Укрепление откосов георешеткой: технология

Укрепление склонов на участке современными материалами

Есть два кардинально разных подхода к укреплению склонов участка: внедрение в поверхность армирующего слоя и террасирование. Есть еще укрепление бетонными плитами, мощением и каменной наброской. В жилом секторе эти методы применяются, когда надо предотвратить сползание земли на крутом склоне или оформить альпийскую горку.

  1. Армирование склона
  2. Укрепление геосеткой
  3. Укрепление геоматами
  4. Укрепление биоматами
  5. Укрепление георешеткой
  6. Укрепление матрацами Рено
  7. Геотекстиль в системах укрепления склона. Мощение и наброска
  8. Террасирование

Армирование склона

Армирование склона проводят с помощью укладки сетки, матов или решеток. Материалами армирующих полотен обычно служат полимеры, а наполнитель — растительный грунт, щебень или природный камень. Укрепление такими материалами имеет смысл при угле не более 60°, для более крутых склонов применяют другие решения.

Укрепление геосеткой

Геосетки изготавливают из базальтового волокна или стекловолокна, и из различных полиэфиров (полипропилен, полиэтилен, полиамид). По виду ячейки бывают одноосными и двуосными. Есть также отличия в способе изготовления, но назначение одно — армирование дорожных покрытий и грунта.

Для укрепления склонов геосетку используют при отсутствии подтопления и слабого водотока. В сложных условиях склон дополнительно укрепляют объемной георешеткой, ячейки которой заполняют растительным грунтом, песком или щебнем крупной фракции.

Укрепление склона объемной георешеткой

Укладку геосетки проводят двумя способами:

  • При небольших уклонах практикуют горизонтальную раскатку полос с нахлестом материала на 20 см. Крепление анкерами проводят через 1.5 м длины по три скобы на ширину.
  • При больших уклонах рулоны раскатывают от вершины к основанию склона. С тем же нахлестом и схемой крепления анкерами. Для укрепления полотна на гребне и у подошвы склона роют канавы треугольного или трапециевидного сечения. Сверху — на расстоянии 60 см от среза склона, глубиной 40 см. Внизу — у подошвы, глубиной 30 см. Края полос закладывают в траншеи, крепят скобами и засыпают грунтом.

После раскладки и крепления скобами проводят засыпку грунта или щебня. Минимальная толщина слоя — 10 см.

Один из способов дополнительного укрепления склона — выкладка поверх сетки дерна и подсев многолетних трав. В течение месяца, при периодическом поливе, корневая система газона сформируется, прорастет сквозь сетку в грунт, и свяжет их.

Укрепление геоматами

Геомат — это объемный волокнистый материал из хаотично переплетенных нитей полипропилена или полиамида. Толщина мата лежит в пределах 1-2 см. На 90% мат состоит из мелких пустот, свободно пропускающих воду и корни растений. У него не настолько высокая удерживающая способность к подвижкам, как у геосетки, и рекомендованный уклон укрепляемой поверхности обычно ограничивают 35-45°.

Порядок укладки геоматов следующий:

  1. Подготавливают поверхность склона как к засеву газона: срезают бугорки, подсыпают ямки.
  2. Наверху и у основания склона роют траншеи под укладку краев полос материала.
  3. Крепят в верхней траншеи края перового мата. Раскатывают по склону. При необходимости наращивают в длину следующим матом внахлест на 20 см с предыдущим. Фиксируют скобами (анкерами) в земле из расчета 2 шт./м 2 . Обрезают нижний край по размеру, закрепляют конец в нижней траншеи.
  4. Вторую полосу матов раскладывают внахлест с первой. Продольный нахлест составляет около 15 см.
  5. По окончании крепления открытые маты засевают семенами трав выбранного вида газона. Расход семян этого посева составляет 2/3 от необходимого объёма.
  6. Засыпают маты плодородным грунтом. Высевают оставшуюся часть семян.

Укрепление биоматами

Это один из способов озеленения склона с использованием исключительно природных материалов. Биомат по структуре тот же геомат, но состоящий из волокон растительного происхождения — джута или кокоса. В течение первого времени, пока корневая система многолетних трав не разрастется, мат удерживает плодородный слой на склоне. А затем волокна постепенно разлагаются, перегнивают и становятся естественным удобрением.

Порядок и схема укладки биомата такая же, как у синтетического аналога. А в качестве анкеров можно использовать деревянные рогатины и нагели.

Укрепление георешеткой

Георешетка состоит из полимерных перфорированных лент, спаянных по плоской стороне с определенным шагом. В растянутом виде георешетка представляет собой сотовую конструкцию с высотой бортика равной ширине ленты. Толщина ленты — 1.5 мм, диагональ ячейки может лежать в пределах 20-40 см, а высота стенки — от 5 до 20 см.

Георешетку устанавливают на подготовленную поверхность склона, крепят с помощью длинных анкеров (от 50 до 90 см). Схема крепления и размеры анкеров зависят от параметров решетки, характера грунта и крутизны склона.

Для сложных условий, с возможным обильным водотоком, георешетку укладывают в комбинации с водопроницаемым геотекстилем поверх дренирующего слоя щебня мелкой фракции или крупнозернистого песка.

На последнем этапе ячейки засыпают щебнем, мелким природным камнем или плодородным грунтом с последующей посадкой растений.

Видео от эксперта:

Укрепление матрацами Рено

Матрацы Рено — это конструкции в виде плоского габиона из металлической оцинкованной проволоки с полимерным покрытием. Ширина стандартного матраца — 2 м, длина — 3-6 м, толщина — 17-30 см.

Читайте также:
Что такое и как раскладываются диваны клик кляк?

Впервые такие конструкции применили для укрепления берегов рек, но в дальнейшем их стали использовать и для защиты склонов. Сетчатый каркас из стальной проволоки двойного кручения с шестиугольными ячейками хорошо держит высокие нагрузки и противостоит сползанию или осыпанию грунта. Наполнитель для этого вида габионов стандартный — природный камень, щебень крупной фракции, морская галька.

Размеры наполнителя должны превышать размер ячейки, но не быть больше 2/3 высоты матраца.

Установка матрацев Рено проходит по выровненной поверхности склона. Порядок работ следующий:

  1. Распаковывают упаковки с сетками.
  2. Выкладывают основание матраца на ровной поверхности.
  3. Устанавливают в вертикальное положение боковые стенки и промежуточные диафрагмы. Связывают их между собой вязальной проволокой, интегрированной в край боковин и диафрагм. Связка отдельными кусками не допускается.
  4. Укладывают и крепят к поверхности склона разделительный геотекстиль.
  5. Укладывают пустые открытые габионы на склон таким образом, чтобы диафрагмы лежали поперек склона — двухметровой стороной к основанию и верхушке склона.
  6. Связывают проволокой пустые матрацы Рено между собой.
  7. Заполняют габионы снизу вверх.
  8. После наполнения матрацы накрывают сетками-крышками, которые вначале привязывают к боковинам в углах, а затем обвязывают по всему периметру. Допускается обвязывать крышки смежных габионов одной проволокой.

Геотекстиль в системах укрепления склона. Мощение и наброска

В системах укрепления склонов используют водопроницаемый геотекстиль.

Но его назначение заключается в разделении дренажного слоя щебня и грунта в тех местах, где надо быстро отвести избыток воды с части склона — например, с мощеной площадки, дорожки или при использовании матрацев Рено.

И в этих случаях геотекстиль выполняет следующие функции:

  • предотвращение суффозии, загрязнения щебня, снижения дренирующих и прочностных свойств слоя;
  • задерживание частиц грунта (останавливает вымывание плодородного слоя через дренаж);
  • укрепление грунта — перераспределение нагрузок за счет высокого сопротивления материала растягивающим усилиям.

Схема укладки геотекстиля в составе мощеной площадки выглядит так:

  1. С части склона снимают верхний слой земли.
  2. Подготавливают «корыто» под укладку площадки — углубляются на 20-40 см.
  3. Трамбуют и выравнивают дно.
  4. Застилают на дно и стенки выемки геотекстиль. Наращивают отдельные куски в длину внахлест на 10-20 см.
  5. Засыпают слой щебня (или щебня и песка). Толщина однослойной подушки — 20 см, толщина слоев двухслойной подушки — 10-15 см. Выравнивают и трамбуют поверхность подушки.
  6. Укладывают покрытие на бетонную подготовку.

Но геотекстиль не армирует сам склон. В этом случае склон укрепляют мощением. А для снижения влияния осадков предусматривают организованный водоотвод.

Укрепление откоса двухслойной каменной наброской на геотекстиле

Вместо мощения можно использовать каменную наброску. Обычно этот способ применяют для укрепления берегов, защиты подошв сооружений стоящих на откосах. Наброску проводят несортированный или сортированным природным камнем, размеры которого высчитывают по специальным формулам. Но такие расчеты нужны для укрепления берегов водохранилищ. В обычных условиях, при использовании несортированного камня, исходят из того, что 50% камней должны иметь размеры, форму и вес, обеспечивающие устойчивое положение на подготовленном участке склона.

Одна из разновидностей крепления камней на склоне — использование плетеных корзин из ивового прута. И в этом случае технология сродни укладке георешетки.

Также при укреплении склонов и откосов используют бетонные блоки и плиты. Но они больше подходят для промышленных объектов, где декоративная привлекательность ландшафтного дизайна роли не играет.

Террасирование

Есть несколько видов террас на склоне: гребневые, траншейные и ступенчатые.

Виды террас: 1 – гребневые; 2 – траншейные; 3 – террасы-канавы; 4 – ступенчатые.

Большая часть технологий по организации террас предусматривает наличие внутреннего и наружного откосов, которые также необходимо укреплять одним из вышеперечисленных методов. Но укрепленный склон, как правило, ограничен в сельскохозяйственном использовании. Конечно, там можно посадить газон или высадить какие-то деревья и кустарники.

Но большинство из них носит декоративный характер. К «полезным» исключениям у кустарников относятся ежевика, малина и барбарис. А плодовых деревьев в этом списке нет.

Ступенчатые террасы с вертикальными подпорными стенками практически полностью решают задачу полезного использования земли на склоне.

Свой огород на террасах

Для сооружения таких стенок применяют традиционную технологию строительства вертикальных конструкций — обустройство в качестве основания ленточного или свайного фундамента.

А материалами стенок могут служить:

  • монолитный железобетон;
  • фундаментные блоки;
  • керамический кирпич;
  • обработанный природный камень;
  • дикий природный камень;
  • все виды деревянных строительных материалов (бревно, брус, толстая доска);
  • профнастил.

Для строительства тяжелых стенок из бетона, кирпича и камня используют ленточный фундамент.

А для подпорных стеной из дерева и профнастила применяют сваи. И специально для этих целей выпускают шпунтовые сваи из ПВХ.

Несколько в стороне стоит технология установки подпорной стенки из коробчатых габионов.

У габиона нет жесткой связи между отдельными элементами, как у кладки из строительных блоков или природного камня. При подвижках основания стенка из габиона не растрескается — жесткость конструкции обеспечивается внешними проволочными коробами связанными между собой проволокой. И для него не надо устраивать фундамент — достаточно выравнять площадку, засыпать и утрамбовать слой щебня.

Читайте также:
Установка радиаторов отопления: нормы и правила монтажа

Зачем нужна и как укладывается георешетка для укрепления склонов

Отправим материал на почту

Строительство и оформление ландшафта на рельефных участках с уклонами всегда сложнее, чем на ровных площадках. Планировка в один уровень возможна только при незначительных перепадах высот, если же уклоны большие, приходится создавать ярусное зонирование с возведением подпорных стенок. Но я предлагаю рассмотреть ещё один способ, позволяющий сохранить природный рельеф, в котором применяется георешетка для укрепления склонов. С помощью этого материала удается предотвратить осыпание и сползание грунта, вымывание из него семян растений, используемых при благоустройстве территории.

Что такое георешетка

Тем, кто знаком с таким материалом, как ячеистая газонная плитка, будет легко представить и георешетку. В смонтированном положении они похожи, просто плитка – это отдельные скрепляемые между собой сравнительно небольшие фрагменты, а георешетка – это крупноформатный материал, представляющий собой полимерное или композитное синтетическое полотно из лент, полосы которых точечно скреплены между собой в шахматном порядке виде сот.

Ячейки образуются при разворачивании и растягивании материала на поверхности, при котором ленты встают «на ребро».

При укреплении откосов георешеткой ячейки заполняются различным субстратом:

  • песком;
  • галькой;
  • щебнем;
  • торфом;
  • почвой.

Выбирая решетку, учитывают вид и фракции наполнителя, так как размеры сот бывают разными и по площади, и по высоте. Размеры по стороне ячейки варьируются от 160 мм до 410 мм, а высота от 50 мм до 200 мм. Эти параметры, как и материал, из которого изготавливается фиксирующее полотно, зависят от производителя. Но в любом исполнении оно обладает высокой устойчивостью к морозам, влаге, щелочам и кислотам, солнечным лучам. А также к различным грызунам, насекомым и микроорганизмам.

Учитывая цели применения, георешетку для укрепления откосов и прочих ландшафтных работ делают очень прочной. Большую нагрузку выдерживает и сам материал, и швы на пересечении ячеек.

Варианты применения в частном строительстве

Любые природные склоны и искусственные насыпи подвержены постепенному разрушению, скорость которого зависит от типа грунта. Он осыпается, обваливается или сползает вниз, в нем образуются провалы и трещины от стекающей воды. Кроме того, поверхности с большим уклоном плохо поддаются озеленению, так как семена и молодые саженцы буквально смываются потоками дождевой и талой воды.

Укрепление склонов георешеткой разом решает все эти проблемы. Объемная сетка, заполненная субстратом, предотвращает даже эрозию береговых склонов, подвергающихся подтоплению. Поэтому если с вашего участка есть спуск к реке или озеру, его можно защитить от подобных разрушений и сделать песчаным, каменистым или зеленым – на ваше усмотрение. То же касается и берегов искусственных декоративных водоемов.

При террасировании участка этот материал тоже сослужит хорошую службу и избавит от необходимости перемещать огромные объемы земли, строить подпорные стенки. Вообще в случае с любыми насыпями и выемками укладка георешетки на откосах армирует их. Если засыпать их плодородным грунтом и посеять газонную траву, семена останутся в ячейках и прорастут равномерно, тогда как на неукрепленных склонах они смываются дождевой или поливной водой к основанию.

Используют этот материал и на ровных участках, особенно с рыхлым грунтом или тех, которые должны выдерживать серьезные нагрузки. Это могут быть игровые и спортивные площадки, подъездные пути и парковки, садовые дорожки и зоны отдыха. Засеянная газоном объемная решетка отлично пропускает воду, при этом защищает почву от размывания, а растительность – от постоянных нагрузок и вытаптывания. Она выдерживает вес не только человека, но и автомобиля.

Обслуживать такие поверхности тоже просто – на них не образуются провалы и кочки, сохраняется плоскость, удобная для скашивания, уборки опавшей листвы и т.п.

Технология укладки

Технология укладки георешетки для укрепления склонов разбита на несколько этапов.

  • Сначала придают участку нужный уклон и выравнивают его вручную или с помощью техники.
  • С поверхности убирают крупный мусор, камни, выкорчевывают пни.
  • Если нужно, чтобы на укрепленной площадке не прорастала сорная трава, её покрывают геотекстилем, временно закрепляя его шпильками, чтобы не сдуло ветром.
  • Поверх геотекстиля раскатывают объемную решетку по направлению сверху вниз.
  • Верхний край желательно уложить на горизонтальный участок шириной около полуметра или больше, если склон крутой, и закрепить колышками или специальными анкерами.
  • Полотно растягивают и точечно фиксируют анкерами.
  • Следующее полотно раскатывают встык к предыдущему и скрепляют их строительным степлером, заклепками.
  • Затем объемная георешетка для укрепления откосов заполняется грунтом, галькой или другим материалом.

В этом видео подробно описан процесс укрепления дорожной насыпи, который аналогичен для всех работ с использованием георешетки:

Если решетку предполагается засеять травой, то после её заполнения землю хорошо проливают, чтобы она осела. Затем выполняют посев и поверх семян насыпают ещё слой грунта до заполнения ячеек.

Читайте также:
Сушка кирпичной печи после кладки в два этапа – естественная и принудительная

Коротко о главном

Укрепление откосов георешеткой, технология которого доступна для реализации любым человеком без опыта, позволяет сохранить почвенную экосистему и защитить склоны от разрушений. Такое армирование не препятствует циркуляции влаги, не заковывает землю в непроницаемый панцирь, как это происходит при бетонировании и асфальтировании. Материал решеток не токсичен и безопасен для почвенных микроорганизмов. А газон, посеянный на таком укрепленном основании, получается красивым и ровным, не страдая от вытаптывания, водяных потоков и прочих негативных влияний.

Напишите в комментариях, какой вариант ландшафтного дизайна на участке с уклоном предпочли бы вы – ступенчатый с подпорными стенками или естественный, с укреплением склонов георешеткой?

Строительство домов

Георешетка – универсальный материал, который используется для укрепления разнообразных строительных сооружений. Не менее популярна георешетка во время укрепления откосов. Об особенностях и разновидностях данного материала поговорим далее.

Оглавление:

  1. Общее понятие и процесс изготовления георешетки
  2. Преимущества и сфера использования георешетки
  3. Основные виды георешетки
  4. Георешетка для откосов – подготовка покрытия и укладка
  5. Рекомендации по установке георешетки

Общее понятие и процесс изготовления георешетки

Георешетка принадлежит к геосинтетикам, которые предстают в виде двух- или трехмерной структуры сот. Для ее изготовления используют полосы полотен из полиэфира, ленты полиэтилена или полипропилена. Эти фрагменты соединяются при помощи высокопрочных сварных швов.

В случае растяжения рабочей поверхности происходит образование крепкого линейного каркаса, который армирует заполненные ячейки с грунтовым, песчаным материалом.

Георешетка является надежной защитой склонов, откосов и грунта от осыпания или разрушения. Чтобы избежать оползней и заиливания водных участков также применяют георешетку. Она отлично справляется с укреплением берегов. Георешетку по праву называют одним из самых долговечных материалов армирующего назначения. Максимальный срок использования георешетки превышает сто лет. Георешетка устойчива перед гидролизом, бензином, кислотами, щелочными растворами, дизельными топливом.

Во время ее изготовления происходит растягивание нагретого полиэтиленового или полипропиленового перфорированного листа при помощи специального оборудования. При этом происходит вытягивание хаотично ориентированных длинноцепных молекул в упорядоченную ориентированную структуру.

Бывает георешетка объемная – она предстает в виде конструкции из сот или ленты, которые надежно скреплены друг с другом. Легко устанавливается, устойчива перед гниением и воздействием химических веществ. Срок ее использования превышает пятьдесят лет.

Геотекстиль используемый в процессе изготовления георешетки бывает тканным и нетканным. Для соединения полос полипропилена используется термическая или ультразвуковая сварка. Чтобы соединить полосы, выполненые из геотекстильных материалов применяют сшивание, в процессе которого образуются высокопрочные соединения.

Поэтому георешетка объемного типа отличается легкостью, мобильностью, применяется в процессе защиты строительного грунта и почвы от деформации.

Геотекстильные георешетки начинают вытеснять пластиковые и металлические аналоги, из-за удобства и простоты монтажа и небольшого веса. Для установки не требуется наличие дополнительной техники.

Основными функциями георешетки является:

  • предупреждение нарушения и деформации грунтовых поверхностей,
  • обеспечивание пропуска воды,
  • защита дорожного покрытия от оседания,
  • фиксация щебня и его защита от расползания в горизонтальной плоскости,
  • повышение несущей способности дорожного покрытия,
  • обеспечение экологической безопасности.

Чтобы георешетку купить следует предварительно провести расчеты количества данного материала.

Георешетка цена определяется такими факторами:

  • вид георешетки,
  • количество материала,
  • производитель георешетки,
  • максимальная нагрузка,
  • срок эксплуатации.

Преимущества и сфера использования георешетки

Георешетка имеет широкую сферу применения. Она используется для укрепления различных сооружений как строительного, так и промышленного назначения.

Георешетка позволяет не только укрепить основания, но и уберегает верхние слоя дорожной одежды от разрушения. Например, в процессе использования георешеток для укрепления асфальтобетонного покрытия, повышается его прочность, упругость, долговечность, устойчивость перед образованием трещин и температурными перепадами.

Происходит перенаправления вертикальных нагрузок от транспортных средств на горизонтальные, таким образом увеличивается несущая способность покрытия и предотвращается появление трещин и растягивающих напряжений.

Также, георешетка полимерная способна усилить крепость и предотвратить осыпание слабого грунта.

Основное использование георешетки проявляется:

  • в процессе армирования рыхлого или неоднородного грунта,
  • для противоэрозийной защиты откосов,
  • для фиксации и предотвращения разрушения дорожного основания,
  • для возведения подпорных сооружений с различной высотой и углом заложения,
  • в процессе укрепления русла или берега водотока, водоема или реки,
  • при проведении работ ландшафтного характера связанных с озеленением газонов, спортивных площадок или автомобильных стоянок.

Использование георешеток в строительстве гражданского назначения приводит к:

  • усилению слабых грунтов в области, в тех местах где наблюдается ограниченный доступ к веществам нерудного типа,
  • укреплению склонных поверхностей или откосов,
  • укреплению рек от размывания,
  • устройству стен подпорного назначения,
  • строительству спорткортов или спортплощадок,
  • строительству площадок для вертолетов,
  • устройству террас, которые имеют несколько уровней,
  • сооружению разнообразных сооружений в ландшафтном дизайне.

Георешетка плоского типа применяется во время строительства или реконструкции дорог и помогает повысить качество и равномерно распределить нагрузку на автотрассу.

Читайте также:
Тренды детской мебели в году

Использование георешетки в железнодорожном строительстве помогает усилить и укрепить грунт под железной дорогой.

В процессе строительства дорог временного назначения в отрасли нефтяной промышленности также используется георешетка. Она помогает увеличить несущие способности стенок, по которым происходит извлечение нефти.

Георешетка – универсальный материал, который имеет такие преимущества:

  • устойчивость перед коррозией позволяет значительно увеличить срок эксплуатации данного материала;
  • использование георешетки – экономично, так как она способна выполнять свои функции более пятидесяти, а в некоторых случаях и ста лет, таким образом, на протяжении такого длительного периода времени не требуется дополнительное укрепление откосов, берегов, автотрасс или железнодорожных путей;
  • георешетка обладает высокой несущей способностью и способна выдерживать очень высокие нагрузки;
  • в процессе использования данный материал практически не деформируется что очень важно, например, при обустройстве откосов;
  • георешетка устойчива перед воздействием солей, щелочных или кислотных растворов;
  • данный материал отличается устойчивостью перед образованием плесени, грибка и воздействием микроорганизмов.

Основные виды георешетки

Георешетки различаются по диаметру ячеек, они бывают от двадцати до сорока сантиметров. Для улучшения дренажа почвы производятся георешетки с наличием перфорированных граней ячеек.

В соотношении с материалом, из которого изготавливают георешенки выделяют:

  • геотекстильные,
  • полиэфирные,
  • полипропиленовые,
  • полиэтиленовые.

1. Каркасная георешетка представляет собой полосы из полотна геотекстиля, которые характеризуется высокой плотностью. В сравнении с георешеткой из полиэтилена, геотекстильная георешетка имеет меньшую твердость и жесткость. Благодаря наличию такой структуры получается обеспечение хорошего дренажа и увеличивается трение с материалами заполнителями. Сфера применения ограничивается усилением плотности откосных частей, автодорог, набережных и озеленением прибережных зон.

2. Полиэфирные георешетки являются геосинтетическими материалами, которые используются для укрепления грунтов несвязного характера, таких как щебень или песок.

3. Полипропиленовые георешетки позволяют стабилизировать и укрепить грунт, который с невысокой несущей способностью.

4. Полипропиленовые георешетки решают проблему укрепления каменных материалов и грунтов, которые характеризуются наличием низкой несущей способности.

В соотношении со способом производства георешетки разделяют на:

  • гибкие или георешетки тканевого вида,
  • жесткие или термически склеенного вида.

Жесткие георешетки бывают:

  • одноосными,
  • двухосными.

Производство гибких или тканевых георешеток схоже с использованием ткацких технологий. Для их производства требуется наличие высокопрочных синтетических нитей, в завершении процесса производства их покрывают специальным поливинилхлоридным слоем, который обеспечивает защиту от ультрафиолетового излучения.

Есть еще один вид георешеток, которые изготавливают по современным технологиям, используя поливинилалкоголь. Они отличаются возможностью удлинения на три-пять процентов.

Решетки жесткого или термически склеенного вида изготавливают с использованием полос, которые располагаются перпендикулярно друг ко другу, и в месте пересечения, в процессе нагревания, склеиваются.

Процесс изготовления жестких георешеток напоминает расплавление единого плоского участка, в основе которого лежит полипропилен или полиэтилен. На этом полотне делают специальные отверстия, которые позволяют образовать решетку. В зависимости от того, как производится растягивание, если в одну сторону, то георешетка стает одноосной, а если в две, то друхосной. Эти два вида георешеток различаются способом восприятия нагрузки. Двухосные способны принять давление с двух сторон, а одноосные – с одной.

Георешетка для откосов – подготовка покрытия и укладка

В данном случае предлагаем рассмотреть укладку георешетки объемного типа. Первым делом следует провести ряд подготовительных работ. Начните с проверки чертежей местности и распаковывания геотекстиля.

Следует конкретно знать какой откос планируется укрепить. Затем нужно подготовить его подошву и траншеи.

Определитесь с планом установки георешетки. Есть два способа:

  • поперечный – от откоса к центральной части,
  • продольный – параллельно с откосом.

В плане регламентируется метод укладки. При помощи колышков обозначьте места укладки материала. Разверните, а затем растяните георешетку.

После завершения подготовительных работ по уборке листьев, растительности и мусора следует начинать процесс установки георешетки. Рекомендуется использование защитного слоя из георешетки нетканного типа.

Его закрепляют по всей площади откоса, а фиксация производится внахлест сферху откоса в горизонтальной поверхности. В том месте, где размещается нулевая отметка, производятся работы по заглублению георешетки.

Фиксация каждого модуля происходит в центральной части при помощи пластиковых анкеров или других крепежей. Контруры устанавливаются в шахматном порядке напрямую по горизонтальной части георешетки. Модули соединяются при помощи специального пневмостеплера или анкеров. Когда процесс установки завершен, необходимо проверить ровность и правильность натяжения георешетки.

Следующий этап предполагает заполнение заранее установленных ячеек. Этот процесс напрямую зависит от условий, в которых монтируется георешетка. Если грунт находится на месте, то ним засыпают ячейки, в противном случае, следует привезти грунт для их заполнения. Для этих целей также подойдет использование щебня, бетона или смеси из нескольких грунтовых пород. Чтобы заполнить ячейки не нужно наличие специальной строительной техники, достаточно воспользоваться бульдозером или эскалатором с наличием обратного ковша.

Возможен вариант произведения выгрузки сразу в ячейки, а потом они постепенно выравниваются. Высота засыпки заполнителя, должна превышать высоту ячеек на пол метра и более.

Читайте также:
Электрическая прочность изоляции: причины уменьшения и методы контроля

Завершающим этапом монтажа георешетки являются работы по уплотнению заполнителя. Данный этап также зависит от типа материала и условий работы. Чтобы наполнитель быстро уплотнялся нужна постоянная влажность в процессе проведения трамбовки.

Рекомендации по установке георешетки

1. Во время установки арматурных штифов Г-образной формы в верхней части откоса или возле траншеи, не следует их устанавливать полностью в грунт. На интервал между центрами влияет тип георешетки:

  • при ячейке рамер которой – 21х21, интервал составляет – 21 см;
  • в случае, если размер георешетки составляет 40х40, то расстояние – 40 см.

2. Фиксация краев георешетки происходит с помощью крепежей в виде штифов, анкеров или других элементов.

3. Перед засыпкой обязательно проверьте каждую ячейку на полное растяжение.

4. На георешетке не должны присутствовать неровности, она должна плотно прилегать к поверхности грунта.

5. На 1 м² георешетки рекомендуется использовать три или четыре анкера, которые располагаются в шахматном порядке.

6. На высоту ячейки непосредственное влияние имеет угол наклона откоса. Если угол не превышает десяти градусов то высота ячейки составляет не более пяти сантиметров. В случае размера угла от 10 до 30 градусов. необходимо применять георешетку с размером ячейки до одного метра. При угле наклона 30-45 градусов, размер ячеек составляет полтора или два метра.

7. В процессе заполнения георешетки не разрешается раскидывать наполнитель с высоты более одного метра. А если размер ячейки составляет около 40 см, то высота подачи заполнителя не должна быть более 60 см.

8. Производите заполнение с боровки, а затем постепенно переходите к подошве.

9. Обязательно насыпайте материал, таким образом, чтобы получить его в избытке, так как после засыпки он еще будет утрамбовываться.

10. Засыпка бетона производится до верхней части, а потом он утрамбовывается, затем снова засыпается.

11. Наполнение георешетки при помощи растительного грунта составляет пять сантиметров и более, чем высота ячейки.

12. Засыпка с помощью минерального материала должна превышать уровень ячейки на два с половиной сантиметра.

Георешетка для укрепления откосов

Искать на сайте

Георешетка для укрепления откосов

На протяжении последних десятилетий специалисты в сфере благоустройства и дорожного строительства успешно практикуют укрепление откосов георешеткой.

На протяжении последних десятилетий специалисты в сфере благоустройства и дорожного строительства успешно практикуют укрепление откосов объемной георешеткой. Этот материал является оптимальным вариантом для надежного армирования склонов, предохранения почвы от эрозии и размывания в сложных топографических условиях, где использование габионных конструкций невозможно. При правильной укладке и фиксации он обеспечивает монолитность поверхностного слоя грунта и способствует увеличению эксплуатационного срока расположенных поблизости сооружений.

Берегоукрепление в нижнем бьефе ГЭС, Вьетнам

Объемная георешетка состоит из перфорированных или неперфорированных полимерных лент, которые с определенным шагом спаяны по плоскости. Находясь в растянутом виде, она имеет рисунок в виде сот. В продаже на современном рынке представлены изделия с диагональю ячейки 20-40 см, высота их стенки колеблется в пределах 5-20 см. Подходящие параметры подбираются в соответствии с крутизной склона и типом насыпного материала.

Преимущества георешетки для укрепления откосов

Объемная георешетка для укрепления откосов изготавливается из полиэтилена высокого давления, который обеспечивает ее характеристики:

  • 1. Высокая прочность на разрыв, благодаря которой конструкция способна выдерживать многотонные нагрузки;
  • 2. Биологическая устойчивость к грибкам и вредным микроорганизмам;
  • 3. Химическая стойкость, позволяющая контактировать с солевыми и кислотными грунтами;
  • 4. Сохранение качеств при низких и высоких температурах окружающей среды, а также резких перепадах (поэтому может применяться в разных климатических зонах);
  • 5. Способность повторять рельеф почвы при монтаже;
  • 6. Продолжительный срок службы, достигающий 50-70 лет;
  • 7. Экологическая безопасность.

При ее производстве соединения выполняются сварными швами при помощи лазерного скрепления, благодаря чему достигается высокая прочность материала. Она позволяет армировать практически все виды грунтов, в том числе неоднородные и рыхлые. Такое армирование не допускает движения почвы и при этом не мешает развиваться корневой системе растений.

Георешётка для укрепления откосов ГЕОСТЕП в рулоне: укладка с помощью монтажной стойки

Будучи свернутой в рулоны, она занимает незначительное количество места, поэтому не создает трудности при хранении и транспортировке. Процесс укладки достаточно простой, а при необходимости полотно можно быстро демонтировать. Стоимость укрепления склонов при помощи такого материала значительно ниже, чем при использовании других методов, в частности, предполагающих применение бетона.

Как выполняется укладка

Технология укрепления откосов насыпи георешеткой начинается с подготовки и выравнивания поверхности грунта. Затем производится раскладка модуля или рулона полотна. Затем производится раскладка модуля или рулона полотна. Далее производится анкерное крепление. Чтобы укрепить полотно в верхней и нижней части склона подготавливаются канавы с треугольным или трапециевидным сечением. В них закладываются края полос, после чего закрепляются скобами и засыпаются грунтом. Затем вся она засыпается растительным грунтом или щебнем толщиной зависящей от высоты.

Читайте также:
Чем отстирать пятна солярки с одежды

Фиксация георешётки ГЕОСТЕП ® с помощью анкеров ГЕОФОРС ®

Укрепление различных откосов

Существует несколько стандартных способов укладки полимерной конструкции, технология укрепления откосов георешеткой зависит от особенностей склона. Они бывают двух видов.

С неподтопляемыми откосами:

Несколько нюансов, которые нужно учесть

При укладке на откосы георешетка обязательно фиксируется металлическими, пластиковыми или композитными анкерами. Их располагают тремя способами: по периметру участка в каждой ячейке, по вертикальной и диагональным осям через ячейку либо в шахматном порядке с промежутком около 1 м.

В сложных условиях, где возможен обильный водоток, армирующее полотно комбинируют с геотекстилем . Под ними укладывается дренирующий слой мелкого щебня или крупнозернистого песка. Мы также предлагаем вам купить геомембрану в Москве недорого.

Технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия — как применить промышленные методы дома

Латание выбоин в асфальте привычная работа дорожных служб. Однако данный вид материала часто используют и для приусадебных участков. Нанимать дорожников для небольшого ремонта невыгодно.

Поэтому рассмотрим, что собой представляет технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, чтобы сделать все самостоятельно. На самом деле это не так уж и сложно.


Многие асфальтируют дорожки возле дома

Поэтому не будем рассматривать нереализуемые без специального оборудования способы. К тому же техника, рассчитанная на большие объемы работ, может и не разместиться на узких дорогах, ведущих к дому.

К тому же в случае когда, например, машина, выполняющая ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий струйно инъекционным методом даже и сможет проехать к месту работ, разогревать емкость эмульсии для двух трех ям нецелесообразно.


Такие агрегаты просто не разместятся на многих участках возле дома

Использование специальной дорожной техники имеет смысл только тогда, если она заделает проблемные места в вашем дворе попутно, выполняя работы на автодороге или передвигаясь по ней. Но отметим, работы своими руками простейшими методами, даже если досконально выполнены требования, которые включает в себя технологическая карта на ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, все-таки не обеспечивают такого качества как более современные методы устранения дефектов с применением сложного оборудования.

Сначала дадим немного теории, чтобы потом были более понятны методы ремонта асфальтобетона.

Что представляет собой асфальтобетон и почему на нем проявляются дефекты


Поверхность асфальтобетона

Асфальт состоит заполнителей и битумного вяжущего. Для придания особых свойств в смесь могут добавляться модификаторы.

Внимание. Правильнее называть не асфальт асфальтобетон, так как асфальт это скорее природный материал, одна из разновидностей битума без заполнителей.


Месторождение природного асфальта

Немного подробнее о составляющих для асфальтных смесей.

Заполнители


Для изготовления асфальтобетона применяют обычный щебень


Песок тоже обычный

Это обычный песок и щебень, как и для бетона на основе цемента. Подбирают их состав по фракциям (размерам) так чтобы между заполнителями были минимум простого пространства. То есть промежутки между крупными камнями заполняются более мелкими между ними еще заполнитель еще более мелкий.

Для точного подбора существует математическая теория плотнейших упаковок. Иногда для более полного заполнения объема вводят молотый песок.

Асфальтобетон с более крупным заполнителем получается более твердым, но его поверхность трудно сделать идеально ровной, поэтому покрытие обычно укладывают в несколько слоев. Нижний — основной с крупными фракциями щебня, верхний — выравнивающий с меньшими или вообще на основе только песка.


Разрез дорожного покрытия со слоями из мелкозернистого и крупнозернистого асфальта

Как и для обычного бетона лучше выбирать дробленый щебень и песок из отсевов, чем округлый гравий и речной песок. Также не желательно наличие пыли и примесей, поэтому заполнители часто предварительно промывают.

Характеристики и маркировка битумов


Битум

Свойства асфальтобетона в первую очередь определяются свойствами вяжущего. Для изготовления смеси для асфальтобетонных покрытий чаще всего используют битумы нефтяные дорожные маркируемые БНД.

Приведем таблицу с характеристиками наиболее распространенных марок согласно ГОСТ 22245-90:

Показатель Марки битума
БНД 200/300 БНД 130/200 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 40/60 БН 200/300 БН 130/200 БН 90/130 БН 60/90
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 25 °С, мм 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60 201-300 131-200 91-130 60-90
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 0 °С, мм не менее 45 35 28 20 13 24 18 15 10
Температура размягчения по методу кольцо — шар, °С, не ниже 35 40 43 47 51 33 38 41 45
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 25 °С 700 650 550 450 800 800 700
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 0°С 200 60 40 35
Температура хрупкости, °С, не больше -20 -18 -17 -15 -12 -14 -12 -10 -6
Температура вспышки, °С, не ниже 220 220 230 230 230 220 230 240 240
Изменение температуры размягчения после прогрева/С, не большее 7 6 5 5 5 8 7 6 6
Читайте также:
Шумоизоляция частного дома

Поясним, как замеряют показатели:

  • глубина проникновения иглы — меряют, на сколько миллиметров проникает в образец битума игла диаметром 0,1 миллиметр под грузом при определенной температуре за конкретный промежуток времени;


Пенетрометр установка для испытания на проникание иглы

  • температура размягчения по методу шар кольцо — на образец битума кладут шар и замеряют температуру, при которой он коснется пластины под кольцом;


Определение температуры размягчения

  • растяжимость при температуре — образцы определенной формы растягивают до разрыва;
  • температура хрупкости — определяют, при какой температуре на образце битума, нанесенном на металлическую пластинку, появляются трещины при ее сгибании;
  • температура вспышки — температура, при которой пары битума над поверхностью могут вспыхнуть (но не устойчиво гореть).

Как видите, марка битума определяется проникновением в него иглы при двадцати пяти градусах это самая важная характеристика. Чем меньшее это проникновение (два числа через дробь после аббревиатуры БНД в маркировке) тем более прочный получается асфальт из него.

Однако такой материал, сделанный на основе битума с небольшим проникновением иглы, получается более хрупким при отрицательных температурах и поэтому более склонен к образованию трещин, а затем выбоин. Поэтому стараются найти оптимальное решение, исходя из нагрузки на дорогу и климата. К тому же более прочный битум менее вязкий и требует большего разогрева и более интенсивного перемешивания при приготовлении асфальта из него, что увеличивает затраты на производство смеси.

Почему повреждается асфальт


Известные всем выбоины

Дефекты на покрытии вызываются разными причинами, перечислим их:

  • Механическим воздействием на материал, например, при резких ударах при падении предметов при разгрузке. При движении техники с большей массой, чем расчетная, которая была заложена при проектировании (на придомовою площадку рассчитанную максимум на вес легкового автомобиля зашел большегрузный самосвал со стройматериалами) или при увеличении интенсивности движения.


Выбоина на продавленном месте

Возле дома такие проблемы часто возникают в местах установки контейнеров для мусора.

  • Потерей прочности основания — если подушка была запроектирована неправильно или размокла в результате дождей или паводка (чтобы избежать разрушения по этой причине на автодорогах вводят весенние ограничения нагрузки на ось), поломки дренажа и ливневой канализации.


Повреждение из-за просадки основания

Также смещение основания может быть вызвано циклами замерзания оттаивания грунта.

  • Основание и сам асфальтный слой механически повреждается по другим причинам — оползни, смещение грунтов.


Повреждение из-за смещения грунта

  • Очень часто трещины образуются при разрастании корневой системы рядом растущих деревьев или кустарников. Могут проснуться и семена, по каким-то причинам оказавшиеся под дорогой. Хотя росток выглядит нежным, при росте он может создавать давление в десятки атмосфер.


Корни дерева поднимают асфальт


Росток пробивает асфальт

Совет. Особенно опасны растущие рядом тополя у них мощная корневая система, уходящая на десятки метров от ствола. Падающая с листьев влага тоже ухудшает условия эксплуатации. Обратите внимание — часто на новой дороге места под кронами тополей через год-два покрывается мелкими трещинами, хотя на других участках дефектов нет. Поэтому старайтесь удалить посадки тополя рядом с асфальтом.

  • Потеря асфальтом прочности от времени, воздействия ультрафиолета и повышенных температур. Если для заполнителя эти факторы безвредны то битум, как и многие другие органические вещества к ним чувствителен.


Асфальт, разрушившийся из-за времени

  • Битум разъедается растворителями, например, часто дефекты образуются на местах стоянки автомобилей из-за подтекших масел и других технических жидкостей.


Топливо разъело асфальт

  • Асфальтобетон разрушается из-за напряжений, возникающих при превращении воды в лед при замерзании в его порах и трещинах. Это причина одна из главных в зимний период, но она, как правило, вторичная (если смесь была уложена качественная и правильно уплотнена) — для начала нужно чтобы эти трещины образовались.


Наиболее интенсивно асфальтобетон разрушается зимой

  • В летний период способствовать разрушению асфальта могут растения, семена которых попали в трещины. Им даже не надо как мы уже говорили выше преодолевать препятствие, путь свободен. Особенно частот это видно на покрытиях дорожек и тротуаров, о ремонте которых мы будем говорить дальше.


Трава не пробила покрытие, она поселилась в готовой трещине и постепенно ее расширяет

Обратите внимание — обычно факторы способствующие разрушению бетона действую комплексно.

Например, наиболее распространен такой сценарий:


Разбрасывание соли ведет к ускоренному разрушению асфальта

  1. из-за небольшой просадки грунта образовалась микротрещина;
  2. зимой в нее попала вода, она стала расширяться;
  3. из-за переменчивой погоды и, особенно, из-за использования соли или противогололедных реагентов, циклов замерзания оттаивания (может быть трех-десяти даже в течение суток) трещина расширяется до значительных размеров;
  4. сквозь трещину под покрытие начинает попадать влага вызывающая дальнейшее проседание основания, ускоряет процесс давление от колес проходящей техники.
  5. дальше появляется сеть мелких трещин, которые, в конце концов, превращаются в выбоину.
Читайте также:
Фундаменты на естественном основании

Теперь после небольшого теоретического экскурса перейдем к методикам самостоятельно ремонта асфальтобетона.

Что нужно делать, чтобы ямочный ремонт был реже нужен


Своевременная заливка трещин в асфальте продлит срок его службы

В завершение расскажем о мерах, которые нужно предпринимать, чтобы ваши асфальтные дорожки или площадки приходилось ремонтировать как можно реже. Лучше предупредить образование дефектов, чем потом их устранять.

  1. Укладывая новую дорожку (или принимая ее от строителей) проверьте уклоны. Просто посмотрите на нее после дождя, на асфальте не должно быть луж. Превращающаяся в лед вода — одна из главных причин разрушения покрытия.
  2. С этой же целью держите в исправности канализацию и дренаж, своевременно ремонтируя и чистя их.
  3. Территорию возле дома предпочтительнее очищать от снега и льда механически, чем применять соль. Для устранения скользкости лучше просыпать чистым песком или мелким щебнем.
  4. Если вам необходимо через небольшую дорожку пропустить тяжелую технику, положите на ее пути настил, который распределит нагрузку по площади.
  5. По возможности удалите растения с мощными корнями или нависающими кронами вблизи асфальта.
  6. Образовавшиеся даже небольшие трещины сразу заделывайте, проливайте битумом и присыпайте песком.
  7. Удаляйте все растения проросшие сквозь асфальт

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о самостоятельном ремонте асфальта во дворе вашего дома. Как видите, ничего сложного нет.

Будем рады, если наша небольшая импровизированная технологическая карта ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия помогла устранить ямы и выбоины. Ходите и ездите на автомобиле по ровным дорогам везде, а не только на скоростных шоссе, это убережет вас от травм, а машину от поломок.

Основные причины повреждения асфальтного полотна

Ямочный ремонт необходимо производить при частичном разрушении асфальтного покрытия. Причинами его могут быть различные факторы:

  • длительная и интенсивная нагрузка на дорожное полотно (большой ежедневный поток транспорта);
  • состав или структура асфальтного покрытия не соответствует нагрузкам на него;
  • повреждения асфальта от механического воздействия;
  • покрытие повреждено вследствие проведенных ремонтных и восстановительных работ коммунальных служб (замена коммуникаций, ликвидация порывов труб);
  • корни растущих неподалеку зеленых насаждений;
  • разрушение асфальта от регулярного воздействия на него горюче-смазочных материалов.

Частичное «расслоение» асфальтного покрытия может быть спровоцировано нарушенной технологией изготовления состава. Это может быть недостаточное количество битума в смеси или были допущены нарушения при укладке асфальтного полотна.

Производить «дырочно-латочный» ремонт необходимо для того, чтобы покрытие не разрушалось еще больше, что приведет к полной замене асфальтного покрытия целого участка дороги.

Технология ямочного ремонта дорог

В процессе эксплуатации дорог с твёрдым покрытием они, по истечении определённого срока эксплуатации, начинают выходить из строя под действием целого ряда причин:

  • Влияние погодно-климатических факторов;
  • Интенсивная нагрузка от перемещающихся транспортных средств;
  • Естественное старение и износ;
  • Нарушения технологии строительства;
  • Использование материалов ненадлежащего качества;
  • Несвоевременное выполнение профилактического обслуживания дорожного полотна.

Все виды ремонтных работ, включая ямочный ремонт асфальтового покрытия, ГОСТ и СНиП регламентируют достаточно подробно. Основными нормативами являются:

  • национальный стандарт 50597. Текст настоящего ГОСТ Р Госстандарт РФ утвердил 11.10.93 своим постановлением за № 221;
  • «Методические рекомендации», действующие с 17.03.04, принятые Росавтодором (смотри письмо ОС-28/1270-ис);
  • ВСН 24-88. Минавтодор РФ утвердил упомянутые нормативы 29.06.88.

Варианты технологий

Ямочный ремонт дорог является одним из видов текущего ремонта и осуществляется по разным технологиям с использованием различных материалов и специальной дорожной техники.

Конкретная технология выбирается с учётом:

  • главных задач, которые требуется решить выполнением упомянутых работ:
    • Обеспечение качественного устранения выявленного дефекта. Отремонтированный участок должен отвечать по своим основным параметрам (прочность, плотность, шероховатость и ровность поверхности) аналогичным значениям, присущим основному покрытию;
    • Значительное повышение периода эксплуатации обработанного места;
  • Степенью сложности варианта, по которому будет проводиться ямочный ремонт дорог, с учётом существующих погодных условий;
  • Наличием потребного количества и ассортимента расходных материалов и специальной техники;
  • Обеспечением минимальных сроков выполнения работ;
  • Оценки экономической составляющей.

При возникновении потребности в выполнении ямочного ремонта, он может быть выполнен с использованием одной из вышеназванных технологий.

  1. Ямочный ремонт покрытий горячим методом. Дефектный участок восстанавливается с использованием горячей смесью асфальтобетона, состав которого должен быть максимально адаптирован к составу имеющегося дорожного покрытия. Метод является наиболее распространённым в России. Особенно при выполнении ремонта дорог, относящихся к I – II категориям.
  2. Технология холодного ремонта. Использование холодных ремонтных смесей на основе битума позволяет восстановить полотно менее качественно (прочность почти втрое ниже). Зато качество выполненного ремонта меньше зависит от погодных условий, при которых он выполнялся. Выбирается при выполнении работ на дорогах категории III и IV.
  3. Технология ямочного ремонта с использованием материалов, в состав которых входят полимеры. Применяется ДРСУ в исключительных случаях (при срочном аварийном ремонте, при работах на покрытиях мостовых сооружений и т.п.).

Подготовительный этап

Независимо от выбранной технологии выполнения ремонта, упомянутые работы начинаются с подготовки участка с выявленным дефектом дорожного покрытия.

Читайте также:
Централизованное отопление с радиаторами

Алгоритм следующий:

  • Поверхность места повреждения и прилегающего дорожного покрытия очищается от влаги, грязи и пыли;
  • Участок, на котором планируется провести дорожно-ямочный ремонт, размечается прямыми линиями (вдоль и поперёк продольной оси полотна). При этом на 50 мм с каждой стороны захватывается целое покрытие. Если рядом имеется несколько участков, подлежащих ремонту, их объединяют в один. Выделенная поверхность именуется картой ремонта;
  • На всю глубину повреждения по нанесённой разметке выбирается старое покрытие одним из доступных способов (холодное фрезерование, вырубка, либо вырезка). При этом контролируется, чтобы был вынут материал на всю толщину имеющегося покрытия, а стенки получились строго вертикальными. Технология и последовательность операций, согласно которой должен выполняться ямочный ремонт, ГОСТ регламентирована достаточно подробно;
  • Удаляются куски старого покрытия, образовавшаяся грязь, пыль и накопившаяся вода;
  • Стенки выборки и её дно обрабатываются эмульсией битумсодержащей, либо жидким битумным раствором.
Основной этап

В зависимости от размера повреждённого участка используется различные виды ямочного ремонта, оборудование и инструмент.

  • Если выбоина имеет площадь ≤ 3 м², её контур прорезается ручными нарезчиками, оборудованными алмазными режущими дисками d= (300-400) мм. Вырезанный материал ломается и удаляется отбойным молотком, который работает от переносной гидравлической станции, имеющей собственный двигатель, либо от от гидропривода специальной техники, используемой для проведения ремонта. Молоток может быть пневматическим. В этом случае потребуется компрессор.
  • Если выбоины, той же площади, имеют достаточную длину, при незначительной ширине, ямочный ремонт покрытий выполняется с использованием холодных фрез в любых вариантах (прицепные, самоходные, навесные), которые позволяют за один проход удалять покрытие на глубину до 150 мм при ширине удаляемого участка от 200 мм до 500 мм. Использование данной техники обеспечивает часовую проходку до 300 погонных метров. Если повреждение занимает большую площадь, то используют более производительные фрезы.

Технология ямочного ремонта предусматривает смазку дна и стенок жидким битумом или эмульсией. Она может осуществляться с использованием специализированной техники или переносных устройств (автогудронаторы, битуморазогреватели, ремонтёры дорожные и т.п.).

Затем подготовленный участок заполняется ремонтным составом. В идеале он должен по своему составу и характеристикам полностью соответствовать материалу основного покрытия. Но это крайне трудно осуществить. Поэтому применяют разнообразные асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).

Смеси «А», прочные жёсткие с крупным зерном и значительным процентным содержанием щебня компании, выполняющие ямочный ремонт покрытий, используют гораздо реже, так как их сложно вносить и разравнивать вручную.

Наиболее востребованной для ямочного ремонта сегодня является смесь с заполнителем из бетона асфальта (АБЗ). Она применяется в разогретом виде.

К месту использования АБЗ поставляется специальной техникой, оборудованной термосными бункерами. Применение термосов диктуется технологическим режимом использования материала. Если заполнитель имеет температуру менее 110°С, работа по его укладке списывается на брак. Чаще всего российскими дорожниками, осуществляющими ямочный ремонт дорог, для упомянутых целей используется американская машина универсального назначения модели ТР-4.

Техника подобной конструкции именуется ремонтёром, так как оборудована всем необходимым для выполнения ямочного ремонта «под ключ» без привлечения дополнительных сил и средств:

  • Ёмкость для хранения и транспортировки битумных смесей;
  • Ёмкость с эмульсией для выполнения подгрунтовки;
  • Бункер для сбора отходов;
  • Виброплита;
  • Гидравлический отбойный молоток и т.п.

В процессе транспортировки нужная температура смеси, использование которой предусматривает технология ямочного ремонта, поддерживается электроподогревателем, либо пропановой горелкой.

Второй, по частоте использования, является специальная техника SSG25 германского производства, принцип работы которого отличается от изделия ТР-4.

Если работы выполняются в холодное время года, либо расстояние, на которое требуется перемещать АБЗ, значительное, дорожниками широко используются иные методы ямочного ремонта, например, рециклинг.

Её суть: вторичный асфальтобетон (крошкой или кусками) разогревается в специальной ёмкости, при постоянном гравитационном перемешивании прямо на месте выполнения работ. АБЗ готовится в рециклерах, специальных ёмкостях на прицепах, или на самоходных шасси. Лучше всего эта техника работает на крошке, являющейся отходами холодного фрезерования. Для повышения качества готового заполнителя, в него добавляют при расплавлении битум, в объёме 2% от загруженного веса вторичного сырья.

Готовый заполнитель подаётся на ремонтируемый участок дискретно, чтобы заполнение шло слоями. Толщина каждого не должна превышать 60 мм.

Ямочный ремонт покрытий, имеющих дефекты незначительной глубины и площади, выполнятся посредством укладки и последующего разравнивания смеси вручную. Если карты большие (S ≥ 20 м²), применяется малый асфальтоукладчик (тротуарный).

Технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия: рассмотрим подробно

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В ВЕСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ И ОСЕННИЙ ПЕРИОДЫ ГОДА. ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ГОРЯЧЕЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСЬЮ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

Читайте также:
Установка счетчика на столбе в пластиковом электрощите

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту – ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

– строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

– заводские инструкции и технические условия (ТУ);

– нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

– производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

– местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК – описание решений по организации и технологии производства работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

– снижение себестоимости работ;

– сокращение продолжительности строительства;

– обеспечение безопасности выполняемых работ;

– организации ритмичной работы;

– рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

– унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* “Организация строительного производства”) по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

– рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

– проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

– корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

– пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

– оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования в весенний, летний и осенний периоды эксплуатации и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожных работ.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью.

2.2. Работы по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий горячей асфальтобетонной смесью, входят следующие технологические операции:

– расстановка дорожных знаков на месте ремонта;

– подготовка мест покрытия к ремонту;

– обработка битумной эмульсией подготовленных ремонтных карт;

– укладка горячей асфальтобетонной смеси в карту ремонта;

– уплотнение места ремонта.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, специализированной бригадой в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до Ку=0,95); передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (подача сжатого воздуха 5,3 м /час, =0,7 МПа, m=940 кг); отбойный молоток МО-2К (масса m=10 кг, =0,5 МПа, частота ударов 1600 уд./мин); нарезчик швов MASALTA MF14-4 (=24,5 34,0 см, глубина пропила=90 мм, масса m=83 кг, управление ручное); котел битумный передвижной объемом 200 л; мини-погрузчик Bobcat S570 с бортовым поворотом (эксплуатационная масса =2900 кг, грузоподъемность =944 кг, =62 л.с., высота подъема ковша h=3023 мм).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: