Чистка кондиционера в машине

Когда стоит чистить кондиционер в авто, как это делать и какими средствами?

Автор: Дмитрий Сапко

Автомобильный кондиционер – довольно сложная и нежная система, которую важно поддерживать в отличном рабочем состоянии. При наличии проблем с работой климатической остановки лучше обращаться к специалистам. Устраняются неполадки на дорогостоящем оборудовании, которое проводит диагностику, выявляет неполадки и устраняет их максимально точно. Но некоторые процессы можно выполнить своими руками, не переплачивая за услуги СТО тысячи рублей. Существует несколько вариантов чистки кондиционера. Первый – это прочистка системы подачи воздуха в салон, и это на самом деле можно сделать своими руками. Также при определенной сноровке можно очистить радиатор кондиционера для более эффективной работы устройства и устранения неприятных запахов. А вот антибактериальная чистка, очистка фреона – это задача исключительно для станций обслуживания. Без специального оборудования такие задачи выполнить невозможно.

Вообще понятие чистки климатической системы воспринимается по-разному. Для одного владельца это полное устранение загрязнений на всем круге циркуляции фреона, для другого – устранение источника неприятных ароматов в салоне. В зависимости от ваших пожеланий будет меняться и спектр необходимых работ. На полках автомобильных магазинов вы можете найти десятки средств, которые обещают вам простую прочистку климатической системы без сложностей и за короткий срок. Выполняют ли эти средства свои обещания? Сегодня мы постараемся разобраться с этими вопросами. Также рассмотрим, когда нужно заниматься чисткой системы микроклимата в салоне авто, и какие материалы лучше всего для этой цели использовать.

Содержание

  • Когда необходимо чистить кондиционер
    • Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер
  • Какие способы очистки существуют
    • Химическая чистка
    • Пенная чистка
  • Какие средства для очистки стоит покупать
  • Как избежать появления бактерий в кондиционере
  • Подводим итоги

Когда необходимо чистить кондиционер в машине?

Самый распространенный повод для очистки системы подачи охлажденного воздуха в салон – зловонный запах из дефлекторов при включении кондиционера. Примерно этот запах напоминает «аромат» из открытой канализационной трубы. Вину таких ароматов на себя беспрекословно берут бактерии, которые поселились в области испарителя и начали активно размножаться в подходящей для них среде. Через несколько месяцев после начала размножения бактерий они начинают гибнуть и создавать неприятные запахи в салоне вашей машины.

Необходимо очистить систему кондиционирования в таких случаях:

  • при включении кондиционера в автомобиле появляется затхлый запах, интенсивность которого со временем усиливается;
  • даже без включения системы охлаждения ощутим неприятный аромат из воздуховодов, это свидетельствует об активном размножении и росте микроорганизмов;
  • эффективность охлаждения снизилась, что становится свидетельством забитых радиаторов, на пластинах этого устройства может нарастать слой плесени;
  • через дефлекторы внутри трубок подачи воздуха виден светлый налет, что говорит о масштабном росте патогенной микрофлоры в автомобиле;
  • при замене фильтра салонного воздуха вы обратили внимание на то, что он влажный, на нем присутствует плесень, фильтрующие элементы темного цвета.

Все эти особенности указывают на то, что вам нужно заняться очисткой системы подачи воздуха в салон. Ездить дальше на такой машине не стоит, это может стать причиной неприятных ситуаций. К примеру, обильное скопление патогенных микроорганизмов даже способно вызвать легкое отравление после длительной поездки в салоне такого автомобиля. Для здоровья человека контакт с этими микробами вряд ли принесет что-то хорошее. Так что чисткой важно заняться вовремя.

Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер

  1. Вы купили подержанный автомобиль с климатической установкой любого типа. В этом случае нужно прочистить систему, чтобы уверенно эксплуатировать машину с максимальным комфортом в дальнейшем.
  2. Более 3 лет не производилось комплексное обслуживание кондиционера. За этот период в системе скопилось немало грязи и плесени, которую очень важно вывести и вычистить.
  3. Появилась аллергия у водителя или у постоянных пассажиров. Аллергическая реакция вполне может быть вызвана плесенью и грибками, которые поселились в вашей машине в системе кондиционирования.
  4. Отдаленно появились неприятные запахи. Очень скоро из воздуховодов вашей машины начнет вонять не лучше, чем из городской канализации. Лучше не дожидаться этого момента.
  5. Требуется ремонт системы кондиционирования. В этом случае лучше сразу выполнить качественную очистку, чтобы в ближайшие годы не возвращаться к этому вопросу снова.
  6. Автомобиль долго стоял без дела, кондиционер не включался более года. В таком случае бактерии могли захватить большую часть пространства в системе подачи воздуха, лучше не рисковать здоровьем и почистить систему.

Какие способы чистки существуют?

Вы можете использовать профессиональные услуги стоимостью от 1000 рублей и выше (до нескольких тысяч на крупных и официальных станциях обслуживания). Также можно выполнить работу своими руками. В этом случае вы получите значительную экономию, но придется потратить определенное время. Для выполнения работ самостоятельно вы можете применить сложный механический метод очистки или химический вариант – более быстрый и часто весьма эффективный.

Механическое вмешательство подразумевает такие особенности:

  • демонтаж передней панели автомобиля (понадобится практически во всех моделях современных авто);
  • снятие испарителя для его качественной чистки профессиональными составами и средствами;
  • очистка плесени и бактерий в несколько этапов, руководствуясь инструкциями производителей средств;
  • установка изделия обратно в систему кондиционирования, качественное закрепление согласно сервисным инструкциям;
  • сборка салона, установка передней панели, проверка работоспособности оборудования и эффективности чистки.

Конечно, такой метод будет сложно осилить своими руками без помощи, так как один лишь этап снятия панели потребует опыта и навыков, а также профессионального инструмента. Также вам потребуются дорогие химические средства, которые полностью убирают налет грибка и плесени, способствуют надежной очистке всех патогенных микробов без остатка. Иначе уже через пару недель после выполнения сложной работы придется снова повторять процедуру.

Химическая чистка – как она выполняется?

Приведенная выше краткая инструкция механической чистки кондиционера могла вас немного расстроить, так как выполнить такие работы сможет далеко не каждый владелец автомобиля. Зато химический вариант очистки системы подачи воздуха от бактерий доступен каждому. Для этого вам не нужно будет ничего разбирать и снимать, достаточно выбрать правильное средство и использовать его именно так, как рекомендует производитель. Все очень просто и понятно.

Читайте также:
Технология строительства дома из несъемной опалубки : описание и особености, фото

Химическая чистка в большинстве случаев выполняется таким образом:

  • владелец авто выбирает антибактериальное средство для выполнения базовой чистки автокондиционера;
  • запускается двигатель автомобиля, включается система кондиционирования на полную мощность;
  • в районе патрубка для забора воздуха (обычно в ногах пассажира или водителя) устанавливается баллон со средством;
  • владелец авто нажимает на кнопку, средство распыляется на патрубок забора воздуха и попадает в систему;
  • в течение 2-3 минут происходит работа и распределение средства по системе кондиционирования;
  • далее необходимо дать автомобилю проветрится около 10-15 минут, на этом работа завершена.

Обязательно нужно выполнять процедуру с респиратором и другими защитными средствами, чтобы не дышать антибактериальным средством. Также на руку лучше надеть резиновую перчатку. Средства продаются с разными составами, и некоторые из них могут оказать неожиданное воздействие на кожные покровы. Это базовый вариант чистки, который является профилактическим и должен проводиться не реже 1 раза в 3 года даже без наличия неприятных запахов из дефлекторов воздуха в салоне.

Пенная чистка – когда нужна и как проводится?

В большинстве случаев антибактериальная обработка с помощью спрея решает вопрос зловонных запахов в автомобиле. Но в особо запущенных случаях такая обработка помогает далеко не всегда. Приходится обратиться к более действенному методу пенной очистки испарителя. В этой ситуации применяется баллон с другим составом – активной химической пеной, которая подается непосредственно на испаритель и в воздушные каналы системы.

Процесс выглядит следующим образом:

  • необходимо добраться до места установи воздушного фильтра и снять его, чтобы получить доступ к системе испарителя;
  • далее на выходное отверстие баллона с пеной надевается трубочка, которая призвана доставить средство прямо на испаритель;
  • все процедуры проводятся при выключенном кондиционере, пена должна заполнить все воздуховоды;
  • только через 5-10 минут после заполнения пеной системы необходимо включить кондиционер на полную мощность;
  • последний этап – качественное проветривание салона в течение не менее 15 минут, это важная часть процесса.

Пена заполняет фактически все полости, в которых может поселиться патогенная жизнь. Так что этот метод считается наиболее эффективным и отлично работает. Но его эффективность напрямую зависит от выбранных типов материалов. Если продукция оказалась некачественной, то и эффективность очистки будет сомнительной. Поэтому важно выбрать хорошие средства, чтобы не выполнять непростую процедуру снова в ближайшее время. Если и этот метод не помог, придется прибегнуть к механической чистке.

Какие средства для очистки кондиционера стоит покупать?

Если вам необходима легкая профилактическая чистка, у вас есть два варианта. Первый – покупка профессионального средства, которое стоит дорого, но уже готово к использованию. Также вы можете использовать недорогие компоненты и приготовить средство для антибактериальной обработки самостоятельно. В частности, для этого подойдут хлорамин Б, хлоргексидин, лизоформин и прочие средства для борьбы с плесенью. Важно правильно распылить материалы, чтобы достичь нужного эффекта.

Пену для пенной очистки лучше покупать готовую, она продается в автомобильных магазинах и стоит сравнительно недорого. Изготовить ее самостоятельно невозможно. Любые средства могут повлиять на ваше здоровье, так что обязательно пользуйтесь материалами и средствами для защиты кожи и дыхательных путей.

Как избежать появления бактерий в кондиционере?

Вы можете проводить профилактическую чистку 1 раз в 2-3 года и забыть о том, что такое проблемы со зловонными запахами в машине. Также не стоит допускать образования конденсата в системе. Для этого за 5-7 минут до остановки автомобиля выключайте кондиционер и дайте вентилятору высушить систему. После просушки бактерии не смогут активно размножаться, и это предотвратит проблемы с образованием плесени.

Также не забывайте о том, что на современных автомобилях необходимо регулярно менять фильтр салона. Каждый год и не реже 1 раза в 15 000 км замените эту деталь. Она позволяет очищать поступающий в салон воздух и предотвращает образование плесени и загрязнений на внутренних частях системы подачи воздуха. Эти простые советы помогут избежать дискомфорта при эксплуатации автомобиля.

Предлагаем посмотреть видео по теме чистки кондиционера в авто:

Подводим итоги

Ездить на автомобиле и ощущать неприятные запахи – не самая лучшая затея. Тем более, наличие плесени и патогенных микроорганизмов способно сильно повлиять на ваше здоровье и самочувствие. Лучше не допускать неприятных последствий засорения системы кондиционирования. Для этого следует проводить профилактическую чистку, а при появлении малейших запахов из воздушных дефлекторов в салоне заниматься профессиональной пенной чисткой испарителя. Иначе уже через несколько недель вы не сможете нормально ездить на автомобиле.

Чистку можно провести самостоятельно, используя простые средства. В магазине можно купить антибактериальное средство, а также приобрести пену для качественной чистку. В большинстве случаев вы сможете обойтись этими материалами и в собственном гараже выполнить процедуру качественно и без проблем. Но если убрать загрязнения не удалось, лучше обратиться в проверенную мастерскую С помощью специального оборудования антибактериальная чистка систем кондиционирования проходит очень быстро и эффективно.

Как почистить кондиционер авто самому: важные нюансы процедуры

Любой ответственный автовладелец следит за состоянием своей машины, агрегатов, уровнем технических жидкостей. Не меньше внимания следует уделять автомобильному кондиционеру. Своевременная дезинфекция системы предотвращает появление неприятных запахов и продлевает «жизнь» климатической установки.

Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля

Кондиционер автомобиля требует к себе периодического внимания и обслуживания. Его своевременная чистка исключает появление неожиданных неполадок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства образуется идеальная среда для развития и размножения всевозможных бактерий. Во время работы кондиционера внутри появляется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это указывает на то, что чисткой кондиционера пренебрегать не стоит. Помимо перечисленных нюансов из-за накопления загрязнений ухудшается производительность узла, что усложняет поддержание необходимого температурного режима в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неполадки с устройством.

Читайте также:
Типы и виды существующих кондиционеров для дома и офиса.

Периодичность обработки кондиционера

Наиболее точная информация по очистке кондиционера приводится в руководстве по эксплуатации к вашему авто. Если периодичность по каким-то причинам определить не удаётся, то придерживаясь рекомендаций специалистов, профилактические мероприятия следует проводить 1–2 раза в год. Если вы или ваши родные аллергики, то антибактериальную обработку нужно осуществлять чаще. В то же время необходимо учитывать, насколько часто эксплуатируется автомобиль и при этом используется кондиционер, каков климат в вашем регионе, дороги, по которым вам приходится передвигаться. В основном чистка автокондиционера проводится в весенний период перед началом его эксплуатации, или осенью — по его завершении. Однако никто не запрещает провести чистку в любое время.

Признаки, при которых необходима дезинфекция

Существует несколько признаков, указывающих на необходимость обслуживания устройства:

  1. Появление посторонних звуков. Их характер может быть различным: потрескивания, шумы, свист.
  2. Неприятный запах. Он может присутствовать в салоне всегда, но при активации кондиционера он будет усиливаться.
  3. Появление влаги. Если было замечено, что при включении климатической установки из воздуховода начала появляться влага, то это говорит о необходимости безотлагательной чистки узла.

Последствия бактериального загрязнения кондиционера

Неприятный запах — это полбеды. Появляется он из-за скапливаемой на испарителе влаги (конденсата). В ней образуются грибки, бактерии, плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений повышается настолько, что это приводит к появлению неприятного запаха при активации кондиционера. Однако нюанс не только в запахе, но и в том, что бактерии несут опасность для организма человека.

Кроме этого, попадание дорожной грязи между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционирования) приводит к нарушению работы компрессора, что может послужить причиной его преждевременной поломки. Из-за грязи на алюминиевых элементах кондиционера появляется коррозия, в результате чего возникает утечка фреона.

Чистка кондиционера машины в домашних условиях

Под чисткой кондиционера предполагается его дезинфекция специальными средствами. На том, как ими пользоваться и какие способы обработки существуют, стоит остановиться подробнее.

Виды и последовательность очистки системы

Автокондиционер можно очистить одним из способов:

  • химическим;
  • механическим.

В первом случае используются аэрозоли и пена. Стоит учесть, что средствами в виде аэрозоля можно провести только дезинфекцию системы кондиционирования, а при помощи пенных ещё и очистить её. К механическому способу прибегают в том случае, если химические средства не дали должного результата и неприятный запах в салоне остался. Процедура отличается своей сложностью, поскольку приходится снимать испаритель в блоке отопителя. Для химической обработки рассматриваемого устройства можно использовать продукцию следующих производителей:

Химический способ

После выбора пены или аэрозоля можно приступать к очистке кондиционера. В основном все средства комплектуются трубкой. Обработку аэрозолем выполняют следующим образом:

  1. Запускаем двигатель.
  2. Включаем кондиционер и выбираем режим рециркуляции на максимум.

Если приходится применять пенные средства, то процесс состоит из следующих шагов:

    Демонтируем фильтр салона.

Видео: чистка автокондиционера пеной

Подручные средства

В зависимости от выбранного дезинфицирующего средства придётся отдать порядка 150–1000 р. за баллончик. Недорогие очистители могут быть не только малоэффективными, но и наполнить салон не очень приятным запахом, который с трудом выветривается. Однако для эффективной антибактериальной обработки необязательно покупать дорогостоящие средства: можно применить и подручные. С противным запахом в салоне помогут справиться:

  • Хлорамин Б;
  • Лизоформин 3000;
  • Хлоргексидин.

Суть обработки заключается в приготовлении рабочего раствора из порошкообразного вещества, например, Хлорамина Б, который разводят с водой (1 ст. л. на 1 л воды).

Полученную жидкость заливают в подходящую ёмкость с распылителем. Во время обработки перечисленными средствами в машине следует открыть все двери. Процесс дезинфекции аналогичен применению пены.

Если перечисленными способами неприятный запах из салона удалить не удалось, кондиционер необходимо очистить механическим путём.

Видео: бюджетный способ очистки кондиционера автомобиля

Механический способ

При механической антибактериальной обработке устройства кондиционирования потребуются инструменты для демонтажа приборной панели. Также не лишней будет замена фреона, уплотнителей и патрубков. Процесс очистки выполняют в следующей последовательности:

    Для получения доступа к испарителю снимаем приборную панель.

Несмотря на сложность процесса, механический способ является более эффективным.

Замена салонного фильтра

Основное назначение фильтра салона — обеспечивать очистку поступающего внутрь автомобиля воздуха. От состояния этого элемента напрямую зависит правильная работа отопителя, кондиционера, системы вентиляции. Необходимость в замене фильтра возникает в случае запотевания стёкол, появлении неприятного запаха и ухудшении работоспособности печки и кондиционера.

Менять фильтрующий элемент рекомендуется через каждые 10–25 тыс. км. пробега, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Чаще всего фильтр расположен возле испарителя. Изготавливается рассматриваемый элемент из гофрированной бумаги с волокнами из целлюлозы или синтетики, часто бывает с угольной пропиткой и имеет форму прямоугольника. Чтобы заменить салонный фильтр на конкретном автомобиле, нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Сам процесс заключается в демонтаже отработавшего изделия и его замене на новое.

Видео: замена салонного фильтра на примере Toyota Corolla

Чистка элементов системы кондиционирования

Салонная климатическая система включает в себя такие основные элементы, как испаритель, радиатор, салонный фильтр и воздухопроводы. Рассмотрим чистку каждого из них.

Чистка радиатора и воздуховодов

В первую очередь чистке подвергают воздуховоды и радиатор рассматриваемой системы, удаляя из них пыль и грязь. Для этого задействуют воздушный компрессор для подачи сжатого воздуха на элементы системы. Процедура состоит из двух этапов:

    Струёй сжатого воздуха либо с помощью специальных средств удаляют загрязнения на радиаторе. Размещён он, как правило, вблизи радиатора системы охлаждения в моторном отсеке.

После проведения описанных действий можно приступать к дезинфекции испарителя автомобильного кондиционера.

Видео: чистка радиатора кондиционера на Mazda 3

Чистка испарителя

На испарителе оседает большое количество различных бактерий, являющихся причиной неприятного запаха. Поэтому под очисткой автокондиционера многими подразумевается именно испаритель, обработка которого была рассмотрена выше.

Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию

Процедура дезинфекции и очистки автокондиционера понятна, но чтобы как можно реже к ней прибегать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • своевременно менять салонный фильтр;
  • избегать образования сырости.

Если первый совет не вызывает вопросов, то во втором случае систему кондиционирования лучше просушивать естественным путём, а не с помощью отопителя. В этом случае охлаждение следует отключать хотя бы за 5 минут до места прибытия, оставляя работать только вентилятор, посредством которого просушится система. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальном количестве, что снизит вероятность появления неприятного запаха.

Периодическое обслуживание кондиционера автомобиля позволяет свести к минимуму появление неполадок с системой и необходимость в дорогостоящем ремонте. После ознакомления с пошаговыми инструкциями, дезинфекция устройства будет по силам каждому автолюбителю. Если простые способы очистки не дали должного результата, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.

Самостоятельная очистка кондиционера в автомобиле

Сегодня наличие кондиционера в автомобиле не является признаком очень высокого достатка. Сегодня даже очень бюджетные модели будут иметь такое охлаждающее устройство. Кондиционер существенно повышает комфорт поездок даже в самое жаркое время года, но, к сожалению, владельцы транспортных средств, оснащённых такими климатическими системами, иногда сталкиваются с появлением в салоне автомобиля после включения охлаждения с крайне неприятным запахом. Всё пространство заполняется запахом плесени или «мокрой собаки», согласитесь, дышать таким воздухом будет очень неприятно, кроме того, ещё и небезопасно. Появление отвратительного зловонного запаха — это последствие образования грибков в кондиционере, которые с потоком воздуха попадают в салон машины и могут вызвать ряд заболеваний у водителя и его пассажиров. Столкнувшись с данной ситуацией, многие автомобилисты задумываются, как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно. Те же владельцы транспортных средств, которые только приобрели машины с кондиционерами, задаются вопросом, как часто нужно чистить систему кондиционирования.

Откуда берутся грибки отложения грязи внутри системы

Независимо от производителя и класса кондиционера, принцип работы у всех этих систем практически одинаков и очень похож на механизм холодильников. Возможность образования грибков заложена в самой конструкции этой замкнутой системы и, к сожалению, избежать данной проблемы пока не удаётся ни одному производителю. После включения кондиционера компрессор начинает сжимать хладоген, которым заполнена система. При сильном сжатии газ начинает очень сильно нагреваться и из испарителя перетекает в конденсатор, где происходит процесс охлаждения и выделения холодного воздуха в салон. Именно в этом месте и возникают проблемы.

Воздух, который всасывается в климатическую систему, обязательно включает в свой состав воду. Обычно это совсем немного, но вполне достаточно для создания проблемы, так как холодный воздух почти полностью утрачивает способность удерживать воду, и она оседает на поверхности в виде конденсата. Так, за один час езды на машине с включенным кондиционером может выделиться примерно 2-3 литра конденсата. Производители пытаются минимизировать негативное влияние данной жидкости и встраивают в кондиционер дренажные трубы. Таким способом удаляется основная масса влаги, но пусть и небольшой процент влаги, но он всё же остаётся внутри системы – в устройстве образуется своеобразный «водяной фильтр». Именно он начинает задерживать частички пыли и другого мусора при всасывании в систему воздуха. Этот мусор оседает на стенках агрегата и остаётся там. После того как кондиционер будет выключен, температура внутри системы повысится, что создаст практически идеальную среду для размножения бактерий, плесени и грибков разного типа. Именно это зачастую и становится причиной неприятного запаха в салоне. К сожалению, запах это только внешнее проявление загрязнения охладительного устройства, но размножившиеся грибки с включением кондиционера начинают попадать в салон автомобиля, где водитель и его пассажиры вдыхают загрязнённый воздух. У некоторых людей данная флора может вызвать нежелательные последствия, например, аллергическую реакцию или заболевания дыхательных путей. Учитывая данную ситуацию, не стоит лишний раз объяснять пользу своевременной и регулярной очистки системы кондиционирования салона. Вот здесь и возникает вопрос, как правильно сделать чистку кондиционера и его дезинфекцию.

Что сигнализирует о необходимости очистки кондиционера

Если в процессе эксплуатации автомобиля проявляются следующие признаки, то стоит подумать о способе и месте проведения очистки испарителя:

  1. Очень неприятный запах в салоне, усиливающийся при включении кондиционера.
  2. При включении устройства появляются посторонние шумы, стук или свист.
  3. Напор выдуваемого воздуха стал значительно ниже.
  4. В случае если после включения системы кондиционирования из воздуховода начинает появляться вода или конденсат, то очистку нужно проводить как можно скорее.

Обычно комплексную проверку рекомендуется проводить весной. Ведь впереди будет длительный промежуток эксплуатации.

Очистка системы кондиционирования

Сам по себе процесс очистки системы — совсем не сложная процедура, которая включает в себя прочистку от отложений на стенках, дезинфекцию и заправку.

Способ очистки испарителя в кондиционере будет зависеть от многих условий, а именно от интенсивности эксплуатации, аккуратности водителя, возраста транспортного средства, состояния окружающей среды и т. д. С учётом всего этого можно выделить несколько основных способов чистки.

Очистка радиатора кондиционера

Одной из основных частей автомобильного кондиционера является конденсор, который водители довольно часто называют радиатором. Он находится в подкапотном пространстве и загрязняется довольно сильно. Промыть радиатор можно обратившись в автоцентр. Здесь могут провести очистку водой под большим напором или же могут использовать пар. Второй вариант более эффективный и очень щадящий. Но мойка в сервисе будет стоить довольно приличную сумму и многие предпочитают проводить такую чистку своими руками. Сначала нужно снять переднюю защиту автомобиля и получить доступ к радиатору. Радиатор лучше всего снять, нанести на него подходящий состав для очистки и дать немного постоять. Промывать эту деталь необходимо большим объёмом воды и начинать нужно с внутренней стороны, так как таким образом процесс очистки будет более эффективен. Всю процедуру можно повторить несколько раз – всё будет зависеть от степени загрязнения.

Способ для автомобилей не старше 5 лет

Обычно крайняя необходимость в антибактериальной чистке возникает в промежутке между 3-5 годами эксплуатации, но и более новые кондиционеры можно прочищать в профилактических целях. Сегодня можно найти большое разнообразие различных очищающих и дезинфицирующих средств, которые позволяют провести дезинфекцию автомобиля своими руками. Они могут быть в трёх разных формах:

  1. Аэрозоли. Это в основном гигиенические средства, предназначенные для удаления грибков и плесени. Данные средства прекрасно удаляют все неприятные запахи и оставляют после себя запах эвкалипта или ментола. Наиболее популярными спреями считаются «Хенкель», «Хадо», «Ликви Моли Клима Фреш Плюс» и «Манолл» ЭйрКонФреш.
  2. Пенные очистители. Это тоже очень популярное средство, которое применяют при более глубокой очистке кондиционеров. Чаще всего автомобилисты применяют «Степ Ал», «Вэрю Льюб», «Ранвей», «Ликви Моли».
  3. Дымовые шашки. Данное средство относится к самым современным способам очистки, но некоторые марки уже очень хорошо себя зарекомендовали на авторынке, например, «Эйр кондишен дезодорант стим», «Сигаретт дезодорант стим тайп», «Дезодорант стим Тай ЭйДжи».

Промывка системы кондиционирования такими средствами довольно проста, просто нужно чётко придерживаться инструкций по применению.

Для аэрозолей схема работы примерно такая:

  1. Запустите двигатель автомобиля и включите кондиционер на максимальную мощность в режиме рециркуляции.
  2. Поместите баллончик перед передним сиденьем пассажира на пол, включите его, покиньте салон и плотно закройте двери (окна и люк тоже должны быть закрыты).
  3. Дайте кондиционеру поработать несколько минут, и только затем можно будет проветрить салон.

Дымовыми шашками обработка проводится по аналогичной схеме, а вот пенные очистители используют несколько по-другому. Для этого нужно будет:

  1. Вынуть фильтр на воздуховоде в салоне авто и через это отверстие закачать пенный состав.
  2. Через несколько минут (в точном соответствии с инструкцией по применению данного вещества) нужно завести двигатель и включить систему кондиционирования с переключением на все имеющиеся режимы работы.
  3. Проветрить автосалон.

Иногда возникает необходимость очистить кондиционер, но купить необходимое средство нет возможности. В такой ситуации можно приготовить очищающий состав своими силами.

Очищающий состав из подручных средств

Существует несколько вариантов приготовления таких составов.

  1. Хлоргекседин. Если внимательно изучить состав средств для прочистки кондиционеров, то можно обратить внимание, что в состав многих из них входит хлоргексидин биглюконат 0,05%. Если купить этот раствор в аптеке, то это обойдётся около 10 рублей – 100 мл. Это вещество может иметь и другие названия, правда концентрация и стоимость будут существенно различаться. Это могут быть – дизихенд, дезискраб, дезин и т. д. Некоторые автолюбители советуют смешать хлоргексидин со спиртом в пропорции 1:1. Это должно повысить эффективность раствора.
  2. Лизоформин 300. Этот отечественный медицинский препарат предназначен для проведения дезинфекции от микробов и плесени в медицинских учреждениях, так что с кондиционером он справиться сто процентов. Для очистки потребуется 5% раствор. Его можно приготовить, смешав 50 мл. лизоформина 3000 и 1 литра воды.
  3. Хлорамин Б. Раствор используют при обработке поверхностей для полной дезинфекции в медицинских инфекционных отделениях. Для получения подходящего нам раствора необходимо в одном литре воды развести столовую ложку порошка.

Приготовленные самостоятельно растворы нужно залить в любой распылитель, который может образовывать мелкую взвесь. Для этих целей может подойти простой опрыскиватель для цветов. Далее выполняем всё в следующей последовательности:

  1. Снимаем фильтр с воздуховода в салоне автомобиля.
  2. Включаем и вентилятор, и кондиционер на максимально допустимую мощность.
  3. Закрываем тканью выводящие дефлекторы, это предотвратит орошение составом для дезинфекции всего салона.
  4. В отверстие фильтра распыляем приготовленный заранее раствор.
  5. Через несколько минут работы кондиционера выключаем его и проветриваем салон.

Иногда можно услышать и мнение автомобилистов, что самостоятельно почистить систему кондиционирования невозможно и нужно обязательно обращаться за помощью к специалистам. Это верно в том случае, если кондиционер установлен в автомобиле более пяти лет и ни разу не подвергался профилактическим работам по очистке.

Очистка кондиционеров старше 5 лет

Если кондиционер использовался длительное время, то на его внутренностях образовались в большом количестве отложения грязи, которые еще и сильно спрессованы. Такие образования невозможно убрать ни при помощи аэрозолей, ни при помощи пенных растворов. В этом случае предстоит довольно большой объём работ и немаленькие финансовые затраты. Самостоятельно выполнить все работы, к сожалению, нельзя.

  1. Испаритель кондиционера придётся снять.
  2. Спускается фреон или другой хладоген.
  3. Испаритель прочищается вручную или на его место устанавливается новый.
  4. Система заполняется новым хладогеном. Данную процедуру провести в гаражных условиях без специального оборудования нельзя производить и нужно обязательно обратиться в специализированный сервисный центр.

Как предотвратить слишком частые повторы загрязнений

Вряд ли кому-либо захочется чистить кондиционер с регулярностью в месяц или два. Для того чтобы загрязнение происходило медленнее, нужно обратить внимание на следующие моменты.

В первую очередь нужно проинспектировать фильтр воздуха, который очищает воздух, поступающий в салон. Иногда такой фильтр просто не предусмотрен, и самостоятельная установка его будет далеко не простым делом. Автомобилисты советуют поискать информацию по этой теме в интернете на специализированных форумах. В некоторых моделях автомобилей место под фильтр конструктивно имеется, но он не установлен или прикрыт специальной заглушкой. В таком случае всё будет гораздо проще. Если такая возможность имеется, то фильтр очень желательно установить.

Иногда можно столкнуться с тем, что фильтр может очищать воздух, поступающий только снаружи, а при рециркуляции он будет не задействован. Зная это, важно не забывать переходить на забор воздуха извне. Это позволит не только снизить скорость загрязнения системы, но и позволит избежать запотевания окон при высокой влажности снаружи.

Сам фильтр подлежит обязательной регулярной замене. К сожалению, промыть его невозможно. Сроки замены можно уточнить, изучив инструкцию производителя, но здесь важно понимать, что производитель указывает средние сроки при усреднённых условиях эксплуатации. Так, например, при постоянных поездках по очень пыльным грунтовым дорогам с включенной системой кондиционирования значительно снижают срок эксплуатации фильтров. В том случае если фильтр слишком грязный, нагрузка на вентилятор повышается практически в несколько раз и это может стать прямой причиной выхода вентилятора из строя.

Кроме фильтров, желательно внимательно следить за состоянием дренажной трубки. Она может немного деформироваться и снизится её проходимость. Вследствие этого образующаяся влага будет скапливаться или даже выплескиваться в салон авто. Данная ситуация никому не нужна. Контроль рекомендуется проводить один-два раза в год при помощи чего-нибудь длинного и гибкого, чтобы ни повредить трубки.

Для того чтобы не создавать условия для образования грибков, производители рекомендуют за несколько минут до окончания поездки выключить кондиционер, но не выключать вентилятор. Такие действия позволят прогреться испарителю и подсушить систему от излишней влаги.

Как сделать, чтобы кондиционер холодил, как новый. Полная инструкция

Моем конденсатор и радиатор (главные «грязеприемники»)

Конденсатор системы кондиционирования стоит перед радиатором системы охлаждения, а потому первым принимает на себя удары камней, потоки грязной воды, тополиный пух и листья. Жидкая глина, которая может попасть на конденсатор после езды по грунтовке, быстро каменеет под воздействием тепла и превращается в слой теплоизоляции. Воздух перестает свободно проходить к радиатору системы охлаждения… Прощай, прохлада в салоне! Здравствуй, перегрев двигателя!

К хроническому перегреву мотора приводит и грязь, скопившаяся в пространстве между конденсатором и радиатором двигателя. Там порой образуется «пылевая» прослойка, по плотности и структуре напоминающая войлок.

Где лучше мыть?

Вариант 1. На обычной мойке (неэффективно)

Сильная струя воды способна загнуть тонкие алюминиевые пластины конденсатора. А по-другому достать струей до радиатора сквозь конденсатор не получится.

Вариант 2. У официального дилера (цены кусаются)

Официалы обычно снимают теплообменники с автомобиля перед мойкой. Операция потребует замены охлаждающей жидкости, заправки системы кондиционирования и обойдется более чем в 20 000 рублей.

Вариант 3. В специализированном сервисе по обслуживанию кондиционеров (лучше всего)

Теплообменники промывают с помощью специальных насадок, вводимых между ними. Грязь с конденсатора вымывается в сторону бампера, а из радиатора — в моторный отсек. (Хотя, конечно, все зависит от конфигурации передней части автомобиля.)

Может, помыть конденсатор кондиционера самостоятельно?

Да, если готовы снимать передний бампер и радиатор системы охлаждения. Конденсатор можно промыть и не отсоединяя от него трубки.

Чистим воздухозаборник — избавляемся от вони в салоне

У большинства автомобилей забор воздуха в систему отопления, вентиляции и кондиционирования осуществляется из пространства между капотом и ветровым стеклом. Там находится ниша — короб воздухопритока (часто в ней же размещается привод стеклоочистителей).

Воздух в это пространство попадает через большие щели или прорези. Через них же в короб летят листья и семена — за год накапливается прилично. Листва гниет — неприятный запах проникает в салон при работе вентилятора климатической установки. А еще листья попадают в крыльчатку вентилятора, шумят и засоряют воздуховоды.

Как очистить короб воздухопритока?

На большинстве автомобилей нужно снять поводки дворников и демонтировать пластмассовую накладку, состоящую из двух частей и закрепленную несколькими пистонами. Это можно сделать самостоятельно или в сервисе.

Короб воздухопритока стоит очищать раз в год. А отверстие в щите моторного отсека, сквозь которое осуществляется забор воздуха, лучше заклеить сеткой с ячейками (как у сетки против комаров). Заводскую сетку устанавливают лишь у некоторых автомобилей премиум сегмента и, например, выпускаемых фирмой Toyota.

Меняем салонный фильтр — защищаем легкие

У большинства автомобилей это устройство расположено после вентилятора климатической системы (реже — близко к вентилятору или в блоке отопителя, прямо перед испарителем кондиционера).

Но независимо от расположения на фильтре оседает все, что прошло через короб воздухопритока и крыльчатку вентилятора: и пыль, и семена и кусочки листьев растений. «Смесь» постепенно начинает разлагаться и источать неприятный запах. Поэтому фильтр следует менять каждые 15 000 км пробега или 1 раз в год (при небольших пробегах).

Как заменить салонный фильтр?

Фильтр, расположенный в районе перчаточного ящика, легко сменить самостоятельно.

К фильтру, стоящему в центральном блоке, доступ часто затруднен. Можно обратиться в сервис или посмотреть форумы по вашему автомобилю. Опытные владельцы обычно знают, как провести замену «малой кровью», например, без демонтажа педали газа.

Очищаем воздуховоды и испаритель (нужен мощный пылесос)

Слой пыли обычно лежит на всех поверхностях, расположенных до воздушного фильтра стенки воздуховодов. На крыльчатке вентилятора тоже.

Как чистить воздуховоды?

  1. Забираемся тонкой трубкой, закрепленной на шланге пылесоса, сквозь отверстие в коробе воздухопритока и открывшееся после снятия салонного фильтра. Пылесосим.
  2. Далее следует промыть полости специальными очистителями системы кондиционирования или самодельным раствором, содержащим воду, спирт и хлоргексидин. Распылителем или трубочкой очистителя подаем жидкость в отверстия, расположенные в коробе воздухопритока и открывшееся при снятии салонного фильтра.

Важно: постарайтесь дотянуться до поверхности испарителя кондиционера. На нем оседает вся пыль, прошедшая сквозь неплотности воздушного фильтра.

Как проверить кондиционер в автомобиле?

В периодическое обслуживание кондиционера входит и контроль за его эффективностью.

Включенный «на полную» кондиционер должен охлаждать воздух до температуры 5–10 °С. Проверить это можно даже бытовым термометром. Если температура выше, то, скорей всего, в системе мало хладагента.

Заправить кондиционер самостоятельно можно, если:

  • Кондиционер еще работает, но холодит очень слабо
  • Машина не попадала в аварии с повреждением системы кондиционирования и систему ни разу не разбирали
  • На всех стыках системы вы никогда не видели следов кондиционерного масла
  • Машине достаточно много лет или пробег ее велик.

В других случаях лучше обратиться в специализированный сервис — для диагностики системы, ремонта или дозаправки.

Как заметить утечки из системы кондиционирования?

При каждом помещении машины на подъемник или смотровую канаву обращайте внимание на наличие масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, протекающий даже в небольших количествах через любую негерметичность, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.

Когда мыть кондиционер — до сезона или после?

Проводить обслуживание кондиционера надо осенью, после активного «рабочего» сезона. Но нелишне проверить работоспособность системы и весной.

  • Пять мифов об автокондиционерах развенчали тут.
  • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка! Нет места для хранения — возьмите автобокс в прокат!

Чистка дымохода от сажи своими руками

Переоценить значение дымохода для оптимальной эксплуатации теплового агрегата трудно. Основной задачей этого устройства является вывод продуктов сгорания из топки в атмосферу. При этом попутно должны быть решены следующие задачи:

  1. Получение равномерного в течение суток теплового режима в доме.
  2. Оптимальный режим горения топлива с учетом его экономного расходования.
  3. Качественное удаление продуктов сгорания из печи и недопущение их попадания в жилую зону здания.

Решение этой триединой задачи обеспечивается правильным конструктивным решением самого теплового агрегата и качественным его обслуживанием в процессе эксплуатации.

Важная роль при этом отводится дымовой трубе. Эффективность этого устройства определяется несколькими важными факторами:

  1. Правильным подбором сечения и размеров дымовой трубы. При квадратной или прямоугольной форме трубы поток дымовых газов, который поднимается вверх по спирали, образует в углах застойные зоны. В них образуется налет сажи в первую очередь. Размер канала должен быть в полтора раза больше топочного отверстия в печи, минимальные размеры квадратного дымового канала составляют 140х140 миллиметров, а площадь сечения круглого должна быть не менее, чем квадратного в указанных размерах. Общая длина дымового канала необходима более 5 метров. Длина горизонтального участка допускается не более одного метра.

Для улучшения тяги в дымовом канале квадратного или прямоугольного сечения часто устанавливаются вкладыши, которые в какой-то степени снижает образование сажи.

  1. Материала, из которого устроен дымоход. В данном случае имеют значение два фактора – качество внутренней поверхности дымового канала и теплопроводность материала, из которого он изготовлен. В первом случае влияние неровностей, кроме снижения скорости потока, сказывается на способности к осаждению сажи. Высокая теплопроводность материала трубы способствует быстрому охлаждению печных газов, а следовательно к повышенной конденсации и оседанию сажи на стенка.

  1. Уровнем тепловых потерь при эксплуатации. Недостаточность тяги в дымоходе отрицательно сказывается на степени сгорания топлива, что приводит к усиленному засаживанию дымового канала. А загорание сажи в трубе зачастую равносильно стихийному бедствию.

Совокупность и взаимодействие приведенных факторов и определяет успешность работы дымоотводящей системы.

Мы умышленно опускаем ряд правил и важных факторов устройства дымохода, концентрируя внимание читателя именно на причины и следствия образования налета сажи.

В статье описаны различные методы как почистить дымоход от сажи своими руками, в том числе не залезая на крышу.

Что такое сажа и как она образуется

Сажа – это продукт сгорания топлива. Она содержится в дымовых газах в виде мелкодисперсных несгоревших частичек. Кроме нее в их составе содержатся водяные пары от влаги, содержащейся в топливе, угарный газ (СО2) и другие продукты активного окисления топлива. При высокой температуре происходит химическая реакция, в результате которой образуются уже пары соляной и угольной кислот.

Горячий дым конденсирует на внутренней поверхности, в виде маслянистой дурно пахнущей жидкости. В нее попадают твердые не сгоревшие вещества, в следствии чего со временем конденсат превращается в смолянистый осадок. При несоблюдении ряда правил пользования тепловым агрегатом этот осадок накапливается довольно быстро, уменьшая сечение дымохода вплоть до полного его закрытия.

Нужно отметить, что для конденсации нужны определенные условия. Одним из них является температура, при которой она начинается. Есть даже термин для этого — «точка росы». Очевидно, при прогрева дымохода она будет распространяться выше по дымоотводному каналу.

Может возникнуть такая ситуация, когда «точка росы» окажется за пределами дымохода, и конденсация происходит уже в открытом пространстве. Отсюда напрашивается вывод, что избежать образования сажи на стенках дымовой трубы невозможно. Но правильно устроенная система отвода печных газов значительно увеличивает периодичность чисток.

О профилактике дымоотводной трубы

В процессе развития отопительные системы становились все более совершенными. Опытным путем были выработаны некоторые приемы, позволяющие в значительной мере уменьшить образование сажи, такие, как:

  1. Утепление дымохода. Это выполняется следующими способами: оштукатуриванием поверхности кирпичных труб; укрытие наружной поверхности различными рулонными или плитными утеплителями с последующей установкой защиты из фольгированной пленки, металлического листа и других материалов; использование для устройства дымохода специальных утепленных блоков с керамическими трубами; защитные устройства для укрытия выходного отверстия дымовой трубы от мусора и гнездования птиц; применение двухслойных «сэндвич-труб» из металла с прослойкой утеплителя.

Целью всех этих мероприятий является создание условий для быстрого прогрева дымового канала, в результате чего точка росы в процессе поднимается выше, вплоть до выхода в окружающую среду.

  1. Наибольшее количество сажи образуется на изгибах дымохода, поэтому в конструкции нужно использовать не более одного колена при крайней необходимости изменить его направление.
  2. При устройстве дымохода в обязательном порядке производится шабровка внутренней поверхности с целью уменьшения количества неровностей, способствующих осаждению сажи.
  3. Использование при топке химических или биологических методов очистки внутренней поверхности дымовых труб.

Химические способы чистки

Чем протопить печь, чтобы прочистить дымоход? К таковым веществам можно отнести следующие:

  1. Нафталин. Его вносят на поверхность топлива хорошо разогретой печи. При этом нафталин испаряется, и его пары разрушают целостный слой сажевого налета. Он выносится в виде хлопьев в атмосферу. Недостатком способа является неприятный запах этого препарата, остающийся в помещении. Поэтому он не применяется для очистки труб где используется открытый очаг возгорания (например камин).

  1. Изготовленная своими руками из простых и доступных ингредиентов смесь синего цвета. Ознакомимся с составом:
    • 1/5 медный купорос;
    • 1/7 селитры;
    • 1/2 кокс средней фракции.

Смесь вносится в хорошо разогретую топку. Продукты испарения также, как и в первом случае, разрушают слой сажи, уходящей с дымовыми газами наружу. Количество вносимой смеси для одной прочистки составляет порядка 20 грамм, периодичность использования 1-2 раза в месяц. Дверцу топки после внесения смеси нужно плотно прикрыть.

  1. Для борьбы с отложениями сажи используются дрова из осины, которые вносятся в максимально разогретую топку в количестве 1-2 поленьев среднего размера. Температура сгорания таких дров выше, чем у обычно используемого топлива, и незначительные отложения сажи сгорают прямо во время топки. При значительных отложениях этот метод не применяется, чтобы не спровоцировать пожар. Рекомендуется производить регулярно с периодичностью пару раз в 7 дней.

  1. Скорлупа от грецкого ореха. Ее сгорание также происходит при значительной температуре и принцип действия такой же в предыдущем случае. Разовая доза скорлупы должна быть не более трех литров.

  1. Соль каменная. Вносится в топку при розжиге печи в количестве 1-2 ложек. Испарения от нее размягчает слой сажи в трубе, которая отслаивается от стенок и опадает в накопитель.
  2. Картофельные очистки. Их используют путем внесения в топку в количестве до 5 килограмм в сухом виде. Пары крахмала эффективно размягчают сажу, и она отваливается от стенок трубы буквально кусками. Средство используется по мере накопления.

Так же можно использовать для очистки дымохода крахмал в количестве одной ложки на топку.

  1. Химической вещества для защиты дымовых труб. Они производятся промышленностью целенаправленно для защиты дымовых труб от нагара и копоти. Формы выпуска различны от имитации дров или брикетов до порошковых или жидких составов. Укажем на некоторые, наиболее популярные из них:
    • «Полено — трубочист». Производится в виде небольшых размеров брикетов. В его состав входят — сульфат аммония, оксида фосфора, угольный воск, так же могут присутствовать другие химически активные компоненты. За отопительный сезон достаточно использовать 1-2 полена, для поддержания дымохода в хорошем состоянии. Средство исключает образование сажи при топке, а старый нагар разрыхляется и удаляется со стенок. Форма выпуска – брикеты для очистки дымохода. Не путать со средством полено-чистотруб, также являющимся эффективным средством – очистителем.

    • «Коминичек» — порошкообразное вещество, содержится 5 пакетиков по 15 грамм в одной упаковке. Основой является хлорид меди, который способствует беспламенному сгоранию гари и копоти при небольшой температуре без пламени. Рекомендуется использовать при толщине слоя нагара не больше 2 миллиметров. При применении средства нужно тщательно проветривать помещение.

    • Противонагарная химическая композиция – (ПХК). Средство сжигается прямо в пакетиках в топке. Понадобиться порядка 200 гр. на 1 т. дров.

Средства для удаления нагара представлены в магазинах в широком ассортименте, и всегда можно выбрать подходящий вариант для любой ситуации.

При использовании покупных средств от засаживания дымовых труб необходимо в точности выполнять рекомендации производителя, особенно в части требований по безопасности.

Механические способы очистки от сажи

Это, как правило, кардинальное вмешательство и производится оно не менее раза в год в начале отопительного сезона. Это вызвано необходимостью не только удаления слоя сажи, но и мусора, нанесенного ветром. А иногда приходится доставать и птичьи гнезда, появившиеся в период простоя теплового агрегата.

Прочистка механическим способом производится сверху трубы с использованием различных инструментов и приспособлений, как вручную, так и с применением приводов от электродрели или бензопилы.

Если просвет трубы сильно забит сажей, первоначальную пробивку нужно производить чистым ядром для обрушения нагара, а затем продолжить ершами и щетками до чистых стенок.

Перед началом работы желательно протопить печь с картофельными очистками или крахмалом для размягчения сажи. После охлаждения печи ее поверхность нужно укрыть мокрым полотном, чтобы исключить попадание сажи в помещение при ее обрушении, если это произойдет – уборка помещения займет не один месяц. Также нужно плотно закрыть дверцу топки и поддувала, а шибер открыть полностью.

Работы нужно производить с использованием кровельной лестницы, при необходимости – установить ограждение. Перед подъемом на высоту нельзя принимать сильнодействующих лекарственных препаратов. Прием алкоголя исключен категорически. В противном случае трубочист рискует своим здоровьем.

Все работы нужно выполнять при сухой безветренной погоде в светлое время суток.

Смотреть видео — простой способ очистки

Чистка дымохода своими руками – по-научному и по-народному

Необходимые инструменты

Регулярная чистка дымохода своими руками является гарантией того, что отопительное оборудование будет функционировать в безопасном режиме и с высоким показателем полезного действия.

Уход за дымовыми трубами – эксплуатируем системы отопления безопасно

Все элементы отопительных печей на дровах, твердотопливных котлов, каминов, устанавливаемых в частных жилых домах и на дачах, нуждаются в периодическом уходе и повышенном внимании. Это касается и дымоходов, через которые от указанного оборудования отводятся продукты горения. Если вы не будете регулярно прочищать дымовые трубы, с течением времени они забьются сажей. Она затруднит процесс выхода наружу газов и дыма, которые станут поступать в помещение, отравляя в нем воздух. Даже совсем незначительно (на ваш взгляд) забитый дымоход является причиной увеличения затрат на топливо, что обусловлено снижением показателя полезного действия каминов и печей.

Кроме того, сажа, оседающая на стенках дымоотводящих труб, может самовозгораться. Это нередко приводит к растрескиванию стенок дымоходов и попаданию в жилище через образовавшиеся зазоры искр. А это уже, как вы понимаете, чревато пожаром. Избежать всех описанных проблем не так уж и сложно, если время от времени выполнять прочистку дымовых труб. Периодичность подобной процедуры зависит от того, насколько грамотно эксплуатируется отопительное устройство (в печи нельзя сжигать бытовой мусор, полиэтиленовые пакеты и бутылки и прочие посторонние предметы), от материалов, из которых сделан дымоход, а также от качества сооружения последнего.

Специалисты советуют очищать дымоотводящий тракт каждый год. Тогда вы точно не будете знать проблем со своим отопительным оборудованием. Чистка дымоходов выполняется механическим способом либо с помощью специальных химических составов, которые можно приобрести в строймагазинах. Также некоторые умельцы освобождают трубы от сажи и прочих загрязнений народными средствами. Далее мы поговорим обо всех способах самостоятельной очистки дымоходов подробнее, чтобы вы смогли подобрать подходящую для себя методику.

Инструменты для удаления сажи – без них будет сложно!

Для проведения механической очистки труб вам нужно запастись специальными приспособлениями. Без них подобную процедуру выполнить нереально. Существуют два вида основных инструментов для чистки дымохода своими руками – металлический ерш и щетка. Первое приспособление используется редко. Дело в том, что ерш спускается по дымоотводящему каналу (для этих целей применяется трос) и очищает последний от сажи. При этом по большому счету вы не можете контролировать качество выполнения процедуры. Высока вероятность, что чистка будет осуществлена неэффективно.

Металлический ерш для дымохода

Со щетками все намного проще. Они оснащаются длинной ручкой, протяженность которой несложно увеличить посредством добавления к ней дополнительных сегментов. Это дает возможность прочищать трубы на всю их глубину и при этом добираться до самых труднодоступных участков и углов тракта дымоотводящего тракта. Диаметр используемой щетки всегда берется на 2–4 см больше сечения трубы для отвода продуктов сгорания. Специалисты, кроме того, советуют выбирать инструмент с максимально жесткой щетиной, особенно для тех случаев, когда вы обрабатываете прямоугольные либо квадратные тракты.

Щетки и ерши достаточно качественно очищают дымоходы. Но только при условии, что уход за трактом вы производите регулярно (как было сказано – раз в год).

Если же дымоотводящая труба давно не чистилась, эти приспособления могут и не справиться с накопившимся слоем сажи. В подобных случаях придется приобрести особе ядро и скребок. Эти инструменты выполняют разные задачи. Ядро незаменимо для выталкивания из дымоходов выпавших кирпичей, птичьих гнезд и прочих крупных засоров. Также оно применяется в качестве дополнительного грузка при использовании ерша. Скребок же предназначается для счистки с внутренних поверхностей труб очень плотного и затвердевшего слоя сажи.

Механическая прочистка – трудоемко, но эффективно

Очищение дымоходов своими руками при помощи щеток и прочих приспособлений нужно производить в дни, когда на улице нет ветра. Перед началом операции наденьте защитные очки и марлевую повязку (а лучше респиратор). Сама процедура выполняется по следующему алгоритму:

  1. Все ведущие в дом прочистные отверстия, имеющиеся в конструкции печи либо котла, закрываете жесткими кусками ткани или полиэтиленовой плотной пленкой. Камин рекомендуется занавешивать простыней (ее нужно предварительно смочить в воде). Не забудьте также закрыть дверцы топочного отделения. Если этого не сделать, вам придется убирать сажу еще и из помещения, а не только из дымохода.
  2. Забираетесь на крышу, проверяете трубу на наличие в ней засора (забившиеся листья, мусор). Если он есть, берете шар из металла (ядро), прикрепленный к крепкому тросу, и бросаете его в дымоход. Операцию следует проводить максимально аккуратно. Помните, что ваша задача состоит в прочистке засора, а не в повреждении стенок тракта. После этого можно использовать ершик для удаления продуктов сгорания.
  3. В случае, когда засоров нет, а слой сажи в трубе не очень большой, лучше использовать щетку. Надеваете ее на ручку, просовываете инструмент в дымоход, начинаете счищать отложения. По мере продвижения вверх по тракту добавляйте дополнительные сегменты к ручке. Действуйте таким образом до тех пор, пока полностью не прочистите трубу, а затем очень осторожно доставайте щетку. Вращать инструмент нельзя. В данном случае есть риск отсоединения звеньев рукоятки.

Механическая чистка дымохода

Очистку дымохода можно осуществлять и с помощью рыболовного старого удилища. Тогда не придется тратиться на покупку щетки на ручке и специального ядра. Возьмите длинное удилище, просуньте в его кольца надежную и прочную капроновую веревку. На дальний конец самодельного приспособления установите любое подходящее грузило. Его форма должна быть такой, чтобы оно не застряло в дымоотводящем тракте. Поднимаетесь на крышу с удилищем, проталкиваете его в трубу (здесь придется приложить определенное усилие). Удаляете засоры.

После этого снимаете грузило, привязываете на его место ерш либо металлическую щетку без ручки и выполняете прочистку тракта. Операция может занять много времени, но результат ее будет по-настоящему эффективным. Заметим, что после механической очистки некоторое количество золы и сажи выпадет в топочное отделение. Эти загрязнения удаляются совком и веником. Допускается использовать и пылесос. Как видим, механическая прочистка дымовых труб является трудоемким процессом. Но выполнить его сможет любой физически крепкий мужчина. А главное – всегда есть возможность изготовить недорогое самодельное устройство для ухода за дымоходом. Для рачительных хозяев это имеет огромное значение.

Очищаем тракт химией – способ для ленивых

Если описанная выше методика очистки дымоходов своими руками вам не подходит, попробуйте использовать специальные химические средства, которыми обрабатывается топливо (уголь, дрова, опилки) во время его горения. Такие препараты выделяют особые соединения при сгорании. При испарении они замедляют процесс образования сажи, а также воздействуют на структуру загрязнений, которые откладываются в дымовом тракте.

Химические средства для чистки труб

Если применять химические средства постоянно, вся сажа со стенок дымохода будет осыпаться вниз, и вам не потребуется проводить механическую очистку труб. Заметим, что подобные препараты для человека полностью безвредны. Нужно лишь приобретать сертифицированные химические средства, которые выпускаются проверенными производителями. Мы рекомендуем вам обратить внимание на такие хим. препараты:

  • Полено-трубочист – изготавливается в форме бруска с небольшими геометрическими размерами. При его регулярном сжигании вместе с дровами количество сажевых отложений существенно снижается.
  • Коминичек – продукция чешской компании. Этот химический состав уничтожает сажу в дымовом тракте (при условии, что ее толщина на стенках не более 2 мм). Продается Коминичек в маленьких 14-граммовых упаковках. Одного комплекта данного состава хватает на 1,5–2 месяца применения.
  • ПХК – очень сильный препарат для удаления продуктов сгорания с внутренних поверхностей дымоходов. Его следует использовать строго в тех количествах, которые указывает производитель.

Существуют и другие хим. составы для ухода за дымовыми трубами. Они могут продаваться в виде порошков, брикетов и даже жидкостей, которыми сбрызгивают дрова перед растопкой отопительного агрегата. Подобрать подходящий по цене и удобству применения препарат вам будет несложно.

Очистка дымоходов народными средствами – почему бы не попробовать?

Химические препараты делают процесс прочистки труб очень простым. Но они стоят денег (иногда немалых). Если вы не готовы тратиться на такие составы, можно попытаться удалить сажу из дымоходов дедовскими способами. Их эффективность проверена веками. Почему бы и современному человеку не использовать народные технологии, которыми пользовались наши предки?

Осиновые дрова для чистки труб

Самая известная дедовская методика удаления продуктов сгорания из дымоотводящих труб основывается на использовании осиновых дров (они при сжигании выделяют много тепла). Вам нужно:

  • закрыть задвижки печи;
  • заложить отопительное устройство дровами;
  • поджечь древесину и закрыть топку.

При горении дров наблюдается сжигание сажи на внутренних стенках дымохода. Из трубы на улицу начинают вылетать крупные по размерам хлопья. А само отопительное устройство достаточно громко гудит. Сразу заметим, что такой способ очистки среди профессионалов считается очень опасным (есть риск возгорания трубы). Поэтому реализовывать его самостоятельно следует с максимальной осторожностью.

Предупредить чрезмерное образование сажи в дымоходе можно очень простым способом. При каждой растопке отопительного агрегата насыпайте немного соли на дрова (чем меньше ваша печка, тем меньше соли следует добавлять). Не забывайте, что подобная методика является профилактической. Соль не удаляет имеющуюся сажу из дымовых труб. Она лишь уменьшает образование новых отложений. Вместо соли иногда используют особый состав. Его делают самостоятельно из селитры (7 частей), медного купороса (5 ч.) и кокса в порошковом виде (2 ч.). Такую смесь следует насыпать на дрова в небольших количествах через каждые 3–4 топки. Расход состава – 200 г на 1000 кг топлива.

Опишем и еще один народный способ прочистки дымовых трактов. Он достаточно эффективный и при этом требует минимальных финансовых затрат. Интересующая нас методика предполагает использование очисток от обычного картофеля. Их высушивают, помещают в емкость (например, в ведро), оставляют на 48–60 часов. А затем сжигают очистки с дровами. При сгорании картофельная шелуха выделяет крахмал. Он расщепляет в дымоходе сажу, которая в течение 2–3 дней после протопки падает прямо в печь. Желательно затем дополнительно очистить трубу ядром. И не забудьте хорошо прочистить свой отопительный агрегат после описанных работ. В нем будет немало остатков продуктов горения.

Как почистить дымоход от сажи

Безопасное и комфортное использование печей и каминов невозможно без хорошей тяги, которая, в свою очередь, зависит от состояния дымохода. Как почистить дымоход от сажи и предотвратить его засорение, вы узнаете из этой статьи.

Как почистить дымоход от сажи

Почему появляются отложения сажи и засоры?

На первый взгляд кажется, что после сгорания дров дым улетучивается без следа, однако это совсем не так. Кроме газообразных продуктов горения, дым содержит твердые частицы, именно они оседают на стенках дымового канала, образуя серый или черный налет. Водяные пары, которые также содержатся в дыме, скрепляют сажу, и налет становится плотным и твердым. Особенно подвержены засорению узкие места, повороты дымового канала, а также шероховатые стенки кирпичных труб.

Отложения сажи в трубе

Кроме того, возможны механические засоры: случайно попавший в трубу мусор, листья деревьев, птичьи гнезда или выпавшие из кладки кирпичи. Даже небольшой засор способен ухудшить тягу, а осевшая на инородном предмете сажа быстро закупоривает дымоход, делая невозможной дальнейшую эксплуатацию печи. Почистить дымоход от сажи и засоров можно несколькими способами, которые описаны ниже.

Способы очистки дымохода: какой выбрать?

Методы очистки дымоходов и печных труб довольно разнообразны, от народных способов, проверенных веками, до современных, основанных на научных разработках. Рассмотрим подробнее их все.

Народные средства

Наши предки хорошо знали особенности разных видов древесины. Хвойные дрова содержат большое количество смол, выделяемых вместе с дымом. Плохо просушенная, сырая древесина тлеет, отдает мало тепла, и при этом выделяют водяной пар, который оседает на стенках трубы, скрепляя рыхлую сажу в монолит. Лучше всего для топки печей подходят сухие дрова лиственных пород: береза, ольха, осина. Они горят с повышенной теплоотдачей, практически не дают сажи и копоти и не засоряют трубу.

Для прочистки дымохода в старину использовали осиновые дрова, горящие с образованием высокого жаркого пламени. При нагревании стенок дымохода сажа разрыхляется и прогорает, а ее остатки выносятся через трубу вместе с дымом. На этом же принципе основаны многие современные способы очистки труб, о которых рассказано ниже. Для профилактики и периодической чистки дымохода можно использовать этот старинный способ, подбрасывая в разогретую топку несколько сухих осиновых поленьев. При этом нужно соблюдать противопожарную безопасность и не допускать перегрева труб.

Другой интересный народный метод очистки дымохода заключается в сжигании высушенных картофельных очисток. При их сгорании с дымом выделяются вещества, разрыхляющие сажу и позволяющие легко удалить ее через прочистные отверстия.

Видео – народный метод прочистки дымохода

Народные способы интересны, но порой неэффективны, особенно, когда засор уже образовался. В этом случае разумнее прибегнуть к средствам химической очистки труб.

Химическая очистка дымохода

В печных магазинах представлен большой выбор разнообразных средств, позволяющих почистить дымоход от сажи без лишних хлопот. Эти средства бывают в виде порошков, таблеток, жидкостей или брикетов, имитирующих поленья или пеллеты. Применение их довольно простое: необходимо поместить упаковку в печь или камин и сжечь, вместе с дровами или отдельно. Подробная инструкция обычно указана на упаковке, как и дозировка.

Средства для очистки в виде порошка обычно упакованы в пакетики с разовой дозировкой, в зависимости от степени загрязнения трубы и дымохода может понадобиться один или несколько пакетов. Их бросают в огонь после растопки печи, не вскрывая. Появление окрашенного в синий или зеленый цвет пламени говорит о том, что средство работает и выделяет химически-активные вещества, расщепляющие сажу и налет.

Средства для химической очистки дымохода

Более удобны в использовании очищающие пеллеты или поленья, их просто помещают в камин или печь прямо в упаковке и поджигают, после чего продолжают топку печи в течение одного-двух часов. За это время смолы и креозот, скрепляющие сажу в дымоходе, разлагаются, и мелкие частицы выносятся вместе с дымом наружу, а крупные засоры падают вниз. Поэтому после очистки и остывания печи рекомендуется провести ревизию дымового канала через специально предназначенные для этого дверки.

Очистку дымохода для профилактики засоров проводят несколько раз в год. Если печь используется не чаще раза в неделю, достаточно использовать эти средства пару раз в год. При ежедневной топке печи или использовании некачественных дров профилактику проводят чаще, раз в два месяца, не дожидаясь зарастания дымохода сажей.

Механическая очистка дымохода

При серьезных засорах, вызванных сильным сужением просвета или попаданием в трубу мусора, химические средства могут оказаться бессильны. Эксплуатация печи становится невозможна и очень опасна – отложения на стенках дымохода при перегреве загораются, и вместе с дымом из трубы вырываются искры или даже пламя. В сухую погоду это может стать причиной пожара. Если в вашей печи совсем нет тяги, и дым идет внутрь помещения, ее необходимо чистить механически, с применением специального инструмента.

Приспособления, предназначенные для очистки дымохода от сажи и копоти, весьма разнообразны: это щетки, скребки, ерши разной конфигурации и размера, а также ядра на крепком тросе, которыми пробивают плотные засоры. Их можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить своими руками.

Видео – как сделать ерш для прочистки дымохода своими руками

Очистку дымохода обычно проводят сверху вниз: пробивают засоры в дымовой трубе, очищают ее скребками, ершами и щетками, после чего чистят дымовые каналы через прочистные дверки, и в последнюю очередь очищают заслонки и саму топку, а также зольник. Каминные трубы простой конфигурации можно чистить снизу, с помощью ершей на длинной ручке. Как почистить дымоход механическим способом, рассказано ниже.

Технология очистки дымохода

1. Прежде чем взять на себя роль трубочиста, позаботьтесь о собственной безопасности. Необходимо установить на крыше удобную лестницу и позаботиться о страховке, которая не позволит вам упасть. При очистке дымохода нужно использовать респиратор.

Меры безопасности при работе

2. Заслонки открывают, иначе сажа будет скапливаться на них, что может привести к еще большему засору. А вот дверки – топочные, зольные и прочистные – нужно плотно закрыть, чтобы не испачкать сажей мебель и полы. Открытые топки каминов лучше завесить влажной тканью, которую не жалко выбросить – отстирать ее, скорее всего, не получится.

3. Очистку начинают сверху, с дымовой трубы. Перед началом чистки нужно снять с трубы оголовок, скребком или жесткой щеткой удалить сажу на доступном расстоянии. Инструмент можно удлинить с помощью наращиваемой ручки.

Чистку начинают с трубы

4. Недоступные части дымохода чистят с использованием гибкого ерша – тросика с насадкой на одном конце и ручкой для вращения на другом. Диаметр насадки должен превышать диаметр трубы в 1,2-1,3 раза. Тросик вводят внутрь дымохода и начинают аккуратно продвигать, вращая ручку.

Гибкий ерш для чистки труб от сажи

5. Если ерш застревает, значит, в дымоходе образовался серьезный засор, и пробить его можно только с помощью ядра. Ядро на тросе резко опускают в дымоход, стараясь не задевать стенки, чтобы не сколоть кирпич. Устранив засор, продолжают чистку ершом.

Ядро для чистки труб

6. После чистки трубы приступают к удалению сажи через прочистные дверки. В сложной печи их, как правило, бывает несколько, и расположены они в местах поворотов дымового канала. Сначала выгребают сажу, упавшую сверху, потом скребками и ершом очищают сам дымовой канал. При этом продвигаются сверху вниз, к топке. В каминах с прямым дымоходом прочистных дверок может не быть совсем, и вся сажа сразу падает в топку.

Чистка дымовых каналов от сажи

7. Топку и зольник очищают в последнюю очередь. Заключительную чистку можно выполнить с помощью пылесоса. Если ваш пылесос оснащен тканевым мешком для сбора пыли, лучше купить для этой цели одноразовый бумажный, так как очистить его от сажи невозможно.

Удаление сажи из топки пылесосом

8. Растапливают печь и проверяют тягу. Если чистка устранила засор, то после остывания печи надевают обратно оголовок. Если тяга не улучшилась, возможно, засорен дымовой канал в труднодоступном месте, и без помощи квалифицированного печника уже не обойтись.

9. В дальнейшем при использовании печи не стоит пренебрегать профилактикой засоров с помощью описанных выше народных или современных методов.

Полезные советы

Чтобы дымоход не зарастал сажей, необходимо придерживаться нескольких простых правил:

  • В качестве топлива лучше использовать сухие дрова от лиственных деревьев, а в конце топки периодически подкладывать в печь осину или средства профилактики.
  • Нельзя сжигать в печи мусор, особенно пластик, полиэтилен, упаковочную бумагу.
  • Для уменьшения конденсации влаги дымоход нужно утеплить, особенно, если он выполнен из металла. Обычно используют готовые двойные трубы типа «сэндвич» со слоем негорючего утеплителя.
  • На трубу обязательно нужно надеть оголовок, защищающий ее от случайного попадания мусора или осадков.

При правильном использовании печи вопрос «как почистить дымоход от сажи» будет возникать очень редко, и вы сможете в полной мере наслаждаться ярким пламенем и теплом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: