Укладка мягкой черепицы: описание и характеристика, фото

Укладка мягкой черепицы – что учесть при монтаже

Битумная черепица ‒ популярный вариант для настила кровли. Выбор форм, цветов, красивый вид и легкий монтаж мягкой черепицы объясняют ее востребованность в частном строительстве. Этот материал долговечен и выглядит красиво. При творческом подходе к креплению он придаст дому величественности, завершенности.

Изучив основные нюансы, технологию укладки, можно приступать к работе и своими силами.

Голосование! Какого производителя мягкой кровли вы выбрали?

Что такое мягкая кровля

Основа сырья ‒ стеклохолст (стеклоизол), который пропитан битумом с добавками. Поверх него идет слой каменной крошки ‒ он защищает от воздействия среды и обеспечивает большой выбор цветов черепицы.

Выпускается мягкая кровля трех видов:

  1. Рулонная . Яркий пример ‒ рубероид, ондулин, унифлекс. Настил происходит полосами. Герметичность стыков достигается наплавлением полос или приклеиванием. Рулонная кровля подходит для плоских (односкатных) крыш с углом ската до 9 градусов. Ею часто настилают крыши гаража, сарая, хозблока.
  2. Жидкая мастика . Реализуется охлажденной (требует нагрева) или в готовом виде. Для усиления на кровлю сначала укладывается металлическая сетка. Потом монолитным слоем наносится мастика. Применяется для плоских крыш.
  3. Черепица . Основа ‒ битум. Представляет собой небольшие элементы ‒ гонты (плитки). По составу и свойствам в разы превосходит оба предыдущих типа. По формам, рельефу гонты очень похожи на керамическую плитку. На каждой стороне гонтов есть полоса с клеем, элементы которой клеятся к деревянной основе. Каждый гонт клеится отдельно. Для усиления применяются кровельные саморезы или другие метизы. Когда новое покрытие нагревается на солнце, края плитки немного расплавляются и получается сплошной герметичный слой.

Далее в статье будут рассмотрены виды и технология монтажа именно битумной черепицы.

Стандартная длина гонта ‒ 1 м, ширина – от 31,7 до 34,9 см.

Укладку мягкой черепицы допустимо выполнять для сложных кровельных систем: скатных, вальмовых, купольных, конусных, шатровых, шестигранных.

Подходит она для крыш с углом ската от 11 градусов. Чем больше угол наклона, тем дольше будет служить покрытие.

Пользователи часто ищут:

Преимущества и недостатки материала

Плюсы мягкой черепицы:

  1. Длительный срок службы. В зависимости от компании-производителя гарантийный срок эксплуатации может достигать 60 лет.
  2. Привлекательный вид. Смотрится лучше привычного серого шифера, не теряет яркости даже спустя года, отлично подчеркивает величественность строения и всего участка.
  3. Герметичность покрытия. Не пропускает воду. Элементы надежно скрепляются между собой, за счет чего нет риска попадания влаги внутрь крыши.
  4. Подлежит ремонту. При повреждении можно легко заменить одну или несколько деталей без вреда для всего покрытия.
  5. Низкий уровень шума. Капли дождя, ударяясь о крышу, будут бесшумно падать, в отличие от настила из профлиста.
  6. Устойчивость к воздействию среды. Гонты не боятся перепадов температур, мороза, осадков, не гниют. Исключена порча насекомыми.
  7. Подходит для настила кровельных систем разной ложности.
  8. Ее просто и удобно монтировать.
  1. Быстрая воспламеняемость. Не рекомендуется применять для каркасных деревянных построек.
  2. Плохо держит тепло. Поэтому при обшивке крыши частного дома потребуется качественное утепление.

Ниже разберем различия в видах продукции.

Виды мягкой черепицы

Материалы различаются между собой по двум параметрам.

По количеству слоев

  • однослойная (толщиной 3 мм);
  • двухслойная (от 5,5 до 6 мм);
  • трехслойная (9 мм).

Для крепкого кровельного покрытия рекомендуется использовать только многослойную битумную черепицу. Чем больше толщина материала, тем прочнее поверхность.

По способу нарезки

  • квадратную;
  • шестиугольную (соты);
  • прямоугольную;
  • овальную;
  • выпуклую;
  • ромбовидную;
  • бобровый хвост;
  • кирпич;
  • драконий зуб.

Выбор цветов гораздо больше. Спросом пользуются:

  • красная;
  • зеленая;
  • коричневая;
  • синяя.

В продаже помимо однотонных изделий есть окрашенные с эффектом 3D или с плавным переходом между цветами. Покрытие может быть матовым или глянцевым.

О чем нужно знать до начала монтажа гибкой кровли

Прежде чем начинать крепить черепицу, важно сделать следующее:

  1. Предусмотреть вентиляцию. Гонты из битума не пропускают влагу. Если этого не сделать, то под материалом начнет скапливаться конденсат. Внизу и вверху крыши оставляют вентиляционные зазоры ‒ воздух будет циркулировать, лишняя влага испаряться. Вытяжные ставят вверху, приточные ‒ внизу под скатом.

Рекомендуемое расстояние для нормального воздухообмена между утеплителем и крышей – 5 см и больше.

  1. Провести правильно расчет размеров и оставить в крыше отверстия под дымоход, антенны, водосток. Для небольших проемов хватит резиновых уплотнителей (для прохода кабеля). Укладка стояка проводится на пластиковые проходники, сверху уже должны ложиться черепичные гонты.
  2. Тщательно продумать обустройство дымохода. Помимо надежной гидроизоляции и утепления потребуется покрытие стенки трубы на 30 см металлическим листом (требование пожарной безопасности). Сверху крепят ендовый ковер с перекрытием листа металла и черепицы на 20 см. Потом накладывают гонты, но по 8 см необходимо оставить без черепицы. Устанавливают металлический фартук.
  3. Забивать гвозди нужно под прямым углом к поверхности. Гвоздь должен соединять элементы и основу, но не более.

Купить битумную черепицу, комплектующие, крепежные детали лучше у одного производителя. В этом случае продукция будет максимально адаптирована между собой.

Эксплуатационные характеристики гибкой кровли

  1. Битум начинает плавиться при температуре от 300 градусов.
  2. Ковер из битума в один слой не превышает нагрузку по 5‒8 кг на кв. м, ламинированный многослойный ‒ 13 кг на кв. м, поэтому возводить усиленную стропильную систему не обязательно, в отличие от металлочерепицы.
  3. Мягкая черепица экологична, безопасна для здоровья.
  4. Битумная поверхность не является накопителем электростатики.
  5. Низкая электропроводность минимизирует риск попадания молнии.
  6. Битум обладает гидрофобным свойством ‒ отталкивает влагу.
  7. Плотное крепление к крыше делает материал устойчивым к любым ветровым нагрузкам.
  8. Гибкая кровля пластична и защищает от ультрафиолета.

Важная ее особенность ‒ низкое количество отходов. Зачастую показатель не превышает и 5% от общего количества использованного материала.

Способы крепления листов мягкой черепицы

Монтироваться и резаться гонты будут легко, но для них важно продумать и обустроить сплошную обрешетку.

Читайте также:
Установка для пенобетона

Стелить мягкую кровлю можно такими способами:

  1. Основным ‒ клеевая полоса с внутренней стороны черепицы.
  2. Дополнительными для усиления крепежа ‒ это использование кровельной мастики, битуминозного клея. Последним необходимо прикреплять гонты строго по инструкции, иначе чрезмерное количество только повредит покрытие.
  3. Комбинированием с металлическими метизами. Подойдут кровельные саморезы, гвозди, прессшайбы, винты, скобы степлера, толевые кнопки.

В отдельных случаях, когда битумная черепица будет укладываться сверху крутого металлического навеса, беседки или крыльца на входе в дом, допускается использовать газовую горелку и наплавлять элементы.

Переходите по ссылки для прочтения статьи : «Как крыть крышу ондулином».

Виды кровельного пирога под мягкую кровлю

Кровельный пирог защищает постройку от образования конденсата в подкровельной части, снижает потери тепла. Порядок монтажа крыши в разных регионах страны в зависимости от ее конструкции может существенно различаться.

Строение пирога для укладки холодной кровли:

  1. Стропила.
  2. Сплошная и разреженная обрешетка из деревянной доски.
  3. Плиты OSB или влагостойкая фанера.
  4. Подложка.
  5. Слой битумной черепицы.

При обустройстве мансардного этажа, жилого чердака крышу придется утеплять.

Пошагово пирог будет собираться немного сложнее и займет больше времени и денежных трат. Порядок следующий (снаружи внутрь):

  1. Элементы битумной черепицы.
  2. Подложка.
  3. Влагостойкая фанера, плита OSB (на выбор).
  4. Обрешетка из досок.
  5. Контробрешетка.
  6. Слой гидроизоляции.
  7. Стропила.
  8. Теплоизоляционный материал (лучше стелить минеральную вату).
  9. Пароизоляция.
  10. Дополнительный утеплительный слой (плиты пенополистирола технониколь, пеноплэкс).
  11. Обрешетка для обшивки кровли изнутри.
  12. Гипсокартон, OSB для внутренней подшивки крыши.

Детальная последовательность работ будет рассмотрена в разделе ниже.

Мягкая кровля из гибкой черепицы

Материалов для обшивки крыши малоэтажного дома существует немало. Но мягкая кровля из гибкой черепицы и иных битумно-полимерных покрытий выделяется среди них дешевизной, малым весом и предельной простотой монтажа. Каждый из видов данных кровельных материалов имеет свои плюсы и сферу применения. Присущая им гибкость позволяет реализовывать самые фантастические по форме проекты.

Содержание

  • Что это
  • Виды

    Что такое мягкая кровля: описание и состав

    Под «мягкой кровлей» подразумевается большой ассортимент кровельных материалов различного состава и с разной технологией монтажа на крыше. Есть рулонные виды (рубероид, мембраны), наливные мастики и штучные или листовые варианты (гибкая черепица, ондулин). Всех их объединяет битумная или полимерная основа и пластичность материала. Для укладки такого варианта не требуется привлекать тяжелую технику, со всеми работами справится в одиночку даже начинающий кровельщик.

    Небольшой вес обшивки позволяет обойтись простой стропильной системой и сильно упрощает выполнение монтажа на крышах. Классический вид декоративной этого материала – это рубероид из пропитанного битумом картона. А самой современной ее разновидностью по праву можно считать гибкую черепицу на основе стекловолокна. Внешне она имитирует свой керамический аналог, но гораздо легче его.

    Состав гибкой черепицы

    Виды мягкой кровли

    Изначально это называли покрытие из рубероида. Изготавливался этот материал из обычного картона, который для повышения эксплуатационных характеристик подвергался битумной пропитке. В результате получался дешевая и достаточно легкая обшивка. Но под воздействие морозов битум трескался, и до картонной основы добиралась дождевая вода, что приводило к ее неизбежному разбуханию.

    Поэтому для повышения прочности и долговечности в пропитку стали добавлять полимерные компоненты и различные посыпки сверху на битум. А при производстве отдельных вариантов мягкой черепицы для крыши начали использовать и более надежную стекловолоконную основу.

    Современные виды можно разделить на три группы:

    Самая сложная в самостоятельной реализации – наливная. Для нее нужно изготавливать прочный сплошной настил, а после растапливать битумную мастику и заливать все ею. Это больше вариант для плоских крыш на многоэтажных зданиях. Для частных домов кровельщики предпочитаю выбирать более простую в технологии крепления мягкую черепицу.

    Рулонная кровля

    Сегодняшний рубероид для кровель – это многослойный материал разной плотности и с различными защитными посыпками. Нередко к картону для прочности добавляют стекловолокно или полиэфирный холст. Этот материал чаще всего укладывают на хозяйственных постройках и в качестве гидроизоляционной подложки под шифер. Рубероид относится к бюджетному сегменту покрытий с ценой 20–40 рублей / м2 в зависимости от плотности и прослужит всего 5–10 лет.

    Мембранная кровля

    Пример мембранной кровли

    Мембранная – это следующий этап развития подобных покрытий. При ее производстве применяются армирующие сетки и полимерные компоненты из ПВХ, ЭПДМ(ЭтиленПропиленДиенМономеров) и ТПО (термопластичных полиолефинов). Получающиеся кровельные материалы более стойки к воздействиям отрицательных температур, деформациям и огню. Исправно служат они до 25–50 лет, но и стоят уже от 300 рублей за квадрат и выше.

    Гибкая черепица

    Штучный вариант – по внутреннему составу все тот же стеклохолостовый рубероид. Но для упрощения монтажа последний нарезают на отдельные куски в виде прямоугольников, шестигранников и полукругов, а также наносят на его нижнюю поверхность клеевую подложку. Срок ее службы при правильной укладке – 30–50 лет.

    Читайте также:
    Технические характеристики строительного песка, на которые нужно обращать внимание

    Один из вариантов кровли

    Сама по себе гибкая черепица стоит недорого – от 330 рублей / м2. Качественный профнастил для крыши обходится дороже. Однако для листов металлочерепицы не надо делать настила из фанеры, для них достаточно будет обрешетки. А вот для битумной черепицы обязательно придется настилать ровное дощатое или фанерное основание.

    Преимущества и недостатки гибкой черепицы

    У каждого кровельного материала есть свои минусы и плюсы. Главное достоинство черепицы из битума – крыша ею может быть покрыта абсолютно любой формы и геометрии. Даже самые необычные архитектурные изыски у кровельщиков, применяющих эту обшивку, не вызывают проблем.

    Преимуществ у кровли из мягкой черепицы масса, она:

    Имеет отличную ремонтопригодность (при ремонте надо будет поменять только один прохудившийся элемент);

    Проста в монтаже и легка по весу (с подъемом и укладкой способен справиться один человек);

    Отличается повышенной звукоизоляцией (шума дождя в доме практически не слышно);

    Не подвержена коррозии и обладает хорошими гидроизоляционными характеристиками;

    Имеет низкий процент отходов-обрезков;

    Позволяет обустраивать сложные геометрически формы;

    Устойчива к гниению, поражению грибком и воздействию УФ.

    такой вариант покрытия радовать вас в любую погоду

    Среди недостатков стоит упомянуть:

    Крайне низкую огнестойкость;

    Слабые характеристики по теплоизоляции;

    Необходимость устраивать основание в виде сплошного полотна.

    Несмотря на добавление в состав этого материала огнестойких компонентов, черепицу сложно отнести к пожаробезопасным материалам. Предотвратить на все сто возгорание битума попросту невозможно.

    Монтаж мягкой черепицы

    Укладывать битумную мягкую черепицу можно на крыши практически любого вида. Но если кровля имеет скаты с углом наклона менее 11–12 градусов, то лучше всего поискать иной вариант. Дождевая вода и снег просто не будут успевать скатываться с достаточно шершавой черепицы из битума. Ведь ее верхний слой состоит из каменной крошки. Та же крыша из металлочерепицы оказывается в этом случае более практичной.

    Схема кровельного пирога

    Как рулонную, так и штучную настилают по единому принципу:

    Устраивается обрешетка со сплошным настилом из влагостойкой ОСП-3, фанеры ФСФ либо обрезной доски.

    Настилается подкладочный ковер из гидроизоляционной и пароизоляционной пленок.

    Карнизные свесы и фронтоны обшиваются металлическими защитными планками.

    Формируются проходы для дымоходов, вентиляционных труб и коммуникационных стояков.

    Снизу вверх укладывается сама мягкая черепица.

    Схема монтажа гибкой черепицы

    Если под кровлю нужен утеплитель, то он монтируется под обрешеткой с формированием вентиляционных просветов. При устройстве основания кровельного пирога древесные плиты и доски прибивать надо так, чтобы между ними оставались деформационные зазоры шириной в 2–3 мм.

    Особое внимание при укладке гибкой черепицы следует уделять конкам, ендовам и проходам. Здесь возможны различные варианты монтажа, но проще всего воспользоваться пластиковыми либо металлическими элементами.

    Почему хороша мягкая кровля для крыши

    После завершения монтажа крышей останется доволен даже самый привередливый хозяин коттеджа. В магазинах такое покрытие можно подобрать разного цвета. Решение найдется под любую архитектуру и дизайн экстерьера. В сравнении с иными кровельными материалами битумная композитная черепица выигрывает по легкости обшивки, простоте монтажных работ и универсальности. Но она сильно проигрывает в плане огнестойкости.

    Такое покрытие прослужит долго

    Приобрести этот вид кровли возможно как завезенный из Европы или Америки, так и выпущенный непосредственно в России. Из европейских производителей стоит упомянуть «Icopal», «FINNMASTER» и «Katepal» из Финляндии, «TEGOLA» из Италии и «DOCKE» из Германии, а из американских – «CertainTeed». В РФ неплохую продукцию выпускают Казанский «RoofShield», Саратовский «RUFLEX» и корпорация «ТехноНиколь» (бренд «Shinglas»).

    Фото крыш с мягким покрытиям

    С тёмной черепицей

    Остатки можно израсходовать на хоз постройки

    Битумная кровля отлично подходит под деревянные постройки

    Также она идеально подходит для покрытия сложных форм

    Например, необычные крыши хозяйственных построек

    Ещё одно замечательное качество гибкой черепицы — это возможность использовать для необычных мансардных окон

    Прекрасное и долговечное кровельное покрытие

    На данном фото отлично сочетается с забором

    Необычное сочетание с клинкерной плиткой

    Отлично сочетается со стенами под натуральный камень

    Сочетание со штукатуркой

    Сочетание со стенами из бруса

    Сочетание с кирпичными стенами

    Отлично подходит для покрытия беседки

    Гибкая черепица создана для таких высоких вариантов

    Не забывайте делать ограждения для удобного доступа

    Гибкой черепицей покрывают большие виллы

    При правильном кровельном пироге ваш дом будет теплым

    Читайте также:

    Виды крыш для частного дома

    Виды кровли для частных домов

    Смотрим видео по монтажу мягкой кровли:

    Гибкая черепица: укладка своими руками с пошаговым фото

    Время чтения: 7 минут Нет времени?

    Отправим материал вам на e-mail

    Если в качестве кровельного материала выбрана гибкая черепица, укладка своими руками может осуществляться силами домашнего мастера без помощников. Не следует путать гибкую кровлю с мягкой, которая представлена в виде рулонных материалов, применяемых для плоских крыш.

    Монтаж гибкой черепицы самостоятельно

    Обзор, виды, характеристики, плюсы/минусы

    Ввиду крайне простой конструкции, которую имеет гибкая черепица, укладка своими руками сложностей не представляет, даже для непрофессионала. Этот кровельный материал выпускается в виде гонтов:

    • прямоугольный лист стеклохолста с битумной пропиткой;
    • нижняя часть обработана компаундом СБС или природным битумом для приклеивания к сплошной обрешетке, самоклеящийся слой защищен на время хранения, транспортировки полимерной пленкой;
    • сверху стеклохолст покрыт аналогичным материалом, присыпанным сланцем, гранитной, базальтовой крошкой или кварцевым песком для повышения износостойкости.
    Читайте также:
    Как определить влагостойкий гипсокартон: основные отличия от обычного

    Гонт гибкой черепицы

    Гонты разных производителей имеют не одинаковые размеры (средний формат 1 х 0,35 м), толщину 3 мм. Рисунок черепицы бывает нескольких видов:

    • ромбы;
    • кирпичи;
    • дранка;
    • прямоугольники разного формата;
    • соты или чешуйки.

    Разновидности гибкой черепицы

    Цвет гонтов может быть мультихромным или монохромным, отличается в каждой коробке. Поэтому перед укладкой весь имеющийся материал из разных коробок перемешивают в случайном порядке. Максимальной художественной ценностью обладают гибкие черепицы фирм Шинглас, Тегола либо с 3D эффектом любого производителя. Самоклеящийся слой не обеспечивает надежность фиксации гонтов, поэтому кровля дополнительно крепится к обрешетке гвоздями.

    Видео: как выбрать гибкую черепицу

    Статья по теме:

    Ондулин: цена за лист, размеры. В отдельной публикации представлен подробнейший обзор по этому виду кровельного покрытия, проведен анализ цен и производителей, а также нюансов монтажа.

    Подготовительные работы

    Если в проект кровли заложена гибкая черепица, укладка своими руками должна начинаться с определения количества облицовочных, доборных, расходных материалов. Следует убедиться, что нижняя часто кровельного пирога собрана в соответствии с требованиями для этого покрытия.

    Расчет

    Перед покупкой нужного количества гонтов, планок, едновных ковров, коньков, прочих доборных элементов, крепежа необходим расчет для обеспечения запаса материалов. Примерный расход составляет:

    • гонты – в коробке содержится 1,5 – 3 м 2 в зависимости от размеров с учетом нахлестов (указывается производителем на каждой коробке), обычно необходим 5% запас;
    • мастика – 200 г/м для ковра ендовы, 100 г/м для торцов, 750 г/м для узлов примыкания;
    • гвозди – 80 г/м 2 при выборе метизов с 3 мм стержнем, 9 мм шляпкой длиной 3 см с гальваническим покрытием.

    Полезная информация! Подложка необходима для создания сплошного подкладочного ковра при уклонах скатов меньше 18 градусов либо обработки периметра скатов при уклонах больше указанного значения. Изготавливается из 2 мм полиэстера с битумным покрытием или выпускается в виде 2 мм гидробарьера ОС ГЧ без присыпки.

    Ковер ендовы имеет каменную присыпку по аналогии с гонтами, планки примыканий, свесы карнизные, фронтонные сделаны из специальной стали. На сайтах ведущих производителей в обязательном порядке имеются калькуляторы расчета количества материалов для одно-, многоскатных, вальмовых, шатровых, мансардных крыш.

    Инструменты

    Для укладки рассматриваемого кровельного материала достаточно ручного инструмента, присутствующего в арсенале домашнего мастера:

    • нож – для кроя битумных материалов;
    • ножницы – для резки металлических планок;
    • молоток – для крепления гвоздями;
    • кисть – для обмазки мастиками.

    Инструменты для гибкой черепицы

    Полезная информация! В межсезонье, зимой может потребоваться горелка для подогрева битумного слоя. Снижается прочность, повышается трудоемкость, поэтому для самостоятельного монтажа рекомендуется теплая погода без осадков.

    Теория укладки

    Для удобства работ на высоте гонты имеют небольшой формат. Они укладываются от свеса к коньку уступом, чтобы каждый верхний ряд нахлестывался на нижний. Ендовы, узлы проходов дымоходов, вентиляционных труб обрабатываются в первую очередь. Затем фиксируются карнизные, фронтонные планки, крепятся кронштейны водостоков. После чего, остается заполнить поверхности скатов гонтами, подрезая их по ширине, длине по мере необходимости.

    Технология монтажа

    Если производится укладка своими руками гибкой черепицы без помощников, достаточно соблюдать нижеприведенную технологию, чтобы избежать шибок, снизить отходы кроя, добиться максимально возможного эксплуатационного ресурса.

    Кровельный пирог должен быть подготовлен соответствующим образом:

    • пароизоляционная пленка – монтируется на стропила изнутри мансарды/чердака, чтобы предотвратить проникновение влаги к деревянным конструкциям, утеплителю, однако 100% защита невозможна, некоторая часть внутрь все же проникает;
    • теплоизоляция – экструдированный пенополистирол или базальтовая вата, размещается между стропилами, частично поддерживается пароизоляционной пленкой от падения внутрь;
    • гидроизоляция (ветрозащита) – натягивается сверху утеплителя, позволяет выйти влаге наружу, сконденсироваться на поверхности;
    • контррейка – набивается вдоль стропил, обеспечивает вентиляционный зазор, позволяющий отвести сконденсированную влагу с поверхности гидроизоляции потоками воздуха;
    • обрешетка – сплошная из плит ОСБ, многослойной влагостойкой фанеры или шпунтованной доски.

    Ковер кровельный для битумной черепицы

    Важно! Не допускается сплошная обрешетка из необрезной доски, так как отсутствует плоскостность поверхности скатов. Все дефекты будут подчеркнуты гибкой черепицей после монтажа.

    Подложка

    Ковер подкладки при уклоне скатов 12 – 18 градусов создается сплошным. Для этого ендова оклеивается гидробарьером ОС ГЧ вертикально (наклонно), свесы у карнизов этим же материалом горизонтально. Рулонный материал подкладочного ковра приклеивается к обрешетке мастикой горизонтальными полосами снизу/вверх.

    Укрывной гидроизоляционный слой

    Ширина запуска гидробарьера на каждый скат в ендове 0,5 м. Листы подкладочного ковра имеют нахлест 15 см в соседних рядах и 10 см при наращивании длины в вертикальном направлении. Периодичность фиксации гвоздями 25 см, в нахлесте производится дополнительная обмазка мастикой.

    Полезная информация! При уклоне скатов более 18 градусов достаточно обработать ендовы, свесы у карнизов, сопряжения скатов вальмы, мансардных крыш указанным способом. Средняя часть скатов в этом случае подкладочным ковром не обрабатывается.

    Установка планок и водостока

    Карнизные, фронтонные стальные планки необходимы для усиления этих элементов крыши. На данных участках один край гонтов не имеет нахлеста, поэтому повышается вероятность задиров, открепления во время ветровых нагрузок, обильных осадков. Металлические планки повышают пространственную жесткость обрешетки, монтируются гвоздями (шаг 15 см + шахматный порядок) с нахлестом 3 – 5 см.

    Монтаж планок карнизов и фронтонов

    В зависимости от конструкции и схемы размещения водостоков у карнизного свеса на этом же этапе могут крепится к обрешетке или карнизным планкам кронштейны, на которых будут вывешиваться желоба водостока.

    Читайте также:
    Как построить винный погреб: советы и рекомендации

    Облицовка скатов

    Чтобы имела максимальный эксплуатационный ресурс гибкая черепица укладка гонтов своими руками начинается с разметки:

    • параллельно карнизному свесу или коньку отмечаются линии на всем протяжении ската через 0,8 м для каждых 5 горизонтальных рядов;
    • перпендикулярно предыдущей разметки проводятся линии через 1 м для каждого вертикального ряда.

    Получившаяся сетка позволяет контролировать расположение сторон каждого гонта в ряду, корректировать по мере необходимости. Особенно актуальна разметка для крыш со слуховыми, мансардными окнами, дымоходами, вентиляционными трубами.

    Полезная информация! Прибивать гонты по этой сетке не нужно, она создается для ориентира, облегчает работу мастера.

    Технология монтажа гонтов включат несколько этапов:

    • карнизный ряд – выкраивается из рядовых гонтов (модели Аккорд, Соната, Танго, Трио производителя Шиглас) или коньково-карнизных полос (модификации Джаз, Аккорд, Соната), крепится поверх стальной планки карнизной в 2 см от перегиба;

    • первый ряд – при значительной длине ската работы начинают от середины, отступ он карнизного ряда составляет 1 – 2 см для разных модификаций покрытия;

    • последующие ряды – так же от центра, лепестки рисунка смещаются наполовину или в соответствии со сложными узорами лицевой части, нижний край гонта должен располагаться вровень с верхним краем выреза нижнего гонта.

    Полезная информация! Начиная с третьего ряда, следует выдерживать направление, в котором сдвинуты лепестки гонта. В противном случае уже через несколько рядов общий узор покрытия перестанет совпадать.

    Гвозди следует располагать перпендикулярно уклону ската, чтобы шляпка прижимала материал параллельно ему, без перекосов. Утапливать головки метизов не нужно. Схема пробивки присутствует на коробке изготовителя, так как отличается в зависимости модели гибкой черепицы, уклона крыши.

    В отсутствие заводского самоклеящего слоя гонты промазывают с обратной стороны мастикой по ширине 10 см от верхнего края. Для нормального отбоя воды фронтонными планками гонты обрезают в 2 см от их края.

    Узлы примыкания

    В зависимости от конфигурации крыши, на ней могут присутствовать хребты (ребра, образованные соседними скатами вальмы по аналогии с коньком), переломы (сопряжение скатов на одной стороне дома в мансардной крыше), ендовы (внутренние углы в сопряжениях Г-образной крыши, слухового окна).

    Существует два варианта оформления ендов:

    • открытый – гонты запускают с обеих сторон на ковер ендовы, гвозди прибивают в 30 см от оси сопряжения, мелованным шнуром отбивают две линии параллельно оси на каждом скате, подрезают кровельный материал по этим линиям, подложив доску, приклеивают мастикой, фиксируют гвоздями в обычном порядке;
    • закрытый – гонты с одного ската (обычно с меньшим уклоном) запускают на соседний, гвозди пробиваются в 25 см от оси ендовы, в 7 см от оси на не обшитом скате отбивают линию, параллельную оси ендовы, подрезают гонты, крепят их окончательно, затем к этой линии примыкают гонты второго ската в обычном порядке.

    Открытая и закрытая ендова

    Примыкания ( к стенам, парапетам, прочим конструкциям) оформляют по треугольным рейкам («штапики»), прибитым в углах сопряжений. Для этого распускают 50 х 50 мм брус, поверхность стены, к которой примыкает крыша, предварительно выравнивается штукатуркой либо шпаклевкой. Затем поверх гонтов приклеивают на мастику кусок ковра ендовы 50 см ширины с запуском на стену 30 см.

    Герметизация примыканий гибкой черепицей

    Полезная информация! Сверху этот кусок ендовного ковра закрывается металлической планкой-фартуком, верхняя сторона которого вмуровывается в швы кладки или штробу в бетоне.

    Дымоходы, вентиляционные трубы лучше оформлять специальными керамическими, стальными доборными элементами. Гонты примыкают к ним либо запускаются внахлест сверху.

    Статья по теме:

    Мягкая кровля: виды и цены. В отдельной публикации представлен подробный обзор гибкой кровли, ее характеристиках, видах и ценах, а также нюансах монтажа.

    Заключение

    Таким образом, с учетом вышеизложенных нюансов гибкую черепицу можно смонтировать самостоятельно в одиночку. Все производители печатают на коробках или комплектуют кровельный материал инструкциями, учитывающими особенности конкретной модификации гонтов.

    Видео: гибкая черепица: укладка своими руками

    Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

    Гибкая черепица: характеристики, виды, и достоинства материала

    На сегодняшний день гибкая черепица является самым популярным материалом для покрытия крыш частных домов и дач. Мы расскажем чем отличается технология укладки гибкой черепицы от других видов кровельного покрытия, рассмотрим виды, преимущества и недостатки этого материала, а также назовем лучших производителей на рынке России.

    Гибкая черепица – самый популярный материал для покрытия кровли частных домов

    Популярность мягких кровельных материалов обусловлена простой технологией монтажа, доступной стоимостью, и высокими эксплуатационными качествами. Мягкая черепица выдерживает резкие перепады температур, поглощает внешний шум, имеет долгий срок эксплуатации. Но наиболее важной причиной востребованности именно этого кровельного материала является эстетическая привлекательность.

    Мягкая черепица – характеристики, преимущества и недостатки

    Если сравнивать мягкую черепицу с рулонным кровельным покрытием, то к преимуществам первой можно отнести следующие характеристики:

    • привлекательный внешний вид;
    • простота укладки даже на самых сложных кровлях;
    • легкость замены поврежденных участков;
    • лучшие эксплуатационные и изоляционные характеристики.

    Согласно статистике, именно мягкая черепица – самый популярный материал для покрытия крыш частных домов.

    Мягкая битумная черепица – лучшее решение для многоскатных крыш

    Сравнительно новая на рынке гибкая кровля представляет собой прямоугольные листы, фигурно подрезанные по одному краю. Стандартный размер гонта: 100 на 35 см, толщина 0,3 см. Многослойные изделия имеют толщину до 0,6 см.

    Читайте также:
    ТОП-13 лучших клеев для дерева: как выбрать клей для дерева, рейтинг лучших вариантов

    Структура: прямоугольники, соты, волны, ромбы, чешуя. Цветовая гамма: однотонные, разноцветные, с переходами в другую палитру.

    Разнообразие структуры и цветов черепицы

    • Основа. Из целлюлозы, или стекловолокна с битумной пропиткой.
    • Покрытие декоративное. Из минеральной крошки, или гранулята базальтового.
    • Крайний слой. Из песка мелкозернистого. Может иметь самоклеящееся основание.

    Состав мягкой черепицы для кровли крыш

    Материал комфортно перевозить, хранить, монтировать. Не деформируется, не трескается при физических воздействиях. К основным преимуществам относятся такие качества, как: шумоизоляция, водонепроницаемость, гидроизоляция, огнеустойчивость, герметичность.

    Также можно отметить следующие положительные моменты:

    • Экономичность – укладка гибкой черепицы осуществляется с минимальными отходами, не более 5%.
    • Долговечность – срок эксплуатации от 20 до 70 лет.
    • Эстетичность – большой выбор оттенков позволяет реализовать любой дизайнерский замысел.
    • Универсальность – подходит для всех регионов с любым климатом.
    • Устойчивость к возникновению гнили, мха, грибка.
    • Не подвергается коррозии, противостоит воздействию агрессивных веществ, благодаря технологии покрытия поверхности изделий медью и цинком.

    Кроме того, материал диэлектричен, предотвращает попадание в строение молний. Выдерживает сильные порывы ветра, не выгорает под солнечными лучами. Имеет несомненное преимущество перед другими видами кровли, так как легко применяется для многоярусных, и нестандартных крыш со сложной геометрией.

    Монтаж гибкой черепицы возможен только на сплошное основание

    Недостаток: технология укладки гибкой черепицы предполагает наличие сплошного основания. Его изготавливают из влагостойких материалов, что требует дополнительных расходов.

    Виды мягкой черепицы

    Виды гонта различаются не только по форме, цвету, составу компонентов, но и по количеству слоев. Бывает однослойный, двухслойный, трехслойный. Главное различие – наличие дополнительного слоя, придающего изделию еще больший объем и рельеф, а также повышающий запас прочности.

    Двухслойная черепица смотрится объемнее и красивее однослойной

    Даже у одного и того же производителя между многослойным и однослойным материалом присутствуют существенные различия в таких качественных характеристиках, как: прочность, долговечность, внешний вид.

    В многослойном изделии, в отличии от однослойного, присутствует несколько слоев стеклохолста соединенных особым образом. В качестве поверхности используют базальт, препятствующий лавинному схождению снега. К тому же, необычные сочетания гранул базальта по цвету и форме создают эффект бархата, что смотрится очень эффектно.

    Мягкая черепица с базальтовым покрытием смотрится очень эффектно

    Монтаж гибкой черепицы с несколькими слоями выполняется гораздо проще, чем однослойной, так как нет необходимости подбирать рисунок. Можно монтировать материал прямо на предыдущую мягкую кровлю. Стоимость покрытия крыши из многослойного материала не превышает 20-40 % цены стандартного, однослойного.

    Производители гибкой черепицы на рынке РФ

    На российском рынке представлен огромный выбор гибкой черепицы (гонта) от известных производителей, большая часть из которых открыли свои производства на территории нашей страны.

    Лидером, как в дизайне оформления, так и качестве изготовления черепицы считается итальянский производитель Тегола. На сегодняшний день выпускает для России самый широкий модельный ряд (производство в Давыдово). Специально для северных регионов страны Тегола запустила изготовление материалов, выдерживающих температуры от минус 70 до плюс 140 градусов по Цельсию.

    Мягкое покрытие от Тегола для фигурной крыши

    Среди разноцветных моделей популярна продукция Шинглас, выпускаемая лидером среди кровельных производителей Технониколь. Завод этой компании находится в Рязани.

    Вас наверняка заинтересует подробное описание всех видов продукции компании Технониколь.

    Что касается однотонных изделий – среди владельцев частных домов популярна черепица финских и американских производителей. Также, особым спросом пользуется двухслойный материал с 3D эффектом в виде дранки (кровельный материал из деревянных узких дощечек).

    Применение битумной черепицы под дранку для покрытия деревянного дома

    Первой для России мягкую черепицу предложила финская компания Катепал (марка Руфлекс). Выпускает семь коллекций, разработанных специально для климата наших широт (производство в Саратовской обл.).

    Компания Икопал помимо стандартных, высококачественных изделий предлагает варианты материала класса Премиум. Которые имеют более высокий срок эксплуатации, и устойчивы к низким температурам.

    Мягкая черепица KATEPAL для кровли частного дома

    Самый известный американский производитель СетанТид предлагает российскому потребителю только бюджетные варианты. При желании можно оформить более дорогие серии “под заказ”.

    Международная компания Айко также представляет недорогие варианты. Известна среди российских потребителей эксклюзивной коллекцией – черепица с узкими гонтами и неровными краями.

    Особенности использования и укладки материала

    Использовать этот материал можно на поверхностях с допустимым уклоном от 11 до 90 градусов. Его применяют на всех видах сложных кровель:

    • сводных;
    • полукруглых;
    • конусообразных.

    Важное преимущество материала: небольшой вес, что исключает необходимость проводить работы по усилению кровли, других элементов строения.

    Сочетание цветов битумной черепицы при покрытии кровли

    Важно знать, что гибкая черепица требует особого подхода к укладке. Монтаж кровли должен осуществляться при определенных условиях:

    • солнечная погода;
    • температура воздуха выше нуля по Цельсию;
    • отсутствие осадков.

    Гибкая черепица – схема монтажа на кровельный пирог

    Если есть необходимость, то перед тем как укладывать гибкую черепицу в холодную погоду, специалисты рекомендуют гонты выдержать в тепле. А еще лучше, для их подогрева использовать строительный фен. Такой способ монтажа позволяет выполнять работы при температуре воздуха до минус 15 градусов по Цельсию.

    Укладка гибкой черепицы на сплошное основание

    Подробную информацию о том, как выполнять монтаж гибкой черепицы Шинглас, вы найдете в нашем материале.

    Читайте также:
    Какие трубы не рекомендуется прятать в стены: основные ограничения

    Еще чуть больше пяти лет назад этот кровельный материал для большинства наших граждан был экзотикой. Применяли его редко, отдавая предпочтение классическим металлическим покрытиям. Сегодня гибкая черепица – лучший кровельный материал для любых поверхностей, особенно для крыш сложной формы. Он сочетает такие качества, как долговечность, красоту, простоту укладки, приемлемую стоимость. Даже самое скромное строение с такой крышей выглядит очень респектабельно.

    Масляные краски для художников

    Для написания картин на текстильной основе используются художественные масляные краски. После высыхания они прочно сцепляются с холстом. Благодаря чистоте цветовой гаммы при смешивании позволяют получить практически любой оттенок.

    1. Особенности художественных масляных красок
    2. Виды красок на масляной основе
    3. Основная палитра
    4. Правила использования
    5. Как рисовать маслом
    6. Нужно ли разбавлять
    7. Что используют в качестве растворителя
    8. Какие краски стоит выбирать начинающим

    Особенности художественных масляных красок

    Одной из особенностей красок на масляной основе является долгое высыхание.

    Это позволяет художнику:

    • корректировать рисунок, исправлять допущенные ошибки;
    • добиваться нужного перехода цветов;
    • наносить слои друг на друга;
    • смешивать цвета непосредственно на холсте.

    При нанесении нескольких слоев краситель не мутнеет. При необходимости он легко удаляется с холста шпателем, мастихином или лоскутом ткани, после высыхания – перекрывается новым слоем нужного оттенка.

    Способность длительное время сохранять влажную консистенцию обусловлена масляной основой.

    В состав входят:

    1. Окрашивающие пигменты (органические, минеральные или синтетические), которые обогащают цветом, сгущают состав. Данные вещества имеют вид порошка, после перетирания его смешивают со связующим веществом по специальной технологии. От пигментов зависит чистота, насыщенность тона, натуральность и устойчивость к выцветанию на холсте.
    2. Растительное масло (традиционно – льняное), которое выполняет функцию связующего звена. Благодаря этому компоненту пигмент обретает нужную консистенцию для нанесения на холст. От масла зависит предсказуемость красителя, удобство нанесения. В дешевой продукции используется рафинированное масло или штандоль. Необходимая информация указывается производителем на упаковке.

    Благодаря масляной основе усиливается яркость, насыщенность цветовой гаммы. Главным свойством масляных красок является долговечность и светостойкость (обозначается на упаковке звездочками).

    Виды красок на масляной основе

    Структура красителя может быть прозрачной или непрозрачной. В первом случае состав более легкий, пропускает свет.

    На упаковке данный параметр обозначается квадратом:

    • полностью закрашен – высокая укрывистость;
    • закрашена половина – средняя прозрачность;
    • не закрашен – прозрачность.

    Условно материалы делятся на профессиональные и ученические.

    В магазинах реализуются 3 вида:

    1. Высокохудожественные. Предназначены для профессионалов. Содержат компоненты высочайшего качества, исключающие потерю блеска, цвета на картине с течением времени.
    2. Студийные. Используются профессионалами и учениками, обладают необходимыми для комфортной работы характеристиками. В состав входят качественные компоненты.
    3. Эскизные. Это продукция низкого ценового сегмента, подходит ученикам для наработки техники нанесения.

    У дешевых составов отмечается неравномерная скорость высыхания, недолговечность, низкая светостойкость.

    Основная палитра

    Каждый художник подбирает свою основную палитру оттенков, которая необходима для работы.

    Однако можно выделить оттенки, без которых написание картины станет затруднительным:

    1. Белила. Используются цинковые или свинцовые. В первом случае состав обладает средней кроющей способностью, повышает прочность смеси красителей. В темноте такие белила желтеют, но восстанавливают белизну под воздействием света, могут трескаться. Свинцовые белила отличаются вязкостью, хорошей укрывистостью и сцеплением. Сохнут быстрее цинковых, являются токсичными. Обладают устойчивостью к свету. Белую краску с необходимыми характеристиками получают путем смешивания белил разного вида.
    2. Красные. Среди множества оттенков можно выделить следующие:
      • “Краплак” (темный подтон);
      • “Красная охра” (сдержанный оттенок);
      • “Киноварь” (яркий цвет);
      • “Кармин” (чистый яркий тон);
      • “Красный кадмий” (яркий оттенок).
    3. Зеленые. Яркий прозрачный оттенок имеет “Изумрудная”, к сдержанным оттенкам относятся “Зеленая земля”, “Окись хрома”.
    4. Желтые. Эффектным золотистым тоном обладают желтые охры. Оттенки сдержаны, представлены в светлых и темных вариантах. Яркий тон дает “Желтый кадмий”, “Крон” или “Желтый хром”. “Стронциановая желтая” имеет светлый лимонный оттенок.
    5. Синие. Насыщенным ярким оттенком выделяется “Берлинская лазурь”. Хорошими характеристиками обладают “Синий кобальт”, “Ультрамарин”.
    6. Коричневые. К данной цветовой гамме относится “Умбра”, “Жженая сиена”.
    7. Черные. Рекомендуется приобрести “Виноградную черную” или “Жженую слоновую кость”.

    Для работы может понадобиться “Фиолетовый кобальт”. Необходимо учиться извлекать цвета путем смешивания оттенков, тогда основного набора будет достаточно для занятия живописью.

    Правила использования

    Для творчества понадобятся краски, холст, кисти и палитра для смешивания цветов. Можно приобрести уже натянутый загрунтованный холст. Некоторые художники пишут на бумаге, однако такая основа быстро впитывает влажный краситель, поэтому должна быть плотной. Также рекомендуется предварительно грунтовать бумажную основу клеем или специальным грунтом.

    Все необходимое следует держать в подготовленном для хранения месте.

    Как рисовать маслом

    Техника у каждого художника своя.

    Можно выделить 2 направления, как рисовать масляными красками:

    1. Многослойное наложение. Отличается сложностью, необходимостью большого количества материала. Требуется аккуратность и терпение, чтобы избежать образования неравномерных по матовости участков.
    2. Наложение в 1 слой. Техника используется чаще первой, т.к. расход материала в данном случае меньше. Нужно учитывать нюанс – после высыхания единственного слоя могут образоваться трещины. По этой причине опытные художники после полного высыхания наносят второй слой.

    Занятие живописью требует подготовки правильного освещения.

    Поэтапное написание картины:

    1. Чертится контур будущей экспозиции на холсте. Используется уголь, т.к. в случае ошибки он легко стирается лоскутом ткани.
    2. Написание картины начинается с прорисовки наиболее ярких элементов. Выделяются самые темные и самые светлые фрагменты композиции. Необходимые тона, тени получают путем постоянного смешивания оттенков.
    3. После завершения работы над наброском переходят к прорисовке деталей. Постепенно задействуется весь холст, нельзя заострять внимание лишь на одном фрагменте.
    4. Поправки можно вносить на протяжении 3 дней, в течение этого срока происходит полное застывание. Даже после снятия неудавшегося участка шпателем и нанесения нового слоя экспозиция останется прочной.
    Читайте также:
    Стеллаж в офис – характеристики, варианты применения и советы по выбору места расположения (125 фото)

    Высохшую картину нельзя протирать тряпкой и трогать руками.

    Нужно ли разбавлять

    Для создания рельефных многослойных экспозиций допустимо работать с неразбавленными составами. Техника наложения может требовать использования густого пигмента.

    Для живописи в других направлениях необходимо нанесение легких, иногда прозрачных, мазков. Для смягчения структуры состава добавляется растворитель. За счет разбавления можно придать блеска, прозрачности слоям на холсте, а также продлить или сократить срок высыхания экспозиции.

    Другая причина использования растворителей: из-за густой консистенции составы становятся плотными, возникает необходимость их разбавлять.

    Что используют в качестве растворителя

    Связующим звеном пигмента является масло, поэтому для разведения используются специальные составы на масляной основе.

    1. Льняное масло. Не имеет запаха, безопасно для здоровья. Сохраняет яркость, густоту красок, не требует большого расхода. Средство придает матовость после высыхания, снижает прочность слоя.
    2. Лаки на масляной основе с разбавленной смолой (пихтовый, мастичный, даммарный). Придают плотность, повышая прочность крепления на холсте. Усиливают цвет, глянцевый блеск. Уменьшают время высыхания, однако краска теряет фактурность. Используется для написания миниатюр, закрепления нижнего слоя с целью нанесения последующего (лессировка).
    3. “Двойник”. Состоит из масляной основы и лака. Средство загущает краску, улучшает смешивание, увеличивает период высыхания. Подчеркивает яркость, глубину цвета. Поверхность мазков сохраняет блеск и равномерно отражает свет.
    4. “Тройник”. Содержит масло, лак и разбавитель (чаще используется пинен). Повышает эффективность работы: сгущает мазки, улучшает смешивание, повышает прочность, сохраняет блеск. Также увеличивает время высыхания слоя.
    5. Пинен. Прозрачный разбавитель на основе скипидара, не имеет запаха. Средство не вызывает пожелтения красок, придает слою прозрачность и легкость, ускоряет высыхание. Однако художники не пользуются пиненом в качестве единственного разбавителя при написании всей картины, в противном случае слои обретут матовость, потеряют прочность.
    6. “Уайт-спирит”. Недостатком растворителя является резкий запах. Средство используется для чистки кисточек и палитры, обезжиривания холста. При разбавлении краски быстро испаряется, придавая мазкам тонкость, однако нарушает структуру красителя, делая слой матовым, недолговечным.

    При ограниченных сроках работы возникает вопрос, как быстро высушить картину. В таких случаях используются лаки и разбавители, ускоряющие высыхание. В зависимости от техники и желаемого результата применяются различные сочетания средств.

    Какие краски стоит выбирать начинающим

    Для начинающих в магазинах продаются готовые наборы красок. Для художников без опыта в масляной живописи достаточно около 10 оттенков из основной палитры, большое количество цветов покупать не рекомендуется.

    При покупке материалов учитывается размер картины, цветовая гамма. Для отработки навыка не требуется стойкость, подойдут эскизные недорогие материалы на основе синтетических пигментов. По мере совершенствования техники рекомендуется пробовать работу с составами разных производителей, чтобы найти подходящие стилю написания. У большинства изготовителей названия цветов не отличаются, на упаковках расположены цветные полосы, помогающие сделать выбор.

    Художественные масляные краски: с чем их едят?

    Ни для кого не будет секретом то, что масляные краски — это самый популярный вид красок среди художников. Многие из них считают именно масляные краски самыми совершенным и достойным средством отображения прекрасного окружающего мира.

    Мы предлагаем вашему вниманию обзорную статью о составе красок, их преимуществе и методах разжижения.

    Содержание

    Состав художественных масляных красок

    Как правило, масляные краски наносятся на холст в разбавленном виде. С этой целью применяют специальные разбавители, в частности льняное масло либо терпентин. Данное средство добавляется в краску посредством кисточки или мастихина.

    Масляные краски состоят из окрашивающих пигментов и масла, являющегося связующим компонентом.

    Пигмент обогащает краску цветом и служит в качестве загустителя. Данное вещество представляет собой обычный порошок, поэтому его невозможно наносить на холст без дополнительного элемента. Чтобы краска приобрела нужную консистенцию, к пигменту примешивают растительное масло (традиционно, льняное).

    Чем разбавляют масляные краски?

    На начальном этапе для разжижения краски рекомендуется применять разбавитель. Зачастую он состоит из одинаковых частей льняного масла и терпентина. В результате полученная смесь позволяет краске достаточно быстро сохнуть. Благодаря его использованию не слои краски не растрескиваются.

    Разбавитель для масляных красок

    Масло льна является одновременно составной частью масляных красок и разбавителем. Из-за воздействия воздуха оно окисляется, обеспечивая высыхание краски. Добавив льняного масла, можно достичь такого эффекта, при котором слои краски становятся более блестящими и прозрачными.

    Благодаря тому, что масляная краска высыхает довольно медленно, художники добиваются нужного перехода цветов.

    От количества масла, содержащегося в краске, зависит, как быстро она сможет высыхать. Во время высыхания льняное масло не испаряется, поэтому необходимо его добавлять в умеренном количестве.

    Терпентин тоже способен разбавлять масляные краски, однако действует на них несколько иначе. В процессе высыхания он улетучивается, поэтому слой высохшей краски растрескивается. Это вещество применяется для более скорого высыхания красок. Помимо того, из-за разбавления терпентином масляная краска выглядит матовой.

    Когда добавлять растворитель

    До того, как нанести краску на поверхность холста, масляные краски нужно довести до определенной консистенции. Если сильнее разбавить краску, она будет более прозрачной, а рисунок и фактура холста станут явно проявляться.

    Возможность нанесения легких прозрачных мазков составляет отличительную особенность масляной живописи.

    Как правильно разбавить краски

    Разбавить краски с помощью кисти очень легко: чистую кисточку опускают в растворитель, а затем переносят ее в краску на палитре. Круговым равномерным движением перемешивают краску и разбавитель до образования однородной консистенции. Это действие повторяют, пока не удастся достичь необходимой плотности краски.

    Читайте также:
    Характеристика японских электродов LB-52U

    Чтобы разбавить краски посредством мастихина, нужно проделать следующие действия: опустите кончик мастихина в разбавитель, а затем смешайте его с определенным цветом краски на палитре. В результате лезвие будет плоским шаром скользить по холсту. В случае, если краски растекаются, их нужно собирать ребром мастихина и перемешать до той консистенции, пока они не станут достаточно вязкими и однородными.

    Применение масленок

    Как правило, масленки сочетают вместе с разбавителем. Данные приспособления бывают как одинарными, так и двойными. Обычно в масленку первого типа наливается смесь терпентина и льняного масла. Второй тип используют для смеси и чистого терпентина. Оба вида разбавителей дают возможность достичь интересного эффекта в масляной живописи. Благодаря специальному зажиму масленки закрепляются к палитре.

    Использование скипидара

    С помощью скипидара также можно разбавить масляные краски, однако его все же не рекомендуют применять с этой целью. Это средство отлично подходит для очищения кистей, палитры и мастихина от красок. Необходимо помнить, что после высыхания масляная краска становится очень прочной, поэтому нельзя допускать, чтобы по окончании работ инструменты остались в краске. Для этого необходимо устранить все остатки краски с кисточек, палитры и мастихина.

    Преимущества масляных красок:

    • Густая и чистая цветовая гамма. Эти краски с легкостью смешиваются, благодаря чему можно получить практически любой необходимый оттенок и цвет, не зависимо от того, темный он или светлый, яркий или приглушенный.
    • В отличие от акриловой, масляная краска достаточно долго остается на холсте влажной. Это позволяет смешивать нужные цвета прямо на картине.
    • Эти краски можно наносить непосредственно друг на друга путем нескольких слоев. При этом краски не мутнеют, как это происходит с акварелью.
    • Не менее важной особенностью масляных красок является то, что в работе с ними очень просто можно исправить допущенные ошибки. Этот вид красок легко удаляется с поверхности холста с помощью разных инструментов. В этих целях можно применять мастихин, шпатель или обычную тряпочку. Если же слой масляных красок уже просох, поверх него можно нанести новый слой.

    Спасибо за ваше внимание! Желаем вдохновения и творческих взлетов!

    Масляные краски: история и свойства. Какие цвета выбрать начинающим

    Художественные масляные краски для живописи

    Любая краска состоит из порошкообразного пигмента и связующего вещества. Пигменты гуаши, акварели, темперы, акрила и масла не отличаются, а вот связующие в каждом случае разные. Например, акварель содержит гуммиарабик или декстрин, мед, глицерин и бычью желчь. Связующие гуаши — фруктовая камедь, смолы-бальзамы, пластификатор, стабилизатор ализариновое масло, животная желчь, фенол. В темперных красках используются казеин, воск, яичный желток или поливинилацетат (ПВА). Акриловые вододисперсионные краски состоят из мельчайшей дисперсии акриловой (искусственной) смолы-полимера и органического разбавителя или воды.

    Масляные краски производят на компьютеризированном заводе, по оптимальной рецептуре. Так же как и пятьсот лет назад, перетирая естественное или синтетическое сырьё, добиваются его тесного смешения с растительными маслами (льняным, ореховым или маковым), воском и смолой. Весь производственный процесс протекает под давлением, что исключает попадание в резервуар частиц воздуха. Промышленный продукт содержит только первосортные ингредиенты, влияющие на густоту и глянец красочного слоя.

    История красок

    До изобретения современных пигментов живописцы рисовали на холсте или дереве красящими составами только природного происхождения. Они покупали их в аптеках и других не имеющих отношения к искусству местах.

    Подмастерья, под наблюдением мастера, растирали в тонкую пыль любые полудрагоценные камни и минералы (лазурит, малахит, известняк), разноцветные глины, некоторые растения и насекомых. Яркость менялась от степени измельчения субстанции и от объема добавленного масла.

    До середины XIX века приготовленные смеси пигментов и масла хранились в небольших свертках, сделанных из свиного мочевого пузыря. Художники нарезали этот биоматериал на кусочки, клали на них пастообразную массу и герметично сворачивали. Чтобы выдавить нужный цвет, пакетик прокалывали, а после употребления отверстие запечатывалось снова. Такой способ хранения не был долговечным, так как краски быстро пересыхали, особенно если надо было писать на пленэре.

    С развитием мануфактур процесс приготовления и упаковки художественных красок был модернизирован. Американский художник-портретист Джон Гоффе Рэнд впервые запатентовал изобретение свинцового тюбика для хранения краски и других жидкостей без доступа воздуха. Британская компания Виндзор и Ньютон выкупила у него патент и наладила выпуск красок в новой расфасовке. В 1841 году мир увидел краски в тюбиках.

    Технические характеристики

    Качество художественных красок определяют по нескольким показателям.

      • Насыщенность
      • Тонкость перетирки
      • Укрывистость, маркируется черным или прозрачным квадратиком
      • Быстрота высыхания
      • Пастозность, тягучесть, концентрация пигмента
      • Светостойкость, маркировка — снежинка, плюс или А, В, С
      • Адгезия (сила сцепления краски с грунтом).

    Некоторые краски намеренно изготавливают полупрозрачными, они называются лессировочными. Прозрачность цвета зависит от разности преломления света в пигменте и связующем веществе. Если их коэффициенты близки по значению, то свет, падая на поверхность мазка, не отражается, а проходит насквозь (просвечивает). Если коэффициент преломления пигмента значительно выше, то краска образует плотный непрозрачный слой.

    Читайте также:
    Какие трубы не рекомендуется прятать в стены: основные ограничения

    Измельченные и перетертые пигменты меняют оттенок. Охра, кадмий красный, берлинская лазурь, сиена становятся насыщеннее, а кобальт, наоборот, более жухлым. Кусочек неперетертой киновари — серый, а не красный, а кусочек краплака кажется чёрным.

    Скорость высыхания масляных красок

    Написанное полотно сохнет медленно, от двух недель до месяца, в зависимости от пастозности письма. Вначале схватываются наружные слои краски. Полная полимеризация наступает через год. Собственно, должен просохнуть не пигмент, а одно из связующих — растительное масло, точнее, не просохнуть, а окислиться.

    Разные цвета окисляются за неодинаковое время. Дольше всего остаются сырыми белила и кадмии (красно-жёлтый сегмент). Темные оттенки и «земли» подсушиваются скорее. Это связано с различной маслоёмкостью порошков-пигментов.

    Форсированная катализация достигается включением в краску сиккативного ускорителя. При его введении масло становится способным к быстрому поглощению кислорода. Однако, злоупотребление большим количеством сиккатива (особенно в завершающих слоях) делает краску хрупкой.

    Итальянская марка Classico выпускает быстросохнущие белила под № 26. Поскольку в замесы часто добавляются белила, то одно только использование этого номера вдвое ускоряет сушку. Яркое освещение тоже сушит, особенно прямые солнечные лучи, которые включают в себя не только инфракрасные (температурные), но и ультрафиолетовые (не ощущаемые, но влияющие на затвердевание) волны.

    Активизация процессов, происходящих в красочном слое сказывается на его долговечности. Поэтому лучшие условия для просушки — нормальные. После полного высыхания красочный слой сжимается примерно на 20 %.

    Совместимость красок и связующих веществ

    Все красочные пигменты – это химические вещества сложного состава. Очевидно, что некоторые из них могут взаимодействовать между собой не всегда корректно – жухнуть, неожиданно менять цвет или осыпаться при высыхании. Лучший способ избежать побочных эффектов – это перемешивать разумное количество оттенков.

    Если Вы только учитесь и не стремитесь сохранить свой шедевр на века, то все краски разных производителей можно смешивать между собой. Но старайтесь не перемешивать более четырёх цветов одновременно.

    Связующее вещество (разбавитель или тройник), которым пишут одну картину, должен быть одинаковым от начала и до конца. К примеру, если в пастозном подмалёвке использовали тройник с преобладанием масла, а в верхние слои написали с преобладанием лака, то живопись может потрескаться.

    Срок годности

    На непригодность краски указывает изменение её структуры. Она становится студенистой или твердой. Во всех других случаях ею можно пользоваться.

    Если в тюбике образовался излишек текучей фракции — это не страшно. Надо дать ему отстояться в вертикальном положении крышечкой вверх и слить лишнее связующее.

    Что купить для начала: набор или выбрать краски поштучно?

    Комплект в коробке хорош для начала только в том случае, когда есть уверенность, что живопись никогда не станет Вашим хобби. По цене отечественные краски вне конкуренции. Нет никакой кардинальной разницы между Мастер-Классом, Ладогой, Гаммой, Сонетом или Подольской. Отличаются они, преимущественно, разнообразием выпускаемых этими фирмами расцветок, количеством цветов-имитаций в линейке и раскрученностью бренда. Тубы продаются не запаянными, поэтому цвет видно не только на этикетке, но и внутри тюбика. Допускается лёгкая нюансировка оттенка в отдельных партиях товара.

    Почитайте специальную литературу, побывайте на мастер-классе. Ниже — список из двенадцати цветов, с которого можно начать своё живописное приключение. Остальное — дело личного вкуса. Со временем Ваша палитра расширится и станет неповторимой. Некоторые художники, которые уже нашли свою уникальную гамму, вручную замешивают нужный тон и накладывают его в пустые тюбики.

    Список масляных красок для начинающего живописца

    1. Кадмий красный светлый

    2. Кадмий желтый светлый

    3. Охра натуральная

    4. Травяная зеленая

    5. Кобальт синий средний

    6. Краплак фиолетовый прочный

    7. Индийская желтая

    8. Марс оранжевый прозрачный

    9. Марс коричневый светлый

    10. Тиоиндиго красно-коричневая

    11. Большой тюбик белил

    12. Чёрный шунгит

    Теория изобразительного искусства включает раздел о цветоведении. В нем описывается каким образом формируются гармоничные сочетания, как они взаимодействуют между собой и какое влияние оказывают на зрителей. На сайте с цветовым кругом https://colorscheme.ru можно поэкспериментировать с генерацией цветовых схем. Они бывают: монохромные, контрастные (взаимодополняющие), третичные (равноудаленные на цветовом круге), четвертичные (две пары дополнительных), родственные и акцент аналогичные.

    Какие нужны белила

    Художник выбирает белую краску в соответствии со своей художественной задачей.

    Титановые белила (диоксид титана) в чистой кристаллической модификации (рутил) в продаже почти не встречаются, зато двуокись титана смешанная с сульфатом бария или кальция приобретает всё большую популярность. Чистый белый цвет и прекрасная укрывистость (превосходящая все другие белые пигменты) титановых белил зависит от количества сульфатных примесей (не более 70 %). Чем их меньше, тем ярче белизна краски.

    Цинковые белила (окись цинка) молочно-белого цвета. Они достаточно светоустойчивы, не подвержены действию сернистых соединений, но в смеси с пигментами органического происхождения заметно ухудшают их светостойкость. Цинковые белила очень долго сохнут, прозрачны и очень чувствительны к влаге. В условиях повышенной влажности красочный слой с цинковыми белилами теряет прочность.

    Свинцовые белила имеют слегка голубоватый оттенок, это прочный и эластичный материал. Низкие сорта краски после высыхания начинают просвечивать из-за того, что гидрат окиси свинца легко соединяется с углекислым газом из воздуха и полностью переходит в углекислую соль. Ещё одна неприятная особенность – плохое влияние на смеси с ультрамарином и киноварью. Сейчас в нашей стране свинцовые белила сняты с производства в силу их ядовитости, но до середины ХХ века считались «становым хребтом масляной живописи».

    Читайте также:
    Характеристика японских электродов LB-52U

    Наименования художественных красок, выпускаемых в России

    Всего в мире выпускают около 300 оттенков масляных красок для живописи. Почти половина из них — это пигменты, имитирующие цвета природного происхождения (индиго, лазурит, шафран, арцика, малахит, волконскоит, кошениль, пурпур и др.). Они выпускаются из сложных химических соединений, созданных в лабораториях. Изготовитель обязан подписывать имитацию цвета на этикетке. Главный российский поставщик масла — завод художественных красок Невская Палитра, затем Подольск Арт-Центр, Спектр и Гамма. Вместе они поставляют на рынок разнообразный и конкурентоспособный ассортимент.

    1. Белые — белила титановые (самые непрозрачные), цинковые (молочно-белые), свинцовые (слегка голубоватые).

    2. Неаполитанские: телесная, светло-желтая, желто-палевая, оранжево-желтая, розовая (состоят из белил с добавлением желтого кадмия и красной охры).

    3. Желтые: кадмий и крон (лимонный, средний и темный), стронциановая, золотистая Арзакан, Вайк, травертин, охра желтая Мецкар.

    4. Красные: кадмий (оранжевый, оранжево-красный, пурпурный, темный), английская и индийская красная, кармин, киноварь (вермильон), кораллово-розовая, Тавуш-вишня, шахназарская, Мецкар, гутанкарская малиновая, красный хинакридон, оранжевый травертин, венецианская.

    5. Зеленые: кобальт зеленый (темный и светлый), окись хрома, хром-кобальт сине-зеленый, изумрудная, волконскоит, глауконит, виридоновая, зеленое золото, Паоло Веронезе, Бжни, севанская, араратская, античная, турецкая зеленая, английская зеленая (темная и светлая), оливковая, малахитовая светлая, зеленая Тавуш, оливковая Арзакан.

    6. Синие: кобальт (темный, светлый, спектральный), церулиум, марганцевая голубая, ультрамарин, небесно-голубая, бирюзовая, ФЦ, индиго, фталоцианиновый, турецкая голубая, королевская синяя, берлинская (железная) лазурь, бирюзовая, индантреновая синяя.

    7. Лиловые: кобальт (розовый, темный и светлый), гутанкарская фиолетовая, лак фиолетовый, тиоиндиго розовая, марганцевая фиолетовая, сиреневый хинакридон, Петербургская розовая и лиловая.

    8. Коричневые: марс (светлый и темный, оранжевый, желтый), охры (светлая, натуральная, золотистая, темная Котайк), капут-мортум, сиена (натуральная и жженая), умбра (натуральная ленинградская, грузинская и жженая), ван-дик, феодосийская, красно-коричневая Севан и Вайк.

    9. Черные: глубокая черная, марс черный, виноградная, персиковая, византийская чернь, сажа газовая, кость жженая, травертин. Явное тоновое отличие черных красок выявляется при их смешивании с белилами.

    10. Серые: Петербургская серая, Пейна.

    Лучшие краски по соотношению цена — качество

    Стоимость масляных красок зависит от натуральности сырья, качества связующего (состава и степени его очистки) и концентрации пигмента. Имитация цвета всегда стоит дешевле.

    Подольские краски серии «Классика». Важное достоинство этого масла (кроме беспрецедентно низкой цены) в том, что в составе каждого цвета используется только один пигмент натурального происхождения. В Подольске не микшируют, продукция сохраняет традиционные названия в течении десятилетий.

    Schmincke (Германия), серия NORMA PROFESSIONAL. Всего в линейке 84 цвета в небольших тубах по 35 мл. (6 из них имитация). Все краски прекрасно совместимы и смешиваются между собой без снижения светоустойчивости.

    В линейке Schmincke MUSSINI 101 цвет только естественного происхождения с максимально возможной концентрацией пигмента. Для улучшения качества красочную массу сначала настаивают в течение трёх месяцев, и только потом расфасовывают в тубы. Её отличительная особенность – связующее, в которое добавлена даммарная смола.

    Old Holland (Нидерланды). Старейшая фабрика открылась в XVI веке. Выпускает краски ручной работы с соблюдением старинных технологий, в основном для реставрации. Никаких современных наполнителей типа бария, кальция и воска – только древняя пигментная база и гранитные жернова.

    Возможности масляной техники

    Масло интереснее и разнообразнее других художественных техник. В масляных красках скрыт огромный изобразительный потенциал: возможность лепить фактуру, передавать глубину цвета, оптические эффекты, валёры (диапазон градаций цвета при высветлении или затемнении), многократно ретушировать. Они расцветают в умелых руках или под руководством профессионала.

    Мастер-классы по живописи для взрослых

    Художник Елена Бартенева приглашает на индивидуальные уроки живописи маслом с почасовой оплатой (1500 р/час всё включено). Адрес мастерской: СПб, Приморский район, Шуваловский просп., 74/2. За несколько часов Вы напишете картину, узнаете законы изобразительного искусства, секреты мастерства и научитесь традиционным приёмам, применяемым в масляной живописи.

    Технические приемы масляной живописи

      • А-ля прима (от и до в один сеанс объемными мазками)
      • Лессировка (полупрозрачное накладывание слоев с просушками)
      • Граттаж (процарапывание)
      • Карнация (многослойное изображение кожных покровов)
      • Гризайль (тоновая или монохромная роспись)
      • Сфумато (смягчение контуров по мере удаления)
      • Сухая кисть (растушевка с растяжкой)
      • Монотипия маслом (абстрактный оттиск на холсте).

    Маслом можно рисовать не только кисточками, но и мастихином. Разные по форме мастихины предназначены для мазков всевозможной формы. Масляная техника привлекательна для новичков и тем, что (поскольку масло долго сохнет) есть возможность соскоблить испорченный фрагмент, вытереть поверхность тканью и переписать неудавшееся место заново.

    Елена, с 11.00 до 21.00 без выходных

    Сайт художника Елены Бартеневой. Все права защищены.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: