип работы

Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

  1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
  2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
  3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

Схема элементарного агрегата:

  • корпус;
  • кабель;
  • стаддер (насадка);
  • электрод (можно заменить острым крутом).

Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

Виды оборудования

Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

Как работать споттером

Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

Алгоритм использования споттера для рихтовки:

  1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
  2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
  3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
  4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
  5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
  6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
  7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

Устранение маленьких вмятин

Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

  • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
  • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
  • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
  • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.
Читайте также:
Можно ли строить каркасный дом зимой и преимущества строительства

Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

Работа с серьезными повреждениями

Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

  • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
  • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
  • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

  • создают условия для использования ремонтных шайб;
  • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
  • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
  • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
  • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
  • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.

Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Как выбрать споттер?

Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

Заключение

Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

Рихтовка автомобиля с применением споттера и принцип работы аппарата

Под рихтовкой понимают технологию устранения неровностей на металле, она является одним из видов кузовных работ. Существуют различные инструменты, которые используют для осуществления ремонта такого типа. Одним из них является споттер для рихтовки авто.

Принцип работы

Споттером называют аппарат односторонней точечной сварки. Принцип функционирования данных устройств основан на выделении большого количества тепла в точке контакта соединяемых деталей при прохождении электрического тока. То есть споттером осуществляют контактную сварку сопротивлением.

Читайте также:
Какое средство выбрать для антигрибковой обработки стен в квартире: жидкое антисептическое средство или сухой препарат?

К месту соединения элементов рассматриваемый прибор подает ток силой примерно 3-5 тыс. А на 1 мм толщины металла. Благодаря этому в данной точке происходит разогрев материала до температуры, близкой к точке плавления. При этом соединяемые элементы прижимаются друг к другу механическим усилием либо пневмоклещами с усилием в 150 кг на время не более секунды.

Недопустим нагрев металла до точки плавления, так как из-за этого при сжатии может произойти выдавливание. Это нужно учитывать тем, кто собирается сделать самодельный споттер.

Наглядно понять принцип функционирования данных устройств позволит видео.

Во многих фирменных инструментах температуру необходимого нагрева определяет микропроцессор. Самодельный аналог следует оснастить ручной регулировкой данного параметра. Большинство созданных своими руками споттеров однофазные. Возможно создать двух- и трехфазное устройство, однако в любом случае его требуется оснастить выпрямителем тока, а такая конструкция весьма сложна. Более подробно узнать о том, как сделать споттер своими руками, можно из многих видео в Сети.

Параметры споттеров

На рынке представлены различные модели рассматриваемых устройств, отличающиеся конструкцией и характеристиками. Наиболее дешевые варианты — однофазные трансформаторные переменного тока. Однако они не подходят для работы с оцинкованным или высокопрочным металлом.

Более мощные споттеры оснащают трансформаторами трехфазного постоянного тока. Однако современные модели комплектуют инверторами, которые обеспечивают им компактные размеры и небольшую массу, а также высокое качество работ благодаря возможности создания тока частотой до 2000 Гц. К тому же такие споттеры имеют электронное управление и способны сваривать любые металлы. Узнать о параметрах различных видов данных инструментов можно из статей и видео опытных гаражников.

Применение

Рассматриваемые инструменты используют для кузовного ремонта во многих мастерских. К тому же споттером возможно сделать рихтовку и обычным пользователям своими руками. Споттер применяют для осуществления ремонтных работ крупных кузовных деталей авто.

Особо актуален данный инструмент в тех случаях, когда доступ к обратной стороне поврежденного участка детали авто затруднен либо невозможен, и рихтовка может быть осуществлена лишь с внешней стороны.

И даже в случае возможности обеспечения доступа к рабочей поверхности с тыльной стороны применение споттера исключает необходимость этого, упрощая таким образом работы, так как для этого требуется снимать обшивку или какие-либо другие детали. Поэтому нередко с применением данного инструмента осуществляют рихтовку порогов, дверей и прочих кузовных элементов.

Другим немаловажным преимуществом такой технологии рихтовки является сохранение исходных швов и стыков на панелях, а также антикоррозионного покрытия. Кроме того, споттер обеспечивает небольшую зону ремонта, что сокращает время работ, затраты материалов, а соответственно, и финансов. Названными параметрами споттеров обусловлено их распространение в последнее время.

Технология проведения работы

Предварительно с деформированной поверхности необходимо удалить лакокрасочный материал, антикоррозионное покрытие и коррозию. От тщательности осуществления названных работ зависит качество ремонта, то есть прочность создаваемого соединения.

После очистки на рабочей поверхности закрепляют контакт заземления. Затем методом точечной сварки присоединяют крепежные элементы, в качестве которых могут быть использованы треугольники, шпильки, шайбы, обратный молоток. Наконец, оборудованием для правки, таким как, например механические растяжки, гидроцилиндры, обратный молоток, стяжки, захватывают крепежный элемент и вытягивают деформированную поверхность до исходного состояния.

По завершении правки крепежную деталь выкручивают, а рабочую поверхность зачищают шлифовальным оборудованием. Наглядно увидеть выполнение рихтовки можно на видео опытных мастеров.

Чтобы сделать ремонт успешно и достичь качественного результата, нужно учитывать приведенные далее особенности.

  • Время сварки своими руками и напряжение используемого при этом тока нужно определять на основе толщины и типа металла.
  • Необходимо правильно выбрать крепежный элемент. Так, при ремонте алюминиевых деталей авто недопустимо использовать обратный молоток, так как в данном случае требуется плавное выпрямление ввиду хрупкости материала.
  • Несмотря на отсутствие необходимости разборки детали для доступа с внутренней стороны перед сваркой, при данных работах будет повреждено антикоррозионное покрытие из-за нагрева. Поэтому желательно восстановить его по завершении работ, для чего, скорее всего, все же потребуется хотя бы частично разобрать отремонтированный кузовной элемент авто.

Об особенностях настройки инструмента своими руками можно в узнать также из видео.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: