Термостат для автомобиля: устройство, принцип действия и виды изделия

Автомобильный термостат: что это такое и как он работает?

Автомобильный термостат является важным узлом системы охлаждения двигателя. Он располагается между мотором и радиатором машины. Термостат представляет собой автоматическую пробку, открывающуюся при нагреве охлаждающей жидкости до заданной температуры, чтобы к системе охлаждения подключались радиатор и рубашка охлаждения двигателя.

Таким образом, с одной стороны автомобильный термостат позволяет мотору быстрее прогреваться до рабочей температуры, вследствие чего уменьшается его износ и ограничивается выброс вредных веществ в атмосферу, а с другой – предотвращает его перегрев (смотрите основные причины, по которым перегревается двигатель).

Устройство и принцип работы термостата

Принцип работы автомобильного термостата основан на способности специального термочувствительного элемента переключать поток охлаждающей жидкости в зависимости от её температуры:

  1. Пока мотор холодный, термостат находится в закрытом состоянии и жидкость в системе охлаждения движется по малому кругу (только вокруг цилиндров и головки блока).
  2. После того, как двигатель нагревается до определенной температуры (обычно в пределах 75 – 95 °C), термостат открывается и охлаждающая жидкость выходит на большой круг (радиатор, помпу и рубашку охлаждения двигателя), тем самым предотвращая перегрев мотора.

Устройство автомобильного термостата не очень сложное, его основными частями являются:

  • корпус;
  • два входных патрубка (малого и большого круга);
  • выходной патрубок;
  • термочувствительный элемент;
  • основной клапан;
  • байпасный (перепускной) клапан малого круга.

Большинство автомобильных термостатов производят из латуни, меди или пластика. Рабочий материал термочувствительного элемента в термостате – технический воск. При нужной температуре он расширяется, давит на основной клапан и открывает его. Так быстро таять воску помогают входящие в его состав порошки меди, графита и алюминия.

Переходя из твердого состояния в жидкое, воск расширяется и своим давлением выталкивает головку, которая открывает клапан, пропуская поток охладителя от термостата к радиатору системы охлаждения двигателя.

Кстати, вы можете самостоятельно провести небольшой эксперимент, который наглядно продемонстрирует работу термостата. Для этого достаточно погрузить термостат в кастрюлю с водой и поставить ее на огонь. По мере нагревания воды клапан термостата откроется приблизительно на 2-3 см.

Как проверить термостат на работоспособность

Перед тем, как проверять термостат на работоспособность, нужно понимать какие неисправности у него могут возникнуть в принципе, и в чём они проявляются. Всего таких неисправностей может быть три:

1. Термостат постоянно открыт. Если основной клапан термостата вследствие поломки остается все время открытым, то охладитель будет постоянно проходить через радиатор и рубашку охлаждения двигателя. При этом мотору потребуется довольно много времени для достижения оптимальной рабочей температуры.

В летнее время года такая поломка, как правило, остается даже незамеченной, а вот зимой, особенно в сильный мороз, прогреть мотор до рабочей температуры будет крайне тяжело.

2. Термостат постоянно закрыт. Если основной клапан термостата не открывается, то жидкость в системе охлаждения постоянно циркулирует по малому кругу. При этом двигатель очень быстро перегревается, в результате чего его может и вовсе заклинить.

В этом случае ездить на автомобиле до замены термостата мы не рекомендуем. Добраться же к ближайшему автомагазину или СТО своим ходом можно включив печку в салоне на максимальный обдув. При этом нужно постоянно следить за тем, чтобы стрелка указателя температуры двигателя не переходила в красную зону.

3. Термостат открывается слишком рано. Обычно это происходит либо с контрафактными автомобильными термостатами, сделанными народными умельцами из комплектующих низкого качества, либо с термостатами с характеристиками не подходящими для данной комплектации автомобиля.

Если клапан термостата открывается при слишком низкой температуре (ниже +75 °C), тогда двигатель, как правило, прогревается значительно дольше положенного времени. При этом мотор не может выйти на оптимальный тепловой режим, что приводит к увеличению расхода топлива.

Проверка термостата в автомобиле

Алгоритм проверки термостата, не снимая его с автомобиля, очень прост. Чтобы проверить, открывается ли термостат, от вас потребуется выполнить лишь несколько действий:

  1. Разогрейте двигатель до рабочей температуры, после чего заглушите мотор.
  2. Откройте капот и найдите шланг в верхней части радиатора. Как правило – это черный резиновый шланг диаметром 5-7 см с железным хомутом на концах, или же с пластиковыми скобами.
  3. После этого найдите нижний шланг – примерно такой же, как и верхний. Обычно он крепится в нижней части радиатора.
  4. Прикоснитесь к обоим шлангам рукой, но крайне осторожно, потому как они могут быть сильно нагреты.

Если стрелка указателя температуры двигателя находится у красной зоны, но при этом один из шлангов горячий, а второй холодный, то с высокой вероятностью можно утверждать о том, что термостат не открывается и его необходимо заменить на новый.

Больше о неисправностях системы охлаждения двигателя и профилактике их появления читайте в нашей статье о техническом обслуживании системы охлаждения.

Видео о том, как устроен автомобильный термостат

Устройство и принцип работы термостата на автомобиле

Термостат — устройство, предназначенное для поддержания постоянной температуры. Процесс обеспечивается терморегуляторами или других физических явлений. Установлены и работают термостаты во многих механизмах и агрегатах. Наиболее известно их применение в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания на автомобилях.

Устройство прибора

Большинство этих автомобильных агрегатов изготавливают из латуни, меди или пластика. Роль терморегуляторов во многих конструкциях играет воск. Устройство термостата довольно простое, в него входят:

  • корпус;
  • патрубки большого и малого круга;
  • термочувствительный элемент;
  • главный клапан;
  • перепускной клапан малого круга.

Основная составляющая этого прибора — технический воск, играющий роль терморегулятора. В его состав входит порошковая смесь из меди, графита и алюминия. Эти вещества помогают воску быстрее нагреваться и таять. Во время этого процесса он расширяется и открывает клапан на водяной контур радиатора, где происходит охлаждение рабочей жидкости.

Читайте также:
Твердотопливные котлы Viadrus, установка приборов фирмы Виадрус своими руками: инструкция, фото и видео-уроки, цена

В этом видео вы узнаете как устроена система охлаждения

Работоспособность снятого или нового прибора можно проверить, поместив его в емкость с водой и поставив на огонь. По мере нагревания шток рабочего термостата поднимется на 2-3 см, что будет хорошо заметно невооруженным глазом.

Описание работы механизма

Устройство и принцип работы термостата основаны на распределении охлаждающей жидкости, что помогает двигателю за короткий срок достичь значения рабочей температуры. Простейшую схему системы охлаждения составляют малый и большой круг циркуляции жидкости.

Данный механизм охлаждает двигатель. когда тот достигнет определенной температуры

Малым кругом непосредственно является рубашка охлаждения двигателя. Принцип действия термостата состоит в следующем:

  1. При запуске холодного двигателя прибор находится в закрытом состоянии. Циркуляция воды идет по малому кругу, то есть только по водяным полостям двигателя.
  2. Когда мотор прогреется до +75…+95°C, термостат откроется. Охлаждающая жидкость начнет циркулировать по большому кругу, то есть через радиатор.
  3. Прибор остается в открытом состоянии, тем самым он поддерживает рабочую температуру двигателя.
  4. Когда вода в остановленном моторе остынет, термостат закроется и будет готов к новому запуску двигателя.

По такой схеме работают все системы охлаждения независимо от того, как устроен термостат. В недалеком прошлом их основу составляла жидкая смесь дистиллированной воды и эфирного спирта, которая обладает низкой температурой кипения. С 1983 года в конструкции термостатов включены только твердые терморегуляторы.

Разновидности термостатов

В настоящее время существует несколько видов этих агрегатов. Они отличаются друг от друга как конструктивными особенностями, так и способом действия. Существуют и универсальные приборы, которые подходят ко многим маркам автомобилей. Они подразделяются на следующие виды:

  1. Одноклапанные — самый распространенный вид агрегатов, установленных в большинстве автомобилей. Конструктивно считается самым простым, у него отсутствует перепускной клапан.
  2. Двухступенчатые — отличаются от одноклапанного прибора наличием второй тарелки меньшего диаметра, которая облегчает работу основного клапана.
  3. Электронные — более поздние конструкции, в основе которых лежит электронное управление термостатом, позволяющее системе охлаждения работать эффективнее. Такой вид используется на новых моделях автомобилей с бортовыми компьютерами.

Есть марки автомобилей, где в системе охлаждения стоит несколько приборов. В основном такие конструкции применяются на грузовых машинах с мощными двигателями.

Неисправности агрегата на автомобиле

Проверить работоспособность прибора на автомобиле, не снимая его, очень просто. Необходимо завести двигатель, нагреть его до рабочей температуры и заглушить. Затем следует открыть капот, найти верхний и нижний патрубок на радиаторе. Они похожи и в диаметре составляют от 5 до 7 см. Далее необходимо аккуратно пощупать оба патрубка. Если один из них будет холодным, а второй — горячим, значит, прибор не работает и требует замены.

Во время эксплуатации могут возникнуть некоторые нарушения функций системы охлаждения из-за термостата. Например, двигатель нагревается дольше обычного или не может поднять температуру до рабочего значения. Такая ситуация возможна, когда прибор заклинило и он остается постоянно открытым. В летнее время такая неисправность может быть незаметна, а вот зимой в салоне автомобиля будет очень холодно.

Возможна ситуация, когда прибор, наоборот, не будет открываться. В этом случае может произойти перегрев двигателя с последующим выходом его из строя. Обычно это приводит к нарушению герметичности прокладки головки блока цилиндров, что потребует ремонта всего двигателя.

К неправильному функционированию агрегата можно отнести его несвоевременное открытие или закрытие, которое также будет отрицательно влиять на работу двигателя. В таком случае термостат лучше заменить на новый.

Термостат для автомобиля, его виды и особенности

Одной с ключевых функций термостата представляется сохранение температуры жидкости для охлаждения на установленном уровне. Устройство разработано подобным способом, что покуда мотор еще не нагрелся, передвижение тосола исполняется согласно небольшому кольцу, проходя лишь по рубашке охлаждения и радиатору в салоне. Если степень температуры подымается до необходимой значимости, механизм термостата открывает допуск жидкости с целью ее прохождения по большому кругу, который вступает в главный теплообменник. Вследствие данным операциям жидкость вначале охлаждается самостоятельно, а после охлаждает мотор, так кругооборот повторяется непрерывно, пока функционирует двигатель авто.

Понятие «термостат»

Этот механизм предназначен с целью регулировки стабильной степени температуры. Процесс поддерживания требуемого градуса совершается вследствие применения терморегуляторов либо использования переходов с различных фаз. Для того чтобы через этот аппарат не совершалась утечка холода или тепла, его в основной массе ситуаций капитально теплоизолирующий. Правда, в отдельных модификациях автомобилей ставят не термостойкие термостаты, а их восковой наполнитель довольно хорошо справляется с наименьшей температурной отдачей.

Если расценивать подобные механизмы в режимах термодинамики, то они обладают такой высокой теплоемкостью, что прибывающая к ним теплота не вызывает перемены температуры термостата.

Технические параметры конструкции автомобильных термостатов

В первую очередь нужно отметить, что функция охлаждения двигателя термостатом является его не единственным предназначением. Дело в том, что в момент, когда заводится машина с холодным мотором, это устройство способствует более быстрому нагреву системы до рабочей температуры, после чего переключается на большой контур, чтобы нормализовать отбор тепла двигателя и отдачу его через радиатор. Из этого следует, что, когда заводится двигатель, тосол либо антифриз сначала протекает по маленькому кругу охладительной системы, потому что в этот период механизм находится в закрытом состоянии, перекрывая тем самым доступ охлаждающей жидкости к большому контуру. Пружина, которая открывает термостат устроена таким образом, чтобы при нагреве, к примеру, до 95 градусов она открывала клапан. Ее приводит в движение специальный наполнитель, находящийся внутри термостата. Когда он холодный, то не имеет абсолютно никакого влияния на пружину, но, когда его состав разогревается, это способствует расширению данного материала, толкающего механизм открытия клапана для пропуска тосола в полный контур автомобиля. В более старых модификациях термостатов конструкция имела несколько другой принцип, открывая и закрывая клапан сразу после заводки двигателя. Но в связи с прогрессом и минимизацией износа всевозможных деталей, технология закрытого клапана до момента прогрева продлила его работоспособность в несколько раз.

Читайте также:
Что сначала делают пол или стены: советы профессионалов

Что касается расположения описываемого устройства под капотом, то по логике вещей он стоит между основным силовым агрегатом и радиатором. Такое расположение присуще для большинства машин, но, как и в любой другой технике существуют исключения, когда элементы автомобиля имеют сложную форму или нестандартную конструкцию, что провоцирует установку термостата в очень неожиданных местах.

Если разобрать механизм термостата, то можно увидеть расположенный внутри термоэлемент, наполнитель которого является сложным по своему составу твердым веществом. В его состав обычно входит порошкообразный графит, алюминий, гранулированный воск, порошкообразная медь. В зависимости от модели транспортного средства разнятся и температурные режимы для открытия клапана термостата: самые минимальные показатели варьируется в пределах от 70 до 95 градусов, максимальная от 100 до 105 градусов. Эта информация находится на внешнем корпусе устройства, рядом с названием модели и производителем. Подключение термостата к мотору осуществляется посредством трех патрубков, у каждого из которых имеется своя функция: вводной патрубок, через который охладительная жидкость перетекает в радиатор; трубка перепускного шланга, для подачи на устройство жидкости из блока головки цилиндров; насосный патрубок, транспортирующий тосол к насосу.

Существуют такие автомобили, для работы которых в систему монтируются несколько термостатов, обеспечивающих охлаждение жидкости в разных режимах работы. Помимо этого, бывают разные конструкции термостатов, различное время срабатывания и прочие нюансы, отличающие устройства друг от друга.

Существующие виды термостатов для автомобилей

Популярные разновидности термостатов, которые применяются в работе охладительной системы автомобиля имеют следующие типы:

  • Простой термостат с одноклапанной конструкцией;
  • Термостат, имеющий две ступени работы;
  • Двухклапанный автомобильный термостат;
  • Электроуправляемый механизм термостата.

Что касается устройств с одним клапаном, то в силу своей простоты конструкции и повышенной надежности, его используют большинство автомобильных производителей. Таким образом одноклапанный механизм можно встретить как на бюджетных, так и на дорогих автомобилях.

Также существует специальная технология производства термостата, которая имеет двухступенчатую конструкцию. Такое решение было разработано с целью стабилизировать работу машин, у которых охладительная система в процессе эксплуатации генерирует достаточно большое давление тосола или другой охлаждающей жидкости. Простой бы клапан не справился с такой задачей, для чего и была создана вторая ступень. Устройство имеет две тарелки клапана, которые различаются по размерам и называются малой и большой соответственно. При работе механизма сначала начинает действовать маленькая тарелка, так как ей нужно намного меньше усилия, чтобы преодолеть созданное системой давление. Для того, чтобы открыть большую тарелку, маленькая отбирает часть воздействия на нее, и тянет за собой большую, облегчая соответственно, ее подъем. В момент, когда основная (большая) тарелочка находится в самом верхнем положении, тогда охладительная жидкость может свободно перемещаться к радиатору для прохождения процесса охлаждения.

Теперь можно рассмотреть устройство, которое имеет два отдельных клапана в едином корпусе. У каждого из них существуют свои функции, в силу которых обеспечивается наилучший режим работы автомобиля. Таким образом, первый клапан является основным и при его открытии тосол или другая жидкость начинает циркулировать по большому контуру системы. Для того, чтобы жидкость смогла протекать через малый контур, устройство имеет второй клапан, который является перепускным. Механизм устроен так, что оба эти клапана работают синхронно друг с другом. Это означает, что в момент закрытия, к примеру, перепускного устройства, открывается основной или наоборот. Наиболее популярными автопроизводителями, которые используют такие типы клапанов являются отечественные заводы и предприятия из стран СНГ.

В виду стремительного развития новых технологий, автомобилестроение тоже не стоит на месте и также требует усовершенствованных деталей и узлов, для максимально эффективной работы двигателя. Это коснулось и терморегуляторов, которые с помощью внедрения в них электронного управления стали максимально точными и продуктивными в процессе эксплуатации. Таким образом, достигается использование разных режимов работы двигателя за короткий отрезок времени, что способствует снижению расхода топлива, уменьшению износа деталей и увеличению мощности мотора. Что касается конструкции этих механизмов, то они схожие с простым термостатом одноклапанного типа, но в них расположен термический элемент, который имеет дополнительное сопротивление нагрева. Именно данным элементом и производится регулировка, которая управляется с помощью ЭБУ двигателя. Благодаря этому, электронные термостаты называют гибко температурными приспособлениями. Следующая систематика работы обуславливает поддержание температуры охлаждающей жидкости на уровне 95-110 градусов при малых нагрузках или 85-95 градусов в случае с повышенной нагрузкой на двигатель.

В спортивных машинах, для достижения повышения мощности двигателя и удержания его температуры на нормальном уровне применяется установка двух электронных термостатов. В большинстве случаев первый монтируется на регулировку температуры в головке блока цилиндров, а второй отвечает за прохождение жидкости по контуру через блок цилиндров. Уже давно доказано, что если в головке будет поддерживаться 87 градусов, то топливо будет выгорать полностью и соответственно, выдаст максимальные показатели скорости и динамики автомобиля. В принципе, для этого и устанавливается дополнительный электронный терморегулятор.

Читайте также:
Укладываем с другом гипсокартон на стены без каркаса по всей квартире

Наиболее часто встречаемые неисправности

За счет того, что большинство термостатов имеют простую конструкцию, причин их выхода из строя не особо много. Основной из них является снижение или отсутствие подвижности клапана устройства. Поспособствовать этому могут различные факторы, но самыми распространенными являются: попадание грязи, образование накипи либо появление коррозии на внутренних элементах.

Если рассмотреть причину поломки, связанную с владельцем автомобиля, то можно смело сказать, что при очень редких заменах охлаждающей жидкости, это маленькое устройство просто не выдерживает воздействия, к примеру, тосола, который уже не только потерял все свои свойства, но и включает в свой состав механические частицы, и прочие включения, наносящие вред термостату. Всему этому есть объяснение, при покупке охлаждающей жидкости человек зачастую экономит и приобретает наиболее дешевый вариант, а также если покупается концентрат, то разводят его простой водой вместо дистиллированной. В дополнение перед тем, как произвести замену ОЖ, система охлаждения просто не чистится специальной промывкой для удаления накипи и других загрязнений.

Нередко терморегулятор может попросту заклинить. Виной тому скорее всего послужат вышеописанные ситуации, но суть не меняет дело, так как заклинивание происходит в большинстве случаев в открытом или приоткрытом состоянии клапана, что приводит к очень долгому прогреву двигателя и большому расходу топлива.

За счет того, что внутри устройства находится твердое тело, которое и приводит в движение клапан при расширении, может потерять свои физико-химические свойства. Таким образом, клапан просто не будет полностью открываться, провоцируя постоянный перегрев двигателя, что может привести к полному выходу его из строя.

Принцип работы термостата, схемы

Термостат — устройство, предназначенное для контроля температуры в системе охлаждения и ее регулирования. Цель — ускорение прогрева мотора после его запуска и предотвращение его перегрева в случае длительной работы.

Место установки устройства — в верхней части мотора, где осуществляется выход нагретой ОЖ (охлаждающей жидкости) в радиатор.

Термостаты, устанавливаемые на автомобилях, могут иметь два вида наполнителей — жидкие и твердые.

Назначение

Термостат — один из главных узлов системы охлаждения. Назначение — контроль температурных показателей ОЖ с последующим перенаправлением состава по большому или малому кругу.

Пока мотор прогревается, клапан находится в закрытой позиции, а жидкость идет по малому кругу. Как следствие, прогрев силового узла происходит быстрее.

При достижении требуемой температуры происходит открытие клапана и подача ОЖ через радиатор.

Другими словами, термостат — специальный прибор, который поддерживает температуру мотора в заданных параметрах посредством грамотной работы терморегулятора и правильности осуществления фазового перехода.

Блокируя работу радиатора, устройство позволяет двигателю набирать нормальную температуру. Как следствие, улучшаются характеристики силового узла, и снижается его износ.

Клапан термостата открывается при температурах от 70 до 92 градусов в зависимости от конструкции термостата (применяемого термоактивного наполнителя) и требуемого теплового режима двигателя.

Моментом открытия термостата считается перемещение клапана на величину 0,1 мм. Допуск на температуру начала открытия клапана составляет ±2°С. Температура полного открытия клапана как правило выше на 12 — 15 градусов, чем температура начала открытия.

Поэтому температура полного открытия основного клапана может варьироваться в пределах 82-107 градусов Цельсия.

После этого заслонка открывается и позволяет проходить жидкости по системе.

Виды термостатов

Сегодня есть несколько видов термостатов, каждый из которых имеет свои особенности (как по принципу действия, так и по цене).

К примеру, отечественные устройства обходятся в меньшую сумму, в то время как немецкие отличаются лучшим качеством, но и стоят дороже.

ВАЖНО : С 2006 года в России нет производителей автомобильных термостатов! Единственный завод «СтАТО» п. Ставрово, Владимирской обл., производивший с «нуля» термостаты для всех легковых и грузовых отечественных автомобилей был поглощен концерном «ПРАМО» и прекратил их выпуск, перейдя на закупку и переупаковку термостатов китайского производства и выпуск их под своей торговой маркой.

Позднее появилось еще несколько «производителей», работающих по той же схеме. Но, хочется отметить, что единственным предприятием, которое осуществляет 100% контроль качества и имеет испытательное оборудование для контроля параметров термостатов является ЗАО «ЭЛЕКТОН» г. Радужный Владимирской обл.

Востребованы и так называемые универсальные термостаты, которые могут подойти почти к любому типу мотора.

Итак, к основным видам термостатов можно отнести:

Наиболее популярный вид устройства, который установлен на многих марках и моделях авто. Многие считают, что такой тип уже устарел и не способен обеспечить потребности мотора. Но это не так.

Этот тип термостатов не устарел и с успехом применяется в частности на двигателях УМЗ 4216 (Ульяновского моторного завода). Применение термостатов одноклапанного и двухклапанного зависит от компоновки системы охлаждения двигателя.

Но все же применение двухклапанных термостатов получило преимущественное распространение.

2. Двухклапанный или двухступечатый термостаты.

Данные устройства имеют множество общих черт с узлом одноклапанного типа. Преимущество лишь в расширенных возможностях, касающихся процесса охлаждения.

3. Термостат с электронным управлением.

Наиболее продвинутый тип устройства, отличающийся повышенным потенциалом.

Преимущества — точность работы и повышенная функциональность.

Благодаря эффективной работе системы, гарантируется нормальный цикл охлаждающей жидкости, а также своевременное открытие и закрытие клапана.

Работа может осуществляться в двух режимах — ручном или автоматическом.

Термостат с электронным управлением установлен лишь на самых новых авто. Обязательное условие для работы системы — наличие хорошего бортового компьютера, способного контролировать работу устройства.

Есть автомобили, в которых одновременно стоит два термостата. Их ставят для увеличения эффективности системы охлаждения на мощных двигателях, таких как двигатели производства ПАО Автодизель (Ярославский моторный завод), ПАО «КАМАЗ», а на двигатели Тутаевского моторного завода ставят даже 3 термостата в один контур системы охлаждения.

Читайте также:
Укладка ламината в дверном проеме: пошаговая инструкция

Устройство и принцип работы

Конструкция и принцип действия термостата во многом зависит от типа наполнителя.

Рассмотрим каждый из вариантов:

1. Термостат с жидким наполнителем.

Таких устройств давно нет в природе (отечественных с 1983 г), но все же для ознакомления мы затронем эту тему.

Изделие, в основе которого лежит латунный цилиндр. Внутри последнего находится жидкость, которая состоит из дистиллированной воды и эфирного спирта.

Крепление цилиндра осуществляется на специальном штоке, а к второму краю, которого приварен специальный клапан.

Последний опирается на седло и фиксируется в кожухе устройства. В корпусной части есть четыре окна, которые позволяют жидкости поступать из охладительной рубашки к насосу даже при запертом клапане.

Принципа работы термостата, имеющего жидкостный наполнитель, выглядит следующим образом.

В момент пуска силового узла происходит прижатие клапана к седлу, благодаря упругой структуре гофрированного цилиндра.

Как следствие, доступ к основному радиатору блокирован, и охлаждающая жидкость не идет по большому кругу.

Через специальные окна жидкость попадает в насос, а после снова возвращается в рубашку системы.

Подобный принцип позволяет ОЖ быстрей набирать рабочую температуру.

Как только уровень последней достигает 67-70 градусов, происходит закипание жидкости в системе термостата и увеличение давления.

Гофрированный цилиндр расширяется и оказывает давление на шток. Одновременно с этим открывается клапан, и перекрываются окна, через которые жидкость поступает к насосу.

Далее охлаждающая жидкость направляется через клапан к основному баку радиатора, распределяясь по его трубкам и одновременно охлаждаясь до безопасной температуры.

После охлажденная жидкость возвращается к насосу и в общую систему. Цикл повторяется.

2. Термостат с твердым наполнителем.

Всегда устанавливается на отечественных и импортных легковых и грузовых авто.

В основе устройства — церезин (специальный воск), который смешивается с медным порошком и устанавливается в специальном баллоне (выполняется из латуни или меди).

Между крышкой и баллоном установлена мембрана, выполненная из резины. В последнюю упирается шток (также резиновый).

В верхней части баллон объединяется с клапаном, который упирается в седло. Под клапаном монтируется пружина, которая упирается в подковообразную направляющую, соединенную с корпусом (фланцем) и удерживает клапан в закрытом положении.

В процессе работы силового узла и нагрева ОЖ происходит прогрев баллона и повышение температуры находящегося внутри воска.

Когда воск прогревается до 65-70 градусам Цельсия, начинается процесс плавления и его увеличения в объеме.

Как следствие, состав действует на мембрану, а последняя через специальный шток воздействует на клапан, открывая его. Благодаря этому, нагретая жидкость поступает в радиатор.

Открытие клапана происходит при температуре 78-82 °С. А вообще температуры начала открытия клапана для разных двигателей и условий эксплуатации лежат в диапазоне от 70 до 92 °С с допуском ±2°С.

В случае снижения температуры до уровня 65-67 градусов Цельсия происходит обратный процесс преобразования воска — он становится твердым и уменьшается в объеме.

Как следствие, пружина разжимается и перекрывает проход в термостате (жидкость направляется по меньшему кругу). Далее ОЖ идет к насосу и снова в систему охлаждения.

Описание и схемы работы на ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2114

В автомобилях ВАЗ система охлаждения имеет ряд особенностей. В частности, перед насосом монтируется специальный 2-клапанный термостат (дополнительный и основной), имеющий твердый (восковый) наполнитель.

Пока двигатель еще не прогрелся, большая часть ОЖ будет проходить по малому кругу, то есть с охватом насоса системы, рубашки охлаждения силового узла и цилиндров, а также термостата.

Далее жидкость снова возвращается к насосу. Вместе с этим ОЖ циркулирует через рубашку трубопровода впуска и камеры для смешивания в карбюраторе.

Если же кран отопителя салона открыт, то жидкость проходит и через его радиатор.

В случае, когда мотор прогрет не до конца, то есть температура ОЖ еще не достигла нужной отметки (90 градусов Цельсия), частично открывается основной клапан, другой (перепускной или байпасный) частично прикрывается, и часть горячей жидкости идет к основному радиатору.

Это позволяет быстрей прогреться силовому узлу. Как только температура доходит до уровня 90 градусов Цельсия, открытие клапана происходит полностью, что позволяет весь поток направить через радиатор.

Основные металлы, из которых выполнены элементы термостата — медь и латунь.

Принцип работы схож с тем, что уже рассматривался выше.

Особенности проверки устройства

Сегодня есть три основных метода диагностики термостата. Кратко рассмотрим каждый из них:

  1. Пускайте мотор и выдерживайте 7-10 минут. После поднимайте капот и касайтесь нижнего патрубка, отходящего от радиатора. При нормальной работе устройства температура шлангов должна быть идентичной. Если же температура разная, то термостат неисправен. Но важно понимать, что возможно наличие воздушных пробок в системе, мешающих циркуляции жидкости. Наличие воздушных пробок может привести к перегреву и неправильной диагностике. Годный термостат может быть признан браком.
  2. Заводите мотор и прикасайтесь к трубке, подводящей ОЖ к верхней части радиатора. В случае корректной работы термостата трубка должна быть холодной до момента, пока мотор не прогреется до нужной температуры.
  3. Наиболее эффективный и сложный метод — со снятием термостата. В данном случае необходим демонтаж устройства с последующим окунанием его в жидкость.

Последняя прогревается в специальной емкости до момента срабатывания клапана. Но температуру открытия и закрытия так не определить. В кастрюле можно проверить только принципиально факт работы термостата , но не его фактические параметры.

Для определения фактических показателей термостат нужно установить на штатив с индикатором часового типа (например ИЧ-10), шток индикатора должен упираться в основной клапан или другой элемент конструкции жестко связанный с ним.

Читайте также:
Способы изготовления краскопульта своими руками

После этого поднимая температуру и контролируя ее по термометру с ценой деления 0,1 °С фиксируем начало открытия, соответствующее ходу клапана 0,1 мм. Дальше поднимая температуру определяем по индикатору величину открытия клапана.

  1. Если мотор через 10-12 минут после заводки так и не набрал 90 градусов Цельсия (при условии температуры на улице около 0), то можно говорить о поломке рассматриваемого нами устройства.

Скорее всего клапан заклинило и ОЖ постоянно идет по большому кругу.

Итоги

Термостат — один из ключевых узлов, отвечающих за качественный прогрев и охлаждение силового узла.

Выход устройства из строя неизбежно влечет к проблемам с мотором и необходимостью дорогостоящего ремонта.

Знание принципа его работы позволяет вовремя диагностировать проблему и устранить ее еще на раннем этапе. При этом сделать это несложно.

Выбираем терморегулятор для водяного теплого пола

Теплые полы бывают не только электрическими, но и водяными. Последние целесообразны к выполнению при наличии централизованной системы отопления здания. Но, независимо от метода обогрева, регулировка температуры напольного покрытия требуется всегда. Терморегулятор для водяного теплого пола, речь о котором пойдет в этой статье, позволяет поддерживать оптимальный и экономичный режим работы системы наиболее эффективно.

Как регулируется температура водяных полов

Без понимания устройства водяного пола понять назначение и принцип работы такого регулятора сложно.

Для нагрева напольного покрытия под ним равномерно укладываются трубы, по которым циркулирует теплоноситель. Концы каждой трубы подсоединяются к входу и выходу отопительного коллектора. При наличии радиаторов отопления они подключены туда же.

В помещении может быть один или два контура для нагрева пола. Каждый из них на входе или выходе снабжен вентилем. С помощью него можно изменять количество прохождения по трубе теплоносителя в единицу времени, тем самым регулируя температуру пола.

Горячая вода по трубам движется за счет напора, создаваемого циркуляционным насосом. Манипулируя общим магистральным вентилем можно также регулировать температуру, но это приведет к ее изменению во всех контурах одновременно. Поскольку не все они работают в одинаковых условиях, то такой метод не применяется на практике.

Зачем нужен терморегулятор для теплых полов

Регулированию подлежат все контуры индивидуально. При наличии нескольких помещений, а также нескольких отдельных контуров в одном помещении, задача усложняется. Ее нельзя решить обычными методами – регулированием напора теплоносителя вручную.

Во-первых, системы отопления инерционны. С момента поворота вентиля до стабилизации установившегося значения температуры пола проходит определенное время. Если степень нагрева пользователя не устраивает, придется снова идти и крутить вентиль. А если их много?

К тому же на ощущение комфортной температуры влияют и дополнительные факторы. Общая температура в помещении, наличие сквозняков при его проветривании требуют постоянного внесения корректировок. При недостаточной теплоизоляции пола и стен работа систем отопления зависит от погодных условий. На все это трудно оперативно реагировать владельцу теплого пола.

Коллектор для домашнего отопления

Во-вторых, постоянные резкие действия по ручной регулировке могут приводить к образованию воздушных пробок в системе. При этом часть ее перестает функционировать целиком.

И, наконец, в-третьих: при ручном регулировании никому не придет в голову, уходя на работу, уменьшить температуру, чтобы сэкономить. Ведь по возвращении процесс настройки придется начинать сначала. Даже если запомнить положение вентилей, после месяца таких регулировок владелец смириться с неизбежными потерями и перестанет заниматься экономией.

Работа регулятора для водяного теплого пола

Регулятор температуры для теплого пола механически выполняет те же самые операции. Но делает это непрерывно, основываясь на показаниях датчиков температуры. В итоге малейшее ее изменение безотлагательно парируется незначительным поворотом вентиля, что исключает появление воздушных пробок в системе.

Возможных мест расположения датчиков температуры два. Одно из них – в бетонной стяжке пола рядом с трубами. При таком расположении регулятор стабилизирует температуру поверхности пола, поддерживая ее заданное значение.

Такой метод регулирования подходит для систем, где полы подогреваются дополнительно, а поддержания температуры воздуха в помещении используется отдельный контур с радиаторами отопления. Для мощных и протяженных систем обогрева пола этот метод неэффективен.

Если же отопление полов является единственным средством обогрева помещения, а также при значительном влиянии внешних факторов на ощущение комфорта от теплых полов, то используются терморегуляторы с датчиком температуры наружного воздуха. Поскольку он встроен в корпус регулятора, то к высоте установки устройства управления предъявляются определенные требования.

Датчик температуры воздуха используется в составе мощных систем отопления. Но следует учитывать, что подобная регулировка подразумевает отсутствие сильных потерь тепла.

Совет: Для повышения эффективности теплого пола помещение должно иметь соответствующую теплоизоляцию.

В некоторых моделях используются оба метода контроля температуры: и пола, и воздуха в помещении. Приоритетным для регулятора являются показания комнатного датчика.

Исполнительные устройства

Датчики передают данные о текущей температуре терморегулятору. Он вырабатывает сигнал управления, который по кабелю отправляется на исполнительное устройство – сервопривод.

В этом и есть основное отличие системы управления водяным полом от электрического. Здесь регулятор формирует не постоянный сигнал включения нагревателя, а изменяющееся напряжение управления, поступающее на сервопривод.

Внутри сервопривода находится нагревательный элемент, помещенный в замкнутую емкость, заполненную специальной жидкостью. При повышении температуры она увеличивается в объеме. При этом давление внутри резервуара повышается. Это усилие передается на шток, перекрывающий проточную часть вентиля. При остывании процессы происходят в обратном направлении.

Читайте также:
Японские дома: проекты в уникальном стиле от Kimuro Matsumoto

Двухходовой кран с сервоприводом

Таким образом, сервопривод преобразует напряжение управления в степень закрытия вентиля и управляет потоком теплоносителя.

Различают сервоприводы нормально закрытого и нормально открытого типа. Смысл названия в том, какое положение исполнительный механизм займет при отсутствии сигнала управления.

Трехходовой клапан

Есть еще один метод регулирования с использованием трехходового клапана. Он так называется из-за того, что имеет три отверстия для подключения труб. Управление также производится при помощи сервопривода.

В отличие от применения вентилей, управляемых сервоприводами, трехходовой клапан не перекрывает основной поток теплоносителя. Он отводит его часть в обратный коллектор. Какая часть теплоносителя будет уходить в обратку, зависит от положения клапана, заданного сервоприводом.

Трехходовой кран

Система с такими устройствами управления немного сложнее, так как к каждому регулируемому контуру добавляется трубопровод для перелива теплоносителя. При наличии одного единственного водяного теплого пола она вполне себя оправдывает.

Виды терморегуляторов

На пути от датчика до сервопривода устанавливается самый сложный прибор системы – терморегулятор для управления температурой водяного теплого пола. На этом месте могут стоять как простые, так и достаточно сложные и дорогие устройства.

Электромеханические терморегуляторы

Самый простейший вид терморегуляторов. Соответственно – самый дешевый. Из органов управления в них минимум возможного: диск, по окружности которого нанесена цифровая шкала со значениями температуры. Никакой индикации текущего значения регулируемого параметра не предусмотрено. Поэтому увидеть, насколько температура пола или воздуха в помещении соответствует действительности не представляется возможным.

Иногда на панели регулятора присутствует рычажок, переключением которого отопление выключается полностью.

Электронные терморегуляторы

Эти приборы подороже электромеханических. У них имеется дисплей, на котором показывается либо текущее, либо заданное значение температуры. Задание производится путем нажатия на кнопки уменьшения или увеличения параметра.

Отдельный подвид этих изделий – сенсорные устройства. Отличаются они от обычных кнопками, срабатывающими не от надавливания, а от легкого касания. И увеличенной ценой.

Программируемые терморегуляторы

Внешне они похожи на электронные терморегуляторы, так как на передней панели тоже имеется дисплей. Но для управления используется больше кнопок, так как в них заложено множество функций.

Терморегулятор для теплого пола программируемый позволяет изменять заданную температуру в зависимости от времени суток или дней недели. Это дает возможность снижать интенсивность или даже полностью выключать отопление тогда, когда оно не требуется.

Например, утром по будним дням вся семья покидает дом: дети отправляются в садик или школу, взрослые – на работу. Нет смысла тратить тепловую энергию на поддержание рабочей температуры в помещении, она никому не нужна.

В установленное время, незадолго до возвращения жильцов в родные стены, таймер регулятора снова вернет систему в требуемый режим работы. Манипулируя установками температуры в разные времена года, можно добиться максимально возможной экономии.

Среди программируемых устройств есть вариации с управлением от пульта ДУ, возможен также доступ к настройкам от компьютера, планшета или мобильного телефона через сеть Wi-Fi. Соответственно, с увеличением количества возможностей растет и цена, которая и без того превышает стоимость ранее описанных устройств.

На заметку: Комфорт всегда стоит денег. Чтобы начать на чем-то экономить, вначале потребуются дополнительные капиталовложения.

Кроме того, некоторые программируемые регуляторы позволяют управлять работой нескольких контуров обогрева одновременно. Причем стабилизация температуры происходит в каждом контуре независимо от других. Эти приборы называют мультизональными.

Радиоэлектронные устройства

Все перечисленные выше терморегуляторы являются проводными устройствами. Для связи датчика с регулятором, регулятора с сервоприводом, подачи питания на схему управления используются кабельные линии. А их нужно прокладывать по стенам или внутри них.

Но иногда это оказывается невозможным или не эстетичным. Специально для таких случаев разработаны устройства, в которых кабели заменены передатчиками и приемниками радиосигналов управления.

Электрические сигналы в такой системе передаются беспроводным путем. Стоимость оборудования очень высока, поэтому целесообразно использовать его только в тех случаях, когда прокладка кабельных линий действительно невозможна. Либо владелец способен значительно переплатить за комфорт.

Критерии выбора терморегуляторов

Если в единственном помещении для обогрева полов установлен только один контур отопления, мультизональный терморегулятор не нужен. Это небольшие по площади комнаты, к которым относятся, в основном, санузлы и ванные. Здесь достаточно и простого электромеханического регулятора.

Его же стоит применить и в случаях, когда устанавливать температуру будут неподготовленные пользователи, например, пожилые люди. Всего одна регулировка, да к тому же еще и механическая, позволит им управлять нагревом пола, не сильно вдаваясь в нюансы и тонкости работы с электронными устройствами.

Поскольку электромеханические регуляторы сложно сломать, их использование показано в семьях с маленькими детьми.

В случаях с обогревом больших площадей обойтись одним контуром для качественного прогрева пола невозможно. Поэтому и термостаты должны использоваться мультизональные.

Если к тому же предполагается греть полы в нескольких комнатах или во всем доме, впору задуматься о централизации управления системой. Но в этих случаях нужно заранее предусмотреть трассы для соединения датчиков температуры с блоком управления. Получается целый проект, который еще и должен стыковаться с расположением трасс электропроводки. Поэтому решение такой задачи возможно только во время строительства или капитального ремонта помещений. Интересна возможность интеграции управления нагревом теплых полов в систему «умного дома».

Но в централизации управления есть и свои минусы. Для людей, проживающих в каждой конкретной комнате, бывает более удобным наличие персонального терморегулятора только для нее.

Если вы хотите экономить, снижая температуру нагрева полов или отключая вовсе отопление в то время, когда в доме никого нет, нужно выбрать терморегуляторы с возможностью программирования этих событий. Но актуальным это будет только тогда, когда эти события случаются регулярно, а не эпизодически.

Читайте также:
Установка инсталляции унитаза – все, что необходимо знать о данном виде работ

Монтаж системы управления подогревом полов

Система управления нагревом монтируется одновременно с трубопроводами и запорной арматурой. Связано это, в основном, с необходимостью установки датчика температуры в бетонную стяжку вместе с трубами.

Если терморегулятор работает только с датчиком температуры в полу, установить его можно в любом удобном месте, например, у входа в помещение рядом с выключателем освещения. Если же он при помощи встроенного датчика измеряет и температуру в помещении, то к месту его установки предъявляются дополнительные требования:

  • рядом не должно быть локальных источников высокой или низкой температуры;
  • на регулятор теплого пола не должен падать свет от солнца;
  • при проветривании помещения мимо него не должен проходить поток воздуха;
  • он не должен оказаться в зоне действия систем вентиляции или кондиционера;
  • терморегулятор устанавливается на высоте от пола более 120 – 150 см.

Инструкция по установке и монтажу для конкретной модели даст более полную информацию о том, в каком месте и каким образом установить термодатчик для теплого пола. В любом случае ее стоит подробно изучить, чтобы избежать ненужных ошибок.

Почти все терморегуляторы устанавливаются в нишу в стене. Это означает, что провода к датчику и кабели к системе электропитания и к сервоприводам тоже придется укладывать в углубления в стенах – штробы. Этот процесс неплохо совмещается с монтажом скрытой электропроводки помещения.

Важно: В любом случае при прокладке штроб нужно четко знать расположение кабельных линий в стенах. Иначе вслед за монтажом теплого пола потянется и ремонт электропроводки!

Поэтому для выполнения монтажных работ по обустройству водяного теплого пола своими руками вам потребуются навыки как сантехника, так и электрика. Если какие-то из них отсутствуют, лучше обратиться за помощью к специалистам.

Но, даже если всю эту работу будут выполнять специально обученные люди, сведения, полученные при прочтении этой статьи, помогут вас четко сформировать свои требования.


Как работает терморегулятор для водяного теплого пола – виды, правила установки

О теплых полах теперь можно не только мечтать. В настоящее время их монтаж не требует больших трудозатрат и денежных средств. Теплые полы решили множество проблем, связанных с отоплением помещения. Особенно они радуют семьи, у которых есть маленькие дети и внуки, а так же тех, кто любит ходить босиком по голому полу. Ещё лучше, если уровень температуры в доме или квартире можно регулировать.

Понизить температуру обогрева в отопительной системе в зимний период требуется во многих ситуациях: днём, когда солнце активно проникает сквозь окна, ночью, чтобы не было жарко спать. В дневные часы, пока домочадцы на работе и в школе, можно сэкономить, и не топить сильно. В морозные вечера, наоборот, нужно поднимать уровень температуры теплоносителей в системе отопления, чтобы помещение прогрелось. Помогают сделать это легко и быстро, даже без участия человека, терморегуляторы для водяного отопления.

Как происходит регулировка обогрева теплого пола

Если дом или квартира не большие, регион проживания — южный, теплые полы можно оставлять основным источником отопления. В других случаях его делают как приятное дополнение, которое сделает жизнь более комфортной. Например, в детской комнате, в ванной или на кухне, в рабочей зоне. Всё дело в том, что делать пол очень горячим по понятной причине нельзя. Если за окном минус 40 градусов, отопительная система должна быть более мощной.

Очень удобно иметь полы, уровень нагрева которых контролируется. Есть множество устройств для регулировки температуры теплого пола. Их работа основана на едином принципе.

Отопительные контуры контролируются индивидуально, через обустройство специальных коллекторов, которые собирают вместе входы и выходы системы отопления:

Термодатчик для водяного теплого пола сигнализирует терморегулятору о том, что температура в помещении (или на поверхности пола) повысилась. В цепочку включается сервопривод, управляющий вентилями. Получив соответствующий сигнал от термостата, он впускает в систему новую партию горячей воды. Или, наоборот, перекроет её движение, если терморегулятор даст сигнал, что в комнате стало жарко. Помогает регулировать поток теплоносителя термоклапан для водяного теплого пола. Подобный термостатический клапан для теплого пола позволяет эффективно регулировать температуру подачи теплоносителя. Для подкачки воды обязательно устанавливается насос.

Итак, для контроля показателей температуры теплых полов нужны:

  • коллектор, куда сводятся все контуры;
  • терморегулятор;
  • термодатчик;
  • сервопривод, управляющий вентилями;
  • насос для подкачки воды.

Всё это вместе даёт возможность сделать систему отопления автоматизированной. Это не простое удобство, а экономия энергоресурсов. Терморегуляторы можно выставить так, что в отсутствие людей обогрев помещения будет снижен. Автоматы позволяют сэкономить от 30 до 40 процентов объёма энергоносителей. Причём на условиях проживания людей это не отразится, наоборот, сделает более комфортным пребывание в квартире или доме.

Для того, чтоб повысить безопасность эксплуатации приборов, предусмотрена установка предохранительных клапанов и защитной арматуры от скачков напряжения в электрической сети и перегрева электрооборудования.

Что могут контролировать термостаты

Современные терморегуляторы для водяного теплого пола могут контролировать следующие показатели:

  • температуру воздуха в помещении;
  • уровень прогрева пола;
  • совмещать контроль температуры воздуха и поверхности пола.

Чтобы проконтролировать температуру воздуха в комнате, датчики встраивают в корпус термостата. Настраивают его специально для учёта уровня показателей в контролируемом помещении. Такой контроль эффективен только внутри зданий, которые имеют хорошую теплоизоляцию, а потери тепла сведены к минимуму. Если это условие не выдержано, датчик контроля температуры в помещении ставить не рентабельно.

Читайте также:
Стол бесконечности своими руками: примеры на фото

Если надо проконтролировать прогрев поверхности напольного покрытия, датчик температуры водяного теплого пола устанавливают как можно ближе к отопительному контуру. Такая система эффективна, когда теплый пол выполняет функцию дополнительного обогрева помещения. Температурный режим воздуха устанавливают основные источники тепла.

Термостат для водяного теплого пола с комбинированной системой контроля применяется редко, в отдельных современных отопительных контурах. Он может одновременно контролировать уровень прогрева пола и воздуха, или, по выбору, что-то одно.

Типы терморегуляторов по конструкции и способу монтажа

Когда встаёт вопрос о том, как регулировать температуру водяного теплого пола, в многообразии различных видов термостатов нужно правильно сориентироваться. Несмотря на то, что они выполняют одну и ту же функцию, дополнительные возможности разные, и, соответственно, цена.

Устройства, которые выпускают производители, можно по сложности конструкции распределить на пять групп:

  1. механические;
  2. дистанционные сенсорные;
  3. обычные электронные;
  4. программируемые терморегуляторы;
  5. радиоуправляемые.

Надёжность моделей зависит не от конструкции, а от добросовестности производителя и условий эксплуатации.

По способу монтажа терморегуляторы бывают:

  • обычными настенными, которые крепятся в каждой комнате и подходят для небольших квартир;
  • щитовыми, позволяющими из одной точки контролировать процесс в большом здании.

Каждый из этих способов позволяет удобно эксплуатировать систему регулировки температурного режима.

Механический тип

Механические терморегуляторы для водяного теплого пола — самые простейшие модели, напоминающие устройства для регулировки холода в холодильниках. Стоят недорого, лёгкие в обслуживании. Температурный режим выбирается путём поворота термометрической головки. Специальная метка совмещается с нужной цифрой на шкале градации. Если что-то выставлено неправильно, всё можно без труда исправить. Есть модели, где установлен тумблер полного выключения/включения работы системы. Бывают механические терморегуляторы с таймером. Он позволяет выставить определённый промежуток времени, на время которого будут включены теплые полы.

Единственный минус — это необходимость постоянного контроля температуры, изменение показателей возможно только вручную. Никакой электроники, которая сможет распределить уровень температурного режима во времени, в них нет.

Следует знать, что встречаются некачественные экземпляры, не совсем точно отображающие температуру. Это, в принципе, не так страшно. Рекомендуется сразу после пуска устройства сверить его показания с комнатным термометром. Затем контроль осуществлять с учётом разницы.

Сенсорные термоклапаны с пультом управления

Регулировка температуры водяных теплых полов может осуществляться с помощью сенсорных моделей, которыми управляют дистанционно, с помощью пульта.

Устройства имеют современную легко управляемую сенсорную панель. На неё выводится вся текущая информация о температурном режиме, в том числе, и предупреждение о наличии какого-то сбоя в системе.

Привлекательность таких конструкций не только в их «дистанционном» обслуживании, но и в том, что они могут регулировать сразу несколько контуров. Именно для таких сложных систем применяют чаще всего сенсорные модели, управляемые с помощью пульта. Термостат от надёжного производителя прослужит долго.

Обычные электронные термостаты для водяного теплого пола

Некоторые потребители предпочитают установить в своём доме обычные электронные терморегуляторы. Они практически не отличаются от сенсорных с дистанционным управлением. На пластиковой панели расположены электронное табло и кнопки. С их помощью задаётся необходимый температурный режим, который может меняться за сутки несколько раз.

Разобраться самостоятельно в настройках такого устройства несложно. Конструкция на порядок выше, чем у термостата для теплого водяного пола механического типа.

«Умные» программируемые терморегуляторы

Устройства, которые сами могут менять уровень температуры в помещении в отсутствие людей, гораздо более сложные, но экономия от их использования огромная. Затраты на их покупку и установку окупятся в первый же зимний сезон. Речь идёт о программируемых терморегуляторах. Они могут обслуживать одновременно несколько контуров. Есть возможность подключения к системе «умного дома».

Программируемый терморегулятор решает множество проблем с отоплением, обеспечивает комфортное пребывание в помещении. Позволяет настроить определённые дни, часы и недели на заданную температуру. Поэтому даже в отсутствие хозяев он сам переведёт отопительную систему в экономный режим. Вся информация о его работе отображается на дисплее.

Устанавливать их может только специально обученный мастер. Аппаратура эта дорогостоящая, требует бережного к себе отношения, но вполне оправдывает себя.

Беспроводные радиоуправляемые термостаты

Еще более дорогостоящие, чем электронные программируемые, радио термостаты устанавливают редко. Используют в домах, где принято решение не использовать электрические кабели.

Команды сервоприводам подаются с помощью радиосигналов. Происходит это следующим образом. Сигнал от датчиков для водяного теплого пола поступает на радио термостат. Он перенаправляет их радио контролёру. Цепочка радиосигналов приводит к механизму подачи горячей воды. Цена такой аппаратуры высокая из-за того, что приёмники и передатчики установлены на каждом этапе передачи радиосигналов.

Ремонт такой системы, если она выйдет из строя, дорогостоящий.

Как определиться с выбором термостата для регулировки

Первое, на что обращают внимание, когда речь заходит об комфортном пребывании квартире или доме, это температура воздуха в помещении. Каким ни был интерьер, а способ отопления, и все связанные с этим последствия оказываются более важными. Если помещение равномерно прогрето, нет сырых полов, углов и закоулков с холодными сквозняками, в помещении находиться приятно. Терморегулятор для теплого пола с выносным датчиком позволяет добиться комфортного уровня температуры в каждом помещении отдельно. Однако механический термостат для таких целей покупать не целесообразно. У него нет возможности контролировать температурный режим одновременно в нескольких помещениях.

Перед покупкой терморегулятора нужно подумать, какие проблемы по контролю за температурным режимом решит это устройство. Если есть необходимость отрегулировать тепло в отсутствие хозяев, с этой задачей прекрасно справится программируемый термостат.

Когда члены семьи не могут определиться с общим температурным режимом в доме, поможет многоканальный электронный термостат, который с помощью датчиков, установленных в разных комнатах, будет регулировать уровень тепла.

Читайте также:
Электрооборудование частного дома: состав проекта и технические условия, перечень документов и выбор электрогенератора

Самый недорогой и простой в использовании механический терморегулятор поможет поддерживать нужный уровень температуры в небольшой квартире.

При выборе терморегулятора нужно обязательно знать его мощность. Она должна соответствовать мощности системы отопления теплого пола.

Разные виды комнатных термостатов для водяного теплого пола предназначены для отопительных систем с определёнными техническими характеристиками и теплосберегающими показателями зданий, климатом данного региона. Учитываются пожелания потребителя. Так, например, у разных моделей и производителей отличаются интерфейсы, с помощью которых удобно следить за работой прибора.

Советы по установке терморегуляторов

Перед тем, как выполнять монтаж, нужно познакомиться с инструкцией и схемой подключения, чтобы установка датчика теплого пола была выполнена правильно. Она изображена на обратной стороне корпуса. Если порядок подключения будет нарушен, аппарат выйдет из строя. Поэтому на этом этапе очень важно правильное подключение, от которого зависит, насколько эффективно будет работать вся саморегулирующая система. Конечно, немаловажно и то, насколько грамотно был сделан монтаж контуров теплого пола.

Следует учесть, что у сервопривода двигатель с двусторонним вращением. Он вращается по часовой стрелке или в обратную сторону в зависимости от сигнала, который подаёт ему термостат. При этом клапан увеличивает или делает меньше просвет в трубе, по которой идёт теплоноситель.

Термостаты нужно располагать поближе к электрическим розеткам, на высоте от пола от 0,5 до 1 метра. Если в семье маленький ребёнок, то прибор нужно крепить повыше. Особенно это касается программируемых электронных моделей, которые легко вывести из строя неумелым обращением.

Оборудование работает от сети напряжением 220 В (кроме радиоуправляемых).

Подсоединение к электросети всех приборов нужно выполнять в соответствии с правилами устройства электроустановок.

Регулировка теплого водяного пола

Как и любая система отопления, водяной теплый пол требует установки специального оборудования, позволяющего осуществлять регулировку работы отопительного комплекса. В отличие от старых традиционных способов отопления с использованием централизованной системы коммуникации, новое оборудование значительно эффективнее, однако и требует к себе большего внимания. Нагрев теплоносителя для тёплого водяного пола, осуществляемый автономными котлами, должен все время осуществляться под контролем измерительной аппаратуры. В противном случае можно забыть о комфортной температуре внутри отапливаемого помещения, да и безопасность такого обогрева существенно снизиться.

Вопросы, связанные с управлением и регулировкой теплых полов, сегодня становятся актуальными. Причина повышенного интереса потребителей к этой теме объясняется тем, что в большинстве случаев владельцы нового жилья отдают предпочтение греющему полу, как полноценной комплексной системы отопления. Регулировка температуры нагрева теплого водяного пола позволяет сделать систему обогрева в доме гибкой и динамичной, приспособленной к реальной климатической обстановке.

Процесс управления отопительным оборудованием в жилом доме не связан с какими-то особенными манипуляциями и сложным оборудованием. Даже такая масштабная система отопления, какой являются теплые водяные полы, управляется с помощью регуляторов, приборов реагирующих на малейшие изменения температуры, в трубопроводе и в помещении. Для греющих полов регулировка заключается в правильной настройке приборов и устройств, участвующих в работе отопительной системы. Рассмотрим детально, какие регуляторы имеют место в данном случае, каков принцип работы каждого устройства и как осуществляется установка.

Значение и место регуляторов для водяных полов

Сразу расставим все точки над «i», что бы обозначить важность информации, описываемой в этой статье. Напольный обогрев – низкотемпературная система отопления, которая только тогда будет работоспособной и эффективной, когда на ее оснащении стоят терморегуляторы. Даже самый простой вариант обогрева с помощью водяных контуров, уложенных в пол, предполагает установку на обеих частях коллектора регулировочных вентилей. Вручную, проворачивая головки вентилей можно добиться увеличения, уменьшения объема подаваемого в водяные петли теплых полов горячего теплоносителя. Единственный минус подобного способа регулировки – настройка по наитию.

Отдав предпочтение ручному управлению, вам придется ориентироваться на собственные ощущения. Тем более что желаемый результат наступит не сразу. Теплые полы при ручном управлении – система инерционная. Ручная регулировка температуры теплоносителя для водяного теплого пола потребует от вас постоянного присутствия, реагируя на климатические изменения за окном. Существенную помощь в процессе регулировки оказывают расходомеры, небольшие и компактные приборчики, контролирующие объем жидкости, подаваемой в водяной контур.

На заметку: Имея в своем распоряжении и ротаметры (расходомеры) и регулирующие вентили можно добиться комфортной температуры в одной помещении, на определенный момент по типу «constant».

К примеру: вас интересует обогрев ванной комнаты. Это помещение, в котором всегда высокая влажность и теплый кафельный пол будет уместным атрибутом. Достаточно один, два раза осуществить настройку приборов и в помещении ванной будет комфортная температура, которая никак не зависит от погодных условий.

Для справки: По словам пользователей, механический способ регулировки может стать причиной возникновения в трубах отопительных контуров воздушных пробок. Завоздушивание возникает в результате резкого изменения рабочего давления и температуры теплоносителя, происходящие при ручном управлении.

*
Иное дело, автоматизация теплых полов. В этом случае вам придется потратиться на приобретение электро-механических и электронных устройств. Такие приборы могут решать сразу несколько задач, в зависимости от способа управления отопительным оборудованием. Термостаты и сервоприводы позволяют автономно регулировать, не только температуру нагрева воздуха внутри помещения, но и степень нагрева поверхности пола. Температура теплого пола является решающим фактором эффективности напольного обогрева, как осуществляется регулировка, таким образом, и работает система.

Термостаты являются фиксирующими устройствами, тогда как сервоприводы выполняют определенные действия. Термостаты могут быть установлены отдельно в каждом помещении, на основных узлах и агрегатах обслуживающего оборудования. Сервоприводы – устройства индивидуальные, рассчитанные на обслуживание одного водяного отопительного контура. Совместимые с термостатами, сервоприводы по команде осуществляют регулировку подачи теплоносителя в трубопровод.

Читайте также:
Столешницы из гранита: подробный обзор от А до Я + инструкции и фото

Терморегуляторы – виды устройств

Водяной пол является достаточно чувствительной системой. Степень нагрева теплоносителя, скорость подачи воды в отопительный контур и интенсивность циркуляции теплоносителя являются параметрами, определяющими эффективность обогрева.

С технической точки зрения терморегуляторы являются приборами, обеспечивающие выполнение определенных механических действий в результате реакции на изменения заданных температурных параметров. Терморегуляторы решают следующие задачи:

  • автоматизированное включение и выключение отопительной системы;
  • контроль и обеспечение поддержания заданной температуры внутри помещения;
  • программируемые приборы обеспечивают включение отопления в определенное время;
  • контроль за степень нагрева теплоносителя обеспечивает экономию энергоносителя.

На заметку: на практике не раз было подмечено, что установка и настройка терморегулятора в комнате для теплых полов позволяет сэкономить до 20-30% голубого топлива, расходуемого на работу автономного котла.


*
На практике применяются следующие модели регуляторов:

Механические устройства. Эта категория приборов относится к бюджетным вариантам. Отличительной особенностью механических регуляторов является их надежность и простое обслуживание. Регулировка осуществляется простым поворотом диска, который устанавливается на определенном значении шкалы. В ряде случаев лицевая часть прибора имеет механический рычаг, который действует по принципу, открыт/закрыт. Кроме контроля за температурой теплоносителя в подающей трубе такие приборы не рассчитаны на выполнение других функций.

Электронные приборы обладают теми же функциями, только отличатся способом реализации. Девайс оснащен экраном и имеет кнопки, с помощью которых осуществляется регулировка. На экран прибора выводятся параметры в режиме реального времени и программируемые данные. Кнопочное управление позволяет выставлять заданные параметры и осуществлять поэтапное изменение температуры.

На заметку: электронные приборы регулировки теплых полов стоят в три, пять раз дороже механических устройств.

Среди электронных устройств регулировки особое место занимают программируемые приборы. Наличие программного обеспечения создает условия для поддержания температуры нагрева пола, температурного режима внутри помещения в режиме реального времени и не только. Заданные температурные параметры и время позволяют изменять температуру теплых полов с течением времени, настроить работу всех узлов и агрегатов теплого пола в зависимости от климатических условий.

Такие функции очень удобны, освобождая для обитателей дома массу времени. При помощи программируемых устройств можно обеспечить работу системы отопления в ваше отсутствие, поддерживая в доме стабильную и комфортную температуру. Экономия энергоресурсов при использовании программируемых электронных регуляторов составляет 25-30%. В современных условиях, когда набирает популярности комфортное жилье, программируемые регуляторы становятся востребованными. Такими системами можно управлять через мобильные устройства, дистанционно. Решая в комплексе сразу несколько задач, регулировку температуры нагрева поверхности пола и контроль над температурой воздуха внутри помещения, электронные программируемые приборы выгодны во всех вариантах. Даже с учетом того, что стоимость у этих приборов достаточно высока.

Оценивая виды, используемых в регулировке теплых полов, приборов, можно подвести некоторые итоги. В каждом отдельном случае следует отталкиваться от того, какие задачи должен решать регулятор.

Принцип работы регуляторов

Наибольшее распространение получили электромеханические приборы. В этих устройствах удачно сочетаются электроника и механическая часть. По стоимости такие приборы значительно дешевле электронных аналогов. Конструкция и принцип работы электромеханических терморегуляторов достаточно проста и понятна.

Электроника в этом плане представляет собой довольно дорогое оборудование. Однако по своей эффективности такие устройства на порядок эффективнее и удобнее в эксплуатации.

Для того, что бы сделать правильный выбор – отдать предпочтение ручному управлению или сориентироваться на автоматику, следует разобраться с принципом работы регуляторов.

Основная задача, которая возлагается на регуляторы в системе теплых водяных полов, управление технологическими процессами. Принцип действия приборов определяется степенью использования и эксплуатации теплых полов в жилых помещениях. Конструкция прибора может быть с частичной автоматизацией или полностью автоматизированной.

По принципу действия регуляторы соответственно делятся на ручные устройства и на автоматизированные. К первым относятся обычные отсекающие вентили. Именно с их помощью можно прекратить или возобновить подачу теплоносителя в трубопровод теплого пола. Сфера применения таких устройств – небольшие по площади отапливаемые помещения. Термостатические регуляторы, устройства куда более сложной конструкции. По принципу действия такие изделия схожи с механизмами ручного действия, однако в конструкции предусмотрен специальный электронный датчик. Любое изменение температуры от заданных параметров приводит в действие циркуляционный насос, обеспечивающий подачу горячей воды. Прибор действует в соответствии с заданной программой, полностью взяв на себя основные этапы управления теплым полом.

Современные электронные терморегуляторы обладают развернутым функционалом, который обеспечивает возможность контролировать один водяной контур или обеспечить контроль над работой сразу нескольких отопительных труб теплого пола. Благодаря заложенному программному обеспечению такие приборы в состоянии реагировать на изменения климатических условий, создавая для обитателей жилого объекта комфортные температурные режимы.

Заключение

Для того, что бы теплый пол работал эффективно, и вы довольствовались качественным обогревом, необходимо не только иметь регуляторы, встроенные в комплекс контрольно-измерительного оборудования, но и важна их настройка. С механическими устройствами ситуация понятна. Имея представление о принципе работы механизмов, обладая соответствующими навыками можно настроить такие приборы самостоятельно.

С электронными и программируемыми приборами немного сложнее. Здесь лучше обратиться к услугам специалистов, которые будут способны правильно настроить автоматику теплого пола во всем доме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: