Особенности оформления интерьера в стиле баухауз
Стиль баухауз — один из редких примеров исконно немецкого направления. В нем отражена главная черта жителей Германии — практичность, соединяющаяся с простотой и эстетикой.
- Характерные черты стиля
- Цветовая гамма
- Отделка и материалы
- Предметы мебели
- Декор и текстиль
- Освещение
- Фото в интерьере комнат
- Фотогалерея
Характерные черты стиля
Стиль баухауз в дизайне сформировался в начале XX века и сразу стал узнаваем. Основные характеристики:
- Функциональность. Главная задача дизайна интерьера — сделать дом удобным, пригодным для жизни. Именно так считают в Германии.
- Ориентация на людей. Ядро концепции — потребности жильцов. Под их образ жизни подстраивается каждая деталь интерьера.
- Минимализм. Только самая необходимая мебель — это и про сохранении пространства, и про бережливое потребление. Декора также не должно быть много — вместо ярких принтов лучше выбрать однотонную отделку.
- Эстетика. Элементы стиля должны быть не только функциональными, но и красивыми.
- Современные материалы. Изначально производство мебели и других предметов интерьера начиналось с внедрения промышленных фактур (металл, стекло, пластик).
- Геометрические формы. Простота прямых линий придает особую художественность стилю баухауз в интерьере.
Цветовая гамма
Незыблемый принцип баухауза — сохранение гармонии. В палитре стиля это выражается в объединении двух противоположностей — по цвету, температуре, фактуре.
Основная гамма — нейтральная. Белый, песочный, графит, черный. На эти оттенки вдохновила сама природа — серая штукатурка, темный холодный камень, теплое коричневое дерево, черный металл.
Не обойтись и без ярких тонов. Главными были и остаются чистый желтый, красный, синий, зеленый. При этом, философия стиля баухауз исследует их не только с визуальной точки зрения. Например, основатели стиля считали, что красные предметы кажутся ближе, синие, наоборот, дальше. Или что звуки в светлом помещении громче, темные же их заглушают.
На фото гостиная с яркими оранжевыми акцентами
Отделка и материалы
Нейтральность основных элементов продолжается и в отделке. Для стен применяется декоративная штукатурка, краска, спокойные обои. К слову, последние даже изготавливались специально под потребности стиля — привычные вензеля и яркие цветочки были заменены производителями на геометрические орнаменты, имитацию природных текстур.
Подходящие потолки — простые одно- или сложные многоуровневые. Предпочтительно высокие, светлые. Пол — максимально простой. В отделке используют линолеум, ламинат, паркет.
Выбирая отделочные материалы, сочетайте между собой эко и хай-тек: стеклянные, пластиковые, металлические, деревянные, кожаные, текстильные поверхности являются фишкой стиля баухауз.
На фото классический зал в стиле баухауз
Предметы мебели
Идеологов стиля баухауз не зря считают законодателями моды — они искали и находили совершенно новые формы, складывая простоту, привлекательность и функционал вместе.Мебельное производство отличали правильные геометрические формы, четкие линии, отсутствие декоративных элементов.
Активно внедряется встроенная мебель — громоздкие шкафы, стеллажи, буквально растворяются даже в небольших квартирах. Ещё одно изобретение — трансформеры. Сэкономить место в доме, сохранив его функции, помогают раскладной диван или стол, модульная мягкая мебель. Штабелируемые столы и стулья — очередная придумка продвинутых конструкторов, пользующаяся популярностью до сих пор.
Дизайнеры постарались визуально облегчить габаритное убранство — на креслах и диванах убрали подлокотники, на корпусной мебели избавились от всего украшающего.
Что касается материалов, баухауз с легкостью сочетает ранее несочетаемое в предметах мебели: дорогую древесину с дешевым пластиком, невесомое стекло с грубым металлом, натуральную кожу с хромированными трубками.
Гнутые трубы вообще стали своего рода флагманом того времени(
20-е годы XX века). Чего стоит популярное кресло Марселя Брейера из хромированных металлических труб с кожаными ремнями. Второй пример — открытые стеллажи, часто используемые для зонирования пространства.
На фото минималистичная белая встроенная кухня
Декор и текстиль
Даже такой прагматичный стиль как баухауз не обошелся без украшений. Однако, декор является продолжением общих принципов.
Декоративным элементом может стать как что-то функциональное — например, стильный светильник, набор посуды, чайник, настольная игра или сама мебель. Так и конкретное украшение — картина, ковер. Но рисунок на них исключительно абстрактный. Цветные круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники — основа многих художественных произведений, подходящих интерьеру баухауз.
Кстати, геометрические ковры — неотъемлемый элемент классического направления. Яркий принт на них прекрасно дополняет нейтральную отделку помещения.
Остальной текстиль — шторы, подушки, пледы, постельное белье — могли быть яркими, как паласы, либо максимально простыми, однотонными. Главное правило — умеренность. То есть на цветное кресло не стоит класть разноцветную подушку.
На фото геометрический ковер на полу
Освещение
Грамотный яркий свет — не просто украшение, а неотъемлемая часть любого баухауз интерьера. Чем больше освещения, тем просторнее становится пространство. Светом подчеркивают нужные зоны, расставляют акценты.
Температура свечения — ближе к промышленной, холодная. Яркость — высокая.
Сами лампы должны были украшать помещение. Их дизайн сочетал в себе простые формы, необычные дуэты. Самый популярный пример — объединение хромированного металла и матового стекла, как в знаменитом настольном светильнике Уильяма Вагенфельда и Карла Якоба Юкера.
Не менее знаменита лампа Марианны Брандт — небольшая металлическая модель, по форме напоминающая современные варианты.
Фото в интерьере комнат
Гостиная в стиле баухауз — несколько удобных кресел, журнальный стол простой формы, консоль для телевизионной техники.
В спальне центром является кровать — простая, удобная. Дополнительной считается зона хранения — простой шкаф-купе одно из лучших решений, внедренных дизайнерами стиля.
На фото просторная комната с бескаркасным диваном
Кухня — самая функциональная комната в доме. При разработке гарнитура учитывается не только эргономика, но и потребности каждого члена семьи. Мебель должна упрощать выполнение ежедневных задач.
Фотогалерея
Хотя расцвет стиля согласно истории был в 1920-1930 гг, многие до сих пор с удовольствием выстраивают свои интерьеры по канонам баухауз. Ведь из философии направления можно почерпнуть массу полезных идей.
Баухаусу — 100. Гид по самому функциональному направлению дизайна
В 1919 году в немецком Веймаре появился Баухаус. Школа определила новый подход в дизайне и архитектуре и подарила миру предметы, ставшие культовыми. Рассказываем о стиле и показываем его современные интерпретации.
Материал подготовила: Анастасия Чайковская
Как появился Баухаус
Баухаус как направление в архитектуре и дизайне появился вследствие тяжёлого экономического положения, в котором оказалась Европа после Первой мировой войны. Строительство домов из дорогих материалов стало нерентабельным, прежняя роскошь оказалась не по карману многим, мебель, которая изготовлялась на заказ, ушла в прошлое. Так появился запрос на «дизайн для народа»: удобные и дешёвые для производства вещи, которые смог бы купить человек со скромными трудовыми доходами.
Здание школы в Дессау. Фото: Pixabay
Здание школы в Дессау. Фото: Pixabay
Интерьер в стиле Баухаус
Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства. По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности. Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.
Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery
Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery
Офис Вальтера Гропиуса в Веймаре (стол, кресло, диван и потолочная лампа Gropius, настольная лампа Wilhelm Wagenfeld, ковер Benita Koch-Otte). Фото: Instagram @taikrixel
Офис Вальтера Гропиуса в Веймаре (стол, кресло, диван и потолочная лампа Gropius, настольная лампа Wilhelm Wagenfeld, ковер Benita Koch-Otte). Фото: Instagram @taikrixel
Предметы интерьера в стиле Баухаус
Мебель в стиле Баухаус иллюстрирует принцип: на стуле можно не только сидеть, но и узнать историю про время, когда его создали. В 1930-х годах экономические условия сводили потребности к минимуму, и дизайнеры подчёркивали это простотой изобретений. Смотря на стулья и кресла в стиле Баухаус, вспоминаются слова архитектора Людвига Мис ван дер Роэ: «Меньше значит больше». И это действительно было так.
Консольный стул B55 Armchair. Фото: Instagram @jahddesign
Консольный стул B55 Armchair. Фото: Instagram @jahddesign
Шезлонг для отдыха Mr Lounger, Knoll. Фото: knoll-int
Шезлонг для отдыха Mr Lounger, Knoll. Фото: knoll-int
Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Фото: Instagram @ designretro.odense
Лампа Kaiser Idell LUXUS 6631, DesignRetro. Фото: Instagram @ designretro.odense
Архитектура в стиле Баухаус
В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания. Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей. Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.
Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Интерьер здания школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Интерьер здания школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin
Фото: Instagram @neumannaleas
Фото: Instagram @neumannaleas
Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash
Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash
Баухаус в наше время
В современной архитектуре принципы Баухауса находят широкое применение. Взгляните на дом, спроектированный архитекторами Corneille Uedingslohmann Architekten.
Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten
Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten
Ещё одна хорошая иллюстрация стиля — бунгало, восстановленное в 2016 году тем же архитектурным бюро: три симметричные арки нависают над стенами здания и одновременно смягчают его линии.
Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten
Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten
Баухаус сейчас — это не генеральное течение, но его мотивы прослеживаются от выставки к выставке и от сезона к сезону. Дизайнеры используют классические предметы мебели, обыгрывая по-новому сочетание текстур и цветов.
Фото: Instagram @dwellmagazine
Фото: Instagram @dwellmagazine
Чек-лист, который не даст ошибиться.
Рассказываем про гаджеты для умного дома, которые упростят жизнь.
Оформляем кухню со звездой: американской, британской, французской!
Институт цвета Pantone может быть не согласен, но тренд на самый природный оттенок очевиден!
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
- Новости
- Интерьеры
- Ландшафт
- Архитекторы
- Вещи
- Люди
- Выставки
- Яхты
- Отели
- Рестораны
- Журнал
- Cпецпроекты
- Выставки
- Яхты
- Отели
- Рестораны
- Журнал
- Cпецпроекты
Вы профессиональный архитектор или дизайнер?
SALON-interior — авторитетный российский журнал о дизайне и архитектуре. Все новое в декоре интерьеров, уникальное в архитектуре, эксклюзивное в интерьере, что создается в стране и мире, находит свое отражение в журнале, помогая читателям всегда быть в курсе современных тенденций архитектуры и дизайна.
События в архитектурной среде, мировые выставки декора, обзоры аксессуаров, архитектурных стилей, исторические здания, интервью с мировыми звездами в области дизайна интерьеров, ландшафтные и флористические решения — все темы журнала призваны максимально информировать информировать взыскательного читателя об увлекательном и творческом мире частной архитектуры и дизайна.
Баухаус: функциональность и эстетика в одном флаконе
Главная/Статьи/Стиль баухауз в интерьере – особенности, дизайн, фото
На стиль баухауз, ставший популярным в начале XX века, особое влияние оказало всеобщее увлечение в тот период геометризмом, кубизмом и конструктивизмом. В интерьере баухауз было принято использовать практичность и функциональность, отходя от ненужной роскоши буржуазии.
Эволюция стиля
От момента своего становления и до наших дней стиль баухауз непрерывно развивался и совершенствовался. Основная идея этого стиля — особая простота, соответствующая духу времени.
Используемые для дома предметы мебели и декоративные элементы должны обладать высокими качественными характеристиками, привлекательным внешним видом и обязательно функциональностью, удобством применения и доступной для большинства людей стоимостью. Предметы, находящиеся в интерьере, должны быть изготовлены в соответствии с принципами рационального и экономного расхода сырья.
Стиль баухауз ввел в моду потолки разной высоты для каждой комнаты в квартире.
Последователи направления баухауз впервые стали для изготовления удобной и необходимой мебели использовать металл. Впервые в качестве каркаса для стульев и столов применялась изогнутая металлическая труба.
Активно использовалась легко трансформируемая и принимающая разные формы и положения мебель. На сегодня эти идеи не только составляют основу современного дома, но и широко используются в офисах.
Общие сведения о стиле
Баухауз возник в начале XX века в Германии. Его основоположник — юный талантливый архитектор Вальтер Гропиус. Новое направление произвёло настоящую революцию: благодаря ему дизайн перестал быть элитарным понятием и стал работать на потребности общества.
Главные принципы:
- Урбанистичность. Стиль рассчитан на темпы городской жизни
- Технологичность — все предметы интерьера просты в производстве и ремонте
- Эргономичность. Удобство в использовании, пожалуй, главный принцип при выборе мебели в стиле баухауз
- Доступность. Каждый может позволить себе этот стиль
- В 1933 году Гитлер запретил продвижение концепции Баухауза в Германии, но к тому времени стиль уже набирал популярность в мире. Современные офисы — яркое тому доказательство
Цветовая гамма
Незыблемый принцип баухауза — сохранение гармонии. В палитре стиля это выражается в объединении двух противоположностей — по цвету, температуре, фактуре.
Основная гамма — нейтральная. Белый, песочный, графит, черный. На эти оттенки вдохновила сама природа — серая штукатурка, темный холодный камень, теплое коричневое дерево, черный металл.
Не обойтись и без ярких тонов. Главными были и остаются чистый желтый, красный, синий, зеленый. При этом, философия стиля баухауз исследует их не только с визуальной точки зрения. Например, основатели стиля считали, что красные предметы кажутся ближе, синие, наоборот, дальше. Или что звуки в светлом помещении громче, темные же их заглушают.
На фото гостиная с яркими оранжевыми акцентами
Подходящие предметы мебели
Мебель в интерьере простая и функциональная. Стиль баухауз побудил к созданию модульной мебели: стулья, которые легко складываются и занимают мало места, складные столы, меняющие форму, модульные диваны, положение и форма которых изменяется в зависимости от потребностей, шкафы-купе.
Дизайн отличается простыми геометрическими формами, хромированными металлическими ножками, горизонтальными плоскостями. У стульев и кресел в стиле баухауз отсутствуют подлокотники и другие элементы, визуально утяжеляющие мебель.
Материалы
Основным материалом отделки стен стала штукатурка. Если это обои, то они, как правило, имеют четкий мелкий рисунок, напоминающий фактуру ткани. Тоже самое относится и к потолочным поверхностям – преобладают однотонные покрытия спокойных расцветок.
Несмотря на некоторую «искусственность» всего окружения, в таких интерьерах часто встречаются натуральные материалы. Однако, ни один из них не занимает главенствующую позицию. Стекло соседствует с металлом, натуральное дерево и кожа – с искусственным или натуральным камнем.
Элементы декора
Красота в простоте: баухауз кардинально изменил подход к декорированию помещений. Стиль призывает находить красоту в простых формах, геометрических линиях, металлических рамах. Круг, квадрат и прямоугольник — лучшие помощники в декоре.
Дизайнерские решения в стиле баухауз подойдут любителям элегантной простоты. Если вы мечтаете об удобной, стильной и свободной от лишних вещей квартире — это то, что вам нужно. Баухауз учит экономить на ненужных вещах, отдавая предпочтение комфорту.
Освещение
Грамотный яркий свет — не просто украшение, а неотъемлемая часть любого баухауз интерьера. Чем больше освещения, тем просторнее становится пространство. Светом подчеркивают нужные зоны, расставляют акценты.
Температура свечения — ближе к промышленной, холодная. Яркость — высокая.
Сами лампы должны были украшать помещение. Их дизайн сочетал в себе простые формы, необычные дуэты. Самый популярный пример — объединение хромированного металла и матового стекла, как в знаменитом настольном светильнике Уильяма Вагенфельда и Карла Якоба Юкера.
Не менее знаменита лампа Марианны Брандт — небольшая металлическая модель, по форме напоминающая современные варианты.
Баухаус в Дессау
После того, как высшая школа Баухаус была закрыта в Веймаре и переведена в Дессау, стал вопрос о строительстве нового здания, которое смогло бы объединять в себе не только помещения для занятий, но также квартиры для многочисленных студентов. За разработку проекта взялся сам руководитель школы Вальтер Гропиус. Построенный всего за год кампус стал поистине культовым зданием. Сконструированный из бетона, стали и стекла, этот дом воплощал в себе все принципы конструктивизма, благодаря чему был назван современниками «храмом функциональности».
Сооружение является действительно уникальным, поскольку его стены выполнены из стекла, благодаря чему помещение целый день наполняется солнечным светом. Однако это было и большим недостатком: летом здание буквально накалялось, а зимой сильно промерзало. Из-за этого пришлось внести изменения в проект и использовать дополнительные бетонные стены, которые нарушили задуманную прозрачность здания.
Поскольку архитектура кампуса ориентировалась на идеи конструктивизма, то его внутреннее оформление было своеобразным. То, что обычно стараются скрыть, в нем подчеркивалось и служило дизайном. Например, батарея устанавливалась в центре стены, являясь, по мнению создателей, функциональным украшением.
Здание Баухауса имеет одну интересную особенность: из-за прозрачности стен можно видеть практически любую часть помещения и находящихся в нем. Все помещения были связаны между собой, и даже комнаты студентов представляли собой не место уединения, а единую коллективную область. Таким образом, общность ставилась превыше личного пространства, что не могло не оказывать влияния на психическое состояние учащихся.
Пришедшие к власти нацисты поспешили закрыть Баухаус, так как считали его рассадником коммунистических идей. В здании учебного заведения некоторое время располагалось гестапо. Во время войны здание сильно пострадало, однако позже было полностью восстановлено и в настоящее время входит в список ЮНЕСКО. Сегодня нас трудно удивить сооружениями, построенными в стиле конструктивизма, однако когда смотришь на здание Баухауса, то невольно удивляешься дерзости и смелости мысли архитектора, который фактически первым спроектировал такой дом в середине 20-х годов прошлого века.
Баухаус и Россия
На протяжении всего своего существования Баухаус имел тесные связи с Россией. В числе единомышленников школы искусств бы художник из России Эль Лисицкий, на творчество которого во многом ориентировались ранние мастера Баухауса. С 1921 года там преподавал Василий Кандинский, основоположник абстракционизма в России.
После строительства здания в Дессау туда приезжало несколько делегаций из России, в числе которых был сам нарком Луначарский, а спустя год несколько преподавателей и студентов Баухауса побывали в Москве. Новый директор Баухауса, Ханнес Мейер, симпатизировал коммунистам, и после того как был уволен по настоянию мэра Дессау, то поехал в Россию вместе с несколькими студентами, назвав свой коллектив «Рот фронт». В Москве ими была устроена выставка, посвященная творчеству Баухауса, а позже они занимались проектированием города Биробиджан, принимали участие в разработке неосуществленного проекта Дворца Советов и других архитектурных объектов. Однако политическая атмосфера постепенно менялась, и Ханнес Мейер успел уехать из Советского Союза в Мексику, а вот судьба его студентов сложилась не так удачно: многие из них были арестованы и репрессированы.
В период 60-80-х годов в советской архитектуре стало заметно возвращение к идеям Баухауса. Необходимость массовой застройки привела к тому, что во всех городах начали возводиться достаточно дешевые здания из стекла и бетона в стиле конструктивизма, которые стали одним из символов советской эпохи.
«Баухаус: Лицо двадцатого века», документальный фильм, 1994 год:
Стены, пол, потолок
Немецкий стиль, основанный на принципах практичности и доступности — один из наиболее простых для реализации в современных условиях; необходимые материалы найдутся в любом сетевом строймаркете. Каноны баухауза предлагают следующие готовые решения:
- Предпочтительное напольное покрытие — качественный линолеум нейтральных тонов. Можно заменить его ламинатом с имитацией деревянной или металлической поверхности; подойдет и светлая паркетная доска.
Покрытие с имитацией дерева Источник artsten.ru
- Для стен и потолка предпочтительна светлая штукатурка. Потолок можно покрасить или сделать его натяжным, а на стены подобрать светлые обои с геометрическим рисунком.
- Цветочные принты и яркие краски будут неуместны — они немедленно разрушат образ.
Светлая отделка увеличивает пространство Источник vsaunu777.ru
Преподавание в школе Баухаус
Обучение начиналось с вводного курса, позволяющего познакомиться с теорией цвета, фактурами и материалами. Затем следовала работа в мастерских, в которых студенты учились ткать, работать с металлом, деревом и другими материалами. После этого учащиеся, испробовав себя в разных областях, могли выбрать специализацию. Девизом преподавательского метода в Баухаусе было следующее высказывание: «Искусству научить нельзя, можно научить лишь ремеслу». Производственный процесс являлся крайне важной частью преподавания, так как студентов ориентировали не на создание каких-то единичных произведений искусства, а на массовое производство и на запросы обычных потребителей.
Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло. Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью.
Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве.
Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце. В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями.
Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам:
Как оформить гостиную в стиле баухауз: 12 признаков интерьера
Не любите лишний декор и неоправданную роскошь? Тогда функциональный и практичный стиль баухауз просто создан для вас. Показываем, как он выглядит в интерьере гостиной.
- 1. Спокойные цвета с яркими акцентами
- 2. На полу — только линолеум или ламинат
- 3. Обилие дерева и кожи
- 4. Стеклянные и пластиковые элементы
- 5. Продуманное освещение по зонам
- 6. Рациональное использование места
- 7. Встраиваемые шкафы
- 8. Мебель на металлическом каркасе
- 9. Предметы-трансформеры
- 10. Скудный декор
- 11. Правильные геометрические формы
- 12. Современная бытовая техника
Появился этот стиль в Германии в 1920-х годах. По оформлению его можно сравнить с минимализмом, но только с направленностью на полную функциональность. Здесь не место декору и дорогой роскошной мебели — каждая деталь интерьера должна быть практичной, удобной, приносящей пользу. А также недорогой.
В целом баухауз можно окрестить наиболее «личным» стилем интерьера из всех существующих, так как он всегда создается под конкретного человека. Но главным ориентиром служат не эстетические предпочтения, а ежедневный комфорт — квартира обустраивается так, чтобы ее обитателям было максимально удобно существовать в этом пространстве.
Сегодня мы покажем вам 12 ярких признаков стиля баухауз в интерьере гостиной. Берите на заметку.
1. Спокойные цвета с яркими акцентами
Интерьер оформляется в спокойных нейтральных тонах: бежевом, сером, светло-коричневом и других аналогичных. А в качестве яркого акцента может быть использован желтый, красный, зеленый цвет — например, в виде мебели или отделки. В дизайн гостиной можно умеренно внедрить и черный цвет.
Фото: paultheprguy.ph
2. На полу — только линолеум или ламинат
Причем в таких же спокойных оттенках: бежевом, коричневом, сером или черном. Линолеум может имитировать деревянную или металлическую поверхность. В отделке пола не допускается излишняя яркость, узоры или глянцевые поверхности.
Фото: ld-studio.co.il
3. Обилие дерева и кожи
Помимо деревянного пола гостиная, оформленная в стиле баухауз, может включать в себя столики из дерева, компактные кресла-диваны с кожаной обивкой и другие предметы мебели с применением этих материалов.
Фото: tur.thehomelifemag.com
4. Стеклянные и пластиковые элементы
Так как баухауз — стиль по облику очень современный, он жалует практичные материалы вроде стекла и пластика. Поставьте в центре гостиной пластиковый журнальный столик, используйте стеклянные перегородки для легкого зонирования или большие зеркала на стенах.
Фото: design-milk.com
5. Продуманное освещение по зонам
Чем светлее комната — тем комфортнее в ней находиться и заниматься делами. Днем в гостиную в стиле баухауз должно попадать много естественного света из больших окон. Вечером задачу освещения берут на себя многочисленные светильники, расположенные по всей комнате: в зоне дивана, у книжных шкафов и в остальных функциональных зонах.
Фото: remax.it
6. Рациональное использование места
Если есть возможность оставить свободное место для комфортного перемещения по комнате — оно обязательно должно остаться. Для меблировки используется все пространство без исключения, чтобы расположить предметы максимально удобно. Важный момент: в гостиной, совмещенной с кухней, не используется никаких лишних перегородок, только функциональные — например минималистичная барная стойка.
Фото: homesquare.p
7. Встраиваемые шкафы
Грамотно организовать пространство в гостиной помогает встраиваемая мебель. Чтобы не занимать много места большим шкафом, можно сделать его встроенным и компактно расположить в стене — это решение в лучших традициях стиля баухауз.
Фото: dizaineri.ge
8. Мебель на металлическом каркасе
Это ярчайший признак стиля. Стулья и кресла с металлическим каркасом были созданы именно под влиянием баухауза — они представляют собой компактную и практичную мебель, которая поместится в любой гостиной и не займет много пространства.
Фото: dizaineri.ge
9. Предметы-трансформеры
Так как баухауз требует комфорта и функциональности всего пространства, трансформируемая мебель будет в нем как родная. Раздвижной журнальный столик или спрятанные за дверцами шкафов раскладные конструкции — то, что должно быть в вашей гостиной, если выбираете этот дизайн интерьера.
Фото: mykarmastream.com
10. Скудный декор
Декора в стиле баухауз практически не должно быть. Допускается абстрактная картина на стене, геометрические узоры на текстиле или большой ковер по центру комнаты. Красота стиля — в его минимализме и функциональности, в удобной мебели, которая обеспечивает максимальный комфорт, в идеальных геометрических формах.
Фото: portes.ua
11. Правильные геометрические формы
Кстати о геометрии: гостиная в баухаузе изобилует мебелью в виде правильных фигур. Комнате жизненно необходимы прямоугольные банкетки и диваны, круглые торшеры и столики и так далее. Это второе ярчайшее проявление стиля после мебели на металлокаркасе.
Фото: archithema.com.ua
12. Современная бытовая техника
Что лучше всего обеспечивает жизненный комфорт, если не удобная современная техника? Она точно должна быть в гостиной в стиле баухауз, так как считается функциональным и полезным декором. Большой плоский телевизор, ультрасовременный биокамин, встроенная подсветка — без всего этого стиль перестанет быть собой.
Фото: dizaineri.ge
Стиль барокко в архитектуре Европы
Стиль барокко в архитектуре нашёл своё место во всех европейских странах, но на первый план вышли две. Зародившись в Италии, он достигает своего апогея во Франции, плавно перетекая в рококо. Статья отслеживает развитие нескольких итальянских барочных тем с кульминацией в Ватикане. Затем рассматривает французские тенденции с вершиной развития в амбициозном дворце Людовика XIV, в Версале.
Каковы особенности барокко
Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.
Полная барочная эстетика возникла во времена
- раннего барокко (около 1600-25),
- а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.
Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.
Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.
- Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
- Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.
Как отличить барокко от ренессанса
Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.
Источник. Пример высокого барокко в архитектуре. Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини
Поверхность здания эпохи Возрождения обычно аккуратно разделяется на секции (в соответствии с классической ясностью и порядком), поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.
Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.
Стиль барокко в архитектуре: примеры итальянских архитекторов
Ранний барокко (ca. 1600-1625)
Самые великолепные примеры барокко архитектуры являют собой церкви в Италии. Пионером направления был Карло Мадерно, автор фасада базилики Святого Петра в Ватикане. Построенное различными архитекторами на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, здание в целом представляет собой смесь компонентов эпохи Возрождения и Барокко.
До него над базиликой работали различные архитекторы (особенно Микеланджело). Мадерно выдвинул главный вход вперед и откорректировал пропорции купола, вытянув его вверх. Фасад самой Базилики, спроектированный им, — это свое маленькое чудо.
Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана
Он содержит ряд типичных элементов барокко. В их числе
- разных стилей колонны: двойные (близко стоящие парами), разноуровневые (из колонн большего размера выделяются колонны меньшего), огромные, на несколько этажей;
- разорванные фронтоны, которые в нижней и/или верхней части имеют разрыв, часто с орнаментом или другим декором.
Все эти элементы перешли из эпохи позднего Возрождения и Маньеризма. Мадерно разбивает колоннаду и горизонт фасада на интервалы статуями и другими украшениями и идёт дальше. Смешивает стили, чередует квадратные колонны с круглыми. Аналогично этому, фронтоны над окнами и дверями также чередуются закругленными и треугольными конструкциями. Все двери и окна отличаются друг от друга.
Тем не менее, все это буйное разнообразие регулируется и контролируется для создания симметрии. Общий эффект — живописно и увлекательно.
Высокий барокко (ca. 1625-75)
Два главных имени в архитектуре высокого барокко — Бернини и Борромини. Оба работали в основном в Риме.
В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них — четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики. Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие.
Барочная Колоннада Бернини перед базиликой Св. Петра
Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.
П арадная лестница Ватиканского дворца , спроектирована им таким образом, что кажется длиннее и выше, чем она есть на самом деле. Он создал оптическую иллюзию, обманул глаз, чтобы исправить строительную ошибку предшественников.
Барокко в архитектуре. Балдахин и парадная лестница (Скала Регина) собора Св.Петра в Ватикане. Арх. Бернини
Наиболее известным зданием Бернини, является небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале («Св.Андрея на холме Квиринал»). Этот холм является одним из семи холмов Рима.
Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»). Это здание также находится на холме Квиринал (первое фото статьи). Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство. Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада
В Италии заложена основа барочных тем, которые повторялись снова и снова в архитектуре барокко других стран:
- использование кривых,
- введение нерегулярных украшений и дизайна,
- подчинение нерегулярности симметрии и
- включение оптической иллюзии в архитектурный дизайн.
Барокко северной Европы: примеры
Поздний барокко (ca. 1675-1725)
Поздний барокко отмечает восхождение Франции как центра западной культуры. Искусство барокко Франции (и вообще Северной Европы) сдержано, так что его можно охарактеризовать как компромисс классики и барокко. Отличительным элементом архитектуры французского барокко является двустворчатая мансардная крыша (типичная французская придумка).
Самыми известными барочными структурами Франции являются великолепные замки. Наверное нет на Земле резиденции больше, чем Версаль. Он был построен главным образом во времена Людовика XIV, чье покровительство искусства подняло Францию на гребень волны западной культуры.
Пример позднего барокко. Фасад Версальского дворца
Фасад дворца превосходно иллюстрирует североевропейский классический барочный компромисс. Стены дворца выполнены в сочетании планерного классицизма с такими элементы барокко, как скульптурные бюсты, различные пилястры и другие украшения. Кроме того, мансардная крыша имеет богато декорированные окна. Версаль стал европейской моделью дворцовой архитектуры, вдохновляющей на создание подобных ансамблей на всем континенте, вплоть до Санкт-Петербурга.
Самая знаменитая комната Версаля — Зеркальный Зал. Зеркала имеют те же размеры, что и окна напротив.
Рококо (ca. 1725-1800)
Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и драматичность. Более легкий, игривый, он не несёт функциональности и сочетания форм.
Дом Хелблинга в Иннсбруке, Австрия. Фото James Davis/Corbis Documentary/Getty Images
Архитекторы рококо любили извилистые плавные линии и изысканно украшенный асимметричный орнамент барокко. Хотя большинство рококо было сосредоточено во Франции (место рождения этого стиля), архитектура достигла кульминации в Австрии и на юге Германии, особенно в форме церквей.
Стиль барокко в архитектуре — один из самых захватывающих. В этот период, с конца 16 века до рассвета 18-го века, Европа бурно развивала эти направления. Это период, когда архитекторы стали проектировать не единичные здания, а целые комплексы и даже брали ответственность за планирование всего города.
Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд. Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы при встрече обсудить барокко в архитектуре и найти примеры рядом. Расскажите о находках в комментариях. Нам интересно знать, что Вы думаете.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Архитектура барокко
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Содержание
Истоки архитектуры барокко
Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.
Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.
Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.
Маньеризм и барокко
Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).
Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)
От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.
Архитектура барокко в Италии
Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.
Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.
Борромини. План церкви Св. Карла у четырёх фонтанов
Борромини. Оратория монахов филипинцев, Рим
Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима
Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).
Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.
Барокко в Священной Римской империи
В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.
Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.
Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).
Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).
Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.
Барокко в Речи Посполитой
Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.
Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.
В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.
Барокко в России
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века [1] . Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение [2] .
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени [3] .
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».
Стиль барокко в архитектуре: описание и фото
Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.
Стиль Барокко в архитектуре
Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.
Стиль Барокко в архитектуре
История и причины возникновения барокко
В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.
Особенные черты стиля
В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.
В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.
Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.
Материалы в архитектуре барокко
Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.
Декоративная отделка
Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.
Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.
Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.
Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.
В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.
Архитектурные приёмы
Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.
Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.
В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.
В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.
Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.
Детали стиля барокко в архитектуре
Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.
Еще здания в стиле барокко фото:
Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.