Строительство гаража из бруса своими руками

Гараж из бруса: инструкция поэтапного строительства

В данном материале речь пойдет о том, как строится гараж из бруса. Поскольку этот процесс – совсем несложный, многие стремятся построить гараж своими руками. Помощь специалистов потребуется при выполнении только некоторых видов работ, а потому такой подход снизит бюджет строительства. Гараж из бруса не только удобен в эксплуатации, но также имеет оригинальный внешний вид. На участке, где построен деревянный дом, такой гараж идеально впишется в общий стиль.

Рис1. Деревянный брус — популярный стройматериал для различных хозпостроек

Подготовительные работы перед строительтвом гаража

Выбор конструкции

Перед приобретением строительных материалов нужно определиться с проектом, по которому будет строиться гараж. В специализированных журналах и на строительных сайтах сегодня существует огромное разнообразие типовых проектов гаражей из бруса. Можно самостоятельно подобрать понравившийся проект, который соответствует вашим условиям эксплуатации и пожеланиям, или посоветоваться со специалистами.

Вообще говоря, выделяют два основных типа хозпостроек — каркасные и массивные. Рассмотрим каждый тип.

Каркасные сооружения – это проекты, в которых массивный деревянный брус используется только для создания несущих элементов. Полученный каркас обшивают ОСБ-плитой или другим листовым материалом, а также утепляют подходящим теплоизолятором.

Рис2. Каркасный тип хозяйственной постройки (проект)

Массивные сооружения полностью состоят из бруса. Такой гараж можно обшить сайдингом или вагонкой, а можно стены из профилированного бруса оставить без отделки и уменьшить таким образом затраты.

Каркасный тип — проще и дешевле. Но по-настоящему прочное и надежное здание получится в случае, когда оно строится из массивного бруса полностью.

Рис3. Проект гаража с подвалом

У производителей бруса можно, как правило, заказать готовый комплект любого сруба, изготовленный по указанному проекту. Такой комплект состоит из пронумерованных брусьев, всех необходимых комплектующих и подробной инструкции по монтажу конструкции. Это решение стоит дороже, чем просто закупка стройматериала, однако оно позволяет выполнить сборку гаража быстро и просто.

Выбор и приобретение бруса

После того, как выбрана конструкция будущего гаража, нужно определиться с тем, из какого материала будет строиться гараж, приобрести его и доставить на стройплощадку. Рассмотрим варианты – от самого дешевого и до самого дорогостоящего.

1. Брус с естественной влажностью популярен тем, что имеет невысокую стоимость. Ровный массивный брус без хорошей сушки используют в строительстве только в том случае, если владелец готов ждать около двух лет, пока возведенное здание пройдет процесс усадки. Раньше этого срока проводить отделочные работы нельзя.

В процессе сушки бруса могут возникнуть достаточно большие щели между некоторыми деталями. Рекомендуется их законопатить или, что более предпочтительнее, обшить брус одним из отделочных материалов.

2. Массивный профилированный брус может быть представлен двумя вариантами: с естественной влажностью или прошедший сушку в специальных камерах. Естественно, стоимость второго варианта выше. Но хорошо просушенный брус практически не подвержен усадке, не деформируется, а потому не требуется ждать 2 года, прежде чем заняться отделкой сруба.

Отличительной особенностью и одним из основных преимуществ профилированного бруса являются изготовленные в заводских условиях замки на брусьях. Эти шипы и пазы обеспечивают практически идеальное примыкание брусьев друг к другу, а потому полностью исключаются щели даже после незначительной усадки здания.

3. Клееный профильный брус считается самым лучшим вариантом для строительства. Его изготовление — это высокотехнологичный процесс склейки доски, которую перед этим тщательно просушивают. Благодаря сложной технологии брус после высыхания не только не растрескивается, но и имеет очень незначительный процент усадки. Такой вариант, конечно, – достаточно дорогой, но результат того стоит.

Рис 4. Заготовки для клееного бруса

Необходимые инструменты

Поскольку деревянные заготовки имеют достаточно большой вес, работу придется выполнять вдвоем или даже втроем. Кроме того, необходимо подготовить инструменты, без которых строительство гаража невозможно, а именно:

  • лопаты и кирки для устройства фундамента;
  • сабельная или дисковая пила для работы по дереву;
  • бензопила, если брус больших размеров и нужно его резать на части в процессе строительства;
  • киянки;
  • строительный степлер, чтобы монтировать теплоизоляцию;
  • молоток, стамески, плоскогубцы;
  • шуруповерт, дрель;
  • отвес, нивелир, рулетка, другие измерительные инструменты.

Рис 5. Для строительства нужен подходящий инструмент

Строительство гаража

Устройство фундамента

В проекте гаража из бруса может быть выбран один из нескольких вариантов устройства фундамента — плитный, ленточный или столбчатый. В принципе, каждый вариант имеет свои достоинства:

Плитный фундамент – самый простой по своему устройству. Основной плюс этого варианта – использование бетонных плит самого фундамента также в качестве устройства пола. Но этот вариант менее надежен по сравнению с другими способами устройства фундамента.

Рис 6. Фундамент из плит, покрытый гидроизоляцией

Столбчатый фундамент монтируется с помощью вертикальных бетонных блоков, которые углубляют под основу несущих конструкций. Чтобы пол был максимально прочным, под лаги обычно закладывают дополнительные столбики.
Ленточный фундамент весьма надежен и прост в строительстве. По ширине фундамент должен быть таким же, как и брус (до 30 см), а в глубину идет закладка примерно на 50 см.

Читайте также:
Станки из фанеры: инструкция по монтажу своими руками, особенности конструкций, чертежи, цена, фото

Рис 7. Ленточный фундамент (фрагмент)

Независимо от того, на каком варианте фундамента вы остановились, следует его делать так, чтобы верхний уровень фундамента выступал над уровнем земли на 10 см и выше. Это позволит предотвратить контакта деревянных деталей с влагой, которая может причинить вред древесине.

Если вы строите гараж, не забудьте о смотровой яме, когда делаете фундамент. Стены котлована можно отделать кирпичом, а борта укрепить, используя металлические швеллера. Устройство пола будет выполняться поверх фундамента.

В гараже из бруса можно установить пол одним из нескольких вариантов, в том числе:

  • выполнить бетонную стяжку по плитам;
  • установить армированное бетонное покрытие на грунт;
  • сделать деревянный пол, на лаги.

В первом случае на плитный фундамент делается бетонная стяжка – очень прочная и популярная в строительстве. Во втором случае процесс разбит на несколько этапов, с применением армирования. В итоге получается бетонный пол как сплошной фундамент. Наконец, третий вариант подходит только для эксплуатации гаража под легкие авто, и все равно придется использовать очень толстые доски.

Рис 8. Столбчатое основание, на которое установлены лаги

Возведение сруба из бруса

Когда фундамент сделан, можно приступать к сборке сруба. Лучше всего следовать пошаговой инструкции, которая включает несколько правил.

Во-первых, из толстого бруса (сечение 100х150 мм и выше) выполняется нижняя обвязка. Обвязочный венец скрепляется в углах, как изображено на схемах – «в лапу» или «в полдерева».

Рис 9. Варианты соединений брусьев друг с другом (схемы)

Во-вторых, древесину необходимо обработать специальными веществами, чтобы предотвратить ее разрушение от влаги. Для этих целей можно использовать даже отработанное масло или любые гидроизоляционные составы.

Рис 10. Так выглядит обвязочный венец

Чтобы усилить сцепку обвязочных венцов, используйте металлические уголки.

Затем приступаем к укладке стен. Брусья укладываются друг на друга и скрепляются. Если выбран профилированный брус, то монтаж пройдет очень просто, так как замки обеспечат надежную сцепку брусьев.

Рис11. Монтаж стен гаража

Чтобы гарантировать надежную защиту от вымораживания помещения, замки утепляются специальным утеплителем – джутовым рулонным теплоизолятором. Чтобы утеплитель не сдвигался с места в процессе монтажа и дальнейшей усадки, нужно «прихватить» его металлическими скобами.
Брусья соединяются друг с другом с помощью стальных гвоздей или деревянных нагелей.

Когда подошли к участку стены, где будут гаражные ворота, по бокам проема нужно установить два бруса вертикально. Их назначение — поддержка горизонтальной балки перекрытия, что не позволит проему деформироваться в процессе усадки.

Устройство кровли

После того, как возведены стены у гаража из профилированного бруса, можно переходить к устройству кровли:

На венцы сверху настила укладывается мауэрлат (брус). Чтобы обеспечить необходимую надежность, мауэрлат фиксируется сначала нагелями для бруса, а затем еще и металлическими уголками.

Рис12. Установка фронтонов и стропил

Далее стропила определенной формы и размеров крепятся на мауэрлате. Как правило, при устройстве кровли гаража устанавливают односкатную и двускатную крышу, а гаражи с плоской или шатровой крышей — редкость.
Стропила закрепляются с помощью раскосов. Затем они соединяются друг с другом коньковым брусом. Если фронтонные части гаража строятся так же, как и стены, то коньковый брус фиксируется и на них.
Наконец, выполняется монтаж обрешетки на стропильной системе, а затем уже – укладка кровельного покрытия. Изнутри крыша утепляется, если это предусмотрено проектом.

Отделочные работы

После того, как каркас гаража из бруса построен, требуется выполнить его отделку. Прежде всего, рекомендуется подождать какое-то время, чтобы процесс усадки полностью завершился. Однако поскольку в строительстве использовался клееный брус, а также была точно соблюдена технология на каждом этапе монтажа, то отделку можно начинать в самое ближайшее время.

  • Если вы использовали брус, то обшивка стен не станет для вас слишком трудоемким процессом, и с ним вы справитесь самостоятельно. Внутренние стены можно отделать вагонкой. А для обшивки наружных стен подойдет металлический или пластиковый сайдинг.
  • Чтобы стыки между брусом не продувались, рекомендуется поместить под обшивку специальную мембрану, которая защитить помещение от ветра.
  • Закончив отделочные работы, можно приступить к устройству пола. Кстати, в гаражах можно нередко встретить обычный настил из досок.

Рис13. Гараж из бруса готов, ворота установлены

  • ;Наконец, последняя работа по обустройству гаража из бруса — это установка ворот и остекление. Опорные брусья, которые были заложены в процессе строительства коробки, теперь помогут выполнить этот этап качественно и быстро.

Гараж из бруса имеет достаточно простую конструкцию и очень быстро возводится. Если вы решили в сжатые сроки построить место для парковки своего автомобиля, технология, описанная в статье, поможет вам самостоятельно осуществить поставленную задачу. Видео-ролик, размещенный в материале, позволит узнать много ценной информации по этой интересной теме.

Деревянный гараж своими руками

  • 1 Выбор технологии строительства
  • 2 Подготовительные работы
  • 3 Фундаментные работы
  • 4 Сборка каркаса из досок и бруса
  • 5 Крыша и стены
  • 6 Гараж из дерева 6×4
  • 6.1 Подготовка основания
  • 6.2 Фундамент
  • 6.3 Возведение каркаса
  • 6.4 Строительство крыши
  • 6.5 Отделка
  • 7 Видео
  • 8 Фото
  • 9 Схемы и чертежи
Читайте также:
Стиральная машина LG с прямым приводом: описание машины Direct Drive на 5 кг, модели с загрузкой 7 кг и инверторным мотором, устранение неисправностей

Гараж из древесины во многих регионах нашей страны является самым оптимальным вариантом строительства, благодаря доступной стоимости материалов, простоте монтажа и красивому внешнему виду готовой конструкции. В данной статье мы расскажем как сделать деревянный гараж своими руками, из каких материалов его строить, а также покажем схемы, фото и видео инструкции.

  1. Выбор технологии строительства
  2. Подготовительные работы
  3. Фундаментные работы
  4. Сборка каркаса из досок и бруса
  5. Крыша и стены
  6. Гараж из дерева 6×4
  7. Подготовка основания
  8. Фундамент
  9. Возведение каркаса
  10. Строительство крыши
  11. Отделка
  12. Видео
  13. Фото
  14. Схемы и чертежи

Выбор технологии строительства

Из бревен

Главное, подобрать оптимальную технологию строительства и выполнить все этапы в точном соответствии с выбранным типом постройки.

Наиболее распространены две технологии строительства гаражей из дерева: по каркасной технологии и из оцилиндрованных бревен.

Отдавать предпочтение строительству бокса для машины по бревенчатой технологии необходимо, если основное здание, дом или дача, построены из аналогичного материала. Каркасное сооружение обойдется дешевле, к нему проще подобрать материалы, и значительно сократится время на строительство. Кроме этого, гараж из деревянного каркаса снаружи можно отделать любыми подходящими к стилю загородного дома фасадными материалами сразу после возведения строения или через какой-то промежуток времени.

Подготовительные работы

Чертеж каркаса

Максимальная скорость и простота работ — главные достоинства каркасной технологии. Но, несмотря на простоту, строительство каркасного гаража требует предварительной подготовки, разработки проекта, с помощью которого можно будет рассчитать необходимое количество материалов и комплектующих элементов. Проект рассчитывается самостоятельно, с привлечением опытных специалистов или скачивается из профильных интернет ресурсов. Размеры строения должны учитывать количество автомобилей, наличие открытого навеса для летнего хранения авто и мансардного этажа, который многие автолюбители устраивают над гаражом.

На подготовительном этапе устанавливается месторасположение будущего гаража и тип строения: отдельно стоящее, пристроенное к основному заданию, вид открывания ворот и совмещение с общей въездной зоной на участок. Выбранная площадка тщательно очищается, выравнивается и при необходимости трамбуется.

Фундаментные работы

Заливка монолитного фундамента

Схема Качественный и надежный фундамент является основой любого строения. Выбор технологии для возведения фундамента зависит от множества различных факторов: конструктивного решения строения, особенностей грунта, финансовых возможностей владельца и т.д.

В основном для строительства гаража основанием служит бетонная плита, залитая по монолитной технологии.

Бетонная плита будет служить черновым полом, который затем можно облицевать любыми отделочными материалами. Являясь разновидностью «плавающего» фундамента, бетонная плита воспринимает равномерно высокие нагрузки, помогая избежать деформации сооружения в процессе его эксплуатации.

Для обустройства монолитного фундамента по периметру намеченной застройки выкапывают неглубокую траншею и устанавливают опалубку. Вначале делают подушку из песка и гравия, утрамбовывают ее. Затем армируют основание двумя сетками металлических прутьев, подготавливая площадку, и заливают ее бетоном. После этого фундаменту необходимо дать выстояться около 3 недель.

Сборка каркаса из досок и бруса

Сборка каркаса

Гараж по каркасной технологии Нижнюю обвязку выполняют из деревянной доски 100х50 мм, обработанной предварительно антисептиком. Для стоек по углам гаража и в воротных створках используют брус 100х100 мм, для других частей строения — стропил и блоков перекрытий— 100х50 мм. В нижней обвязке между стойками выдерживают шаг не больше 1200 мм.

Для придания каркасу большей прочности в углах постройки следует установить подкосы.

Если гараж по ширине запланирован свыше 4-х м, потолочные балки лучше сделать из более прочной и надежной доски 50х100 мм. Продольные элементы выполняют из бруса не меньше 50х50 мм.

Крыша и стены

Обшивка стен

Для обустройства крыши используется доска 100х25 мм, которая обшивается заранее выбранным кровельным материалом. Металлочерепицу или шифер можно крепить непосредственно на деревянную обрешетку, не забывая обустраивать при этом систему гидро- и пароизоляции для организации комфортного микроклимата в гараже.

Снаружи по кровельной системе обязательно устанавливают водослив, который самостоятельно можно изготовить из пластиковой трубы, разрезанной надвое.

Для обшивки снаружи строения можно использовать специальную фасадную вагонку или цельную деревянную доску, заранее обработанную пропиткой для защиты от влаги. Изнутри гараж утепляют минеральной ватой, обязательно прокладывают слоем пароизоляции и зашивают вагонкой.

Гараж из дерева 6×4

Гараж 6х4

Предлагаем вам ознакомиться с принципом строительства гаража, размер которого 6×4 м с высотой потолка 3 м. В нем будут установлены ворота, размером 2,8×2,5 м, фундамент изготовлен из ЖБИ плиты, а каркас из деревянных брусьев 100×100 мм. Что касается внешней отделки, то она будет выполнена из профнастила или другого подобного материала.

Подготовка основания

Первым делом что необходимо сделать – очистить строительную площадку. На месте будущей конструкции снимаете грунт до 10 см в глубину. Дно котлована засыпается песком, выравнивается и трамбуется.

Фундамент

По периметру укладываете доски для опалубки 1,5×0,5 см, а в высоту 15 см. Основа армируется проволокой Ø 12 мм. Ячейки необходимо сделать 20×20 см. Полученная сетка должна оказаться в середине опалубки. После этого заливается бетон. Хотя может показаться что такой фундамент ненадежен, важно не забыть, что вес каркасной конструкции гаража 6×4 м сравнительно невелик.

Читайте также:
Стальные радиаторы отопления

Возведение каркаса

Принцип строительства каркаса уже описан в этой статье. Здесь разница заключается в том, что важно соблюдать размеры гаража. Так, из брусьев длиной в 3 м возводится каркас. Сборка начинается с нижнего венца. На него закрепляете угловые стоки и уже на них верхний венец.

Чтобы стойки имели надежную фиксацию следует выполнить временную их фиксацию при помощи реек или досок.

Получившаяся конструкция будет иметь достаточно большую прочность. При необходимости каркас усиливается перемычками для большей жесткости. Что касается проема, то сверху на стойки укладывается горизонтально балка. Ее необходимо также надежно закрепить.

Строительство крыши

В нашем случае соорудим двускатную крышу гаража. Коньковая балка будет крепиться к двум опорам, сечение которой равно 10×10 см. Эти опоры будут опираться на фронтоны. Для изготовления стропил и конька используется доска 40×100 мм.

Стропила устанавливаются близко друг к другу. Это позволит при сильной ветровой нагрузке на кровлю оставаться устойчивой. Между собой они стягиваются затяжками. Такая технология разгрузит конек. Сами доски следует укрепить не к ригелю внахлест, а под конек сверху затяжек. В завершение конструкция обшивается USB или фанерой.

Отделка

Пол в гараже можно выполнить по разным технологиям. Например, можно сделать его деревянным, из бетона или использовать технологию наливного пола. Стены можно обработать строительной бумагой, а сверху нее крепится оргалит. Но можно применить и другие отделочные материалы. Как говорилось в начале этого описания, снаружи мы предлагаем установить на фасад профнастил. Для этого необходимо выполнить небольшую обрешетку из бруса 40×40 мм. Потолок можно подшить деревянными досками.

Чтобы крыша под тяжестью снега не провисла, к стропилам рекомендуется закрепить кобылки со стороны стен. Также это позволит выполнить подшивку карниза и свес кровли более привлекательней.

Для обшивки стен лучше использовать листы 3 м. Так, конструкция будет герметичной без лишних стыков. В завершение остается смастерить металлические ворота.

Подробнее о том, как сделать ворота для гаража, вы сможете прочитать здесь – «Изготовление гаражных ворот».

Следуя такой простой технологии, вы сможете сделать гараж из дерева, размером 6×4 м.

Видео

Процесс строительства каркасного гаража в видеоформате:

В предоставленной фотогалереи, вы сможете увидеть различные варианты строительства деревянного гаража:

Схемы и чертежи

Если вы решили соорудить гараж из дерева самостоятельно, то предварительно изучите схемы и чертежи:

Как построить гараж из бруса своими руками?

Материалов и конструкций для строительства гаража существует достаточно много.

Это кирпич, керамзитобетон, газо и пенобетонные блоки, стальной профилированный лист и древесина.

Стены гаражей часто возводят по каркасной технологии – скоростной и низкозатратной.

Мы же рассмотрим строительство гаража из бруса, чтобы определить основные преимущества такого решения, оценить конструктивные варианты и особенности производства работ.

Достоинствами деревянного гаража являются:

  • Экологичность древесины, поглощающей выхлопные газы и запах бензина;
  • Высокий уровень энергосбережения и невысокая стоимость древесины;
  • Хорошая паропроницаемость деревянных стен снижает уровень влажности, что положительно сказывается на состоянии кузова автомобиля;
  • Легкость обработки и простота сборки позволяют вести строительство без использования специального инструмента и монтажной оснастки;
  • Оптимальная сочетаемость с фасадом деревянного жилого дома и ландшафтом участка.

Выбор конструкции

Собираясь построить деревянный гараж своими руками нужно заранее определиться с типом фундамента, конструктивным решением стен и кровли. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Проще всего сделать основание под деревянный гараж в виде монолитной железобетонной плиты. Она не только станет надежной опорой для стен, но и выполнит функцию пола.

Для исключения впитывания в бетон грунтовой влаги, после отсыпки и уплотнения песчаной подушки по ней нужно уложить 2 слоя рубероидной гидроизоляции. Для отапливаемого гаража не будет лишней работа по утеплению фундаментной плиты. Перед заливкой чистовой растворной стяжки на бетон нужно уложить листы экструдированного пенопласта толщиной 1-2 сантиметра.

Толщину плиты фундамента нужно выбрать такой, чтобы уровень чистого пола в гараже был выше уровня грунта на 20-25 см. Это позволит исключить замачивание стен дождевой водой. Для защиты стен от влаги после завершения строительства по всему периметру строения нужно залить бетонную отмостку шириной не менее 70 см.

Существуют более доступные по стоимости варианты фундаментов под гараж из бруса – ленточный бутобетонный, столбчатый и свайный. Ленточный достаточно заглубить в грунт на 60-80 см. Древесина – легкий и упругий материал, который не боится деформаций, вызванных морозным пучением.

А вот столбы или сваи под такой гараж придется погрузить в землю глубже (ниже точки сезонного промерзания), чтобы замерзший грунт не вытолкнул фундамент наружу.

Закончив с фундаментом, приступают к возведению стен. Здесь можно реализовать любой из двух вариантов – каркас из бруса или деревянный сруб.

Читайте также:
Угловая печь из кирпича

Брусовый каркас

Для того, чтобы каркас гаража из бруса был прочным и геометрически безукоризненным, перед началом сборки нужно подготовить проект или подробный эскиз.

На бумаге вычерчивают все несущие конструкции и детально прорабатывают контактные узлы. При недостатке опыта конструирования узлы соединений вертикальных стоек и горизонтальных связей каркаса можно взять из типовых проектов деревянных сооружений. Соединять элементы каркаса можно не только при помощи стальных скоб, но и посредством металлических пластин с отверстиями под саморезы.

Врубки и другие сложные соединения брусьев нужно по возможности избегать, заменяя их простым вариантом стыковки – внахлест или, как говорят плотники, «в пол дерева».

Основа, на которой строится каркасный гараж — горизонтальная опорная рама из бруса сечением 100х100 мм. Для ее изготовления лучше использовать дуб или лиственницу. Эти породы более стойко переносят увлажнение.

Опорную раму ставят не на бетон, а на рубероид, чтобы исключить попадание влаги в волокна древесины. На плитном или ленточном фундаменте ее фиксируют при помощи резьбовых анкерных шпилек диаметром 14-16 мм, предварительно заглубленных в бетон на глубину 20-25 см.

Выверив горизонтальность рамы строительным уровнем, можно приступать к установке угловых стоек каркаса. Проверив вертикальность, их фиксируют наклонными укосинами из досок, а поверху натягивают шнур. По нему выставляются рядовые стойки. Их шаг зависит от размеров поперечного сечения, толщины наружной обшивки и может составлять от 50 до 100 см.

Выставив по шнуру и закрепив постоянными укосинами стойки каркаса, их поверху фиксируют обвязочным брусом, который выполняет роль опоры для стропильной системы крыши.

Для надежного крепления стропильных ног в обвязочном брусе вырезают пазы.

Если гараж будет отапливаемым, то обшивку стен ведут одновременно с послойным утеплением пространства эковатой. Есть и другой вариант: можно сначала обшить каркас блокхаусом, деревянной вагонкой или доской, после чего изнутри облицевать его полужесткими плитами из минеральной ваты. Не забудьте закрыть утеплитель паробарьерной пленкой и сделать вентилируемый зазор!

Пенопластом каркасный гараж из бруса утеплять нельзя, поскольку этот материал не пропускает водяной пар и древесина в зоне контакта с ним будет гнить.

Гараж из сруба

Построить гараж из дерева, используя массив бруса проще, чем возводить каркасные стены. Стены из бруса не требуют обшивки. Этот материал имеет высокую степень строительной готовности, поскольку нарезается под размеры строения. Изготовитель сразу делает в нем посадочные соединения для венцов и профилирует по длине. От вас потребуется только эскизный чертеж, на котором нужно указать размеры гаража и ворот.

Главным условием долговечности гаража, построенного из массива бруса, является высокое качество древесины и ее низкая влажность. Поэтому лучше купить материал камерной сушки, чем более дешевый естественной влажности. Сырая древесина дает большую усадочную деформацию и в срубе появляются щели, требующие дополнительной конопатки.

Выбирая между оцилиндрованным бревном и профилированным брусом, лучше выбрать профилированный. У него меньшая усадка и трещинообразование. Он не так сильно трескается и легче собирается в единую конструкцию.

Хотя производители утверждают, что профилированные брусья не нуждается в межвенцовом утеплителе, лучше все-таки проложить между ними льняную или джутовую ленту.

Нижний пояс гаражного сруба должен быть изготовлен из древесины твердых пород, а для остальных венцов можно использовать сосну. Закончив сборку стен, брус изнутри покрывают антипиреном – веществом, не поддерживающей горения. Снаружи его обрабатывают антисептиком для защиты от гниения.

Говоря об оптимальном типе углового соединения бруса, отметим, что наиболее надежным и герметичным является комбинированный вариант «в полдерева». В нем стоят коренной и вставной шипы, а также достигается большая площадь контакта брусьев. Для самостоятельной рубки углов лучше использовать более простое соединение «встык на коренном шипе».

Ворота

Распашные ворота для гаража можно изготовить на основе деревянной рамы, обшив ее доской, вагонкой или стальным профилированным листом.

Если требуется более надежная защита, то нужно купить и установить в проеме стальные ролеты или автоматические секционные ворота. Их окраску можно точно подобрать под цвет брусовых стен, добившись визуальной гармонии.

Крыша

Для гаража из бруса подходит любой тип кровли – одно или двускатная, вальмовая или мансардная. Ее выбор зависит от ваших планов. Если есть необходимость в хранении хозяйственного инвентаря, то на гараже следует установить двускатную шатровую кровлю. Она дороже в строительстве, чем односкатная, но зато намного теплее и вместительнее.

Подшивку потолка в гараже по деревянным балкам можно выполнить с помощью листового гипсокартона или деревянной вагонкой, пропитанной антипиреновым составом.

Гараж из бруса своими руками

Деревянный брус не теряет свой природной привлекательности. Несмотря на существование более долговечных и дешевых материалов, брус также обладает отличительными преимуществами. О том, как построить гараж из бруса своими руками, опишем в данной статье.

Материал для строительства

Устройство фундамента

Подготовка под монолитное железобетонное основание

Строительство гаража из бруса нужно начинать с устройства фундамента. Проще и надежней всего сделать основание под сооружение из железобетонной монолитной плиты. Она не только надежно будет держать на себе стены, но и станет добротным полом. Чтобы исключить влияние на бетон влаги грунта, нужно на устроенной и уплотненной песчаной подушке устелить гидроизоляцию из рубероида в 2 слоя. Для гаража, который будет отапливаться, желательно фундаментную плиту утеплить. Перед тем, как сделать стяжку по бетонному основанию, сначала на него нужно устелить экструдированные пенопластовые листы толщиной до 20 мм.

Читайте также:
Типы конструкций лестниц

Фундаментная плита должна быть такого размера, при котором толщина основания позволит чистому полу возвышаться над поверхностью земли до 250 мм. Это позволит уберечь стены от промокания во время обильных осадков.

Обратите внимание! Чтобы лучше уберечь стены от воздействия влаги, по всему контуру строения желательно соорудить отмостку из бетона шириной около 0,8 м.

Возведение каркаса

Как и при других строительных работах, перед тем как возвести каркас из бруса, нужно сначала разработать проект, что позволит деревянному гаражу иметь безупречную геометрическую форму, быть надежным и долговечным. На листе ватмана прочерчивают все конструкции с несущей способностью и узлы соединений.

Различные типовые соединения

Если нет квалификации и опыта собственноручно разработать узловые соединения, можно воспользоваться готовыми типовыми проектами, где детально начерчены и проставлены все конструктивные размеры деталей, соединяющих вертикальные стойки с другими элементами, которые связывают каркас в единое целое. Соединять каркасные фрагменты можно как металлическими пластинами разной формы с проделанными отверстиями под гвозди или саморезы, так и скобами, сделанными из металла.

Обратите внимание! Соединения, которые требуют сложных работ по врубке, пропилах и вырезах следует избегать, заменяя их стыковками внахлест, что позволит облегчить работу.

Основой для каркасного деревянного гаража является рама, изготовленная из бруса 10х10 см в сечении, который располагается в горизонтальном положении. Чтобы конструкция была более устойчивой к воздействию влаги, для опорной рамы наиболее пригодны такие породы древесины, как лиственница или дуб.

Обратите внимание! Чтобы влага не попадала в древесные волокна, между опорной рамой и бетоном прокладывают рубероид, как изоляционный элемент.

Дальше выполняются следующие работы:

  • Установив раму в горизонтальное положение с помощью уровня, устанавливают каркасные стойки на углах.
  • Удостоверившись в вертикальности положения стоек, приходит время крепления их наклонными дощатыми укосинами.
  • Затем по натянутой дратве устанавливают вспомогательные стойки. Шаг между ними берется от 500 до 1000 мм.
  • Закрепив стойки каркаса по дратве постоянными укосинами, поверху делается брусовая обвязка, которая является опорой для системы стропил крыши.
  • Чтобы ноги стропил были надежно закреплены, в обвязочном брусе вырезают пазы.

В закладной брус врезают лаги

Наперед надо определиться – будет ли гараж отапливаемым. Если так, надо хорошо продумать, как сделать так, чтобы построенный гараж был утеплен. Обшивка стен производится параллельно с заполнением пустых пазов эковатой. Можно сделать и по-другому: сперва обшить конструкцию досками или вагонкой, а затем из середины утеплить стены минеральной ватой средней жесткости.

Возведенная стена

Утеплитель обтянуть пленкой, которая будет защищать гараж от образования пара во время отопления. С этой целью нужно проделать вентилируемое отверстие. Пенопластом утеплять стены нельзя, так как при их соприкосновении от водяной пары древесина будет гнить.

Постройка ворот и крыши

Стропильная система крыши с обрешеткой

Гаражные ворота можно оборудовать деревянной рамой в основании, обшив ее профилем из стального листа. Можно применить для этой цели доску или вагонку. Для защиты гаража на более высоком уровне ворота можно укрепить ролетами из стали. Еще лучший вариант – установить ворота из секций на автоматическом приводе. Чтобы добиться визуальной гармонии между брусом и воротами, можно подобрать подходящее лакокрасочное покрытие.

Двускатная конструкция

В зависимости от выбора владельца машины, кровлю для гаража можно выбрать на любой вкус – от односкатной и двускатной до мансардной и вальмовой. Для организации отделения под складское помещение с инвентарем лучше построить шатровую двускатную крышу. Она дороже обойдется чем односкатная, зато помещение будет просторнее и теплее.

Посмотрев видео о том, какие этапы ждут хозяина машины при строительстве гаража из бруса, можно убедиться, что ничего особенно сложного в этом нет. Зато автомобиль будет иметь собственный надежный домик.

Возможно вы уже занимались строительством гаража из деревянного бруса. Расскажите нам о своем опыте работы и результатах вашего труда, оставляя комментарии к статье.

Видео

Посмотрите видеоматериал о строительстве гаража из бруса:

Как правильно сделать бетонные ступени (проступи) для лестниц своими руками

Входные группы и внутренние помещения в многоуровневом доме трудно представить без лестничных маршей, по которым жильцы спускаются и поднимаются в комнаты, расположенные выше уровня земли.

Изготовить ступени для лестниц (бетонные и ЖБИ) можно и самостоятельно, но при выполнении этой задачи стоит обратить внимание на требования ГОСТа к материалу для отливки. При изготовлении состава по проверенной рецептуре и грамотном проведении заливки ступени получатся достаточно надежными, чтобы служить несколько десятилетий.

Читайте также:
Циркуляционные насосы для отопительной системы

Особенности бетонной лестницы — достоинства и недостатки

Основное достоинство бетонных конструкций — прочность и долгий срок службы. Искусственный камень не портится от контакта с водой, и на его прочность не влияют процессы гниения или коррозии.

  • доступность как готового бетона, так и его составляющих;
  • простые способы возведения лестничных конструкций;
  • возможность изготовления маршей любой формы (прямые, изогнутые, с полукруглыми ступенями и пр.);
  • пожаробезопасность;
  • экологичность.

Прочность лестниц из бетона тесно связана с тяжестью сооружения. Под уличное крыльцо монолитного типа обязательно требуется закладка фундамента.

Конструкции на опорах потребуют использования металлического каркаса из балок, способных выдержать общий вес накладных лестничных ступеней и нескольких человек, поднимающихся по ним. Из этих составляющих складывается стоимость конструкции, которая в результате будет выше, чем для деревянного сооружения. Кроме основных материалов, потребуются и отделочные.

Основная необходимость использования покрытий на уличных лестницах — придание ступеням противоскользящих свойств. Для этого применяют облицовку, накладки или сразу изготавливают ступени с ребристой поверхностью.

Другая функция уличной облицовки — защита бетона от проникновения воды в тело камня. Пропитанный влагой бетон при сильном морозе может постепенно разрушаться. Внутренние марши облицовывают только с декоративными целями.

Типы и конструкции бетонных ступеней

Разновидности, на которые подразделяют ступени из бетона, отличаются по составу материала:

  • неармированные монолитные — отливаются целиком из смеси цемента и наполнителей;
  • железобетонные, армированные — содержат внутри монолитного корпуса металлическую арматуру, придающую камню повышенную прочность;
  • фибробетонные — в состав материала для отливок включены прочные синтетические волокна, снижающие риск появления трещин и придающие изделию упругость;
  • с добавлением в бетонную смесь пластификаторов, повышающих водонепроницаемость и прочность.

Ступени могут иметь и разную конструкцию. Чаще всего ЖБИ промышленного изготовления (в Москве их можно купить в строительных магазинах) представляют собой отливку треугольного сечения (ЛС). Угол, образующий подъем ступеньки из бетона, закруглен, а 2 остальных имеют выемки, предназначенные для плотного стыкования деталей при сооружении сборной лестницы.

  • с верхним фризом (ЛСВ);
  • с нижней фризовой частью (ЛСН);
  • для стыкования с площадкой (ЛСП).

Изделия такого типа подойдут и для сборного блочного типа лестницы. Пустотелые блоки применяют только для изготовления основы ступеней, а проступи придется укладывать отдельно. Такой тип конструкции отличает меньший вес (по сравнению с монолитным сооружением). Для изготовления своими руками доступен и монолитный тип.

  • невысокое крыльцо чаще делают цельным, с опорой всего корпуса на фундамент;
  • большие лестницы можно сделать на косоуре, опирающемся только на нижний и верхний края.

Какой нужен бетон?

Для изготовления ступеней разного типа, проступей и монолитных лестниц применяют бетон марки не ниже В15.

  • 1 часть цемента марки М400-500 (по новой маркировке ЦЕМ I-ЦЕМ II 32,5-42,5);
  • 3 части сеяного мелкого песка;
  • 4 части щебня из плотных пород фракцией 2-4 см.

Количество воды для приготовления смеси примерно равно ½ части, при необходимости жидкость можно добавить малыми порциями при замесе бетона. Избыточное количество воды снижает прочность монолита.

Расчет размеров ступеней

Размер ступеней (высота, ширина проступи) определяются индивидуально, если отливка элементов сборной конструкции будет производиться своими руками. Толщина плит при этом зависит от конструкции каркаса, но не должна быть менее 5 см.

  • ширина — 26-29 см;
  • высота — 16-17 см.

При выборе параметров ступенек учитывают, что низкие и широкие ступени облегчают подъем. Согласно СНиП, ширина проступи не должна быть меньше средней длины стопы взрослого человека (27-29 см).

Изготовление своими руками

Перед тем как сделать бетонные ступеньки, следует позаботиться об изготовлении опалубки. Ее возведение особенно сложно для монолитной конструкции: придется строить из досок и фанеры боковые стенки на высоту верхней площадки, а перед тем изготавливать и фундамент для уличного крыльца.

При опирании пролета только на верхний и нижний концы потребуется установка тетивы-косоура из швеллера или двутавровой балки. Под нижние концы тоже потребуется выкопать ямы, углубляя их в грунт на 50-80 см.

После установки тетивы металлическое основание фиксируют в почве бетонной заливкой или забутовкой котлована, а верхний край приваривают к закладным балкам в стене. Опалубку в этом случае строят так, чтобы закрыть не только боковые, но и нижнюю часть конструкции, которая будет висеть над землей. В наклонной плоскости не должно остаться зазоров.

  1. Поперек опалубки, изготовленной для боковых сторон, ставят доску, высота которой немного больше высоты будущей ступени. При заполнении формы останется бортик из доски, т. к. слой бетона будет равен высоте ступени.
  2. В подготовленную часть опалубки залить раствор, выравнивая его горизонтальность на территории проступи по строительному уровню. Если выполняется армирование, заранее раскроенные куски сетки помешают на 5 см слой бетона: заливают немного раствора, разравнивают, армируют и заполняют опалубку.
  3. Дать отливке схватиться (1-2 часа). Установить поперечную доску для бетонирования следующего яруса лестничного марша и повторить процесс заливки.
  4. Перемещаясь вверх по косоуру или нижним уровням пролета, постепенно заливают все крыльцо. Верхнюю площадку выравнивают по горизонтали.
  5. Бетон набирает крепость около 3 недель. До истечения этого срока после схватывания раствора (24 часа) рекомендуется ежедневно хорошо поливать поверхность лестницы чистой водой. Ходить по сооружению в это время нежелательно.
Читайте также:
Строгальный станок своими руками

Способ, как сделать ступеньку из бетона изогнутой по фронтальному краю, не отличается от заливки прямых. Для опалубки в этом случае применяют лист фанеры, который изгибают по нужному контуру и фиксируют распорками.

Установка ступеней на металлический каркас

Наборную конструкцию изготовить еще проще: перед тем как сделать ступеньки, нужно точно рассчитать их количество. При использовании готовых ЖБИ в расчетах может получиться дробная цифра. В этом случае за число ступеней принимают целую часть дроби, а остаток можно нивелировать возведением нижней площадки, приподнимая над грунтом заливку нижней части косоуров.

Наборную конструкцию изготавливают только на металлическом каркасе из двутавровой балки или швеллера. Стандартные ЖБИ удобно устанавливаются в выемки таких опор. Ступени типа ЛС и др. монтируют снизу, укладывая элементы на опоры и совмещая выступы на нижних ступеньках с выемкой верхней. Когда все детали будут уложены, зазоры между ними заполнить цементно-песчаной смесью (1:3), втирая ее шпателем в щель.

Другой способ

Вариант лестницы из плоских прямоугольных деталей (отлитых самостоятельно или покупных) требует подготовки каркаса другой конструкции:

  1. Укосины соединяют поперечной балкой, которая будет служить опорой каждой ступени. Установку проводят в соответствии с расчетами высоты ступеней, учитывая толщину настила.
  2. Для фиксации краев каждой бетонной проступи к косоурам приваривают уголок, располагая его поперек опоры и выводя горизонталь по уровню. Затем ставят такие же уголки и по длине ступеней, формируя раму.

Прямоугольную затяжку кладут на опору из уголков.

Монтаж накладных ступеней

Монтаж на бетонное монолитное или блочное основания производят так:

  1. По строительному уровню определяют горизонталь основы ступени. При наличии отклонений дефект устраняют.
  2. На деталь основы наносят цементно-песчаный раствор, разравнивают его по поверхности.
  3. Укладывают накладной элемент, оставляя при необходимости вынос над подступенком.

Если нужно прикрепить вертикальную деталь, монтаж производят на этот же раствор до установки горизонтальной части.

Накладные ступени выполняют и декоративную, и противоскользящую функции.

Отделочные работы

Декорирование готовой лестницы проводят не только с эстетической целью. На плоскостях проступей монтаж отделочных материалов может нести и функциональную нагрузку, предохраняя человека от падения на мокрой или обледеневшей лестнице.

Во внутренних помещениях в качестве декоративных накладок на плоскость ступеней используют и ковровое покрытие, и специальные виды плитки. Зафиксировать такие материалы помогают клеящие составы.

На уличном крыльце отделку поверхностей, по которым будут ходить, выполняют с использованием противоскользящих материалов:

  • клинкерной плитки;
  • керамогранита;
  • кафеля;
  • разных видов тротуарного покрытия и пр.

Боковые части лестницы можно покрыть плиткой под рваный камень или выполнить имитацию каменной кладки из цементно-песчаной смеси. Для этого нужно только нанести слой раствора на вертикальные части пролета, слегка выровнять его. Затем на свежем слое проводят произвольные линии, имитируя кладку из плиток лемезита.

Придавая размеченным частям округлую выпуклость, можно сделать искусственный булыжник. Добавление красителей в цементный раствор или окрашивание готовой поверхности усилит сходство с каменной кладкой.

Как залить лестницу из бетона — 5 этапов изготовления монолитной ступенчатой конструкции

В большинстве случаев в жилых и производственных зданиях устанавливают заливные лестницы из бетона. Эти конструкции получили распространение благодаря надежности и долгому сроку эксплуатации. Из-за высоких ежедневных нагрузок на каждую ступеньку от лестниц требуется повышенная безопасность и удобство. При строительстве частного дома можно приобрести готовую конструкцию или залить лестницу из бетона самостоятельно.

  1. Особенности бетонных конструкций
  2. Преимущества и недостатки
  3. Необходимые инструменты и материалы
  4. Технология заливки
  5. Проектирование и расчет
  6. Установка опалубки
  7. Армирование
  8. Заливка бетоном
  9. Завершение работ

Особенности бетонных конструкций

Монолитные лестницы находятся на первом месте по безопасности и долговечности, а технологии отделки позволяют придать изделию любой дизайн.

Создание железобетонной конструкции происходит на месте строительства. Обязательно для ее возведения армирование. Железный каркас может связываться со стеной или быть независимым. Лестница может быть следующего вида:

  • маршевая;
  • забежная;
  • винтовая;
  • на тетиве;
  • на косоуре.

Самой простой считается конструкция с маршами, но для нее нужно больше пространства. Забежные варианты считаются не очень удобными, но их легче поместить в тесных холлах. Из-за невозможности демонтировать конструкцию, перенести в другое место или доделать, лестницы устанавливают на начальных этапах строительства. Важно правильно провести предварительные расчеты.

Преимущества и недостатки

Бетонный монолит обладает следующими достоинствами:

  • Размещение в любом месте. Лестницу можно поставить в доме или под открытым небом. Нет разницы в уровне влажности помещения.
  • Прочность. По надежности с бетонной конструкцией не сравнится ни одно деревянное изделие.
  • Устойчивость к нагрузкам. Монолит во время эксплуатации не скрипит, не шатается. Его детали не отпадают со временем (элементы декора не учитываются).
  • Пожарная безопасность. Не считая особенностей отделки, бетонные конструкции не воспламеняются.
  • Технология. Заливка бетонной лестницы позволяет выполнить изделие любой формы и размера.
  • Отделка. Готовую ЖБК отделывают любыми материалами.
  • Большая масса конструкции. При установке требует надежной опоры. Использование бетонного решения в доме из дерева невозможно.
  • Сложность самостоятельного изготовления. Стационарные конструкции относятся к изделиям повышенной сложности.
  • Длительность работ по изготовлению. Кроме времени на оформление опалубки и заливку, перед введением лестницы в эксплуатацию ей дается до месяца на набор прочности бетона.
Читайте также:
Чем смыть потолок перед покраской водоэмульсионной краской

Необходимые инструменты и материалы

Во время работы над крупными объектами появляются сложности с замесом раствора и его заливкой. Поэтому рекомендуется использовать бетономешалку и электровибратор, чтобы бетон лег плотно. Кроме этого, понадобятся следующие материалы:

  • доски или фанера;
  • металлические уголки;
  • стальная арматура;
  • щебень, песок;
  • цемент.

Технология заливки

Проектирование и расчет

На 12—15 ступеней нужна площадка не короче, чем 1,5 шага.

Определяется вид и размер изделия, число маршей, количество ступеней, угол поворота забежной лестницы и т. д. По результатам расчетов устанавливается стоимость и длительность строительства, объем необходимых материалов. Обязательно изготавливается чертеж с размерами. При расчетах следует учесть следующие параметры:

От подобранного угла лестницы зависит ее протяжность.

  • Угол подъема. Оптимальное решение — 25—37°. Пологие лестницы более длинные, чем крутые. При наклоне 35° длина пролета при высоте 3 метра составляет 430 см, а при 25° этот показатель увеличивается до 640 см.
  • Размер ступенек. Рекомендуемые показатели: высота 17—21 см, глубина 27—31 см.
  • Ширина. Монолитная лестница может быть любой ширины, в зависимости от пространства комнаты. Удобно, если она достигает 90—150 см.

Установка опалубки

Для дна и боков используют доски или стойкую к влаге фанеру толщиной 2 см. Для ступеней и укрепления боков применяют брусья 5×5 см, а для подпорки дна берут 10×10 см. Форму монтируют саморезами, металлическими уголками. Контур маршей формируют точно и поправляют, чтобы раствор не вытек. Если нужно, проводится дополнительная герметизация. Чтобы изделие получилось гладким, опалубку внутри выстилают пленкой или обмазывают смазкой.

Армирование

Стальными прутьями выкладывают дно опалубки вдоль и поперек. Формируется объемная конструкция до 3-х слоев, приподнятая над дном на 2—3 см. Скрепляются прутья сваркой. Армирование бетонной лестницы предусматривает применение прутьев из горячекатаной стали. Диаметр проволоки 10—14 мм. Если монолитное сооружение будет иметь связь со стеной, то железный скелет скрепляют с предварительно вбитой в стену арматурой. Прутья выкладывают на определенном расстоянии, учитывая длину марша и диаметр проволоки.

правильное расположение прутьев гарантирует долговечность конструкции.

Заливка бетоном

Монолитные лестницы льют из бетона В25 или более прочных марок. Раствор готовится в бетономешалке, так как смешивать большой объем вручную сложно. Готовая цементная смесь вводится в опалубку за один раз. Работы начинают с низа формы. Бетон утрамбовывают, удобно использовать электровибратор. После того как он сядет, заливают оставшееся пространство до верхнего среза формы. Повторяется трамбовка, поверхность ступеньки разравнивается. Чтобы изделие равномерно застывало, его накрывают полиэтиленовой пленкой. В течение 7—10 дней монолит увлажняют.

Завершение работ

Опалубка раскрывается через неделю. Аккуратно убирают брусья со ступенек, доски отбортовки. Дно формы демонтируется через 3—4 недели, когда прочность бетона достигнет 70—90%. Чтобы бетон набрал прочность, ему нужно время. Ступеньки шлифуют, всю поверхность монолита выравнивают. Декоративная отделка проводится по уже подготовленной лестнице. Конструкцию обклеивают деревом, камнем, украшают мозаикой, штукатурят, красят. Варианты финишной отделки зависят от общего дизайна комнаты. Перила выполняют из дерева, ковки, стекла.

Руководство по изготовлению монолитной лестницы из бетона своими руками

Лестница – это сложная строительная конструкция, которая должна отличаться высокой надежностью, безопасностью, долговечностью, эстетичностью и комфортностью. Всем перечисленным нормативам соответствует лестница из бетона. Изготовление бетонной лестницы лучше доверить профессионалам. При проведении работ нужно сделать правильные расчеты, создать уникальный проект и соблюдать все этапы пошаговой инструкции.

Такая лестница часто устанавливается в капитальных или уличных строениях из бетона и кирпича, срок ее эксплуатации более 50 лет, а последующий косметический ремонт актуализирует дизайн и продлит срок службы до 100 лет.

Преимущества лестницы из бетона

В сравнении с деревянной конструкцией закладка бетонной лестницы осуществляется в процессе строительства частного дома. Это одна из деталей объекта, усиливающая конструктивную прочность. К другим преимуществам сооружения относят:

  • надежность, прочность, длительный срок службы;
  • устойчивость к влажности, минимальный риск возгорания;
  • возможность закладки вместе со зданием, чем обеспечивается экономия;
  • применение стойкой к коррозии стальной арматуры;
  • возможность отделки любым стройматериалом;
  • стойкость к негативным внешним факторам, усиленной эксплуатации.

Выбор типа лестницы

До начала строительных работ следует определиться с типом конструкции, формой лестницы, подобрать подходящие стройматериалы высокого качества. На приобретении сырья не стоит сильно экономить, так как его качество может сильно отразиться на надежности и долговечности готового изделия. Лестницей нельзя пользоваться сразу после заливки ступенек, так как набор прочности бетона длится до 4 недель. Только после этого можно снимать опалубку. Также нужно заранее определиться с местом расположения конструкции, способом открытия дверей.

Читайте также:
ТОП 32 способа, как быстро удалить запах мочи с ковра в домашних условиях

По конструкции монолитные лестницы делятся на прямые (одно- и двухмаршевые), спиральные (или винтовые). У винтовых вариантов с забежными ступенями эстетичный вид, они более востребованы среди потребителей, но требуют выполнения опалубки с радиальной формой, поэтому чаще всего выполняются по индивидуальному заказу.

Элементарным вариантом является прямая межэтажная лестница с одним маршем, расположенная между двумя стенами. При этом не будет торцевых частей конструкции, а крепление опалубки проводится к стенам. Труднее сделать полукруглое или монолитное сооружение, опирающееся на одну стенку. Для оформления свободного торца к конструкции нужно добавлять одну боковую часть. Можно выбрать маршевую систему, где на стены нет опор (несущими элементами служит нижнее и верхнее перекрытия), опалубка собирается с боковыми элементами.

Но для постройки одномаршевого варианта не всегда хватает места, поэтому предпочтение отдается двухмаршевому варианту с забежными ступеньками или площадками между маршами.

Также бетонные лестницы бывают монолитными, комбинированными, сборные из маршей заводского изготовления и наборными.

Первый тип выполняется на месте по технологии заливки бетонного раствора в опалубку, может устанавливаться в любом месте (на крыльце, улице или подвальном помещении).

Классический вариант полностью монолитной конструкции

Второй вариант является металлоконструкцией сложной формы (каркас) с бетонными ступенями. Каждая ступенька отливается с применением опалубки и армирующей сетки, а в качестве стройматериала применяется мраморная крошка и гранитный щебень. Высохшая поверхность полируется.

Комбинированный вариант с элементами металлокаркаса

Сборные марши заводского изготовления применяются преимущественно в многоквартирных домах, однако при желании и наличии небольшого подъемного крана такой вариант тоже может иметь место. Главное преимущество — цена, недостаток — ограниченность стандартными размерами.

Серийные марши заводского изготовления

Наборные типы состоят из бетонной балки (косоура) и отдельных ступенек, которые бывают прямоугольными, треугольными, уголковыми и с пазом. Железобетонные виды выполняются в заводских условиях по заданным размерам и имеют стандартную форму.

Наборные ступени по стальным косоурам

Расчет лестницы

Перед началом строительных работ нужно измерить пространство, сделать схему, чертеж или проект планируемой конструкции с предварительным расчетом всех элементов и указанием необходимых размеров. Чертеж разрабатывается с отражением конструктивных параметров, числом ступенек, высоты и ширины. Как правило, высота ступенек равна 15-18 см, а минимальной шириной пролета является величина в 80-90 см. Также нужно учитывать толщину материала отделки, знать строительные нормативы, выполнять работы поэтапно, не забыть о наличии ограждений и закладных элементов.

Угол подъема

Первым параметром является угол наклона (подъема), значение которого влияет на длину и высоту конструкции. Так, при равной высоте изделие с углом наклона 25° будет длиннее аналогов с показателями 35° и 45°.
На строительство лестничного сооружения с углом 45 градусов (проекция пролета 3 метра) потратится в 2,35 раз меньше стройматериалов, чем для изделия с углом 25° (проекция пролета 6,4 м).

Оптимальный диапазон уклона 24 — 37 градусов

В соответствии с руководством, выбирать угол подъема нужно на основании подходящих размеров марша, сложности строения и его комфортности.

Размеры ступеней

Определившись с углом наклона и высотой, работа по проектированию бетонных лестниц включает в себя разбивкуих на ступеньки. Оптимальным размером ступени для расчета по ширине является 27-30 см, по высоте 16-20 см. Если сделать более высокие ступени, то по ним будет сложнее передвигаться как пожилым, так и людям, которые привыкли к стандартному шагу. Очень низкие ступени менее 15 см тоже будут неудобными для взрослого человека, а для детей это оптимальный вариант.

Выбрать параметры ступеней можно с помощью формулы: 2H+L = 60-64 см, где Н –подступенок (высота ступени), L- проступь (ширина). Для расчета можно взять вышеуказанные показатели: 2*18+30=66 см.

Подсчет числа ступеней и величины пролета

Ширина лестницы

Как правило, ширина лестницы в загородном доме зависит от свободной пощади или пространства между стенками, где она будет размещаться. Она не должна быть уже 80 см, так как при подъеме на второй этаж по узкой лестнице (или спуске с нее) человек будет чувствовать себя как в туннеле. Также неудобно будет переносить какие-либо предметы. Поэтому оптимальным размером будет 90-120 см.

Следует обязательно построить безопасное и надежное ограждение, особенно когда в доме живут люди пожилого возраста и дети. Если ограждение будет располагаться на ступенях, оно немного уменьшит эффективную ширину марша, имейте это в виду при расчетах.

Онлайн-калькулятор для расчета

Для вашего удобства вы можете произвести все расчеты при помощи удобного онлайн-калькулятора расчета лестницы.

Сборка опалубки

После выполнения расчетов нужно самостоятельно соорудить опалубку. Для строительства потребуются следующие материалы:

  • влагостойкая фанера толщиной 1,2-1,8 см, обрезная доска толщиной от 3 см для дна опалубки, отбортовки и подступенков;
  • листы влагостойкой фанеры (по 0,6-0,9 см) для изготовления криволинейных зон;
  • опорные брусья 10х10 см или доски шириной 15-17 см толщиной 5 см для подпорок;
  • брусья 10х10 см для монтажа досок или фанерных листов;
  • металлические уголки;
  • крепления (саморезы для древесины) 3,5 мм;
  • бетон, гладилка для выравнивания раствора, терка, устройство для заглаживания краев бетонных конструкций.
Читайте также:
Чем смыть потолок перед покраской водоэмульсионной краской

Чтобы бетонная поверхность после застывания осталась гладкой, нужно провести шлифовку соприкасающихся с раствором деревянных деталей опалубки. При использовании гладкой фанеры не требуется выравнивающих процедур.

1 — брус для крепления элементов опалубки; 2 — стягивающий брус; 3 — опалубка забежной ступени; 4 — торцевая опалубка.

Опалубку нужно собрать с выполнением следующих действий:

  • выставляется нижняя часть из крупных досок и фанерных листов. Они плотно скрепляются между собой брусьями с внешней стороны. Дно конструкции подпирается брусьями или досками, при этом шаг подпорок должен соответствовать шагу ступенек. Фиксируют детали саморезами, которые удобно выкручивать в процессе демонтажа;
  • по бокам ставят отбортовку из обрезной доски или фанеры, усиливая ее снаружи досками;
  • монтируют брусья подступенков к отбортовке или стенке металлическими углами;
  • стыки в деталях заделываются раствором из цемента и песка или выравниваются рубанком, шлифовальным аппаратом.

Схема расположения элементов опалубки

Чем толще будут брусья, тем выше конструктивная прочность. Вес конструкции из железобетона будет большим, что нужно учитывать в процессе строительства. Придать дополнительную жесткость можно поперечными брусками.

Армирование

Для небольшой лестницы в коттедже армирование можно сделать сеткой, которую связывают из арматуры размером 1-1,2 см на расстоянии 15-20 см (размер ячеек сетки будет 15х20 см). Стержни соединяются проволокой.

Схема армирования маршей

Большие изделия нужно выполнять из арматурного каркаса, включающего несколько сеток, смонтированных вертикальными стержнями или сваркой. Расстояние между сетками равно 2-3 см.

Каркас – это остов конструкции, где будет фиксироваться застывший бетонный раствор, поэтому его горизонтальные стержни нужно зафиксировать в стенке, в предварительно высверленных отверстиях. Сетка или каркас укладываются в нижней области опалубки в 2-3 сантиметрах от днища (поднять армату можно с помощью подставок, кирпичей или камней). В области расположения перил нужно поставить пробки или металлические пластинки.

Заливка бетона

В ходе бетонирования применяется марка бетона не ниже М200 (от В15 класса). Раствор замешивается в бетономешалке или заказывается в РБУ, должен содержать следующие компоненты: 10 частей цемента,30 частей щебня фракции 10-20 мм, 20 частей песка и 7 частей воды. Если состав будет плотным, то можно добавить 3 части воды.

Теперь нужно правильно залить состав:

  • сначала выполняются нижние ступеньки;
  • трамбуется раствор для придания прочности и плотности. Для этого можно воспользоваться арматурой, которой протыкают бетон в нескольких участках. профессионалы рекомендуют применять более надежный способ – строительный вибратор, который выдавливает бетон через опалубку;
  • придание правильной формы ступенькам, заглаживание кельмой;
  • заливка остальных элементов и крыльца;
  • накрытие раствора пленкой для защиты от трещин и раннего твердения. Также можно регулярно увлажнять наружную поверхность залитой площадки водой.

Снятие опалубки

Бетон набирает прочность в течение 4 недель. Через 7 дней нужно удалить доски со ступенек и бортов. Освобожденные поверхности выравнивают шлифовальной машиной или болгаркой с кругом для обработки бетона. Через 21 день убирают подпорные брусья с нижней областью конструкции. И только на 28 день можно полностью снимать остальную опалубку.

Финишная облицовка

Бетонная лестница, выполненная своими руками, может иметь разные варианты отделки: из дерева, ламината, плитки, ковролина, акрилового камня или керамогранита. Укладка любого материала должна осуществляться на ровное основание. После демонтажа опалубки на площадке могут оставаться неровности, которые рекомендуется убирать шлифовкой и штукатуркой. Торцевые части отделываются обычно штукатурным раствором и покрываются краской. После этого ступени покрываются одним из материалов.

Облицовку поверхности можно выполнить плиткой, искусственным или натуральным камнем с шероховатой поверхностью. Материал укладывают на цементный раствор или плиточный клей. По той же технологии укладывают мозаику, выполняя из небольших элементов оригинальные композиции.

Фото-инструкция по установке клинкерных ступеней

Отделку можно сделать панелями древесины, стойкой к истиранию. Для этого выбирается лиственница и экзотические породы, прошедшие антисептическую обработку.

Монтаж деревянной обшивки из лиственницы

Отличным вариантом обработки служит ламинат, который устойчив к истиранию, прост в укладке и долговечен.

Установка специального лестничного ламината

Если в доме проживают дети или пожилые люди, то можно выбрать ковролин, доступный в разных расцветках.

Финишным этапом является отделка ковролином

Для экономии ступеньки можно просто покрасить качественной краской по бетону.

Окраска — дешевый, но по-своему интересный вариант

В любом случае внешний облик лестницы связан со вкусовыми предпочтениями и финансовыми возможностями владельца.

Коровин Сергей Дмитриевич

Магистр архитектуры, закончил Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. 11 лет опыта в сфере проектирования и строительства.

  • Самостоятельное возведение крыши частного дома
  • Как правильно сделать внутренние перегородки в деревянном доме

–>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: