Технология и краски для марморирования (мраморирование)

Технологические особенности марморирования поверхности

Марморирование (мраморирование) — процесс декорирования покрытия под мрамор. Мраморный вид придают самым разным материалам. Мраморируют стекло, керамику, бумагу, картон, дерево, ткани и даже гипс.

Общая информация

Мраморирование не отличается технологической сложностью и позволяет получить внешне привлекательное покрытие. Лакокрасочные материалы (ЛКМ) образуют многоцветные разводы. При взгляде на такие разводы создается ощущение схожести с мраморными прожилками.

Методика покраски при мраморировании отличается от традиционной. Не применяются такие приспособления, как пульверизатор, кисточка или валик. Окрашивание осуществляется методом окунания предмета в емкость с ЛКМ.

Окунание не означает полного погружения, так как лакокрасочный состав не заполняет всю емкость, а лишь создает поверхностную пленку на жидкости. Для придания покрытию желаемого эффекта применяется несколько разноцветных красителей. Их сочетание позволяет получить в итоге композицию.

В качестве красок для марморирования используются жидкие глянцевые эмали. Составы изготавливаются добавлением в воду алкидов или акрилатов. Глянцевые эмали быстро сохнут, отличаются устойчивостью по отношению к влажной среде.

Обратите внимание! ЛКМ для мраморирования должны быть легче воды, чтобы находиться на верхнем слое жидкости.

Технология мраморирования

Техника марморирования основана на применении специальных красок. Такие составы несложно найти в продаже. Стоимость подобных лакокрасочных материалов вполне доступна. Если же под рукой нет специальной краски, декорирование поверхности можно осуществить обычным лакокрасочным составом.

Окрашивание специальной краской

Для проведения работ понадобится такой инструментарий:

  • специализированные ЛКМ;
  • емкость для окунания в нее окрашиваемых изделий;
  • иголки (зубочистки, соломинки);
  • предмет для покраски.

Перед нанесением краски предмет нужно подготовить. Это обеспечит хорошую адгезию (сцепляемость между собой покрытий из разнородных материалов). Подготовительные работы состоят в обезжиривании поверхности и ее грунтовании.

Совет! Рекомендуется заранее обдумать желаемую цветовую палитру и приготовить нужные ЛКМ.

Инструкция по окрашиванию:

  1. Залить теплую воду в емкость. Воды должно быть достаточно для окунания предмета, но и не слишком много. В противном случае не избежать выливания жидкости.
  2. Взболтать емкости с красками.
  3. Добавить в воду по капле каждого вида краски. Фрагменты лакокрасочных материалов растекаются по водной поверхности. В результате растекания возникает тонкая пленка.
  4. Следующая часть работы — творческая и самая ответственная. От этого этапа зависит конечный результат покраски. Цель состоит в создании узора на обрабатываемом материале. Рисунок формируется при помощи иглы, зубочистки или любого подобного предмета (соломинки, спицы и т. п.). Это приспособление нужно для создания эффекта «водоворота» краски.

  1. Погрузить окрашиваемое изделие в жидкость. При погружении предмет покрывается краской. Если предмет легкий и тонкий (к примеру, бумажный лист), просто расположить его на водной поверхности.
  2. Как только предмет полностью погружен в состав, отодвинуть к стенкам краску. Далее достать уже окрашенное изделие.

Специализированные ЛКМ позволяют мраморировать с самыми нетривиальными эффектами. Возможно даже нанесение рисунков (цветы, орнаменты и т. д.).

После того как предмет извлечен из емкости, его высушивают. Сушку осуществляют только в вертикальном положении — в таком же, в котором предмет был изъят из воды.

Окрашивание обычными красками

Не обязательно полагаться на специализированные лакокрасочные составы. Однако такой подход сложнее в исполнении. В качестве альтернативы подойдет обычная масляная краска. Выбор масляных составов обусловлен их нерастворимостью в воде.

Секретом марморирования обычной краской является создание нужной консистенции. Требуемая густота получается только опытным путем за счет подбора количества растворителя. Если лакокрасочный материал опускается на дно емкости, состав чересчур густой, поэтому нужно добавить еще растворителя.

Важно не переборщить с растворителем: слишком большое его количество приведет к блеклости покрытия. Процесс окрашивания такой же, как в случае со специализированными красками.

Мраморирование бумаги

Для марморирования бумаги понадобятся следующие материалы и приспособления:

  • краски (гуашевые, акриловые или даже пищевые);
  • емкость под воду с лакокрасочным материалом;
  • плотная бумага;
  • соломинки;
  • вещи, которые не жалко испачкать;
  • газета или другая подкладка, на которой будет сохнуть бумага.
Читайте также:
Листовые строительные материалы: статьи и инструкции для использования

Инструкция по мраморированию бумаги:

  1. Набираем небольшое количество воды в емкость. Вода должна лишь слегка прикрывать дно. Добавляем немного лакокрасочного материала в жидкость. Оптимально выглядеть будет сочетание из трех цветов.
  2. Разводим ЛКМ, используя соломинку.
  3. Добавляем еще каплю лакокрасочного материала.
  4. Как только получаем запланированный узор на поверхности воды, опускаем в жидкость лист бумаги. Держим в жидкости бумагу 1,5 – 2 минуты. Не погружаем лист полностью: он должен находиться на поверхности воды.
  5. Достаем лист с поверхности окрашенной воды.
  6. Располагаем лист на какой-либо поверхности (к примеру, газете). Даем бумаге высохнуть.
  7. Когда лист высохнет, кладем на него несколько книжек. Это позволит бумаге полностью распрямиться после сушки.

Совет! Чтобы легко смыть краску, рекомендуется добавить в воду чуть-чуть растительного масла.

Мраморирование — не только способ получить красивое покрытие, но и увлекательный процесс. Хотя процедуру нельзя назвать слишком сложной, не всегда удается сразу добиться желаемого результата, так как для успеха нужно «набить руку».

Декор предметов Марморирование много фото Краска Стекло

Технология марморирования – ее еще называют мраморирование, – достаточно новая техника декорирования для России. Такое странное название – из-за калькирования заграничных названий: по-немецки мрамор – der Marmor, по-испански – el marmor, по-английски – marble и так далее. Название непростое, интересная техника, а вот краски здесь простые – акриловые для марморирования. Высокоглянцевые жидкие эмалевые краски на основе алкидных смол и воды быстро сохнут, устойчивы к воздействию воды и истиранию. (текст взят на просторах интернета!)

Вазочка без цветов – это бывшая банка из под кофе :)

Техника марморирования интересна тем, что перенос изображения (жидких разводов, похожих на прожилки мрамора) происходит с жидкой поверхности на подвергаемый декорированию предмет. Декорированию с помощью марморирования могут подвергаться стеклянные, керамические, бумажные, картонные, деревянные, пластиковые, гипсовые, тканевые и прочие предметы. (текст взят на просторах интернета!)

На некоторых предметах помимо красок для марморирования я использую контуры, с помощью них я декорирую отдельные элементы или прячу некрасивые места :)
Зеленая бутылка обклеена грунтом для аквариума.

Марморировала все, что попадалось под руку, а дочка мне активно помогала))))

Процесс марморирования прост, в общих чертах можно описать так: капли краски капают на поверхность воды и разводят палочками либо другими удобными инструментами в разные стороны, создавая красивые затейливые узоры. Затем декорируемый предмет на несколько секунд,прислоняют к поверхности воды, и поверхность предмета перенимает узор. Непосредственно процесс завораживает волшебством превращений. (текст взят на просторах интернета!)

Были – солонка и перечница, а стали вазочки :)

«Искусство облаков» — так называли эту технику в Персии и Турции в XV веке, широко применяя ее в переплетном деле. В Европе она достигла вершин совершенства в XVII веке, прежде всего, во Франции, где декоративная бумага для форзацев и крышек переплетов обрабатывалась марморированием масляной краской, клейстером с красителями. (текст взят на просторах интернета!)

Пивные бокалы для мужиков, хотя многим они напоминают вазы)))))

Но по настоящему весь процесс оценили дети, для них это было просто волшебство :)

Свечки очень удобно марморировать :)

У черной машинки получился веселый тюнинг :)

И снова здравствуйте!
Придумывая очередной мастер класс для занятий с малышней решила изучить технику – марморирование и так я этим увлеклась, что замарморировала все вокруг :)
Очень захотелось показать, что же получилось :)

  • Блог DUSINA
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати
Читайте также:
Туалет в стиле лофт: лучшие идеи на фото

Спасибо большое за интересную информацию. Вещички очень интересные получаются! Только не совсем поняла о красках. Так это простые акриловые или есть акриловые специально для марморирования?

Спасибо большое за добрые слова

А краски надо покупать специальны именно для марморирования, есть несколько разных фирм. Продаются как в наборах, так и по отдельности.
С простыми акриловыми красками я провела эксперимент, они либо просто падают на дно, либо растекаются, но ничего не окрашивают. А краски для марморирования создают на воде пленку и она обволакивает опускаемый или прислоняемый предмет, за счет этого получается рисунок.

На картинке конечно плохо видно, но вот такие флакончики с краской. Я покупаю 20 мл, и у них обязательно должен быть дозатор! Ну как у капелек, к примеру :)

Спасибо за подробности. Попробую поискать у нас такие. Скажите пожалуйста, а какие поверхности можно подвергать марморированию? Или все что можно погрузить?

Всегда пожалуйста
А на счет поверхностей, фирмы-производители на флакончиках пишут, для любых поверхностей. Конечно ограничить вас может емкость в которую вы погружаете или прислоняете то, что хотите покрасить. Ну к примеру, чтобы покрасить велосипед, придется разобрать его)))) Но нашла я в интернете одну художницу, она свои холсты перед написанием картин марморирует в ванне! И ванну не жалко ей и картины получаются классные :) А я в ходе своих экспериментов поняла, что красит краска все, а вот использовать по назначению потом можно не все)))
На одной из моих фото есть покрашенные чешки, так вот сами чешки уже чем-то пропитаны и краска для марморирования с этой пропиткой не подружилась :) Чешки так и остались липкие и в процессе носки вся красота сразу портится. Я даже лаком их покрыла в два слоя, не помогло :)
Красила детскую футболку, все замечательно даже после стирки и глажки, а вот ее счастливая обладательница

Так что все зависит от полета вашей фантазии, экспериментируйте и успехов Вам!

Спасибо большое. И футболочка, а особо ее обладательница великолепны.

Спасибо

Да, интересно какие краски?

Ну я живу в Москве и такие краски покупаю в магазинах для художников, ориентируюсь на цену и кол-во краски во флаконе. На фирму не смотрю, по моему мнению они у нас тут все одинаковые))) Так что конкретную фирму советовать не буду :)
А выглядят они вот так

Или так

Спасибо огромное за такие подробные ответы!!

Всегда пожалуйста, обращайтесь еще

Добрый день! Первый раз купила краски для марморирования, попробовала и не могу понять: или я не правильно ими пользуюсь, или они испорчены. Краски (Marabu Easy Marble)на поверхности воды бледные и сразу образуют пленку, которая рвется при формировании узора. Подскажите, что делать?

Здравствуйте!
Перед началом работы баночки с краской надо поставить на крышку минут на 10-15, когда краска перетечет со дна на верх, очень хорошо их взболтать! затем капнуть каплю куда-то и проверить насыщенность цвета и густоту. Краски когда долго стоят, то цветовой состав оседает на дно, их их надо очень тщательно взбалтывать.
Для того, чтобы на поверхности воды краски быстро не превращались в пленку, а дали вам возможность поэкспериментировать, вода должна быть комнатной температуры или на 1-2 градуса теплее! Я проверяю на ощупь и смотрю на поведение краски, если вижу, что быстро образуется пленка и они между собой плохо перемешиваются, еще добавляю теплой. Но если вы переборщите с теплой водой, то краска на поверхности свернется в комочки.
Когда вы водите по поверхности воды с краской, чтобы сделать узор, старайтесь палочку (зубочистку) не заводить за край самой первой краски, тогда она не будет прилипать к палочке и собираться на поверхности в комки. Водить старайтесь быстро. Вообще марморировать желательно быстро.

Читайте также:
Толщиномер или уникальный прибор для замера толщины краски

симпатичные вещички получаются. а поподробнее можно.

Спасибо
Опишу процесс марморирования так, как делаю я:
1. Покупаю краски, есть глянцевые цвета, матовые, металлические, все цвета хороши, выбрать лучшие сложно, но купить сразу всю палитру лично мне дороговато (если хотите рукодельничать с детками, рекомендую взять самые простые цвета, знакомые любому малышу и блестки, но не больше 6-7, малышам сложно делать выбор из большого кол-ва оттенков, лучше для начала ограничивать цветовую палитру).

2. Подбираю емкость, в которую буду наливать воду и капать краску. Емкость после окрашивания не отмывается! Значит надо использовать то, что не жалко потом выкинуть. Если окрашиваются объемные предметы, то емкость нужна глубокая (чтобы можно было окунуть), если бумага или одежда, то широка и плоская (чтобы можно было разложить на поверхности воды).

3. Наливаю воду, вода должна быть строго комнатной температуры! Примерно 22-24 градуса. Почему, потому что эти краски моментально образуют застывающую пленочку, а если вода будет холодной, то они застынут сразу, в момент попадания в воду и когда вы начнете окунать предмет, краска ляжет на нем пленочными кусками.

4. Подготавливаю предметы для окрашивания, продумываю цветовую палитру (но стопроцентно никогда не угадаешь, что же получится). Надеваю перчатки (если не надеть, руки потом отмываются неделю), хорошенько взбалтываю краски и начинаю капать. Капать можно как 1-3 капли, так и 10, от кол-ва капелек зависит интенсивность цвета и причудливость рисунка. Капаю один цвет, он разбегается по поверхности, в него другой и так далее, получается разноцветные круги. Быстро перемешиваю краски зубочисткой или кулинарной шпажкой и так же быстро окунаю или прислоняю окрашиваемый предмет.

5. Советы: 1. перемешивать краски можно хаотично, можно попытаться создать рисунок из них, можно подуть на воду, можно ударить по бокам емкости с водой, так и формируется будущий узор; 2. первым рекомендую капать не существенный для рисунка цвет, он останется с самого края, а краска на предмет как правило ложится из середины; 3. краски металлических оттенков “тяжелые” т.е. могут утонуть, их всегда надо капать в другие цвета; 4. окунать предмет можно как один раз, так и несколько, наслаивая узор на узор, перед повторным окунанием воду на предмете надо удалить салфеткой, но очень осторожно, краски еще липкие и окончательно не зафиксировались; 5. стеклянные предметы перед окрашиванием надо обезжиривать, но не пугайтесь если на посуде, к примеру, какой-то участок совсем не прокрашивается, это так называемые “слепые пятна”, на них краска не ляжет, можно задекорировать с помощью контуров к примеру; 6. одежду и бумагу надо прислонять к поверхности воды, если окунать рисунок получается плохой или совсем может не получиться; 7. после окрашивания воду с предмета можно удалить салфеткой, а можно и оставить высыхать самой, пузырьки воды, образовавшиеся на предмете так же можно удалить, а можно и не удалять, они после высыхания тоже образуют элементы рисунка; 8. после каждого окрашивания оставшуюся краску надо удалять с поверхности воды!, удобнее всего удалять бумажным полотенцем, путем прислонения, как бы протирая поверхность воды, но можно и просто салфеткой, и шпажкой.

6. После того, как я все покрасила, я оставляю сохнуть предметы. В идеале просушивать надо сутки, но я жду, когда краска перестает липнуть к рукам, декорирую и уже потом досушиваю. Если вы делаете декоративную вещь, то краску можно не запекать, а если вы планируете пользоваться вещью, то после полного высыхания предмет надо поместить в холодную духовку и нагреть до 150 градусов. После этого краске не страшна вода и моющие средства. А я еще покрываю лаком, он придает яркость краскам.

Читайте также:
Характеристики мембраны для кровли и их классификация

Ну вот как-то так, надеюсь хоть что-то будет понятно :)

Что такое марморирование, какие краски подходят для этой техники и как их использовать

Автор: Ирина Чухрий · Published 18/02/2020 · Updated 19/02/2020

Любите абстракцию и необычные яркие узоры? Тогда вам точно стоит обратить внимание на такую технику как марморирование.

Марморирование — это техника нанесения на предмет мраморных узоров с помощью специальных акриловых красок. Капли красок всевозможных цветов соприкасаются с водой и растекаются по ее поверхности, менять узор можно просто сделав аккуратный развод по воде.

Марморирование аналог старинной техники рисования по воде — эбру.

Немного об истории появления Эбру.

Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, сама технология возникла в странах Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.

Разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название «эбру» стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин «эбру» происходит от персидского «ebri», что означает «воздушные облака».

Поверхностью для нанесения узора в технике эбру служит вода, единственное, в нее следует добавить специальный загуститель на основе растительного экстракта, благодаря которому краски не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. А вот сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек, гребней и даже рук художник придает краске на воде форму. (Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/risovanie-na-vode-ebru/)

Единственное отличие марморирования от эбру в том, что для эбру используются специальные краски на основе животных или растительных компонентов и специальный загуститель для воды. А вот для марморирования используют краски на масляной или акриловой основе.

Краски Pebeo Marbling созданы специально для рисования в технике марморирование. 9 ярких насыщенных цветов можно смешивать между собой и наносить на светлые ткани, картон, бумагу, гипс или дерево.

Как использовать эти краски:

  • разведите 2 полные чайные ложки загустителя в 1 литре воды (можно использовать и больше воды, главное — соблюдайте пропорции);
  • хорошо размешайте воду и оставьте на 2 часа;
  • с помощью пипетки нанесите краски на воду;
  • палочкой, мастихином или шилом создайте желаемый узор;
  • поместите в воду ткань*, бумагу или любой другой предмет, на который вы хотите нанести рисунок;
  • подождите 10 секунд и достаньте ваше изделие.
  • после высыхания изделие из ткани нужно прогладить в течение 5 минут с изнаночной стороны, чтобы закрепить краску;
  • вот и все, ваш шедевр готов!

*Производитель указывает, что ткань можно использовать практически любую, главное — светлых оттенков, так как краски прозрачные. Но мы в любом случае рекомендуем предварительно тестировать эту краску ( и любой другой материал, который вы используете для ткани) на небольшом кусочке.

Читайте также:
Как придать жизнь розам в букете: простые способы оживить увядшие розы

Техника марморирования не самый простой вид творчества, но немного попрактиковавшись вы сможете создавать неповторимые и яркие узоры.

Кстати, в этой технике можно не только рисовать специальными красками, лак для ногтей также не тонет в воде и может стать прекрасным инструментом для оттачивания навыков рисования в технике марморирование перед приобретением профессиональных красок.

Что такое краски для марморирования и как ими пользоваться

Технология марморирования (мраморирования) – достаточно новый способ декорирования в нашей стране. Но для большинства кажущийся сложным и непонятным, поскольку существует путаница с переводом заграничных названий используемых компонентов и материалов.

В результате чего образуются несовместимые понятия, например,полиэфирные краски для марморирования, хотя в действительности используются акриловые составы.

Предназначенные для марморирования краски

Общи сведения

Технология марморирования в первую очередь интересна тем, что она достаточно простая и при этом позволяет получить очень красивую и необычную поверхность. Краски образуют разноцветные разводы, напоминающие прожилки натурального мрамора. Свое начало данная технология берет с древнего турецкого искусства ebru – рисование на воде.

Сам метод покраски отличается от традиционного, так как он не требует использования специальных инструментов, таких как распылители, кисти и пр.

Окрашенная марморированиемкерамическая тарелка

Процесс переноса красителей на окрашиваемый предмет выполняется с жидкой поверхности путем его окунания. Однако, это не окраска методом погружения, как поначалу многие могут подумать. В отличие от нее, краска не заполняет полностью емкость, а лишь образует верхнюю пленку жидкости.

Причем, для получения нужного эффекта, используется сразу несколько красителей разных цветов, из которых рисуется композиция.

Особенности красок для марморирования

Итак, краски для мраморирования представляют собой жидкие глянцевые эмали, выполненные на основе воды и алкидных либо акриловых смол. Их особенностью является быстрое высыхание и устойчивость к воздействию влаги. Кроме того, конечно же, они не должны быть тяжелее воды, чтобы оставаться на ее поверхности.

На фото – окрашенная мраморированием гитара

Красителем для марморирования можно покрыть самые разные поверхности:

  • Стеклянные;
  • Керамические;
  • Деревянные;
  • Бумажные;
  • Картонные;
  • Тканевые;
  • Гипсовые.

В частности, при помощи данной технологии украшают стеклянные бокалы, пластмассовые, надувные шары и пр.

Технология марморирования

Как уже было сказано выше, марморирование подразумевает использование специальных составов. Надо сказать, что они имеются в свободной продаже и их цена вполне доступная.Но, если у вас по каким-то причинам не оказалось таких красителей, то можно выполнить покраску и без них. Далее мы подробно рассмотрим оба способа.

Добавление красителя в емкость

При помощи специальных красок

Для выполнения покраски понадобятся следующие инструменты:

  • Специальные краски;
  • Емкость с водой, в которую можно окунуть окрашиваемую поверхность;
  • Иголки или зубочистки;
  • Основа, т.е. окрашиваемый предмет.

Обратите внимание!
Перед покраской, поверхность необходимо подготовить – обезжирить и при необходимости покрыть слоем грунта под краску.

Покраска

Перед тем как нанести краску методом марморирования, следует заранее продумать палитру цветов и подготовить соответствующие краски.

Дальнейшая инструкция выглядит следующим образом:

  • В первую очередь в емкость надо налить теплую воду, чтобы окрашиваемый предмет можно было окунуть, и при этом жидкость не выливалась.
  • Затем надо взболтать баночки с краской.
  • После этого на поверхность следует капнуть несколько капель красок разных цветов. В итоге они растекаются по поверхности жидкости, образуя пленку.
  • Далее начинается самый творческий этап, от которого зависит окончательный результат покраски –выполнение узора на поверхности жидкости. Рисунок формируется при помощи соломинки, иголки, зубочистки или другого приспособления, которое погружается в воду. Чаще всего краски закручивают в «водоворот».
  • Затем начинается ответственный момент – окрашиваемый предмет необходимо медленно и плавно погрузить в воду. Надо иметь в виду, что именно во время погружения предмет будет окрашиваться. Если работа выполняется с тонким материалом, к примеру, листом бумаги, то он просто кладется на поверхность жидкости.
  • Когда предмет полностью погрузится под воду, оставшуюся на поверхности краску можно сдвинуть к стенкам емкости и затем аккуратно его вынуть.

Совет!
При помощи специальных красок можно добиться самых необычных эффектов или даже выполнить на поверхности воды настоящие рисунки, к примеру, с изображением цветов.

На этом процесс мраморирования завершен. Осталось только просушить изделие, желательно в вертикальном положении, т.е. в том же, в котором вы его достали из емкости с краской.

Читайте также:
Современные ванные комнаты на открытом воздухе

Без специальных красок

Как уже было сказано выше, можно выполнить марморирование без специальных красок, правда, это намного сложнее.В таком случае понадобится обычная масляная краска, так как она не растворяется в воде.

Самое главное – обеспечить необходимую консистенцию состава, для этого надо воспользоваться растворителем для краски. Если краска опускается на дно, значит состав слишком густой. В этом случае следует еще добавить растворитель.

Если же краска получилась неяркой или прозрачной, значит, она разбавлена слишком сильно, соответственно надо добавить красящий состав. В остальном же процесс выглядит также, как и при работе со специальными красителями.

Совет!
При помощи мраморирования можно окрасить и строительные материалы, к примеру, кафельную плитку.

Вывод

Марморирование не только позволяет получить красивую поверхность, но и является очень увлекательным и в то же время достаточно простым процессом. Причем, если под рукой не оказалось нужного красителя, можно даже сделать краски для марморирования своими руками.

Правда, как и в любом другом деле, чтобы получить желаемый результат, в начале нужно «набить руку». Получить дополнительную информацию о данной теме можно из видео в этой статье.

Плетение из лозы для начинающих – особенности работы с материалом, правила плетения, уход и фото идеи

Лозоплетение — вид народного промысла известный человеку с древних времен. Видов изделий из лозы существует великое множество, это и предметы интерьера (кресла, комоды, столы, стулья) и кухонная утварь (корзины, хлебницы, вазы). В нашей стране плетение в основном осуществляется из ивовых веток и виноградной лозы.

  1. Заготовка материала
  2. Покраска лозы
  3. Советы для начинающих
  4. Основные виды плетения
  5. Способы отделки края изделия
  6. Уход за готовыми изделиями
  7. Фото идеи плетеных изделий из лозы

Заготовка материала

Для плетения чаще всего заготавливают такие сорта ивы, как ветла, ива трехтычинковая и корзиночная.

Заготавливать лозу можно практически в любое время года. Ветки, срезанные летом и в начале осени не требуют дополнительной обработки, но менее прочны и чаще ломаются. Лоза, заготавливаемая в осенне-зимний период будет более прочной.

Кора у такой лозы толще и счищается тяжелее. Чтобы облегчить очистку веток от коры, сложите ветки в кастрюлю (если ветки достаточно большие, скрутите их по кругу), залейте водой и кипятите в течение 2-3 часов. После этого промойте холодной водой. Далее вы с легкостью сможете очистить ветки.

Если время не поджимает, и варить ветки вы считаете хлопотным занятием, поставьте их в воду и поставьте на 10 суток в теплое место. Ветки напитаются влагой, и кора будет с легкостью сниматься.

Для заготовки тонкой лозы, которая пойдет на тонкие работы, берут обычно однолетние побеги. Для работы над крупными изделиями, а также для изготовления каркасов и оснований, заготавливают двухлетние побеги.

Ветки для заготовки лозы должны быть гибкими, крепкими и здоровыми, без повреждений и сильных загрязнений. При дополнительной чистке повышается их ломкость, теряется эластичность. Для срезания прутьев используют острый секатор, которым делают косой ровный срез без щепок. Если лоза влажная, ее следует хорошо просушить для длительного хранения, разложив по размеру в солнечном месте с хорошей вентиляцией воздуха. Такая обработка поможет естественным образом отбелить побеги. Недостаточно просушенная лоза может быстро заплесневеть.

Читайте также:
Утеплитель Роквул (Rockwool): минеральная вата из Скандинавии

Перед началом заготовки, с выбранного куста срежьте один прут и внимательно его осмотрите. Гибкие и эластичные веточки обычно имеют маленькую сердцевину. Если это так, смело заготавливайте прутья с выбранного куста.

Хранят лозу, отсортированную по размерам, в сухом прохладном помещении.

Покраска лозы

Для придания изделиям оригинальности, лозу можно покрасить естественными красителями, которые еще одновременно и продезинфицируют сырье для последующего использования. Желтый цвет побегам придаст отвар луковой шелухи, красно-коричневый — раствор марганцовки, зеленый — отвар волчьей ягоды с добавлением уксуса.

Перечень инструментов для создания плетеных изделий своими руками:

  • Секатор или острый нож
  • Кусачки
  • Плоскогубцы
  • Шило
  • Доска из твердых пород дерева
  • Веревка (для фиксации больших веток во время плетения)
  • Шаблон
  • Лоза

Перед тем, как приступить непосредственно к плетению, сухие ивовые прутья нужно замочить в воде на двое суток, чтобы придать им гибкость и эластичность. После чего следует их хорошенько высушить.

Советы для начинающих

  1. В создании плетеных изделий из лозы применяются те же методы, что и при плетении из трубочек. Для начала рекомендуем начать именно с этого метода. Чтобы набить руку и на практике изучить основные виды лозоплетения, используйте в работе старые газеты. Когда добьетесь успехов, переходите к плетению из более жестких материалов.
  2. Основание плетеного изделия должно быть крепче “фундаментальнее” чем его стенки. Поэтому изготавливая основу для изделия прутья берите более толстые.
  3. На протяжении плетения, если прутья теряют эластичность, опрыскивайте их водой.
  4. Чтобы готовые изделия имели аккуратный вид, следите за тем, чтобы между прутьями не было зазоров, вплетать их нужно в одном направлении.
  5. Начинающим мастерам и мастерицам лучше остановить свой выбор на плетении корзинки или вазочки, более опытным можно приступить к плетению мебели.

Основные виды плетения

  • Прямое плетение — один из видов простого плетения. Оно часто используется при изготовлении корзин.
  • Плетение рядами — вид простого плетения, при котором подбираются прутья примерно одинаковой толщины, при этом их длина не имеет значения.
  • Квадратное плетение. Выполняется двумя прутьями через 2 стойки.
  • Плетение веревочкой применяется тогда, когда некоторые части изделия нужно сделать прочнее (например укрепить днище корзины).
  • Ажурное плетение.
  • Ромбовидное плетение.

Способы отделки края изделия

  • Простая загибка.
  • Кромочная косичка.
  • Завершение работы.

Внимательно осмотрите изделие. Если из него торчат хвостики, заверните их во внутрь (на изнаночную сторону) и там обрежьте. Отполируйте свое произведение мелкозернистой наждачной бумагой, а затем протрите шерстяной тряпочкой.

После того, как изделие будет готово, для придания ему блеска и дополнительной защиты от влаги можете его залакировать.

Уход за готовыми изделиями

Изделия из лозы не требуют особого ухода. Они должны храниться в сухом, нежарком месте, чтобы прутья не ссыхались и изделие не деформировалось.

Чистить изделие нужно чистым сухим куском материи, тщательно просушивать в случае попадания большого количества воды. Жирные пятна удаляются с помощью присыпки или талька, и небольшого количества мягкого моющего средства.

Как видите, ничего сложного в одном из древнейших промыслов нет. Главное набить руку в плетении и использовать качественное сырье. Наградой за потраченные усилия будет прекрасный, всегда актуальный, интерьер вашей квартиры или дома.

Основы техники плетения из лозы и секреты древнего увлечения для новичков

Изделия из лозы могут служить десятилетиями, наполняя дом уютом. Они уместны не только в деревенской избе, но и в городской квартире. Готовы освоить новое хобби и научиться создавать шедевры?

Читайте также:
Электропростынь — плюсы и минусы

От хозяйственной утвари до дизайнерских вещей

Применение корзин и плетеной мебели сильно расширило рамки, это уже не только дачные аксессуары, а полноправные жители современных городских квартир. Теперь эти вещи используются не только как хозяйственные или утилитарные, но и как яркие дизайнерские акценты. Следует отметить, что заготовка лозы для плетения не причиняет никакого вреда окружающей среде, а наоборот, омолаживает ивовые заросли.

Занимаются этим ремеслом с равным успехом и в сельской местности, и в больших городах. Неоспоримое преимущество — отсутствие необходимости покупать сырье для работы, его вполне можно заготовить самостоятельно. Ивовых зарослей предостаточно почти во всех регионах нашей страны. Тем, кто любит долгие прогулки на природе, заготовка принесет только удовольствие.

Как заготовить лозу для плетения

Однако есть возможность купить сырье для этого увлечения, хотя эта индустрия только набирает обороты. Плести можно не только из ивы, но и из орехового прута, дерена и других достаточно гибких пород деревьев и кустарников. Следует выбирать длинные и не очень толстые побеги, они не должны ветвиться.

Используется как неокоренный (неочищенный от коры) материал, так и очищенный. Из неокоренного прута делают в основном хозяйственные изделия: плетни, корзины для овощей или грибов. Из окоренного материала изготавливают более изящные, мелкие вещи. Это могут быть разного рода вазочки, сухарницы, короба для белья и огромное множество других изделий.

Не следует заготавливать прут для плетения летом. В это время он часто бывает ломкий из-за бурного роста. Чтобы избежать разочарований, заготовку проводят весной или осенью. Зимой тоже вполне можно это делать, но работа будет затруднена сугробами и морозом. Прутья, срезанные весной, очищают от коры без предварительной подготовки, осенний прут сначала варят, потом чистят. Обработка простая, но потребует времени.

Процесс плетения быстро увлекает и затягивает, природный материал в руках забирает негатив и дурное настроение. А уж готовая вещица, сделанная собственноручно, порадует и изяществом, и удобством.

С чего начать лозоплетение

Для того чтобы попробовать сделать свою первую корзину, нужно запастись терпением. Естественный материал поддается не так быстро, как газетные трубочки, прежде чем уложить его в ровные рядки, немалое количество заготовок окажутся поломанными. Инструментов нужно немного, достать их очень легко, стоят они недорого. Для начала будет нужно:

  • шило;
  • секатор;
  • канцелярский нож;
  • бокорезы;
  • пульверизатор поможет увлажнять прут во время работы, чтобы он не ломался.

Классические изделия начинают плести с донышка, затем выплетают стенки, выполняют загибку и ручку. Делая первые шаги в этом ремесле, целесообразно начинать с простой круглой корзины.

Перед ее изготовлением необходимо ознакомиться всего с несколькими приемами плетения:

  • плетение круглого донышка;
  • веревочки;
  • послойное плетение для стенок;
  • оформление загибки изделия.

Плетение следует периодически приминать и утрамбовывать, чтобы оно не получилось в результате слишком рыхлым. Необходимо добиться, чтобы прутья ложились ровно и плотно, не перекрывая друг друга.

Освоив основные техники плетения из лозы, мастерица может переходить на ажурные или другие более сложные вещи. Можно украшать корзины различными косами, вплетать другие материалы, например соломку, бересту или деревянные бусины.

Полет творческой мысли в этом деле гарантирован! Готовое изделие покрывают лаком, лучше на водной основе. Он экологичен и не имеет запаха, а обработанную вещь потом можно с успехом использовать на кухне или в детской.

Современное использование и примеры плетеных изделий

Плетение из лозы — очень гибкое мастерство, его применение ограничивается только фантазией мастера. Модные ландшафтные дизайнеры специально заказывают скульптуры из лозы для украшения участка. Все большим спросом пользуются плетни, которые вполне можно сделать самостоятельно. Отдельного внимания заслуживают изящные и уютные кресла-качалки.

Читайте также:
Утеплитель Роквул (Rockwool): минеральная вата из Скандинавии

Обладание этим аксессуаром говорит уже и о статусе обладателя, о его достижениях. Можно придумать и изготовить авторские украшения и подарки к праздникам, например на Новый год.

Особое место занимают колыбели из лозы. Натуральный, ничем необработанный материал прекрасно подходит для детских комнат. Малыши действительно хорошо и спокойно засыпают в плетеной колыбели.

Различные стеллажные корзины подойдут практически к любому интерьеру, очень удобны для хранения мелочей, которые приходится все время держать под рукой.

Каждая хозяюшка найдет массу возможностей использования таких изделий в своем доме. Для умеющей плести из лозы современной дамы с фантазией вопрос подарков близким сразу становится проще. Вряд ли найдется столь толстокожий человек, который не оценит специально для него сплетенную вещицу, авторскую и такую теплую.

Автор: Аксенова Людмила, специально для интернет-журнала Женские увлечения. Подробно о том, как заработать на поделках, читайте в другой статье на нашем сайте.

Лозоплетение

Корзина для белья

Искусство плетения различных предметов из лозы и других материалов

История ремесла

Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.

С помощью плетения строились стены домов. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. Люди начали плести из доступных природных материалов ещё когда у них не было оборудования и инструментов для создания более сложных предметов для жизни и хозяйства.

Русский «плетюшечный» промысел

В России лозоплетение как промысел развилось позднее, чем в других странах. Поначалу появилась мода на плетёную мебель в Европе. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.

Плетёная мебель

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Завезенные из Европейских стран изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий. Возникновение такого спроса и стимулировало российских крестьян на пробу нового ремесла плетения из лозы.

К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и прочих изделий.

Кофетница

Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в Московской, Вятской губернии и Звенигородском уезде.

Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров.
В 1840 г. в Нижегородской губернии, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин.

Развитие промысла

Начали организовываться фабрики по производству плетёных изделий. Появились мастера, способные удовлетворить самый взыскательный спрос.

Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны.

Плетёные изделия в интерьере

Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости.

Ассортимент товаров был очень велик: различная мебель — кресла, диваны, столы, стулья, этажерки, ширмы, кровати, цветочницы и другое. Дорожные принадлежности — сундуки, чемоданы, сумки, саквояжи, игрушки, посуда, кукольная мебель, погремушки и так далее.

Читайте также:
Толщиномер или уникальный прибор для замера толщины краски

Подробнее об ивовой лозе

Плетением можно заниматься используя различные материалы, в том числе и не обязательно природные. Всё же, самый популярный материал для плетения — ивовый прут.

Ива — это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые подходящие — белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому — ракитник.

Ивовые прутья

Для плетения подходят однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить не трудно: она растет по берегам озер и рек. Однако, найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели не простая задача.

В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время научились, выращивая лозу, получать определенную гибкость, толщину и окраску прута. И кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. Поэтому культурные сорта во всех отношениях лучше.

Промысел в наше время

Промысел лозоплетения актуален и сейчас. Плетёные изделия модны и практичны. Они экологически чисты. Как и прежде, есть спрос на плетёную мебель. Люди охотно пользуются корзинами, плетёными хлебницами, вазами и другими бытовыми вещами.

Плетёное бра, авт. Олег Михайлов

В Одинцовском районе работает Кобяковская фабрика по лозоплетению. Много умельцев на Кубани, в Московской и Кировской областях. Плетением изделий из лозы занимается «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров). Сохранением и развитием старинных традиций лозоплетения занимаются и на мебельной фабрике «Корунд» (Нагорск).

Популярны школы, курсы лозоплетения, есть информация по самообучению в интернете.

Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут. Техника плетения из лозы может быть самой разнообразной.

Древности

При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.

В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве.

Художники в эпоху Возрождения сохранили на своих полотнах совершенство интерьера и быта, сплетенного из ивового прута: повозки, колыбели, корзины, шкатулки, хлебницы, которое было достигнуто в Средние века.

Специальные школы

Развитию промыслов способствовали школы по обучению плетения. Одной из первых в 1880-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, в 25 км от ст. Пушкино Ярославской железной дороги. Такие же мастерские с производственным обучением были от крыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском, в Молдавии.

Вязёмы и Петелино

Одним из мест, где лозоплетение является традиционным промыслом считается Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин.

Это Большие и Малые Вязёмы — там плели, то есть вязали корзины, названные по имени речки Вязёмки, вдоль которой растут разные виды лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: