Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности
Плиты бетонные тротуарные повсюду используются как для практических, так и эстетических целей. Они находят применение при обустройстве:
Также распространено их применение при возведении городских автомагистралей. В таком случае используется железобетонная плитка, имеющая больший размер и укрепление в виде арматур. Для сравнения, асфальтное покрытие уступает плитке как в эстетическом аспекте, так и в функциональном – ведь асфальт склонный к размягчению жарким летом.
Особенности и характеристики
Бетонным тротуарным плитам присущ ряд преимуществ, в особенности это:
- относительная дешевизна;
- простота укладки;
- высокая износоустойчивость;
- длительный эксплуатационный срок;
- водонепроницаемость;
- возможность фрагментной реконструкции;
- привлекательный внешний вид;
- устойчивость к колебаниям температуры;
- широкий ассортимент форм и размеров покрытия.
Немаловажным для наших климатических условий выступает тот факт, что в дождливую погоду такое покрытие будет оставаться чистым, в отличие от асфальта. Вода стекает в промежутки между стыками и впитывается в землю. Современные бетонные плиты четко соответствуют заданным стандартам производства – ГОСТу. Они изготавливаются из тяжелого или мелкозернистого бетона в один или два слоя с толщиной верхнего – более 2 мм.
Так, влагопоглощение не должно превышать 6%, прочность — не менее 3 Мпа, износ — не более 0,7 г/см2. Стандартами также предусмотрено более 200 периодов замерзания и оттаивания.
Вернуться к оглавлению
Способы производства
Соблюдение технологии изготовления продукции этого типа обеспечивает качественные эксплуатационные характеристики материала. Требования к плитам регламентируются Государственным стандартом.
Конструкционные элементы можно приобрести в Москве и Московской области. Обращение в компании, занимающиеся производством и реализацией изделий, позволяет приобрести продукцию, соответствующую установленным стандартам. Производство конструкций в промышленном масштабе организовано с соблюдением установленных норм и требований.
Конвейерная технология предусматривает использование метода вибрационного литья и прессования. Изделия тротуарные бетонные гладкие производятся с использованием метода литья, который предусматривает заливку смеси в заготовленные формы. При прессовании применяется вибрационное оборудование.
Этот метод обеспечивает устойчивость элементов к перепадам температур, механическим нагрузкам. Срок службы изделий рассчитан на 25 лет.
Формировка изделий методом вибрационного прессования предусматривает использование таких материалов и оборудования, как:
- бетонной смеси;
- форм для заливки;
- специальных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристики;
- минерального пигмента;
- вибрационного стола.
Подготовленная смесь заливается в формы, предварительно смазанные маслом и установленные на столе. После формировки процесс полимеризации состава проходит в течение 2-3 дней. Для окончательного затвердевания требуется неделя. Этот факт нужно учитывать при изготовлении элементов мощения в кустарных условиях.
Виды бетонных плит
Использование железобетонной дорожной плиты.
Есть две основных группы бетонных плит:
- тротуарная;
- железобетонная дорожная.
Дорожными железобетонными плитами перекрывают городские дороги, автомобильные стоянки и подъезды к строениям. Поскольку эта группа предполагает внедрение в плиту укрепляющей арматуры, становится возможной эксплуатация такой плиты массивной тяжеловесной техникой.
По назначению железобетонные плиты классифицируются следующим образом:
- для постоянных дорог (1П);
- для временных дорог (2П).
Различаются они по составу и способу соединения. Тротуарная плитка имеет значительно больше классификаций, потому что представлена на рынке широчайшим ассортиментом. Зависимо от формы, классификация по ГОСТу осуществляется на:
- квадратные (К);
- прямоугольные (П);
- фигурные (Ф);
- шестиугольные (Ш);
- окаймляющие (О);
- декоративные дорожные элементы (ЭДД).
Существует и покрытие такого рода для людей с ограниченными способностями (для слабовидящих). Оно представляет собой выпуклые шероховатые элементы, которые создают тактильный контакт с ногами пешехода. При выборе такого покрытия, чтобы не растеряться от огромнейшего ассортимента, заранее стоит определить тип и форму элементов, и возможную нагрузку на них.
Вернуться к оглавлению
Основные обозначения и размеры
Железобетонные дорожные плиты производятся габаритами 3-6 м в длину, 1,2-2 м в ширину и 0,14-0,22 м в высоту. Размеры плит для тротуара довольно разнообразны. Так, квадратные плитки производятся с габаритами от 0,2×0,2 м до 1 ×1 м. Толщина же зависит от поверхности, на которую планируют улаживать элементы. Стандартная пешеходная – 0,04-0,06 м, для мест с усиленной нагрузкой (например, автомобильный заезд) – больше 0,08 м. Если же толщина менее 0,04 м, то обязательным условием выступает предварительная заливка бетонного основания.
Все бетонные тротуарные плиты дифференцируют по маркам, присваивая им буквенно-цифирные значения, записанные через точку. Где первая цифра – это номер типоразмера, буква – обозначает тип плиты, а цифра после нее – толщину плиты в сантиметрах. Для примера – плитка квадратной формы размером 37,5×37,5 см и толщиной 7 см будет указана как «4.К.7».
Вернуться к оглавлению
Укладка изделия
Залог безремонтной и продолжительной эксплуатации — правильная выкладка тротуарной плитки. Для пешеходного участка либо садовой аллейки используется песчаная подушка, а для проезжей зоны — проводят укрепление подложкой из бетонного раствора. Техники кладки:
Материал может быть выложен узором «елочка».
Не менее популярна выкладка таких камней в виде кирпичной кладки.
- узоры елочного вида;
- полукруги;
- кирпичи;
- столбики.
Основные советы по выкладке
- Разметить участок и снять примерно 15 см почвы.
- Утрамбовать пласт грунта.
- Сформировать сточные ямки и засыпать песком толщиной 5 см.
- Сделать подушку из влажного песка, щебенкой либо бетона приблизительно 10 см и утрамбовать ее виброплитой либо деревянной киркой.
- Приступить к кладке плитки с уплотнением каждого элемента.
- Осыпать мелким песком готовую поверхность и залить силиконом для укрепления.
Между элементами должен оставаться маленький зазор.
Не стоит вплотную выкладывать плитку друг к другу, а лучше оставить промежуток в 5 мм. Щели образующееся между плитами стоит заделать песком либо материалом, который применялся для изготовления подушки. Закупка тротуарных плит советуется с резервом, так как некоторое количество изделия истратится на подрезку для выравнивания укладки.
Способы производства и укладки
Технология вибропрессования тротуарной плитки.
Бетонная плитка производится двумя методами: вибролитья (плитка отливается в заготовленные формы) и вибропрессования (с помощью пресса). Изготовленный первым методом материал приобретает гладкую поверхность. А за счет высокой концентрации воды в цементном растворе, имеет пониженную прочность и морозоустойчивость, и как следствие, – короткий срок эксплуатации (до 10 лет).
Метод вибропрессования характеризуется большей устойчивостью элементов к температурным перепадам и механическим повреждениям, а срок службы составляет до 25 лет.
Вернуться к оглавлению
Организация производства
Формируют плитку на вибростоле, это делает бетон более прочным. При этом используют:
- бетон;
- формы для заливки;
- гидроизолирующие и укрепляющие добавки в бетон;
- красящий пигмент;
- вибростол.
Плитка отливается в формы, установленные на вибростоле. Формы предварительно смазывают маслом, чтобы остатки бетона легче снялись. Впоследствии готовую форму накрывают полиэтиленом и дают «отдохнуть» 2-3 дня. Но окончательное затвердевание бетона происходит приблизительно через 3 недели. Поэтому рекомендуют приступать к строительству дорожек по истечении этого срока.
Вернуться к оглавлению
Цены на тротуарную плитку
Цены на тротуарную плитку от завода ЖБИ-4 разнятся в зависимости от трудоемкости ее производства. Условия поставки плитки можно уточнить у менеджеров компании, а также в разделах «Посредникам», «Прайс-лист» и «О компании». Наше предприятие предлагает выгодные условия сотрудничества.
Специалисты компании помогут подобрать оптимальный вариант для мощения дачных или парковых дорожек, забронировать необходимое количество плитки определенной модификации для укладки стояночной площадки, пешеходной зоны или площади у торгового центра.
Как сделать вручную?
Если вы решили самостоятельно изготовить плитку, сначала следует приготовить обычную бетонную смесь из расчета: песок, цемент и щебень – 1:1:2. Является возможным добавление пластификаторов (около 5% от веса цемента). Вместе с добавками вводится и желаемый красящий пигмент. Вода вводится в количестве, чтобы раствор вышел средней консистенции.
Перемешивать ингредиенты рекомендуется в бетономешалке. Использовать следует весь приготовленный бетонный раствор за один раз. В домашних условиях, естественно, вибростол часто отсутствует. Поэтому рекомендуется для укрепления использовать армирующую сетку. Сначала выливают половину раствора, разравнивают поверхность мастерком, затем кладут армирующую сетку и доливают остаток смеси. После чего опять утрамбовывают мастерком.
Для упрощения задачи, чаще пользуются уже готовыми резиновыми формами для заливки. Но при отсутствии таковых, их делают самостоятельно из деревянного щита, обитого железом, со съемной опалубкой (бортами) и пропитывают горячей олифой. После, при помощи строительного уровня проверяют ровность залитой плитки. Это важно для получения плит одинаковой высоты. Сам процесс сходен с вышеописанным, условия те же. Таким образом, можно значительно сэкономить средства и на свой вкус изготовить плитку разной формы и окраса, добавляя понравившийся красящий пигмент. Процесс относительно длительный и трудоемкий, но результат превзойдет все ожидания.
Вернуться к оглавлению
Монтаж плит
Правильная установка тротуарных плит – это залог их длительной и безремонтной эксплуатации. Их укладывают на разнообразные основания. Подушки из песка будет достаточно для мощения пешеходной зоны или садовой дорожки. Участок, рассчитанный на автомобильный проезд, нужно укрепить путем подложки из бетонной смеси.
Сейчас используют множество вариантов узоров при кладке тротуарной плитки. В особенности это:
- узор в виде елочки;
- плетенки;
- полукругов;
- кирпичей;
- столбиков и т. д.
Существует определенный алгоритм укладки плит:
- На размеченном участке снимают около 15 см грунта.
- Утрамбовывают грунтовый слой.
- Формируют сточные канавки с последующим их засыпанием 5-сантиметровым слоем песка.
- Формируют подушку около 10 см из увлажненного песка, щебеня или бетона, утрамбовывая ее виброплитами или деревянными (резиновыми) кийками.
- После чего сухая смесь рассыпается по всей поверхности кладки.
- Далее происходит ее очищение путем смывания водой вдоль щелей с применением лейки.
Плитку кладут не впритык друг к дружке, оставляя промежутки приблизительно в полсантиметра. Заделывать такие промежутки можно как песком, так и материалом, из которого была изготовлена подушка.
При закупке стоит учесть, что определенное количество материала будет потрачено на резку, чтобы выровнять укладку. Поэтому рекомендуется закупать материал с небольшим запасом. Желая сэкономить, нужно учесть и способ укладки. Так, прямой способ несколько экономичнее диагонального.
Вернуться к оглавлению
Производство тротуарной плитки на заводе ЖБИ-4
Бетонная плитка для мощения тротуаров, дорожек, площадок в ассортименте завода ЖБИ-4 представлена многочисленными позициями. По форме она разделяется на две нижеописанные группы.
- Квадратная плитка. К этой группе относится большое число модификаций, различающихся по габаритам, весу и фактуре. Это плитка не только квадратной, но и прямоугольной формы. К этой группе относится и брусчатка, и плитка с рисунком под паркет.
- Фигурная плитка. Это категория включает в себя довольно большое количество позиций самых разнообразных форм: ромб, уголок, катушка, чашка, шестигранник, зигзаг, бутылка, волна, ромашка и т.д.
По составу все позиции схожи в основе каждой из них цемент, песок и различные пластификаторы. Разнообразие форм позволяет создавать уникальные дорожные покрытия. Такие дорожки, площадки и тротуары не только очень эффектно выглядят, но и на практике демонстрируют превосходные эксплуатационные свойства. Их не только просто и быстро укладывать, но по ним очень приятно ходить. Да и специальная подготовка &javascript:void(0)150; выравнивание, использование спецтехники здесь не нужна.
Тротуарная плитка: преимущества и недостатки, разновидности, советы по выбору и укладке
Дача давно уже стала местом сбора всей семьи в летнее время. И встает вопрос о необходимости создания садовых дорожек и зоны, где можно поставить обеденный стол и стулья. Какими материалами отделать приусадебный участок, зависит от фантазии и финансовых возможностей владельца. Тротуарная плитка занимает золотую середину в данном вопросе: позволяет удовлетворить полеты фантазии наряду с финансовой доступностью.
Преимущества и недостатки
Брусчатка изготавливается способом заливки в стандартные формы, поэтому значительно упрощается процесс ее укладки. Кроме того, в состав для производства плитки можно вводить компоненты, влияющие на ее качество, износостойкость и другие эксплуатационные характеристики.
К преимуществам данного материала перед другими можно отнести:
- многообразие форм, цветов, текстур;
- устойчивость к температурным колебаниям, влажности, нагрузкам при наличии износостойкого рифленого покрытия;
- простота укладки и легкость выполнения монтажных работ, включая системы водоснабжения и канализации. Возможность замены одного или нескольких фрагментов при повреждении, многократное применение при экологической безопасности.
Тротуарная плитка отличается такими недостатками:
- тщательная подготовка выравненной плоскости для укладки, с созданием песчаной подушки достаточно большого слоя (особенно на пучинистых грунтах и местностях с высоким уровнем грунтовых вод, в том числе сезонным подъемом);
- влага, попадающая в поры материала, при наступлении заморозков кристаллизуется, увеличивается в объеме, тем самым разрушая плитку изнутри, что сказывается на сроке ее эксплуатации;
- требуется дополнительная подсыпка швов, так как материал межплиточного пространства периодически проседает, необходимо удаление укореняющихся растений.
При всем наличии достоинств и недостатков, тротуарка все-равно остается одним из самых популярных материалов для мощения. А благодаря разнообразию, можно подобрать варианты и с минимумом недостатков.
Разновидности и характеристики
Остатки плитки, произведенной еще в 70-х года прошлого столетия, до сих пор можно встретить в некоторых местах. Конечно, уже трудно назвать ее плиткой, но тем не менее она представляет собой твердое дорожное покрытие. Технологии изготовления, а в связи с этим и физические характеристики с тех времен претерпели изменения. Да и формы бывают от простых до самых причудливых.
Тротуарная брусчатка классифицируется исходя из типа используемой для ее изготовления технологии.
Вибролитая. Один самых популярных видов для мощения тротуаров и площадок. Изготавливается на специальном вибростоле методом заливки жидкого состава в подготовленные пластиковые формы для литья.
Колебания вибрационной установки позволяют материалу уплотниться, что способствует получению прочной плитки. Метод литья делает возможным изготовление различных форм и размеров.
Плитка будет готова к укладке через несколько дней, но свои прочностные характеристики наберет только через месяц.
Максимальный срок эксплуатации — 15 лет.
Вибропрессованная. Ячейки пресс-матрицы заливаются бетонной смесью в жидком виде. Далее под воздействием вибрирующего пуансона сверху смесь подвергается уплотнению. Когда бетонная смесь уплотняется до нужной степени, пуансон и матрица поднимаются вверх, а готовая плитка остается на платформе для высыхания.
Среди плюсов метода — высокая производительность и хорошее качество изделий с повышенной прочностью. Недостатком является возможность изготовления только простых геометрических фигур.
Длительность эксплуатации такой брусчатки составляет более 25 лет. Поэтому прессованную чаще используют там, где важнее прочность покрытия, а не красота. Чаще используется в местах высокой проходимости.
Гиперпрессованная. Изготавливается при высоком давлении в 150-250 кг/см2 гидравлического пресса, который уплотняет бетонные смеси. За счет равного давления на всю поверхность достигается качество материала с высокой однородностью. Скорость изготовления достаточно высокая, но недостатком является большая пористость изделия. При попадании влаги внутрь пор в зимнее время разрушается целостность структуры, что сказывается на ее долговечности.
Так, в зависимости от своих предпочтений, выбрать плитку можно для любых условий эксплуатации. Зачастую высокая стоимость окупается преимуществами, которыми обладает тот или иной вид тротуарного покрытия.
Особенности выбора и покупки
Внешний вид изделия лучше всего расскажет о качестве плитки. Хорошо, если она сложена в стопках или на поддонах.
Неравномерность окраса разных изделий говорит о разнородности и плохом перемешивании состава бетонной смеси при изготовлении.
Неправильная «геометрия» расскажет о нарушении процесса изготовления. Да и укладывать перекошенную брусчатку то еще удовольствие, не говоря уже о неровности поверхности после укладки.
Если на обратной стороне есть пятна или разводы коричневого цвета, то для плитки использовался не просеянный песок с глиной. В дальнейшем это скажется на ее эксплуатационных характеристиках.
При стуке плиткой о плитку должен издаваться звонкий звук — это признак высококачественного изделия. Звук будет глухим, если использовались дополнительные добавки для получения глянцевой поверхности или при производстве было превышено количество воды, что приводит к снижению прочности изделий.
Чрезмерное увеличение концентрации красителей может также отрицательно сказаться на качестве.
Для подстраховки можно приобрести одну плитку и попробовать ее разломать. Однородность материала, отсутствие пустот и трещин будет говорить о хорошем качестве изделий.
В случае с дешевой брусчаткой лучше насторожиться. Для изготовления качественной продукции требуются компоненты, улучшающие состав бетонной смеси, и специализированное оборудование наряду с трудозатратами. В данном случае «удешевить» товар можно только за счет качества и нарушения технологии изготовления.
Технология монтажа уличной брусчатки
Для сохранения на многие годы ровной плоскости мощения садовой дорожки или тротуара, нужно тщательно подготовить основание под укладку тротуарной плитки. К моменту укладки бордюры должны быть уже установлены.
Тротуарное покрытие можно монтировать на песко-цементный раствор, на смесь песка и цемента в пропорции 1:5 или на строительный плиточный клей.
Монтаж на цементно-песчаный раствор (цемент М400 или М500)
Готовый раствор наносится на бетонное основание слоем 2-3 см и разравнивается при помощи зубчатого шпателя. Плитка укладывается в слой раствора с небольшим давлением и межплиточным зазором 5 мм. В процессе укладки используется резиновый молоток-киянка. Соблюдение плоскости покрытия проверяется с помощью уровня и правила, с постоянным контролем уклона. Через трое суток после схватывания раствора межплиточные швы надо просыпать сухим песком при помощи швабры, метлы или веника. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.
Укладка на клей
Является самым дорогим способом, но обычно используется в местах стыков с другим материалом покрытия, где невозможна установка бордюрного камня. Основание должно быть идеально выравненным, сухим и чистым. Укладка тротуарной плитки на бетонное основание на клей производится при температуре 15-22 градуса, в погожее время. Для равномерного распределения клея на обратной стороне плитки используют зубчатый шпатель. Брусчатку устанавливают на основание, выставляют швы, сверяют общий уровень. Застывание клея происходит быстрее, чем раствора, и готовить клеевую смесь нужно небольшими объемами. Монтаж больших участков придется проводить в несколько этапов.
При укладке на клей передвижение по уложенной поверхности недопустимо.
Укладка «сухим» методом на песчаное или цементно-песчаное основание
Толщина слоя смеси составляет от 12 до З0 см.
При укладке «сухим» методом происходит значительная усадка слоя смеси или сухого песка. Плитка утапливается в смесь или приподнимается с помощью подсыпки песка. Выравнивание производится легкими постукиваниями киянкой и проверяется строительным уровнем. Межплиточные швы засыпаются сразу по мере мощения. Укладка производится «от себя» с передвижением по уже замощенной поверхности с заполненными швами.
При таком методе усадка составляет около 3 недель, после чего можно начинать затирку межплиточных швов. В момент мощения плитки материал основания должен быть сухим. Перед укладкой нужно убедиться в отсутствии осадков на ближайшие несколько дней.
Чтобы плитки сели точно по уровню, в дальнейшем нужно всю поверхность придавить виброплитой. При отсутствии виброплиты сразу при укладке пользуются обрезком широкой доски длиной около 1,0-1,5 метра. Его кладут плашмя на несколько плиток и прибивают киянкой по одному уровню.
Основные рекомендации по укладке
Сначала лучше сделать «выкройку»: плитку уложить на сухую поверхность с учетом рисунка и пронумеровать края со сложными деталями. Для обрезки воспользоваться алмазными кругами по камню.
- начало укладки производится непосредственно от бордюров к центру или от одного из углов, в направлении, куда будет стремиться стекать вода;
- при всех способах укладки соблюдается величина зазоров 5 мм (процесс может упростить использование специальных крестиков или реек. Они помогут класть ряды плитки ровно даже на криволинейных участках);
- качество прилегания материала выполняется с помощью киянки — резинового молотка;
- ориентирование уровня постоянно происходит в соответствии с выставленными маячками уровня и периодически вымеряется горизонталь поверхности укладки;
- получившиеся швы во всех способах засыпаются чистым песком или сухой песко-цементной смесью, а затем проливаются водой;
- для более плотной фиксации после заполнения швов, уложенную поверхность рекомендуется в течение суток держать во влажном состоянии;
- перемещение по уложенной поверхности с заполненными швами допускается не ранее чем через пару суток.
Заключение
При наличии огромного рынка материалов для мощения, тротуарная плитка занимает первые места по продажам среди всего представленного спектра. Брусчатка — это то, что делает дороги под нашими ногами удобными и красивыми. А сознание того, что работа сделана самостоятельно, принесет только удовольствие.
Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности
Плиты бетонные тротуарные повсюду используются как для практических, так и эстетических целей. Они находят применение при обустройстве:
Также распространено их применение при возведении городских автомагистралей. В таком случае используется железобетонная плитка, имеющая больший размер и укрепление в виде арматур. Для сравнения, асфальтное покрытие уступает плитке как в эстетическом аспекте, так и в функциональном – ведь асфальт склонный к размягчению жарким летом.
Преимущества и недостатки применения
К основным достоинствам применения, которыми обладают дорожные плиты, относят:
- простую технологию укладки, которая увеличивает скорость монтажа и упрощает выполнение строительных работ при сохранении высокого качества покрытия;
- относительно невысокую стоимость используемых материалов;
- снижение затрат на разработку грунта и сопутствующие работы;
- высокую надежность, прочность и морозостойкость покрытия;
- возможность вторичного использования материала после демонтажа.
Основным недостатком считают наличие швов, которые не позволяют получить идеально ровную поверхность. Однако использование асфальта в качестве верхнего покровного слоя или заделка швов строительными растворами помогает устранить этот недостаток и улучшить качество поверхности.
Аэродромная плита ПАГ.
О плюсах и минусах технологии
Использование ЖБИ в строительства дорог выгодно по следующим причинам:
- Относительно небольшой бюджет, необходимый для укладки дорожных плит; приятное соотношение цена/качество.
- Качество. Плитный материал изготавливается в заводских условиях, имеет строго регламентированные эксплуатационные характеристики.
- Долговечный результат. Дорога или площадка из дорожных плит, построенная с соблюдением технологии, прослужит 30-40 лет.
- Простая технология с высокой производительностью. Готовые ЖБИ укладываются с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
- Высокие эксплуатационные характеристики. Покрытие дороги получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным факторам. В российских условиях особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
- Повторное использование. Временное дорожное полотно можно демонтировать и использовать вторично (если ЖБИ не выработали ресурс прочности).
Укладка плиты в полотно дороги Источник sevparitet.ru
Значимым недостатком считаются стыковочные швы между плитами. Если необходимо, чтобы поверхность была идеально ровной, сверху кладут слой асфальта, но это делает проект более дорогим. На дорогах небольшой протяженности швы заделывают строительным раствором.
Классификация
Дорожные плиты классифицируются по своему назначению, геометрической форме и размерам в соответствии с ГОСТ 21924.0-84. По назначению они изготавливаются для постоянных и временных дорожных покрытий. Как отдельная разновидность изделий рассматриваются аэродромные плиты ПАГ, имеющие повышенную прочность. Тип изделий определяется маркировкой. Если в качестве первой цифры используется «1», то это говорит о применении материала в качестве постоянного покрытия, а цифра 2 означает временное.
По геометрической форме дорожные железобетонные плиты подразделяются на:
- прямоугольные марки П;
- с одним или двумя совмещенными бортами – ПБ, ПББ;
- ПТ – с плоской трапециевидной поверхностью;
- ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные конструкции и их доборные элементы.
Наиболее распространены изделия прямоугольной формы, как наиболее простые в изготовлении, укладке и пользующиеся наилучшим спросом. Их длина может быть в пределах от 1,75 до 6,00 метра, а ширина — от 1,00 до 3,75 метра. Более подробные данные приводятся в таблицах.
- ПНД 6×2 – с предварительно напряженной арматурой, длиной 6.0 м и шириной 2.0 метра;
- ПНД 3×1,5 – с предварительно напряженной арматурой, 3.0×1.5 метра;
- плита дорожная 2П 30 18 30 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 30 тн;
- 2П30.18-10 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 10 тн.
Другие виды маркируются аналогичным образом, включая данные об их назначении, геометрической форме и размерах.
Использование материалов для аэродромного настила при строительстве дорог позволяет получить особо прочное и долговечное покрытие с мягкой рифленой поверхностью, которая обеспечит лучшую устойчивость автомобиля на дороге. Для изготовления применяют арматуру усиленных марок и самый высококачественный бетон.
Особенности и характеристики
Железобетонные плиты являются востребованным материалом на рынке строительных конструкций. Благодаря универсальной конфигурации, оптимальным размерам плита тротуарная бетонная может применяться для обустройства:
- территории любого типа;
- остановок общественного транспорта;
- городских автомагистралей;
- площадей;
- парковых дорожек;
- игровых площадок;
- клумб;
- тротуаров;
- площадей.
Изделия рассчитаны на высокие весовые нагрузки, отличаются устойчивостью к деформации. Полотно, выложенное из плит, остается чистым в сезон дождей, а в холодную пору — безопасным для пешеходов, благодаря шероховатой поверхности.
Преимущества материала следующие:
- возможность обустройства входных групп, зон отдыха, двориков;
- длительный срок эксплуатации;
- устойчивость к нагрузкам;
- внешние параметры;
- возможность укладки узоров, рисунков;
- прочность;
- простота укладки и ухода;
- удобство при демонтаже, связанном с повторной прокладкой коммуникаций;
- возможность имитации гранита, мрамора и других натуральных материалов.
В отличие от облицовочного материала, тротуарные плиты изготавливаются в форме прямоугольника, квадрата.
Изделия не армируются, если позволяет их конструкционная толщина. При превышении толщины 75 мм применяется конструктивное армирование проволокой. Для подъема и перемещения конструкций внедряются монтажные петли, диаметром 6 мм.
Плиты изготавливаются из специальной бетонной смеси в 1 или 2 слоя. Изделия соответствуют заданным стандартам производства, отвечают требованиям ГОСТ. Показатель поглощения воды изделиями не превышает 6%, прочность — 3 Мпа, устойчивость к износу — 0,7 г/см2.
Конструкция железобетонных плит
Арматурная основа плит.
Конструктивно плиты являются плоскими железобетонными изделиями толщиной 140-240 мм с предварительно напряженной или ненапряженной арматурой. Для удобного монтажа они могут иметь металлические петлевые захваты, которые спрятаны в теле монолитной конструкции и не выступают на поверхность дорожного покрытия.
Основным строительным материалом для изготовления является бетон, который закрывает усиливающую арматурную конструкцию от неблагоприятных атмосферных и механических воздействий. Для изготовления дорожных плит применяют бетон с морозостойкостью не менее 150 циклов и плотностью 2,2-2,5 тн/м3.
При изготовлении предварительно напряженных арматурных каркасов используется стальная арматура марок A-5, AT-5 и AT-4. В случае не напряженных конструкций используются марки арматуры A-1, A-3 и A-3C, а так же проволока BP-1 диаметром 6-8 мм.
При складировании готовые изделия укладываются на ровное прочное основание с использованием поперечных деревянных опор. Дальнейшая укладка дорожных плит на складе происходит с использованием деревянных прокладок между всеми рядами.
Формы плит.
Технология заводского изготовления
Технология формирования железобетонной дорожной плиты начинается с подготовки формы. На этой стадии все стенки формы смазываются специальной смазкой для облегчения процесса будущей распалубки. После этого:
- производится установка двух армирующих сеток, для правильного пространственного положения которых на арматурные пруты устанавливают пластиковые ограничители типа «круг» или «звездочка»;
- внутрь формы укладывают бетонную смесь и уплотняют ее при помощи вибрационного воздействия;
- производят термическую обработку бетона горячим паром в прогревочной камере на протяжении 8-12 часов;
- происходит разопалубка готового изделия, проверка качества изготовления и маркировка в соответствии с типом плиты.
Далее продукция отправляется на слад, где она и хранится до момента отгрузки покупателю не менее 92 часов (4-х суток).
Как сделать вручную
При самостоятельном изготовлении конструкций потребуется приготовление бетонной смеси из цемента, песка и щебня, взятых в пропорции 1:1:2. Для исключения появления воздушных раковин рекомендуется добавление пластификатора, который составляет 5% от веса цемента.
Вместе с добавками вводится минеральный краситель. Вода используется в количестве, необходимом для приготовления раствора средней консистенции. Для приготовления смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Расчет объема раствора проводят, исходя из количества форм для заливки.
При отсутствии вибрационного стола для дополнительного укрепления изделия используют арматуру. Технология изготовления предусматривает заполнение ½ формы, укладку сетки, заливку остатка смеси. После этого утрамбовывание проводят с помощью мастерка.
Для контроля равномерности заполнения используют строительный уровень. Самостоятельное производство позволяет сэкономить средства, изготовить элементы укладки разной конфигурации и цветового решения.
Упростить задачу можно с использованием готовых резиновых форм. При их отсутствии заливку проводят в самостоятельно изготовленные формы из деревянного щита со съемной опалубкой. Чтобы готовые изделия легко извлекались, внутреннюю часть пропитывают горячей олифой.
Технология укладки на дорогах общественного значения
Благодаря своей многофункциональности, железобетонные дорожные плиты применяют не только в масштабном дорожном строительстве, но и для мощения дорожек и проездов для автотранспорта на приусадебных участках частной застройки.
При мощении дорог и проездов общественного значения подготовка основания зависит от назначения дороги в плане предполагаемой длительности испольщования. Под временные дороги, проезды и площадки считается достаточным подготовить песчаную утрамбованную подушку, а сами дорожные плиты укладывать без установки бордюрного камня.
Бетонные дороги постоянного пользования должны укладываться на многослойное основание, состоящее из:
- дренажного щебеночного слоя;
- настила из нетканого геотекстиля;
- плотной песчаной подушки.
Важность использования песчаной подушки.
При этом установка бордюрного ограждающего камня по краям дороги обязательна. Через каждые 10 метров между камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 см для нормального схода дождевой воды с дорожного полотна.
Дренажный слой насыпается в «корыто», которое получают в результате снятия верхнего слоя грунта по всей ширине будущей дороги на глубину 25-30 см.
После этого щебень хорошо трамбуется и покрывается слоем геотекстиля, на который насыпается песчаная подушка толщиной 10-15 см. Дорожную плиту укладывают на уплотненный песок с последующей заделкой монтажных пазов с петлями цементным раствором или мелкозернистым бетоном. В качестве крайних элементов дорожного полотна рекомендуется укладывать ПБ или ПББ с совмещенными бортовыми выступами, примыкающими к бордюрному камню.
Для улучшения качества дорожного покрытия поверхность может быть укатана асфальтом или залита сплошным слоем бетонной стяжки.
Применение ж/б плит в частном строительстве
Использование дорожных плит при обустройстве приусадебной территории позволяет быстро и за дешево сделать подъезды к зданию, садовые дорожки или тротуар. При этом для подъездных путей и мест проезда автомобиля обычно используют плиты больших размеров длиной 3-6 метров с допустимой нагрузкой до 10 тн. Например, 2П30.18-10, 2П60.1,8-10 или плита дорожная ПНД 6000x2000x140. Более мощные изделия в частном строительстве применять нецелесообразно.
Подготовка основания.
Для обеспечения долговечности дороги, укладка тяжелых дорожных плит должна производиться на подготовленную основу с дренажным щебеночным слоем и промежуточным геотектильным покрытием, которое предотвратит прорастание сорных растений межплиточных швах.
Для пешеходных дорожек удобно и выгодно применять шестигранные, трапециевидные или небольшие прямоугольные изделия относительно небольшой прочности, поскольку нагрузка на такие покрытия будет небольшой.
В качестве основания вполне достаточно уплотненной песчаной подушки, под которую расстилается слой геотекстиля. Этот материал предотвратит возможное прорастание сорняков и, в то же время, позволит дождевой воде беспрепятственно уходить в грунт. Для гарантированного сохранения геометрических размеров дорожки желательно наличие бетонного бордюра.
Разрезать или колоть ж/б плиты под необходимый размер необходимо вдоль имеющейся арматуры или поперек, на расстоянии не менее 250 мм от края. Все петлевые пазы нужно залить мелкозернистым бетоном, а швы заделать жидким цементным раствором.
Способы производства и укладки
Технология вибропрессования тротуарной плитки.
Бетонная плитка производится двумя методами: вибролитья (плитка отливается в заготовленные формы) и вибропрессования (с помощью пресса). Изготовленный первым методом материал приобретает гладкую поверхность. А за счет высокой концентрации воды в цементном растворе, имеет пониженную прочность и морозоустойчивость, и как следствие, – короткий срок эксплуатации (до 10 лет).
Метод вибропрессования характеризуется большей устойчивостью элементов к температурным перепадам и механическим повреждениям, а срок службы составляет до 25 лет.
Вернуться к оглавлению
Организация производства
Формируют плитку на вибростоле, это делает бетон более прочным. При этом используют:
- бетон;
- формы для заливки;
- гидроизолирующие и укрепляющие добавки в бетон;
- красящий пигмент;
- вибростол.
Плитка отливается в формы, установленные на вибростоле. Формы предварительно смазывают маслом, чтобы остатки бетона легче снялись. Впоследствии готовую форму накрывают полиэтиленом и дают «отдохнуть» 2-3 дня. Но окончательное затвердевание бетона происходит приблизительно через 3 недели. Поэтому рекомендуют приступать к строительству дорожек по истечении этого срока.
Вернуться к оглавлению
Новые виды ж/б плит для мощения
Сегодня производители предлагают частным застройщикам штучные железобетонные изделия для мощения дорожек квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической, многоугольной и других форм. При этом поверхность дорожных плит может быть как цветной, так и обычного серого цвета. Бетонная поверхность делается гладкой или тисненной для уменьшения вероятности скольжения по мокрому покрытию.
Схема уложенной плиты.
Применяя их, можно выполнить весьма оригинальное оформление садового участка вокруг жилого дома. Допускается использовать сочетания укладки дорожных плит с цветным гравием, брусчаткой, тротуарной плиткой и другими материалами. Основанием для них должна быть двухслойная гравийно-песчаная подушка.
Основные принципы правильной разметки дорожек
Разметка является первым этапом работ по обустройству мощеных покрытийпешеходных дорожек. От ее правильного выполнения в значительной мере зависит внешний вид, долговечность и удобство использования территории.
Ширина дорожки должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись 2 человека при встрече, но не менее 0,8 метров.
Пешеходная дорожка, идущая вдоль проезда для автомобиля, должна обеспечить безопасное передвижение человека во время движения машины.
Монтируемое твердое покрытие необходимо укладывать на расстоянии не менее 1,5 метра от садовых деревьев, чтобы растущие корни впоследствии не повредили основания. Необходимо обязательно предусмотреть наличие уклонов поверхности дорожки для отвода дождевых и талых вод. При этом важно исключить вероятность их поступление в сторону жилого дома и хозяйственных построек.
Что такое дорожные бетонные плиты?
Мощение дорог актуально для городских, промышленных секторов и частного домовладения. Это могут быть проезжие части, пешеходные дорожки или взлетная полоса аэродрома. В качестве основы или самостоятельного покрытия часто используются дорожные бетонные плиты.
Рисунок 1. Дорожные бетонные плиты
Преимущества и недостатки плитного дорожного покрытия
Бетонные конструкции, армированные железным каркасом, отмечаются высокими прочностными характеристиками и устойчивостью к механическим нагрузкам значительного веса. Эти показатели объясняют широкое применение материала в строительстве дорожных покрытий для временной или постоянной эксплуатации. Также к причинам подобного применения относятся следующие положительные свойства ЖБ плит:
- Технология монтажа характеризуется простотой, высокой скоростью и практичностью результата. Это касается как используемого оборудования с техникой, так и каждого этапа работ.
- Сравнительно с устройством асфальтированного дорожного покрытия смета на строительные работы с применением бетонных конструкций имеет меньшую итоговую сумму в денежном эквиваленте.
- ЖБ плиты в качестве строительного материала допускаются для вторичного использования после временной эксплуатации. При этом стоимость материала будет снижена на 40-50 %.
Однако, недостатки у армированной конструкции также имеются. В частности, дорожное покрытие невозможно смонтировать как монолитную плоскость. Исправить это можно путем заполнения пустот растворами, аналогичными по техническим характеристикам с основой. Также можно дополнительно укрыть бетонное полотно асфальтом.
Классификация
Производство дорожные бетонные плиты из армированного бетона регламентируется общегосударственными стандартами. Подобное ограничение не исключает разнообразие готовых изделий. Оно основано на области применения и физических параметрах.
Так, строительный материал подразделяют на 2 основные группы:
- 1П. Применяются для устройства покрытия с целью постоянной эксплуатации. Основные требования к подобным изделиям заключаются в наличии монтажных петель, соответствии показателям морозостойкости и водонепроницаемости с маркировками F200 и W4.
- 2П. Применяются для строительства временных транспортных путей. Наличие монтажных петель не обязательно, так как допускается перемещение плит посредством цанговых захватов. Технические характеристики морозостойкости и водонепроницаемости имеют более низкие пределы: F150 и W2 соответственно.
Универсальный строительный материал изготавливается с опорой на регламент ГОСТа 21924.0-84. Серия ПДП устойчива к нагрузкам до 6 тонн/колесо или 10-30 тонн/кв. м., выдерживает мороз до -50 градусов по Цельсию. Плиты ПДН характеризуются большим запасом прочности, что обуславливает выдерживание динамической нагрузки. Это актуально для устройства дорог на сложном грунте. Температура воздуха может достигать -55 градусов по Цельсию.
Отдельно рассматриваются аэродромные плиты с гладкой, но рифленой поверхностью в виде ромбов для улучшения сцепления колес с покрытием (ПАГ). Изделия отличаются от дорожных аналогов более высокими прочностными показателями. Производство регламентируется стандартом 25912-2015. Допустимые пределы нагрузки приравниваются к 75 тоннам в условиях мороза в -35 градусов по цельсию.
Классификация по форме плит
Другая классификация основывается на форме плит и выглядит следующим образом:
- прямоугольная или классическая (П), с дополнительными бортами для совмещения с каменным бордюром (ПБ, ПББ);
- трапециевидные (ПТ);
- шестиугольные (ПШ) с утолщением (ПШД), поперечные (ПШП) или половинчатые (ДПШ, ППШ).
Существуют ЖБ плиты, изготовленные с применением добавок, усиливающих те или иные характеристики:
- для эксплуатации в условиях температур ниже -40 градусов по Цельсию (ПДС);
- усиленные относительно прочности и устойчивостью к динамике (ПУ);
- для железнодорожного настила (ПЖ), усиленный вариант (ПЖУ).
Также выделяются изделия с маркировками МП и МПа. Это монолитные конструкции с цементнобетонным или армобетонным покрытием.
Конструктивные особенности
По своему исполнению дорожные бетонные плиты представлены армирующим металлическим каркасом, который заливается бетоном. В результате изделия имеют плоскую форму толщиной от 14 до 24 см. Для удобства перемещения с боков формируются углубления, в которых размещены захваты в виде петель.
К бетону выдвигаются требования относительно морозостойкости и плотности. Первый показатель соответствует не менее 150 циклам. Второе значение составляет 2,2-2,5 тн/куб. м. Марка используемого раствора должна быть не ниже М350-400.
Арматура может быть напряженной или ненапряженной (А-1, А-3, А-3С). Напряжение заключается в натягивании стальных стержней (АТ-4, АТ-5, А-5) посредством домкратов. После застывания бетона их отпускают. В результате изделия могут выдерживать значительную нагрузку. Это позволяет уменьшить толщину покрытия и величину расходного материала, необходимого для производства плит.
Технология производства в заводских условиях
Для изготовления продукции из бетона со строгими геометрическими формами необходимо сооружение опалубки. На предприятиях альтернативой являются формы. Перед использованием заготовки проходят очистку и обработку внутреннего пространства составом с отсутствием адгезивных свойств к бетону и металлу.
Далее последовательность действий выглядит следующим образом:
- собирается армирующий каркас или натягиваются стальные стержни;
- приготавливается смесь из мелкофракционного щебня, песка, цемента, воды и пластификаторов при необходимости;
- бетонный раствор заливается в емкость и уплотняется посредством вибростола;
- форма отправляется в прогревочную камеру для обработки будущих плит горячим паром в течение 8-12 часов;
- после остывания осуществляется распалубка.
Завершающим этапом является проверка ЖБ плит на предмет качества и соответствия продукции государственным стандартам. Перед складированием на изделия наносится маркировка относительно назначения, габаритов и состава. Штабелирование сопровождается прослойкой из деревянного бруса.
Технология устройства дорог общественного значения
Строительство дорожного полотна начинается с подготовки основания. Оно должно быть ровным и прочным. Для возведения временного покрытия достаточно сделать утрамбованную насыпь из песка. При этом установка бордюра не обязательна.
К путям, подлежащим постоянной эксплуатации требования предъявляются более жесткие. Мероприятие по устройству дорог включает в себя снятие верхнего слоя грунта и выкапывание котлована глубиной 25-30 см. Основание подготавливается из нескольких слоев с трамбованием сыпучих компонентов:
- дренажный из щебня (⅔);
- барьер для растительности из геотекстиля;
- подушка из песка (⅓).
Зазоры и углубления для монтажных петель для повышения прочности дорожного покрытия заполняются цементным раствором. Подобное действие также сводит к минимуму движение плит в плоскостном направлении. Для выравнивания поверхности можно организовать сплошное асфальтовое покрытие или бетонную стяжку.
Вдоль краев дорожного полотна обязательно монтируются каменные бордюры. Для стока дождевой воды с плоскости между элементами ограждения формируются технологические проемы шириной в 5-7 см. Сплошные пролеты при этом составляют 8-10 м.
Применение ЖБ-плит в частном секторе
Для строительства проезжей или пешеходной зоны в частном секторе, как правило, применяются дорожные бетонные плиты со вторичного рынка. Главное, чтобы изделия справлялись с рабочей нагрузкой. Достаточно предела в 10 тонн.
Подготовка основания обязательно включает формирование песчаного и геотекстильного настила. Под машины дополнительно трамбуется слой щебеня толщиной 10-15 см. Бордюр поспособствует более длительному сохранению формы дорожного покрытия.
Новые виды дорожных плит
Новизна основывается на изготовлении дорожных бетонных конструкций с нестандартными формами. Некоторые производители предлагают подобную услугу, что актуально для декоративного оформления частного участка или общественных площадок.
Исполнение может быть оригинальным не только по форме и размерам, но и относительно цветового решения. Пигменты в серый бетон добавляются на этапе сухого смешивания компонентов. Поверхность плит может быть гладкой и рифленой. Второй вариант снижает риск подскальзывания во время дождя.
Принципы разметки пешеходных дорожек
Минимальная ширина пешеходного полотна равна 80 см. В индивидуальном порядке параметр рассчитывается с учетом того, чтобы 2 человека могли свободно разойтись при встрече. Проезжая часть вычисляется исходя из одновременного передвижения машины и пешехода.
Относительно садового участка выдерживается расстояние в 1,5 и более м., чтобы корневая система не могла оказывать воздействия на бетонное покрытие. Также важно соблюдать небольшой уклон для самостоятельного стекания дождевой и талой воды. Направлен поток должен быть в сторону от хозяйственных построек и дома.
Таблица стандартных размеров
На основании ГОСТов и назначения размеры готовой продукции указаны в таблицах. Размеры прямоугольной плиты по стандарту 21924.0-84 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
1П18-15-10 | 175*150*16 | 1П60-38-30 | 600*375*14 |
1П18-15-30 | 175*150*16 | 2П18-15-10 | 175*150*16 |
1П18-18-10 | 175*175*16 | 2П18-15-30 | 175*150*16 |
1П18-18-30 | 175*175*16 | 2П18-18-10 | 175*175*16 |
1П30-15-30 | 299*149*16 | 2П18-18-30 | 175*175*16 |
1П30-18-10 | 300*175*17 | 2П30-15-30 | 298*148*18 |
1П30-18-30 | 300*175*17 | +Н170 | 299*149*17 |
1П35-28-10 | 350*275*17 | 2П30-18-10 | 300*175*17 |
1П35-28-30 | 350*275*17 | 2П30-18-30 | 300*175*17 |
1П60-18-10 | 600*175*14 | 2П30-20-30 | 299*199*16 |
1П60-18-30 | 600*170*14 | 2П35-28-10 | 350*275*17 |
1П60-19-10 | 600*187*14 | 2П35-28-30 | 350*275*17 |
1П60-19-30 | 600*187*14 | 2П60-18-10 | 600*175*14 |
1П60-30-10 | 600*300*14 | 2П60-18-30 | 600*175*14 |
1П60-30-30 | 600*300*14 | 2П60-30-10 | 600*175*14 |
1П60-35-10 | 600*350*14 | 2П60-30-30 | 600*300*14 |
1П60-35-30 | 600*350*14 | 2П60-35-10 | 600*350*14 |
1П60-38-10 | 600*375*14 | 2П60-35-30 | 600*350*14 |
Прямоугольные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
П 20.20.1.6 | 200*200*16 | П 35.20.1.6 | 350*200*16 |
П 20.20.2 | 200*200*20 | П 35.20.2 | 350*200*20 |
Размеры трапециевидной плиты по ГОСТу 21924.0-84 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
1ПТ 35 | 350*200*17 | 2ПТ 35 | 350*200*17 |
1ПТ 55 | 550*200*14 | 2ПТ 55 | 550*200*14 |
Размеры шестиугольной плиты по аналогичному стандарту (в см.).
Тип | Размер | — | — |
1ПШД 12 | 232*201*18 | 1ПШП 12 | 232*201*18 |
1ПШД 13 | 248*215*18 | 1ПШП 13 | 248*215*18 |
Дорожные плиты серии 3.503-17 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
ПД 1-6 | 175*150*18 | ПД 20.15-17 | 199*149*21 |
ПД 1-6-С | 175*150*18 | ПД 20.15-25 | 199*149*21 |
ПД 1-9,5 | 175*150*18 | ПД 20.15-6 | 199149*17 |
ПД 1-9,5-С | 175*150*18 | ПД 3-16 | 300150*22 |
ПД 2-6 | 300*150*18 | ПД 3-16-С | 300*150*22 |
ПД 2-6-С | 300*150*18 | ПД 3-23 | 300*150*22 |
ПД 2-9,5 | 300*150*18 | ПД 3-23-С | 300*150*22 |
ПД 2-9,5-С | 300*150*18 | ПД 30-15-16 | 300*150*16 |
Размеры ПДН серии 3.503.1-91 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
ПДН | 600*200*14 | ПДН 2-6 | 300*200*14 |
ПДН 2-2 | 200*200*14 | ПДН м | 600*200*14 |
ПДН 2-3 | 300*200*14 |
Усиленные плиты серии 3.504.1-20 (в см.).
Тип | Размер | — | — |
ПУ 20.20.16 | 200*200*16 | ПУ 35.20.1.6 | 350*200*16 |
ПУ 20.20.2 | 200*200*20 | ПУ 35.20.2 | 350*200*20 |
По своим техническим характеристикам бетон превосходит многие строительные материалы. Армированный каркас исключает хрупкость готовых плит, что расширяет область применения до прокладывания дорог для временной и постоянной эксплуатации. Возможность использования изделий после демонтажа позволяет сэкономить средства на оформлении полотен с низкой механической нагрузкой.
Способы затирки швов тротуарной плитки
Дорожки на даче, вымощенные плиткой, может испортить неаккуратный вид швов. Для повышения эстетичности мощения необходимо производить затирку швов тротуарной плитки.
Зачем нужно заделывать швы?
Плитка укладывается на песчаную подушку, и внешние факторы могут стать причиной ее разрушения. Поэтому межплиточные швы необходимо подвергать заделке (фугованию) — водостойкая затирка станет дополнительным скрепляющим элементом, сохраняющим целостность мощения. Кроме этого, разрушение покрытия приводит к появлению трещин и портит внешний вид плитки.
К разрушающим факторам относятся:
- вода;
- сорная трава;
- вибрирующие земные толчки.
Попадая в шов, дожди и талая вода размывают песчаное основание, подтапливая его. Это приводит к рассыханию укладки, задерживанию влаги в песчаной подушке. Поскольку основание для укладки плитки чаще всего бетонное, то влага, проникая в поры монолитной конструкции, при низких температурах превращается в лед и, расширяясь, разрушает и основание, и плитку.
Мусор
Он является вторым негативным фактором, разрушающе воздействующим на дорожки. Семена растений, попадая в межплиточные швы, прорастают, корни могут приподнять отдельные фрагменты мощения и испортить его внешний вид. Скапливающийся мусор загнивает, привлекает насекомых и птиц, что так же приводит к разрушению покрытия.
Вибрация
В результате земных толчков плохо скрепленные фрагменты тротуарного покрытия растрескиваются. К разрушению может привести и езда автомобиля — вибрация, воздействуя на плитку, способствует отклеиванию ее от основания. Зазоры могут расшириться, фрагменты плитки разойдутся и дорожки станут непригодными к ходьбе.
Необходимость интервалов
Межплиточные швы должны иметь зазор — он необходим для компенсации покрытия при температурных перепадах. Необходимость интервалов заключается в обеспечении эластичности взаимодействия между собой отдельных фрагментов. Расстояние между плиточными элементами должно составлять от 3 до 7 мм.
Необходимые материалы и инструмент
Материал для затирки должен отвечать главному требованию — быть водонепроницаемым. Затирочные составы могут быть сыпучими (сухими) и готовыми.
К ним относятся:
- полимерные смеси;
- шпатлевка и грунтовка;
- цементно-песчаная смесь;
- речной песок.
Полимерные смеси делят на сухие и растворы. Первые — сыпучие, их необходимо замешивать непосредственно перед применением. Вторые — готовые растворы, их используют сразу. Полимерные компоненты, входящие в состав заделки, придают покрытию дополнительную прочность, затирка для брусчатки является износостойкой, морозостойкой и водоотталкивающей. При нанесении таких смесей на покрытии не остается пятен. Однако наряду с качеством заделки имеется и минус — высокая стоимость.
Шпатлевка, смешанная с грунтовкой до сметанообразной консистенции, будет дешевле полимерной затирки, но для цветной плитки ее использовать не рекомендуется, поскольку со временем такая затирка потеряет свой вид и потускнеет.
Цементно-песчаная смесь — еще один вариант шпатлевки. Однако специалисты не рекомендуют замазывать швы таким составом у цветной плитки, т.к. смесь необходимо пролить водой после просыпания, а сделать это аккуратно получается не у всех. Поэтому такую затирку желательно применять для заделки швов тротуарной плитки серого цвета.
Речной песок — бюджетный вариант заделки швов, однако его использование требует постоянного внимания. Песок без дополнительного укрепления со временем вымывается из зазоров, выветривается, поэтому придется следить за его уровнем и при необходимости время от времени подсыпать.
В набор инструментов для затирки должны входить:
- резиновый шпатель (узкий и широкий);
- сито для просеивания песка;
- лопата;
- веник или тряпка;
- емкость для смеси;
- ведро или шланг;
- бетономешалка.
Выполнение работ
После подготовки инструментов и материала можно приступать к затирке. Сначала проводятся подготовительные работы: счищается пыль и удаляется мусор с покрытия, затем проверяется, насколько застыл раствор и как крепко схватилась плитка. Мелкий сор, попавший в зазор между фрагментами покрытия, следует удалить.
Заделка сухой смесью
Сухую смесь можно приготовить самостоятельно: для этой цели используется мелкозернистый песок и цемент марок М400 или М500. Этапы приготовления:
- Перед смешиванием песок необходимо просеять через сито, чтобы отсеять фракцию крупнее 0,2 мм.
- Цементно-песчаная смесь готовится в пропорции 1:5 (цемент-песок) для цемента марки М400 и 1:6 для марки М500.
- После тщательного перемешивания затирку просыпают в межплиточные зазоры, остатки, рассыпанные на плитку, сметают веником туда же.
- После заполнения швы аккуратно проливают водой.
Намокшая затирка схватывается через 3-4 дня. Поскольку она проседает за это время, швы необходимо просыпать заново.
Заделка цементным раствором
Песок тоже необходимо просеять. Для раствора используется цемент марок М400 и М500, а пропорции приготовления раствора следующие: 1:3 (цемент-песок) для марки М400 и 1:4 для марки М500.
После смешивания добавляется вода — ее количество регулируется так, чтобы раствор в результате напоминал по консистенции густую сметану. Раствор приготавливается в бетономешалке. Готовую цементно-песчаную смесь разливают в зазоры и выравнивают шпателем — чем скорее производится заделка швов, тем легче удаляются остатки загрязнений с поверхности тротуарной плитки.
Через 5 дней, когда затирка схватится, нужно проверить, дал ли раствор усадку. При необходимости заделку швов можно повторить.
Шпатлевка с грунтовкой
Смесь готовится и используется так:
- Затирка замешивается до консистенции жидкой сметаны.
- Полученной смесью (фугой) заполняют швы при помощи строительного шприца таким образом, чтобы заполнитель выступал над поверхностью покрытия на 1 мм. Готовое покрытие оставляют сохнуть в течение суток.
- Заливку следует выполнять тщательно, аккуратно — впоследствии загрязнения с поверхности покрытия удалить будет трудно.
Минус применения такой затирки — плохая устойчивость к высоким и низким температурам: заделка может плавиться при +40°C и выше и разрушаться при -35°C.
Полезные советы
При заделке швов тротуарной плитки можно прибегнуть к следующим советам:
- Чтобы проверить, застыл ли раствор, на который посадили плитку, в труднодоступных местах, можно просунуть в зазор бумагу. Если она отсырела, раствор еще не схватился, и затирку швов придется отложить.
- При заделывании швов у покрытия из керамики, бетона и других материалов с мелкопористой структурой рекомендуется использовать сухую смесь, а для мрамора и гранита лучше выбрать цементный раствор.
- При приготовлении сухой смеси из цемента и песка сначала рекомендуется засыпать половину песка, следом за ним — цемент и сверху досыпать оставшийся песок. Это поможет перемешать состав лучше и тщательнее, к тому же так можно снизить количество цементной пыли. После этого смесь можно разводить водой.
- Для повышения качества цементно-песчаного раствора в сухую смесь рекомендуется добавлять пластификаторы — они увеличат силу схватывания затирки. Вместо добавок можно использовать жидкое моющее средство. При этом раствор замешивается погуще.
- Основной объем остатков цементного раствора следует убирать с покрытия сразу, однако окончательное удаление затирки можно произвести через несколько часов после заделки межплиточных швов при помощи сухой ветоши.
- При использовании затирки белого цвета для цветной плитки можно подобрать красящий пигмент в тон покрытию.
Если заделка швов проведена тщательно и аккуратно, то тротуарная плитка прослужит долгое время.
Затирка швов тротуарной плитки: как не наломать дров и сохранить мощение надолго
Затирка швов тротуарной плитки – это заключительный этап в мощении территории.
Большие работы уже выполнены: основание подготовлено, бордюры установлены, тротуарная плитка уложена, осталось затереть швы и при этом не наломать дров.
Грамотная затирка швов не только придаст мощению законченный вид, но и обеспечит долговечность покрытия. Неправильное же выполнение этого простого и важного этапа может испортить самую красивую и дорогую тротуарную плитку.
1. Какие функции выполняют швы
Особенность покрытия из тротуарной плитки – наличие большого количества швов. От качества выполнения и состояния швов зависит работоспособность, долговечность и эстетика всего покрытия.
Швы между тротуарной плиткой выполняют следующие функции:
- Обеспечивают проектное положение камней мощения в покрытии. Это особенно актуально для клинкерной или гранитной брусчатки. Ввиду того, что геометрия изделий может быть довольно разной, то с помощью швов нивелируются отклонения в размерах изделий.
Укладка клинкерной немецкой плитки Stroeher со швом 8 мм
- Предотвращают повреждение тротуарной плитки. Укладка плитки без швов не допускается, так как это приводит к повреждению плитки в результате силовых или температурных деформаций. У вибропрессованной плитки этому также способствуют бетонные образователи швов или «русты» на боковой поверхности изделий.
Образователи швов на боковой поверхности тротуарной плитки
- Распределяют горизонтальные усилия с нагруженных элементов на смежные. С помощью материала заполнения швов покрытие из тротуарной плитки связывается в единое целое. Например, при торможении автомобиля в работу на сдвиг включаются соседние плитки.
- Обеспечивают водопроницаемость или непроницаемость покрытия. Это зависит от способа отведения воды: с поверхности или через дренажное основание. От того, как качественно отводится вода с тротуарной плитки, зависит ее долговечность. В противном случае, влага будет проникать в тротуарную плитку, зимой замерзать и разрушать ее.
Принципиальная схема работы водопроницаемой затирки и дренажного основания
- Выполняют эстетическую функцию. С помощью цвета шва можно добиваться различных визуальных эффектов, подчеркнуть геометрию плитки. Правильно выполненные швы предотвращают рост сорняков. Существуют и «зеленые швы» со специально посаженным газоном.
Декоративные “зеленые” швы в тротуарной плитке
2. Какую затирку купить
Для того чтобы правильно выбрать затирку тротуарной плитки, необходимо ответить на три вопроса.
1. Из каких материалов выполнялось мощение?
- Клинкер, гранит, природный камень. Для данных материалов можно использовать затирки на основе цементных или полимерных вяжущих. Также для заполнения швов применяют несвязные материалы: мытый речной или кварцевый песок.
- Бетонная тротуарная плитка. Производители вибропрессованной тротуарной плитки рекомендуют использовать мытый или стабилизированный песок. Как вариант, использование кварцевого песка или мелкого гранитного отсева.
Просыпка швов бетонной тротуарной плитки кварцевым песком
Ввиду того, что поверхность бетонной тротуарной плитки пористая, использовать затирки или смеси на основе цемента категорически нельзя. Это очень распространенная ошибка. Легко запачкать цветную тротуарную плитку и невозможно отмыть затвердевший в порах цемент.
Загрязнение лицевой поверхности тротуарной плитки цементом
2. Как отводится вода с покрытия?
- Через дренажное основание. В таком случае используют водопроницаемую затирку. Например, трехкомпонентный водопроницаемый раствор на основе синтетического связующего PFL немецкого бренда Quick Mix или отечественный аналог – двухкомпонентный раствор Rod Stone – Шов фильтр компании Perel.
Как и чем затирать швы на тротуарной плитке?
Плиточное тротуарное покрытие на территории частного участка — это удобно и практично. Однако долговечность и красивый внешний вид мощеных дорожек зависит не только от качественно подготовленного основания и уложенного материала, но и от завершающей обработки поверхности, в состав которой входит заделка швов тротуарной плитки.
О необходимости этой процедуры иногда забывают и в результате, через некоторое время, внешний вид мощеной поверхности ухудшается, а сама плитка начинает разрушаться.
Зачем нужно заделывать швы?
Тротуарное покрытие укладывается на специально подготовленное основание из цементно-песчаной смеси, а в случае больших весовых нагрузок — на армированный бетон. Такая технология обеспечивает мощению необходимую устойчивость и долговечность. Однако, если не выполнить необходимые завершающие работы, такое покрытие может быть разрушено вследствие внешних факторов.
Наиболее отрицательное воздействие оказывает вода, поступающая на поверхность во время дождя и при таянии снега. Монолитное цементно-песчаное или бетонное основание не дает этой влаге свободно уходить в грунт. В результате в холодное время года, при отрицательной температуре, скопившаяся в межплиточных швах вода замерзает, превращаясь в лед, расширяется и начинает разрушать тротуарную плитку.
Другим отрицательным фактором являются семена сорных растений. Постепенно в швах скапливается грунт, и попавшие в него семена растений начинают прорастать. Корневая система, оказывая сильное давление на плитку, способствует ее смещению с места и возможному разрушению.
Крайне негативное воздействие на плиточное покрытие оказывает попавший в швы мусор. Загнивая, он может стать химически активным и начать разрушение материала. Кроме того, скопившийся мусор привлекает насекомых и в результате их жизнедеятельности плиточному покрытию наносится непоправимый вред.
Избежать подобных неприятностей можно, если своевременно будет осуществлена затирка швов тротуарной плитки. Как правильно это сделать — будет рассказано ниже.
Необходимые материалы и инструмент
Для качественной заделки швов между плитками вам будут нужны следующие материалы:
- цемент марки ПЦ400 или ПЦ500;
- речной или мытый песок;
- чистая вода.
Использовать карьерный песок для заделки швов тротуарной плитки не рекомендуется, так как имеющаяся в его составе глина и другие загрязняющие примеси не позволять обеспечить необходимое качество цементно-песчаной смеси.
Во время работы потребуется следующий инструмент:
- резиновый шпатель;
- емкость для перемешивания смеси или бетономешалка;
- совковая лопата;
- сито для просеивания песка;
- веник или мягкая щетка;
- ветошь;
- ведра;
- поливочный шланг.
После приобретения материалов и подготовки инструмента можно начинать работу.
Выполнение работ
Существуют две технологии заделки плиточных швов: засыпка сухой цементно-песчаной смесью или заливка цементного раствора. Однако, в любом случае работа начинается с подготовки.
Предварительная обработка брусчатки напором воды из шланга.
Если укладка плитки происходила на бетонное основание, заделку швов можно производить только после его полного схватывания, которое наступает не ранее, чем через 72 часа. Если применялась цементно-песчаная основа, то к заделке можно приступать сразу после укладки тротуарной плитки. Работа должна производиться в сухую погоду и при полном отсутствии влаги внутри швов. Проверить на влажность можно, используя сухую салфетку (засунуть ее между плитками).
С поверхности дорожки необходимо смести весь мусор, а также постараться хорошо прочистить швы с помощью тонких палочек. После чистки нужно определиться с технологией заделки.
Для бетона, керамики и других мелкопористых материалов лучше использовать сухую цементно-песчаную смесь, а у плотных и гладких материалов типа гранита и мрамора швы лучше заделывать цементным раствором.
Заделка сухой смесью
Сухая цементно-песчаная смесь готовится в соотношении 1:5 с использованием цемента ПЦ400 и 1:6 при ПЦ500. Песок необходимо просеять для получения фракции не более 0,3 мм. После этого сухой песок и цемент засыпается в бетономешалку без воды и тщательно перемешивается.
После приготовления смеси, нужно насыпать ее на поверхность и промести веником или щеткой вдоль щелей. Операция выполняется до их заполнения под верх. Далее необходимо смести остатки сухой смеси с мощеной поверхности и полить ее водой из поливочного шланга.
Засыпанная смесь намокнет и через 3-4 дня схватится, отчего немного просядет. Поэтому операцию засыпки после этого необходимо будет повторить.
Заделка цементным раствором
Песок для приготовления раствора так же необходимо просеивать. Соотношение цемента и песка при использовании цемента ПЦ400 1:3, а для ПЦ500 1:4. Необходимое количество воды должно обеспечить густоту, соответствующую обычной сметане.
Раствор можно приготовить в бетономешалке или вручную в бадье. После этого его нужно разлить вдоль швов и выровнять резиновым шпателем. Металлический шпатель использовать нельзя, чтобы не повредить плитку. Сразу после заделки швов мощеную поверхность следует протереть ветошью для удаления остатков цементного раствора. Если через 3-4 дня раствор даст усадку, то всю процедуру необходимо повторить.
Полезные советы
Очистку швов от мусора и грязи на подготовительном этапе работ намного легче выполнить сжатым воздухом из компрессора или через узкую насадку старого советского пылесоса, установив шланг на выхлопной патрубок. С помощью компрессора получится удалить не только мусор, но и влагу, чтобы быстрее просушить швы.
Во время приготовления сухой цементно-песчаной смеси сначала засыпайте половину объема песка, а после этого уже весь необходимый цемент и только потом остаточный объем песка.
Это обеспечит качественное перемешивание и будет меньше цементной пыли в воздухе. Воду в жидкий цементный раствор нужно добавлять в последнюю очередь.
Если использовать пластификаторы или жидкое моющее средство, то пластичность цементного раствора повысится, а качество заделки швов будет лучше. В этом случае раствор можно сделать немного гуще, что обеспечит быстрое схватывание.
Окончательное удаление остатков цементного раствора лучше делать через несколько часов после заливки. Когда тонкий остаточный слой схватится, его будет очень просто убрать, используя сухую ветошь. Однако основной объем цементных остатков нужно убирать сразу.