Художественные масляные краски и их использование

Рисование масляными красками для начинающих

Содержание

  • Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
  • Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
  • Сколько ждать, пока застынут краски?
  • Работа со слоями
  • Примерная последовательность рисования
  • Как хранить масляные краски и готовые картины

Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.

Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы

Вовсе необязательно покупать много дорогих инструментов, чтобы начать практику. В качестве палитры можно использовать даже старую тарелку. Различают краски для студентов и художников – первые стоят меньше и отлично подойдут для старта.

Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.

Инструменты

Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.

Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.

В качестве палитры можно взять старую мелкую тарелку или крупный лист стекла. В магазинах продают обычные деревянные палитры (с отверстием под большой палец). Магазинные экземпляры следует протереть льняным маслом перед использованием – промасливание уплотняет поверхность и не позволяет краскам впитываться.

Дополнительные аксессуары и материалы

Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.

Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.

Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.

Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.

Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.

Подрамник и мольберт

В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.

Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке. Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.

Какой нужен лак?

Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.

Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем

​Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.

Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.

Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.

Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.

Сколько ждать, пока застынут краски?

​Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.

На скорость застывания краски влияет:

  • Толщина слоя. Чем маски жирнее, тем дольше высыхают.
  • Наличие разбавителя. С его помощью можно регулировать скорость высыхания слоя. Если хотите сократить срок сушки, используйте в качестве разбавителя скипидар.
  • Натуральные масла. Их присутствие на полотне увеличивает срок высыхания.
  • Температура. В прохладной комнате краска сохнет дольше, чем в более теплой. Высокая влажность воздуха увеличивает срок твердения. Водный пар может повлечь появление пленки с обилием жидкости внутри. Впоследствии в месте затвердевания слоя краски могут появиться трещины. Если живописец поставит работу у радиатора отопления, полотно или подрамник может испортиться.
  • Освещение. Большое влияние на скорость высыхания влияет свет в помещении. В темной комнате картина будет высыхать в десять раз медленнее, чем в светлой.
  • Состав краски. При покупке красок обращайте внимание на их состав. Продукты на полимеризованных маслах быстрее сохнут. Также быстрее сохнут краски с оксидом железа, свинцом и кобальтом в составе. Медленно высыхают продукты со слоновой сажей и кадмием, поэтому избегайте этих компонентов.
Читайте также:
Станок для гибки арматуры: виды, конструкция и применение

Как ускорить сушку?

Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:

  • Прямые солнечные лучи – ваш верный друг и товарищ. Активный ультрафиолет по своей силе может сравняться с сиккативом. Однако долгое воздействие может напрочь испортить картину.
  • Полотно без разбавителя быстрее полимеризируется. Часто разбавитель замедляет многослойную сушку. Если требуется быстро написать картину, можно воспользоваться быстросохнущими красками. Однако из-за них по прошествии нескольких лет могут возникнуть трещины на холсте.
  • Обработайте холст грунтовкой гессо перед нанесением красок. Грунтовка увеличивает срок жизни полотна и частично впитывает масло из первого слоя. В итоге полотно быстрее высохнет. Однако учтите, что нанесенная грунтовка должна полностью просушиться перед стартом работы.
  • Для ускорения сушки лучше брать гладкий и ровный холст. Если холст слишком текстурный и рельефный, в выемки будет попадать много краски, которая долго просыхает.
  • Наносите краски тонкими мазками. Особенно это относится к первому слою. Если первый слой будет очень толстый, потом он будет очень долго сохнуть.

​ ​

Работа со слоями

Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.

Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.

Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.

Примерная последовательность рисования

​Подготовительный рисунок на холсте наносите углем. Он легко ослабляется и усиливается. Его просто зафиксировать лаком для волос и закрепить краской. Еще один вариант – нанесение изображения кистью или пером с помощью туши. Желательно не использовать простой карандаш – он перемешается с краской и загрязнит слой.

После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.

Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.

После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.

Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.

Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.

Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.

Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.

Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.

После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.

На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.

Как хранить масляные краски и готовые картины

Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.

Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.

Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.

Масляная краска — что это такое, художественные

Чтобы нарисовать картину необходимо, подобрать краски. Для рисования на текстильных полотнах применяют масляные краски. Они создают прочное сцепление с основанием и представлены на рынке в широкой цветовой палитре. Разобраться в их особенностях и правилах работы с ними, поможет данная статья.

Читайте также:
Фото кухонного гарнитура под дерево в современном стиле

Особенности художественных масляных красок

Масло художественное отличается долгим сроком высыхания, что ценят художники за возможность изменять штрихи в работе. Также есть время на добавление необходимых переходов в цветах. Можно наносить несколько слоев краски, производить смешение цветов для получения нужного оттенка на холсте.

Когда создают несколько слоев на покрытии, то оттенки не мутнеют, если требуется, то произвести снятие слоя легко, используется шпатель, мастихин, либо ткань. Когда участок высохнет, можно покрасить место новым слоем.

Название масляные краски получили из-за наличия основным компонентом масел, они могут использоваться разные. Популярнее использование льняного масла.

Характеристики масляных красок

Чтобы выбрать качественный вариант красок, нужно изучить их технические характеристики. Оценивают следующие моменты: степень насыщенности, тонкость перетирки, уровень укравистости, скорость просушки, пастозность, качество пигмента, устойчивость к свету, качество сцепляемости.

Есть красящие виды, которые специально делают полупрозрачными – это лессировочный вид.

Состав художественных масляных красок

Чтобы получить необходимые свойства, масло краски художественные изготавливаются с использованием ряда составных элементов. Можно выделить следующие компоненты:

  • Используемые пигменты, могут быть минеральные, синтетические или органические. Они отвечают за то, насколько красочным будет слой, натурально он будет выглядеть и стойкость к выцветанию. Они порошкообразные, в составе смешиваются со связующим компонентом, для этой цели применяют специальную методику;
  • Связующие компоненты применяют растительные масла, они помогают создать необходимую консистенцию краски. Природный элемент отвечает за легкость нанесения.

Масляная смесь помогает получить красочные цвета, они отличаются долговечностью и высокой степенью устойчивости к свету.

Скорость высыхания масляных красок

Созданная живопись из красок масляных художественных будет высыхать в течение 14-30 дней. На этот процесс влияет степень пастозности раствора. Первым застывают внешние слои, полностью процесс просушки завершается через 12 месяцев. Процесс замедляет природные масла, они должны полностью окислиться для высыхания.

При это нужно отметить, что темные оттенки сушатся быстрее, чем светлые.

Ускорить процесс просушки можно добавлением сиккативного вещества, что приводит к быстрому поглощению маслами кислорода. Но использовать подобный растворитель, нужно аккуратно, иначе средство станет слишком хрупким. Привлечение данной методики ухудшает долговечность покрытия, лучше не мешать естественному течению процесса.

Совместимость красок и связующих веществ

Используемые пигменты имеют искусственное происхождение, и химическое соединение ряда из них может привести к осыпанию, получению неожиданных тонов и другое. Чтобы не получить подобных последствий применяют смешивания между собой немногих цветов.

Начинающий художник, который желает получить долговечное покрытие должен ограничиваться смешением 4-х оттенков. Допускается перемешивание средств разных марок.

Связующий элемент для всей работы должен использоваться один. Применение разных видов может привести к растрескиванию слоя.

Срок годности

Чтобы не получить некачественное покрытие, нужно обращать внимание на состояние краски. Если суспензия стала студенистой или затвердела, то ее наносить не получится. Когда были выявлены тякучего вида излишки в тюбике, тара просто ставится в вертикальное положение, чтобы состав смешался, а после оставшаяся жидкость выливается.

Виды красок на масляной основе

Масляная основа применяется для двух видов красящих веществ: для покрытия стен, которые используются для строительных целей; для рисования и создания картин.

Для художественной цели в продаже можно найти большое количество подобных средств. Живописец может с легкостью выбрать для себя подходящий вариант. Встречаются на рынке также:

  • Лессировочные средства – отличаются полупрозрачной текстурой, что дает возможность нанести больше одного слоя, чтобы придать изображению выразительность и глубину;
  • Водорастворимые – они создаются из натуральных элементов, в основе используется вода.

Основная палитра

Цветовая гамма художественных красок разнообразна, насчитывается около 100 оттенков, которые могут применяться, чтобы создать уникальное произведение искусства. Существует определённый набор цветов, которые помогут создать картину:

  • Белила, чтобы получить нужный тон белого цвета, разные белила перемешиваются в нужном соотношении;
  • Красные;
  • Синие;
  • Зеленые;
  • Желтые;
  • Коричневые;
  • Черные.

Из этих оттенков можно будет получить любые другие, следует попробовать перемешивать разные из них, чтобы в последующем процесс получения нужного цвета не составлял труда.

Правила использования

Чтобы создать картину, следует подготовить краски, холст, палитру и кисточки. Если выбрана основой бумага, плотность ее должна быть высокой, и наноситься грунтовочная смесь. Хранить материалы необходимо в отдельном месте, студии.

Как рисовать маслом

Какая техника будет применяться, каждый мастер решает для себя самостоятельно. Применяется либо многослойное нанесение, либо однослойное. Вторая методика легче по исполнению.

Создание живописи включает следующие действия:

  • Углем прочерчиваются общие контурные элементы работы;
  • Начинают рисовать с ярких оттенков, наносятся самые светлые и темные цвета. Переходы оттенков делают с помощью смешивания цветов;
  • Прорисовываются мелкие элементы, нужно пририсовать детали на всем холсте, не останавливаясь на отдельных участках;
  • Изменять детали можно до трех дней.

Просохший слой не допускается задевать руками и протирать тряпочкой.

Нужно ли разбавлять

Чтобы получить рельефный рисунок введение разбавителя не требуется, густая консистенция поможет получить желаемый эффект. Иные методики могут требовать использования менее густой консистенции.

Тогда применяют специальные растворители, они помогают получить блестящие элементы, увеличить прозрачность слоя, увеличить или уменьшить время на просушку покрытия. Также добавляют разбавитель, если в емкости краска начала застывать.

Чем разбавляют масляные краски

Разбавителей для красок на масле много. Чтобы подобрать оптимальный вариант, следует знать их особенности. Можно выделить следующие виды растворителей:

  • Масло изо льна, оставляет яркость оттенков, натурален, слой станет матовым;
  • Лаки, разбавленные смолой, придают глянец, повышают яркость, просушка займет меньше времени. Но средство потеряет фактурное свойство;
  • Двойник, делается из лака и масляной основы, слой будет дольше высыхать;
  • Тройник, состоит из лака, масла и разбавителя;
  • Пинен, нельзя применять только его. Может привести к потере прочностных характеристик, слой станет матовым;
  • Уайт-спирит, источает неприятный запах, летучее вещество. Слой прослужит недолго, и станет матовым.

Какие краски стоит выбирать начинающим

Новички в живописи могут выбирать наборы с основными цветами, чтобы улучшить навык использования смешивания оттенков. Ориентируются при выборе на размер холста. Кроме масляных красок, стоит отметить для начинающих акварели и акриловые краски, работать с ними проще.

Читайте также:
Что такое скиммер. Устройство скиммер - что это такое?

Каких производителей художественных масляных красок лучше выбрать

Рынок красок предлагает огромное количество вариантов от разных производителей. Всех их можно разделить на отечественные и зарубежные средства. Среди многообразия видов выделяются продукции: Мастер класс; Сонет; Ладога; Подольские товары.

Как понять, что выбранная масляная краска — плохая

Когда художник открывает емкость с краской, он может обнаружить необычную консистенцию – излишне жидкую, текучесть будет повышенная и пастозность высока. Это признаки испорченного продукта.

Испорченное средство будет ложиться на полотно неровным слоем. И ранее растрескивание слоев будет сигналить о порче краски, и необходимости ее заменить.

Краски масло могут применяться для создания картин на века. Именно они использовались для создания шедевров живописи. Выбору средства стоит уделить внимание, чтобы наносить его было легче, и рисунок получился таким, как и планировалось.

Видео: Краски и советы для начинающих художников

Виды художественных красок

Имприматура в живописи

Техника и душевный комфорт художника – какая связь?

Виды художественных красок

Если опытные художники целенаправленно покупают проверенные годами краски, то начинающим живописцам выбор всегда дается нелегко. Обилие вариантов, которые предлагает современная промышленность, не только не упрощает задачу, но зачастую запутывает новичков. Давать какие-либо советы в этом вопросе также непросто, поскольку каждый тип художественных красок имеет как преимущества, так и недостатки. Желательно попробовать все варианты и выбрать для себя самый подходящий. Но сначала необходимо выяснить, чем одни краски отличаются от других.

А знаете ли вы, что краски можно вводить на завершающей стадии работы над картиной? Именно такой способ использовали великие художники эпохи Возрождения, когда писали свои шедевры.

Из чего состоит краска

Основой для производства художественных красок являются красящие пигменты и связующие вещества. Пигменты представляют собой порошок тонкого помола, изготовленный из натуральных или искусственных материалов, а для экономии пигментов в промышленности применяются специальные наполнители. Связующие вещества создают на полотне пленку, которая удерживает в себе красители.

Натуральные пигменты бывают минеральными и органическими. Минеральные производятся из металлов и окисей и характеризуются высокой прочностью, светоустойчивостью, превосходной смешиваемостью и совместимостью со связующими. Органические растворимы в воде и не обладают выдающейся прочностью, но хорошо проникают в структуру поверхности. Искусственные красители получают с помощью сложных химических реакций, они устойчивы к влажности, ультрафиолету, газам и атмосферным явлениям, имеют яркие, насыщенные оттенки.

Немного физики . Цвет образуется вследствие того, что пигменты способны избирательно отражать световые лучи. Сначала свет проходит через прозрачный слой связующего вещества и попадает на краситель, затем часть его лучей поглощается, а часть отражается, рождая тот или иной цвет. Так, пигмент, поглощающий синие, желтые, зеленые и фиолетовые лучи и отражающий красные, дает итоговый красный цвет. Если краситель отражает весь световой поток, результат проявляется в виде белого цвета, а, если поглощает весь падающий цвет, – поверхность воспринимается как черная.

В качестве связующих веществ в художественных красках применяют смолы, клеи, полимеры, углеводороды и затвердевшие масла. Все эти вещества хорошо разбавляются в воде, а после высыхания образуют прозрачную пленку, через которую виден краситель.

Типы художественных красок

Начиная свой путь в изобразительном искусстве, важно понимать, какого результата ждать от определенного вида красок. Ведь живопись – это творчество, и здесь не может быть строгих рекомендаций по выбору инструментов и материалов. Но испробовав все варианты, вы поймете, какой из них вам ближе. В живописи используют 5 основных видов красок:

Они различаются по составу, который влияет на цвет и структуру мазка, поэтому картины, написанные одними красками, визуально отличаются от композиций, исполненных другими. Выбор художественной краски также зависит от стиля, в котором создается живопись.

Акварельные

С акварелью все мы знакомы с детства. С ее помощью можно создавать нежные, чистые, «воздушные» произведения. Акварельная живопись считается поэтической, она позволяет тонко передать пелену тумана, безмятежность голубого неба, кружева облаков, запечатлеть кратковременные природные проявления. В силу полупрозрачности и чистоты цвета акварель наиболее подходит для многослойной живописи . Ее часто использовали мастера эпохи Возрождения для создания станковых и фресковых композиций.

В основе акварельных красок лежат водорастворимые пигменты и связующие вещества, представляющие собой клеевую консистенцию. Чаще всего используют гуммиарабик (твердую смолу растительного происхождения, которая быстро затвердевает на воздухе и хорошо растворяется в теплой воде), а также добавки в виде глицерина, желчи, меда и консервантов, влияющих на вязкость, плотность и стойкость цвета. Существуют 4 вида акварели, каждый из которых лучше всего подходит для определенного типа изображений:

Сухая акварель хороша для графики, этюдов, зарисовок и картин небольших размеров. Мягкая легко выдавливается из тюбика и используется для создания габаритных работ. Жидкой чаще всего делают скетчи и иллюстрации, а медовая – идеальный вариант для детей.

Недостатки акварельной краски тесно переплетаются с ее основным достоинством – прозрачностью, которая не позволяет скрыть даже незначительные погрешности в изображении. Кроме того, акварель при высыхании теряет насыщенность, а начинающие художники никак не могут привыкнуть, что накладывать следующий слой необходимо после того, как высохнет предыдущий. Однако есть более рациональный метод работы с акварелью, который нивелирует ее недостатки и в полной мере раскрывает преимущества – технология оптических просветов. Это техника многослойной живописи, основанная на методике работы Старых мастеров , при которой акварель в силу своей полупрозрачности сочетается с предыдущими слоями и дает красивые насыщенные оттенки.

Гуашевые

В качестве краски для создания живописных картин гуашь часто не воспринимают всерьез – считается, что она больше подходит для создания плакатов и детского творчества. Но не спешите записывать ее в категорию «несерьезных» материалов, ведь такие известные мастера, как Рубенс, Серов, Матис, Пикассо, Миро и Бенуа создали многие из своих шедевров именно гуашью. А в художественно-оформительской работе гуашевым краскам так и вовсе отводятся главные роли.

Одно из основных преимуществ гуаши в ее универсальности – она подходит для рисования на бумаге, холсте, ткани, древесине и даже стекле. Гуашь непрозрачна (это кроющая краска), она быстро высыхает без использования разбавителей и ускорителей высыхания. С ее помощью можно легко перекрасить темные участки в светлые и наоборот. Даже через время в изображение, нарисованное гуашевыми красками, можно вносить изменения и добавлять различные нюансы.

Читайте также:
Тесто для пирожков как пух

В основе гуаши лежат красящие пигменты и связующее вещество на основе клея с добавлением белил, которые придают красителю матовую бархатистость. Однако после высыхания краски цвета становятся несколько светлее, и эту особенность необходимо учитывать, делая композицию насыщенней, чем результат, который хотите получить. При работе с гуашью лучше всего использовать кисти из синтетических волосков.

Акриловые

Акриловые краски относятся к водно-дисперсионным, изготавливаемым на основе полиакрилатов (сложных акриловых полимеров). Акрил в живописи применяется сравнительно недавно, но в силу яркости цветов и простоты использования он быстро завоевал популярность. Для работы подходят бумажные, деревянные, стеклянные, металлические и тканевые поверхности. Акриловые краски быстро высыхают, оттенки получаются красочными и сочными. После высыхания акрил не выцветает, не выгорает на солнце и не смывается водой, но несколько темнеет, и это следует брать во внимание.

Масляные

По названию несложно догадаться, что связующим веществом этих красок является масло (льняное, сафлоровое, подсолнечное, маковое, ореховое). В состав также входят природные смолы, усиливающие яркость красителя, добавки, повышающие стойкость красочного слоя, и, разумеется, пигмент. Для придания матовости к определенным пигментам добавляют раствор на основе воска, который также усиливает текучесть вещества.

Масло в живописи применяется еще с VI века. Плотность фактуры и яркость цветов позволяют создавать объемные и реалистичные произведения. Рисовать масляными красками можно на холсте, загрунтованной бумаге и дереве. Масляные картины со временем не выцветают и обладают высокой стойкостью к ультрафиолету. Недостаток масла – длительный период высыхания (полимеризации), который в среднем составляет 5-7 дней. В течение этого времени красочные слои образуют пленку, однако полная полимеризация наступает только через год.

В настоящее время многие профессиональные художники работают маслом, но им не удается создавать такие притягательные для зрителя произведения, как творения Старых мастеров. Одни это связывают с гениальностью художников того времени, другие, что Старые мастера работали какими-то особыми красками, секреты приготовления которых утрачены навсегда. Однако суть в том, что необходимо изменить подход к живописи и работать комплексно. В технологии оптических просветов масляные краски могут использоваться наряду с акварельными и темперными, но они являются частью выстроенной системы, а не одним-единственным инструментом (как в традиционных техниках), с помощью которого художник пытается решить все задачи. Освоить технику старых мастеров, дополненную современными методами и инструментами, может каждый, не будучи гением, но четко следуя правилам.

Темперные

Т емпера (от лат. temperare – «смешивание») – самая старая краска, которую когда-либо использовали. Раньше ее изготавливали, перемешивая яйцо и растительные соки, в настоящее время в ход идут также современные компоненты. Самыми популярными видами темперных красок являются яичная (яйцо, масло, масляный или скипидарный лак), казеиновая (казеин, масло и эмульсированная смола) и гуммиарабиковая (связующим веществом выступает растительный клей гуммиарабик, смешанный с маслом).

По количеству приемов и получаемых результатов темперная живопись является лидером. Она включает как работу тонкими слоями и лессировками , так и густое пастозное письмо. Темпера высыхает гораздо быстрее, чем масло, и не смывается водой после полного высыхания, она предназначена для работы в любом жанре и обладает способностью долго сохранять первоначальные цвета. Для темперной живописи можно использовать картон, бумагу, холст, фанеру, МДФ и другие виды полотна – краситель хорошо ложится едва ли не на любую основу. При работе этим видом красок можно применять различные приемы и техники, а также легко перерисовывать одни и те же участки.

Темпера является главным инструментом получения цветов в технологии оптических просветов. Приготовленные на основе темперы оптические смеси одновременно выполняют роль локальной лессировки и красителя, что позволяет получать гармоничные и глубокие оттенки. Краски нужно вводить постепенно, потому что убрать избыточную насыщенность достаточно сложно. Работая с цветом важно не нарушить целостность произведения, которое должно всегда оставаться в воздушной перспективе .

Использование красок в технике Старых мастеров

Краска – это мощный и вместе с тем «капризный» инструмент, обращение с которым требует многолетней практики. Ведь неудачный мазок или непопадание одного небольшого участка в цвет может испортить все произведение. А создать «живую» картину, полагаясь исключительно на силу краски, могут только исключительные таланты.

Но существует и иной подход к живописи, который основан не на интуиции и виртуозности владения одним единственным инструментом, а на четкой системе. Речь идет о технике Старых мастеров, в результате применения которой изображение рождается как бы само собой. Цвет, объем, фактура и плавные тоновые переходы появляются самостоятельно в результате выполнения определенной работы на каждом этапе, а краска используется лишь на одной из завершающих стадий для придания картине насыщенности и добавления недостающих оттенков. Чаще всего применяется акварель, можно использовать и другие виды красок. Но главное, что, следуя системе, вы научитесь писать реалистичные картины, не будучи гением и не тратя десятки лет на овладение искусством работы только красками. Подробнее о технологии оптических просветов, которая базируется на технике Старых мастеров, вы можете прочитать в книге, доступной для скачивания по этой ссылке .

Стоит ли использовать масляные краски в работе?

Одним из наиболее популярных лакокрасочных составов, используемых как для ремонтных работ, так и для художественной живописи, являются масляные краски. Первые упоминания их использования датируются V-IX вв. – индийские художники применяли составы на основе льняного масла для росписи стен. Несмотря на появление современных синтетических покрытий, масляные краски остаются востребованными благодаря своим особым свойствам.

Состав и производство масляных красок

Из чего делают масляные краски? С технической точки зрения – это суспензия, в состав которой входят:

  • красящие пигменты;
  • наполнители;
  • органические и неорганические масла.
Читайте также:
Стекломагниевые листы — плюсы и минусы аналога гипсокартона

В последние годы появлялись различные варианты и технологии, однако состав масляной краски остаётся практически неизменным. Главным элементом, как понятно из названия, остается масло – льняное, конопляное или любое другое. Впрочем, сегодня использовать чистое натуральное масло для красок – неоправданно дорогое удовольствие, а потому в технологическую карту добавились также синтетическая или комбинированная олифа и растворитель, обеспечивающий нужную консистенцию готового к использованию покрытия.

Основа для изготовления красок, используемых в живописи,– отбелённое льняное или ореховое масло, в которое добавляется растертый хроматический пигмент.

В процессе окисления на воздухе, маслянистая основа красок образует плёнку, обладающую привлекательными внешними характеристиками.

Цветовые пигменты, добавляемые в состав, бывают цветные (хроматические) и чёрно-белые (ахроматические). Их происхождение может быть органическим, но наиболее распространены неорганические виды – сурик, цинковые белила, оксид хрома и т.д. Вместе с ними, в состав добавляются специальные наполнители, способствующие ускорению полимеризации или экономии основного пигмента.

Особенности изготовления красок

Современное производство масляных красок, используемых в промышленной сфере, предлагает два вида продукции:

  • Пастообразные: состав пропускается через специальный агрегат (краскотёр), обеспечивающий эффективное измельчение крупных фракций.
  • Жидкие составы: получаются в результате перемешивания всех составляющих в мельнице шарового типа.

Технические характеристики и особенности красок на масляной основе

Выбирая лакокрасочные материалы, важно учесть все параметры, которые могут повлиять на рабочий процесс. Для этого нужно знать технические характеристики краски.

Технические характеристики

Эксперты в области малярных работ выделяют несколько специфических особенностей, характерных для масляных красок, по которым можно определить качество состава и степень его актуальности для того или иного окрашиваемого покрытия.

1. Объемная доля веществ, формирующих пленку при полимеризации

Этот показатель должен варьироваться, как минимум, в пределах ¼ от общей массы краски. Чем выше значение – тем прочнее и долговечнее готовое покрытие. Впрочем, есть и обратный эффект – срок годности масляных красок, в составе которых содержится высокий процент пленкообразующих компонентов, значительно уменьшается после открытия банки. Взаимодействуя с воздухом, масса внутри емкости через короткий промежуток времени превращается в один густой комок, хранить или пытаться использовать который абсолютно бессмысленно. При это, на хранение в закрытой ёмкости данный параметр никак не влияет.

2. Срок годности масляной краски в закрытой банке

Этот показатель, в зависимости от производителя, может составлять от одного года до пяти лет. Правда на практике известны случаи, когда хранившаяся в сухом месте суспензия, найденная спустя десять лет после покупки, успешно использовалась для покраски.

Стоит отметить, что масляная основа не очень хорошо переносит циклы заморозки и оттаивания, а также чувствительна к влаге и повышенным температурам. Так что, лучше обеспечить краски оптимальные условия хранения, указанные на этикетке.

3. Содержание токсичных веществ, способных испаряться и наносить вред при вдыхании

Для хорошего состава значение данного параметра – не более 1/10. Испарение вредных компонентов происходит при температуре воздуха около 20-25°C, сопровождается неприятным запахом и требует полного проветривания помещения. В этом случае, прекратить работу следует на всё время, пока сохнут масляные краски.

4. Степень измельчения компонентов

Для оценки качества состава используется такое понятие, как степень измельчения («перетира») пигментов и наполнителей. Чем меньше фракции – тем ниже показатель зернистости и шероховатости готового покрытия. Если Вам требуется ровная и гладкая поверхность – стоит обратить внимание на составы со значением в 90 мкм или меньше.

5. Вязкость краски

Вязкость масляной краски влияет сразу на несколько эксплуатационных показателей. К их числу относятся объём расхода и консистенция состава. Качественными считаются краски с показателем от 65 до 140 ед. Помимо этого, от вязкости зависит ещё один фактор – сколько сохнет масляная краска. Максимальный срок, заявляемый производителем, не должен превышать 48 часов с момента покраски.

6. Твердость готового покрытия, сформированного масляной пленкой

Учитывать эту техническую характеристику важно при окрашивании поверхностей, расположенных на открытом воздухе. Чем выше значение – тем дольше краска сможет противостоять воздействию внешних факторов, таких как ультрафиолетовые солнечные лучи и экстремальные перепады температур.

7. Уровень гидрофобности красящего состава

Этот критерий актуален для наружного применения красок. Устойчивость к влаге – один из важнейших факторов при выборе состава масляной краски для окрашивания заборов, стен или крыш зданий. Если для внутренних работ достаточно показателя в 0,5-1 ед., то для наружных — чем выше, тем лучше.

Преимущества масляных красок

Массовое использование красок на масляной основе постепенно уходит в прошлое – на смену им приходят более современные и эффективные материалы. Однако и у классического покрытия есть свои плюсы, проверенные многолетним опытом использования:

  • высокая укрывистость при низком объеме расхода краски – качественное распределение цветовой пленки по поверхности и полное перекрытие ею окрашиваемого основания;
  • универсальность применения – составом можно красить практически любые материалы, в том числе деревянные, металлические и бетонные поверхности;
  • устойчивость к влаге и естественному изнашиванию – масляная краска с хорошим гидрофобным показателем, нанесенная на фасад или оконную раму, способна прослужить без потери визуального качества не один год;
  • широкий выбор материалов, подходящих для любых видов лакокрасочных работ;
  • простота обращения с готовым покрытием – чтобы очистить полы или отмыть стены, окрашенные масляной краской, достаточно использовать обычный мыльный раствор;
  • низкая стоимость материалов – одно из главных преимуществ красок данной категории на сегодняшний день.

Недостатки масляных красок

К числу минусов, которыми обладают даже современные составы лакокрасочных покрытий на масляной основе, относятся:

  • Наличие вредных токсичных веществ. Проведение внутренних работ, связанных с масштабной покраской помещения, требует проветривания до тех пор, пока неприятный масляный запах, смешанный с летучими испарениями, не выветрится полностью.
  • Для чувствительных людей возможным побочным эффектом может стать проявление аллергии. Чаще всего реакция повышенной чувствительности проявляется при нахождении человека в закрытом помещении, где недавно проводились работы с использованием масляных красок.
  • Нулевой показатель пропускной способности в отношении пара – фактор, способный повлиять на внутренний микроклимат помещения.
  • Сохнущий состав надолго заставит Вас покинуть окрашенное помещение – продолжительность качественного проветривания составляет от 2 до 4 суток, а у дешевых составов – и того больше.
Читайте также:
Цветы виола: Выращивание и уход. Обильное цветение в год посадки

Интересный факт: главной проблемой масляных красок являлось то, что со временем поверхность приобретала желтоватый оттенок. Это происходило за счет олифы в составе. Также, могли появиться трещины, сколы и отслоения краски за счет низкой эластичности образованной пленки. На сегодняшний день, современные и качественные краски лишены этих недостатков.

Цветовая палитра

Выбирая различные цветовые оттенки, нужно учитывать, что палитра масляных красок в сегменте реставрационных и лакокрасочных работ гораздо уже, чем в художественной сфере.

Для покраски стен дома, уличного забора или беседки, как правило, используются традиционные тона и названия цветов: синий, красный, белый, зеленый, бежевый и т.д. При желании оттенки можно смешивать, но только путем перемешивания самих составов с различными колерами, которые позволяют создавать необычные цвета.

Предлагаемая палитра для масляных красок, используемых в живописи, намного богаче и шире. Линейки профессиональных материалов насчитывают более ста различных видов и оттенков, позволяющих создавать уникальные произведения искусства.

Виды и сферы применения масляных красок

С точки зрения области использования можно выделить два основных вида масляных красок:

  • Профессиональные лакокрасочные материалы и эмали для внутренних и наружных ремонтно-строительных работ. Они, в том числе, используются в качестве грунтовки для деревянных изделий, для покраски стен, рам и дверей, металлических труб и радиаторов отопления.
  • Художественные масляные краски для живописи и рисования. Если с первой категорией всё более или менее понятно, то на второй стоит остановиться поподробнее.

Художественные краски

Сегодня выбор масляных красок для художников отличается большим разнообразием. В числе предлагаемых материалов для творчества есть даже такие варианты, как:

  • лессировочные материалы – полупрозрачные краски, позволяющие наносить несколько слоев для создания глубины и выразительности;
  • водорастворимые масляные краски – составы на водной основе, производимые из натурального сырья, в состав которых добавляется модифицированное льняное и сафлоровое масло.

Художественные краски относятся к категории тонкотертых, т.е. обработка пигмента производится практически до полного измельчения. Также стоит отметить, что материал, используемый для живописи, практически не пахнет – благодаря отсутствию в составе олифы и растворителей, получается более дорогая (по сравнению с промышленной) краска без неприятного запаха.

На что обратить внимание при выборе краски

Перед тем, как выбрать краски на масляной основе для предстоящего ремонта, рекомендуется прочитать этикетку. Производство масляных красок осуществляется в соответствии с нормами ГОСТ. Маркировка на этикетке поможет определить, какой тип олифы использовался для создания состава:

  • 021 МА – растительная;
  • 025 МА — смешанная;
  • 023 ГФ — искусственная-глифталевая;
  • 024 ПФ —искусственная-пентафталевая.

Двойка, указанная в каждом из номеров маркировки, говорит о том, что использовать краску можно с любым материалом.

Также рекомендуется уделить особое внимание следующим показателям:

  • вязкость и расход материала на 1 кв.м;
  • продолжительность высыхания после окрашивания;
  • рекомендации по применению краски – для наружных, внутренних работ и т.д.;
  • срок годности в закрытом и открытом виде;
  • показатели укрывистости (укрывистые, полупрозрачные, прозрачные)
  • показатели светостойкости (светостойкие,среднесветостойкие, малосветостойкие

Заключение

Несмотря на появление новых технологий и видов красок, многие из которых превосходят составы на масляной основе по тем или иным критериям, масляные краски остаются востребованным продуктом – в первую очередь благодаря своим художественным свойствам, а также низкой себестоимости, актуальной для промышленного использования.

Видео: как выбрать масляные краски для живописи

Реконструкция плоской кровли: капитальные изменения в кровельном пироге и конструкции

Когда текущие ремонтные операции не завершаются ожидаемым результатом, наступает время радикальных переделок. Необходимость в капитальных изменениях кровельной системы может назреть спустя добрый десяток лет безупречной службы. Бывает, потребность в устранении повреждений возникает через пару месяцев после финиша отделочных работ.

Если исправление огрехов строителей и наложение временных заплат перестали спасать от назойливых протечек, требуется конкретная реконструкция плоской кровли. Чтобы зря не растратить средства и трудовые усилия, нужны сведения о методах и правилах ее реализации.

Содержание

Предпосылки для радикальных мер

Плоские крыши повсеместно считают несложными в сооружении, привлекательными по цене конструкциями. Неопытные домашние мастера и «левые» строительные бригады без тени сомнений берутся за их возведение, не имея подчас представления о правилах и принципах устройства плоских кровельных систем. Немилосердное нарушение технологий подобных ваятелей неизбежно приводит к неутешительным итогам, в числе которых:

  • Намокание утеплителя. Причины кроятся в несоблюдении укладки слоев кровельного пирога и в низком качестве соединений гидроизоляционного ковра. Мокрая теплоизоляция ощутимо тяжелеет и теряет заложенные производителем технические характеристики. Увеличение веса крайне нежелательно для крыш с основанием из профнастила, который банально деформируется и провисает от перегруза. Влажная среда способствует появлению грибка, представляющего угрозу для основы и стен, выполненных из любого стройматериала. Вследствие намокания изоляционные качества утеплителя уменьшаются вполовину как минимум.
  • Застои воды дождевого и талого типа. Сопутствуют несоблюдению уклонов плоской крыши, направляющих атмосферную воду к водоприемным воронкам и желобам. Образовавшиеся лужи весьма благоприятны для зарождения флоры, активно разрушающей не приспособленные для соседства с ней стройматериалы. При резком понижении температуры до минусовых отметок застоявшаяся вода просто порвет покрытие.
  • Вспучивание кровельного ковра. Возникает при переизбытке давления в кровельном пироге. Явление связано с неграмотным распределением слоев и с неправильно рассчитанной толщиной теплоизоляции. Следствием может быть не только появление многочисленных пузырей, устранять которые по-отдельности не имеет смысла. От переизбытка давления может растрескаться покрытие.

Перечисленные причины – следствие некачественной работы кровельщиков. На деле негативных результатов нерадивой работы гораздо больше. Мы обозначили лишь те, что ведут к кардинальным переделкам, а способы борьбы с легкоустранимыми повреждениями приведены в другой статье.

Кроме нарушения технологий против нормальной работы кровли выступает неправильный подбор материалов. Например, при прямом контакте полимерной мембраны ПВХ с полистирольным или пенополиуретановым утеплителем покрытие будет терять пластификаторы. Во избежание между мембраной и изоляцией необходимо прокладывать стеклохолст.

Если указанная разделительная прослойка не была предусмотрена, ремонтировать кровлю придется гораздо раньше гарантированного производителем срока. Причем порчу покрытия при неправильно сооруженном кровельном пироге никто не обязуется компенсировать. На возврат денег также не стоит надеяться, если мембрана настелена на старый битумный ковер без разделительного компонента.

Читайте также:
Электрический полотенцесушитель: описание с фото, отзывы, советы

Идеальной пароизоляционной прослойкой в битумных кровлях с бетонным основанием являются битумные или битумно-полимерные материалы. Обычный полиэтилен на бетонную основу стелить без разделительной прослойки нельзя. Только в качестве нее не подойдет стеклохолст, т.к. цементное молочко его беспощадно разъедает. Зато для устройства кровли с мембранным покрытием вполне подойдут оба пароизоляционных варианта, но в приоритете полиэтилен из-за бюджетной стоимости.

Не допускается укладка полимерного покрытия на шероховатое основание. Должен быть безоговорочно предотвращен контакт кровельной системы с острыми предметами, способными нарушить целостность материалов.

Необходимо исключить пролив на крышу органических растворителей, масел, жиров, средств, содержащих бензин. Требуется предупредить засорение и запыление кровли, укоренение растений, чрезмерное передвижение по не предназначенным для интенсивной эксплуатации кровлям. У несоблюдения правил фатальный итог: капитальный ремонт с кардинальным преобразованием.

Кроме живо описанных предпосылок для реконструкции есть еще шаблонная причина –износ. От интенсивного действия климатических факторов кровля вместе с подстилающими слоями стареет.

Примененные в устройстве материалы больше не радуют отличными техническими характеристиками, из-за чего их приходится полностью менять. Однако старый кровельный пирог не всегда подлежит замене. Если он неплохо сохранился, поверх устраивают новую систему или сооружают надстройку в виде скатной крыши.

Варианты реконструктивных технологий

Выбор способа основательного ремонта плоской кровли – дело сугубо индивидуальное, зависящее от ряда веских обстоятельств. В списке факторов воздействия числятся финансовые возможности владельца здания, личное стремление к основательным переделкам и степень повреждения кровельной системы.

С учетом различий в поставленных задачах разделим основные методы реконструкции на следующие виды:

  • Полное обновление кровельного пирога. Производят при намокании теплоизоляции в связи с отсутствием, неправильной укладкой или повреждением пароизоляции.
  • Обновление утеплителя и гидроизоляционного покрытия. Выполняют при безвозвратной порче от намокания теплоизоляции вследствие внушительного повреждения гидроизоляционного ковра.
  • Реконструкция кровли с устройством дополнительного утепления. Реализуют в случае недостаточно благоприятного микроклимата во внутренних помещениях сооружения.
  • Устройство уклонов. Проводят при образовании застоев на крыше, на которой в период строительства не сделали разуклонку.
  • Сооружение надстроек в форме скатной крыши. Осуществляют с целью формирования чердака или жилой мансарды, если первоначальное сооружение плоской крыши рассматривалось как этап к дальнейшей перестройке здания.

Методы реконструкции плоских крыш ощутимо различаются по технологическим и бюджетным признакам. Перед применением каждого из них необходимо досконально ознакомиться с порядком и объемом действий. Следует тщательно продумать целесообразность, здраво оценить состояние объекта и собственные возможности.

Способы реконструкции плоской крыши

Какой из методов основательной переделки предпочесть, решать предстоит владельцу на основании вышеописанных признаков и собственных предпочтений. Наша задача представить варианты реконструкции и капитального ремонта плоской кровли для осмысленного выбора наиболее подходящего способа.

Полное обновление кровельного пирога

Потребность в тотальном обновлении кровельной системы далеко не всегда связана с возрастом постройки и сроком службы непосредственно крыши. Старая конструкция может упорно противостоять атмосферным нападкам, а новая беспросветно течь, невзирая на множество латок и титанические усилия мастера. Однако перед началом работ желательно сравнить срок, отмеренный кровле изготовителями материалов, с периодом, в течение которого старый дом еще может достойно послужить.

Алгоритм работ по обновлению кровельного пирога плоской крыши:

  • Демонтируем металлические планки, удерживающие кровельное покрытие на вертикальных плоскостях, фартуки, манжеты проходов.
  • Снимаем дополнительный гидробарьер, проложенный вдоль примыканий и вокруг кровельных проходок.
  • Удаляем галтели, установленные по линии сопряжения вертикальных поверхностей с плоскостью крыши, снимаем кровельные воронки и детали проходок.
  • Устраняем испорченное кровельное покрытие, утеплитель, затем пароизоляционную прослойку, если она была.
  • Очищаем основание от пыли и загрязнений, образовавшихся в период демонтажа.
  • Заново праймируем подготовленную к работе поверхность.
  • Стелим пароизоляционный слой, выбранный в соответствии с типом основания. На бетонную основу наплавляем битумную гидроизоляцию, разогревая тыльную сторону рулонного материала газовой горелкой. На освобожденный от кровельной системы профлист укладываем полиэтиленовую пленку с нахлестом контактирующих полотен. Листы полиэтиленовой пароизоляции аккуратно склеиваем скотчем так, чтобы получилось цельное герметичное полотно. Пароизоляционная прослойка укладывается с заходом на вертикальные стены. В результате должно получиться подобие поддона с бортиками, высота которых на 5см больше толщины теплоизоляции.
  • Укладываем теплоизоляцию, толщину которой заранее вычисляем согласно предписаниям СНиП 23-02-2003. В механических системах плиты крепим двумя саморезами с пластиковыми телескопическими грибками. В балластных аналогах утеплитель фиксируем только вдоль свесов, если имеются, парапетов, стен и вокруг проходов из расчета 3-4 крепежные точки на метр. При устройстве клеевых собратьев поступаем согласно названию.
  • Монтируем галтели на прежние места и наклеиваем вдоль линий сопряжения дополнительный гидроизоляционный ковер.
  • Стелим выбранный вид гидроизоляционного покрытия. В процессе укладки отмечаем на материале места перекрываемых проходок. Битумные рулонные материалы укладываем в 4-6 слоев, наплавляем или наклеиваем в соответствии с их технической категорией. Мембранное покрытие укладываем в один слой. Гидроизоляционное покрытие укладывается с заходом на вертикальные плоскости 10-15см.
  • Надрезаем крестообразно материал в местах кровельных проходов, устанавливаем гидроизоляционные манжеты, затем водоприемные воронки и т.д.
  • Края битумного гидроизоляционного ковра крепим на вертикальных стенках металлическими планками, края мембранного ковра приклеиваем клеем, специально разработанным для этой процедуры.

Обновленную битумную кровлю необходимо защитить от избыточного давления пара. При реконструкциях нижний слой гидроизоляционного покрытия приклеивается частично полосами по принципу дышащей системы. Так формируются своеобразные продухи, способствующие отводу пара из теплоизоляции. В дополнении по всех площади устанавливаются пароотводящие флюгарки.

В указанных мероприятиях нет необходимости при использовании диффузионной мембраны. Она свободно пропускает наружу излишки пара без дополнительных ухищрений и приспособлений.

Вариации на тему обновления

Аналогичный, но несколько сокращенный цикл работ проводится, если пароизоляционный слой был грамотно подобран, идеально уложен и не поврежден. Теплоизоляция намокала из-за повреждения гидроизоляционного ковра или некачественного соединения его полотнищ.

Если локальные ремонты со вскрытием участков вздутия и просушиванием утеплителя не принесли положительных результатов, поврежденное покрытие вместе с теплоизоляцией нужно удалить и, просушив основание, уложить на место новые слои кровельного пирога вышеописанным методом.

Читайте также:
Угольный гриль: барбекю на углях для дачи, как выбрать модели с регулируемой высотой для закрытых помещений и изготовления шаурмы, вариант CMI

Для реконструкции кровли, не имеющей уклонов для оттока воды, снимают только кровельное покрытие. Провести работы по устройству наклонов к внутренним или внешним водоприемникам разумней с помощью клиновидных плит утеплителя. Готовые решения для кровельной разуклонки позволяют быстро выполнить реконструкцию плоской крыши без обременительных финансовых и трудовых затрат.

По схожей схеме производят усиление теплоизоляционного слоя кровельной системы. Перед работой снимают кровельные аксессуары и гидроизоляционный ковер. Поверх существующего слоя утеплителя укладываются теплоизоляционные плиты. Минераловатные элементы для верхнего слоя берут с жесткостью не менее 60 кПа.

Создаваемый ярус теплоизоляции следует укладывать так, чтобы швы его не совпадали со швами нижележащего слоя. Фиксация утеплителя производится по традиции механическим, клеевым или балластным методом.

В завершении по теплоизоляции устраивают новый кровельный ковер. Не забывайте, что на минеральную вату мембрану и битумные покрытия укладывать можно без разделительных слоев. Поверх пенополистирольных плит мембрану можно стелить только в случае предварительного устройства разделительного слоя из геотекстиля или стеклохолста.

Утепление плоской крыши, не имевшей теплоизоляции, требуется в случае переоборудования нежилой постройки в утепленную мастерскую, гараж, дачную времянку. Подобный углубленный ремонт сродни устройству нового пирога плоской кровли. После удаления гидроизоляционного ковра работы проводятся практически с нуля.

Сначала укладывается пароизоляционный материал, подбираемый в соответствии с типом основания. Бетонную поверхность лучше укрыть битумным или битумно-полимерным пароизоляционным материалом, для обустройства крыши с основой из профнастила выгоднее использовать полиэтилен. Затем сооружается теплоизоляционный слой, толщина которого рассчитывается заранее. В завершении устраивается гидроизоляционный ковер.

Эффективный вид реконструкции плоской кровельной системы заключается в заливке пенобетона поверх отремонтированной кровли. Причем увлажненный кровельный пирог даже не нужно просушивать перед стартом работ. Потому что пар, мигрирующий из теплоизоляции в монолитную заливку, в теле бетона примет участие в процессе гидратации. На пенобетонный слой можно смело стелить гидроизоляционный ковер, вспучивания ему не угрожают. Есть мнение, что в подобных кровельных пирогах нет нужды использовать пароизоляцию.

Балластная кровля вместо старой

Переделка обычной плоской крыши в зеленую лужайку, патио, спортивную площадку оживит унылый экстерьер. Необязательно, чтобы причиной подобной реконструкции был износ или брак в устройстве кровли. Соорудить зеленую крышу можно по свежеуложенной кровельной системе. Главное рассчитать, чтобы несущие конструкции устойчиво держали довольно внушительную массу, включающую теплоизоляцию, субстрат, элементы мощения.

В среднем вес балластной крыши, к которым относится зеленая разновидность, составляет 50-70кг на 1м². Если планируется сооружение эксплуатируемой кровли, то к массе кровельного пирога и характерной для региона снежной нагрузки следует прибавить вес человека.

Перед сооружением зеленой кровли или ее гравийной соплеменницы старую конструкцию следует тщательно отремонтировать. При невозможности привести изношенную систему в порядок, ее следует полностью удалить.

Балластные кровельные системы представлены двумя разновидностями:

  • Традиционные. Характеризуются размещением балласта поверх гидроизоляции, защищающей утеплитель. Чаще всего в традиционных вариантах в качестве балласта используют гравий или мелкую гальку. Схема удобна для оперативной переделки вновь уложенной или хорошо отремонтированной кровли.
  • Инверсионные. Характеризуются размещением балласта поверх теплоизоляции, но между ними должен быть проложен разделительный слой из геотекстиля или стеклохолста. Гидроизоляция в этом случае укладывается под утеплитель, благодаря чему заодно выполняет функции пароизоляционной прослойки. Теплоизоляция в инверсионной схеме обязана быть водонепроницаемой, потому применяется экструзионный пенополистирол. Схема удобна для устройства эксплуатируемых крыш по основанию, полностью освобожденному от старой системы.

Обе разновидности имеют эксплуатируемый и неэксплуатируемый подвид. Зеленые кровли в основном выполняются по инверсионной схеме. Понятно, что устроить их можно только по бетонному основанию. На эксплуатируемой кровле вместо почвенно-растительного слоя может использоваться тротуарная плитка, деревянный настил и пр.

Переделка в стропильную конструкцию

Плоская крыша – отличное основание для устройства поверх нее стропильной конструкции. По сути, это обустроенное перекрытие с незначительными уклонами в сторону тока воды.

На основе плоской крыши сооружаются:

  • Стропильные крыши без чердака. Вальмовые, одно- и двухскатные. Цель их установки заключается в обеспечении самопроизвольного стока атмосферной воды и в легкой модернизации здания.
  • Чердачные стропильные крыши. Ломаные, вальмовые, одно- и двухскатные. Их строят для увеличения полезного пространства дома, т.к. подобный метод не нуждается в получении разрешений на проведение реконструкции.

Технология заключается в элементарной установке на плоскую крышу стропильной системы предпочитаемого типа. Если у существующего парапета высокие стенки, он сможет служить основой для сооружения полумансардной крыши.

Видео-обзоры с примером выполнения работ

Ролики помогут желающим наглядно изучить процесс ремонта плоской кровли: видео пример доходчиво и скрупулезно демонстрирует процесс.

Устройство инверсионной кровли:

Ремонт плоской кровли с применением полимерной мембраны:

Заливка монолитного пенобетона:

Мы привели типовые методы реконструкции плоской крыши. В их числе есть варианты, используемые для выполнения капитальных преобразований без технологических дополнений. Есть способы, применяемые в комплексе с одним или парой из перечисленных способов.

Технология ремонта плоской кровли: полезные рекомендации

Частые протечки плоских кровель доставляют немало хлопот в ремонте. И дело далеко не всегда в отсутствии надежных гидроизолирующих средств, благо недостатка в современных долговечных материалов нет, а скорее в их правильном выборе и грамотном использовании в кровельных системах.

Технология ремонта плоской кровли предполагает два типа работ:

  • демонтаж старого покрытия и укладка нового;
  • реставрация без демонтажа старого покрытия.

При этом учитывается специфика того или иного сооружения. К примеру, производственные помещения по сравнению с другими больше подвержены разрушениям под воздействием различных агрессивных влияний: пыли и вибрации, перепадов температур. Ремонт кровли производственных зданий в первую очередь решает спектр вопросов, связанных с обеспечением условий для протекания производственных процессов, хотя в определенной степени связан и с декоративной составляющей сооружения.

Замена старого покрытия ↑

Как правило, все стараются идти по пути наименьших затрат как труда, так и финансов. Но рано или поздно приходит момент, когда локальный ремонт больше не «спасает» крышу. Многоразовые заплатки протечек меняет структуру покрытия: она приобретает многослойность с множеством внутренних расслоений и трещин. Плоская крыша в этом состоянии фактически находится под постоянной угрозой разрушений из-за температурных деформаций. Поэтому целесообразнее старую крышу разобрать.

Читайте также:
Цементная смесь для штукатурки: видео-инструкция по монтажу своими руками, особенности отделки стен, цена, фото

Еще одной причиной замены покрытия является потеря теплоизоляционных качеств слоя изоляции, обусловленной периодическим проникновением влаги. Попав в изоляцию, вода проходит множество циклов замораживания/размораживания, что приводит к разрушению структуры утеплителя.

Безусловно, все зависит от типа использованного утеплителя. К примеру, изоляционные маты чаще всего заменяют, а керамзит со стяжкой можно высушить буквально за день-два, пробив через стяжку несколько вентиляционных отверстий.

Реставрация ↑

Технология ремонта плоской кровли без демонтажа старой возможна при соблюдении следующих условий:

  • повреждения битумных слоев носят локальный характер и их количество не больше 3–4;
  • несущая конструкция и теплоизоляция находятся в удовлетворительном состоянии;
  • все слои должны быть просушены и обеспечена вентиляция теплоизоляционного слоя, а
  • используемый материал – паропроницаемым.

При ремонте без демонтажа предполагается в первую очередь вскрытие всех вздутий и восстановление отслаивающихся пластов и трещин. Для просушки слоя теплоизоляции – это один из эффективных способов предотвратить в дальнейшем возникновение вздутий с шагом в 5 метров на плоскую крышу устанавливают аэраторы. Кстати, такая процедура способствует частичному восстановлению теплоизоляционных свойств утеплителя. Далее переходят к «выравниванию» поверхности вырезанных фрагментов и заделыванию швов на всех частях крыши. На этом этапе нельзя экономить на материалах. Операцию проводят до создания плавных переходов без впадин и угловатостей. Больше всего для этих работ подходит напыляемый жесткий ППУ .

Технология ремонта полиуретановыми мастиками ↑

Преимущества этого материала в надежном приклеивании без использования дополнительных растворов. Она прекрасно заполняет пустоты и до полного застывания легко формуется. Адгезия полиуретановых мастик достаточно высокая, однако, очищенную поверхность предварительно необходимо тщательно прогрунтовать. Примерно через час-полтора наносят первый слой мастики, укрепляющий. Ее наносят с одновременной укладкой геотекстиля , выполняющего роль армирования.

Выполнение этой операции можно облегчить, если сначала уложить текстиль с нахлестом, зафиксировать его к основанию строительным степлером, а затем вылить мастику.

«Контрольный» второй слой мастики наносят после полимеризации первого (на это необходимо порядка 7-8 часов). Армирование для этого слоя не проводят, однако нередко рассыпают на поверхность его поверхность мелкозернистую посыпку, по аналогии с битумными покрытиями.
Особое внимание уделяют обработке узлов примыкания. Их восстановление выполняют также традиционными способами. Например, ремонт парапетов производят после полного удаления старых материалов, механически закрепляя верхний край нового при помощи металлических лент и отливов (фартуков).

Особенности восстановления эксплуатируемой кровли ↑

Наиболее сложным в случае появления трещин является ремонт эксплуатируемой кровли, завоевавшей в последнее время большую популярность. Появление трещин и разрывов кровельного ковра на этих крышах имеет следующий характер: верхний слой покрытия, чаще это стяжка с декоративным слоем,находится под активным воздействием температур, которые влекут за собой образование температурных деформаций, что и приводит к растрескиванию, нарушению монолитности покрытия. Трещина продолжает распространяться в глубину защитного слоя и разрывает плотно зажатый слой из кровельных материалов. Такой дефект при реставрации можно устранить, отделив покрытие от примыкающих слоев разделительными, скажем, укладывать геотекстиль .

Можно ли ремонтировать зимой ↑

Ремонт кровли зимой проводят очень редко. В основном такая необходимость появляется в экстренных или чрезвычайных ситуациях. Выполнить аварийные работы вполне реально, какой бы ни была температура на улице. Первое важное требование – это абсолютная сухость покрытия при выполнении восстановительных работ. Для этого используют каркасно-тентовые укрытия из брезента. Они быстро монтируются и надежно укрывают участки. Требуемый тепловой режим обеспечивают при помощи тепловых пушек.

Согласно СНиП, используемые в работе материалы необходимо выдержать при комнатной температуре перед применением, по крайней мере, одни сутки.

Как производится ремонт плоской кровли зимой и какие проблемы могут возникнуть при демонтаже крыши

29.03.2017 1,617 Просмотров

Весьма выгодным вариантом для оборудования крыши является плоская кровля, потому она настолько популярна.

Удобство ее применения заключается в появлении дополнительных метров площади помещения.

А так же уменьшении количества материала для покрытия, легкости монтажа, способности сохранять большее количество тепла и многое другое.

Ремонт плоской крыши при необходимости есть возможность проводить без помощи специально бригады, однако стоит знать все нюансы процесса.

Необходимость ремонта

Покрывая крышу битумсодержащими материалами, следует знать, что она требует регулярного осмотра. К тому же мелкие повреждения покрытия исправить и отремонтировать гораздо легче, чем проводить более серьезный ремонт.

В случае гниения основы материала, внутри крыши начинается протечка воды, что весьма неприятно для жизни в таком доме. Важно вовремя выявить протечку.

Чтобы определить необходимость ремонта, следует осмотреть поверхность покрытия. Если крыша скатного типа, то кроме самого материала, лучше проверить со стороны чердака и стропильную систему.

В основном покрытия плоской кровли уязвимы к длительному воздействию ультрафиолета, могут начинать гнить и при воздействии высоких температур повреждаются, поэтому во время осмотра нужно обращать внимания на:

  • Наличие расслоений или вздутий на поверхности;
  • Наличие трещин, потертостей, растрескиваний, вообще любых нарушений целостности материала;
  • Нарушение герметичности стыков и швов;
  • Имеющиеся углубления в плоскости, которые служат источником скопления влаги.

Вариантов ремонта, который может потребоваться мягкому кровельному покрытию, два:

  • Мелкий ремонт;
  • Капитальный.

Необходимость капитального ремонта возникает, если:

  • Нарушена минимальная высота парапета. Это становится препятствием для обеспечения необходимого нахлеста на парапет слоя гидроизоляционных материалов. Как следствие герметичность кровельного покрытия нарушается;
  • Нарушено устройство вентиляции, что приводит к скоплению паров под поверхностью покрытия и скапливанию влаги в слое утеплителя;
  • Смещение материала кровли. Такую проблему необходимо устранять как можно скорее, кровельные слои, смещаясь, теряют свои функции.

Часто возникающие дефекты

Выбор материала

После того, как площадь кровли будет осмотрена и определен объем будущего ремонта, стоит составить список материалов, которые потребуются для работ.

На сколько качественным будет восстановление покрытия, во многом упирается в правильный выбор материала для этого.

Выбирать его следует, руководствуясь ниже перечисленными моментами:

  • Выбирать марки производителей, которые уже успели себя зарекомендовать;
  • Материалы имеют положительные отзывы от потребителей;
  • Ценовой диапазон должен быть доступен всем слоям населения;
  • Материал просто использовать;
  • Характеристики прочности и надежности на высоком уровне;
  • Имеют длительный срок пользования.
Читайте также:
Цвета мрамора (53 фото): белого и черного, розового и серого, голубого и зеленого, красного и синего, бежевого и коричневого, желтого и других цветов

Из более популярных материалов, которые применяются в процессе ремонта, можно выделить:

  • Битумно-полимерный материал;
  • Плоская разновидностью мембранной черепицы;
  • Рулонный материал;
  • Гибкая черепица.

Кроме основной разновидности материалов, понадобятся и дополнительные, к ним относят:

  • Мидкую резину;
  • Гвозди;
  • Обрешетку;
  • Фанеру;
  • Цементу для стяжки;
  • Битум;
  • Теплоизоляцию и гидроизоляцию;
  • Рейки;
  • Уплотнители из резины;
  • Пароизоляционный материал.

Плоская разновидностью мембранной черепицы

Процесс мелкого ремонта

Процесс мелкого ремонта также имеет свои особенности монтажа, в зависимости от размеров участков повреждений. При монтаже плоской кровли, укладку материала проводят послойно, скрепляя их между собой битумной смесью или мастикой.

Когда на покрытии образовываются пузыри, то это говорит о том, что середина покрытия начала расслаиваться и такую проблему необходимо срочно устранить.

Предварительно очень важно досконально изучить участок на наличие влаги. Если в нем присутствует влага, то очень важно найти участок, через который просачивается влага и заменить его на новый.

Если же воды на участке не наблюдается, то достаточно присоединить заплатку. По такому принципу и определяется характер и способ мелкого ремонта в случае с любым повреждением.

Повреждения на маленькой площади устраняют следующим образом:

  1. Изначально рассчитывают расстояние от материала, защищающего рубероид от солнечных лучей.
  2. После этого вздутую поверхность прорезают накрест ножом так, чтобы он находился в центре проблемного участка.
  3. После этого проводят осмотр поверхности под покрытием на предмет влаги.
  4. Если поверхность сухая, то проводят процедуру прикрепление заплатки, если же нет, то оставляют высыхать или используют для таких целей строительный фен.
  5. После того, как поверхность высохла, при помощи шпателя под края материала накладывают мастику. Сверху надавливающими движениями прикрепляют рубероид, после чего повторяют аналогичную манипуляцию со вторым слоем и закрепляют материал гвоздями.
  6. Далее вырезают подходящего размера заплатку, на внешнюю сторону которой накладывают мастику и прикладывают к проблемному участку.
  7. Для надежности прибивают заплатку при помощи штукатурных гвоздей и сверху накладывают по контуру мастику.

Если же поверхность прохудившейся крыши достаточно большая, то ремонт многоквартирного дома проводят следующим образом:

  1. Участок поверхности полностью вырезают, захватывая по периметру все проблемные места, при этом ведут подсчёт количества слоев, которое потребуется уложить.
  2. После этого вырезают несколько заплаток (в зависимости от подсчитанных слоев), равной по размеру вырезанному участку.
  3. Далее проводят укладку материала послойно, накладывая мастику по контуру каждого из них. Укладку проводят впритык, надавливая на рубероид с максимально возможной силой.
  4. Укладывать слои необходимо до тех пор, пока они не сравняются по высоте со всем остальным покрытием, после чего вырезают еще одну заплатку, но уже превышающую размер ремонтируемой части кровли.
  5. На последнюю заплатку также по периметру наносят мастику, прикладывают к поверхности кровли и фиксируют при помощи гвоздей для шифера.

Процесс капитального ремонта

Капитальный ремонт также имеет свои отличия в зависимости от разновидности ремонта.

Ремонт может быть следующим:

  • Замена покрытия кровли полностью;
  • Обновление кровельного материала и оборудование кровли дополнительными утеплительными материалами;
  • Переоборудование кровельной конструкции и создание иного угла наклона ската.

Вариант капитального ремонта зависит от возникшей проблемы и типа конструкции всей крыши. Процесс капитального ремонта выглядит следующим образом, с учетом необходимости проведения полной замены материала и дополнением ее утеплителем:

  • Демонтаж плоской кровли. Разбирать крышу начинают со всех ее составляющих элементов и слоев. Чтобы проще было ориентироваться в процессе, то стоит представить себе обратную последовательность монтажа конструкции. Изначально проводят съем отливов, аэраторов, фартуков и т.д. После этого приступают к очистке всех слоев покрытия кровли. Удаляют бетонную стяжку и утеплитель.
  • Установка новой крыши.

Процесс установки новой крыши проводят в такой последовательности:

  • Первыми проводят установку маячков для возможности уложить бетонную смесь;
  • После этого выстилают утеплитель;
  • На материал утеплителя раскладывают усиленную сетку, после чего проводят заливку стяжки, толщина которой должна равняться примерно 4 см;
  • Устилаюткровельный материал в несколько слоев;
  • Прикрепляютэлементы крыши: парапет, пояски.

Дополнительное оборудование утеплительными материалами необходимо в случае неудовлетворительного сбережения тепла, низкому уровню изоляции.

Если же принято решение обеспечить добавочным утеплителем крышу, уложив его сверху поверхности, то процесс следующий:

  • Изначально кладут гидроизоляционную пленку, поверх которой укладывают пенополиуретан;
  • Для обеспечения надежности прикрепления к крыше, сверху оборудуют подушку из гравия, который является не только грузом, но и будет обеспечивать защитные свойства покрытию от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Ремонт плоской кровли зимой

В некоторых случаях может произойти так, что ремонт понадобиться делать в зимний период.

Конечно, если ситуация такова, что без срочного ремонта не обойтись, то его делать нужно.

Но если же реконструкция покрытия может подождать, то лучше воздержаться до наступления более благоприятных условий. В зимний период, решив сделать ремонт мягкой кровли, стоит иметь ввиду следующие особенности процесса:

  1. Самую большую сложность представляют погодные условия. Стоит очень аккуратно и грамотно подходить к выполнению каждого этапа, чтобы не получить в итоге некачественный ремонт.
  2. Приступая к реконструкции участков покрытия, необходимо сохранять их сухими и не допускать попадания влаги между слоями рубероида.
  3. Учитывая вышесказанное, лучше иметь под рукой тепловую пушку. С ее помощью будет легче поддерживать нужный уровень температурного режима и осуществить монтаж покрытия кровли правильно.

Ремонт крыши зимой

Заключение

Процесс ремонта мягкой кровли в случае необходимости провести самостоятельно несложно. Стоит внимательно с первого этапа подойти к этому вопросу, правильно подобрать материал и качественный результат гарантирован.

Полезное видео

В этом видео вы узнаете как произвести ремонт при помощи мастики:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: