Устройство задвижки клиновой: особенности применения

Как работает задвижка: устройство и принцип действия

Задвижки – очень популярный и распространенный тип запорной арматуры. Благодаря своей надежности и простой конструкции они востребованы на транспортных и технологических трубопроводах с самыми разнообразными рабочими средами. В зависимости от конструктивного и материального исполнения, задвижки могут использоваться в системах с рабочими давлениями до 25 МПа и температурами до +565 °С. Далее описана конструкция и принцип работы задвижек, приведена их классификация, а также отмечены особенности разных модификаций данной арматуры.

Из чего состоит задвижка?

Главные конструктивные элементы арматуры:

  • корпус;
  • крышка;
  • затвор;
  • резьбовая пара (шпиндель и гайка);
  • сальниковое уплотнение;
  • маховик (или другой управляющий элемент).

Устройство задвижки очень простое. Ее основу составляют корпус и крышка – именно они образуют полость, по которой движется рабочая среда. В полости арматуры находится затвор и (у части задвижек) механизм, обеспечивающий его передвижение, – резьбовая пара. Запирающий элемент движется перпендикулярно оси потока: опускаясь, он перекрывает просвет трубы, а поднимаясь, открывает. Механизм передвижения максимально простой – при вращении маховика вращается шток (шпиндель), который связан с запирающим элементом напрямую или через гайку. Вращательные движения маховика преобразуются в поступательные движения затвора.

Для герметичного перекрывания потока в корпусе задвижки обычно предусмотрены седла с уплотнительными поверхностями. Когда затвор опускается, он плотно примыкает к седлам, не позволяя среде проходить через полость задвижки. У корпуса также есть два конца для присоединения к патрубкам трубопровода. Они могут быть оснащены фланцами, резьбой или фаской для приварки. В месте выхода штока наружу находится сальник, который предотвращает утечку среды из задвижки.

Маховик – самый простой и распространенный орган управления задвижкой. На трубопроводах больших диаметров, где для перемещения затвора необходимо серьезное усилие, используются дополнительные устройства – механические редукторы, электро-, гидро- и пневмоприводы.

Для изготовления корпусных деталей задвижек чаще всего используется:

  • чугун;
  • сталь (легированная или нержавеющая).

Затвор, как правило, изготавливают из стали, которая лучше переносит работу в потоке среды. От материального исполнения арматуры зависит возможность ее применения с различными средами – неагрессивными или агрессивными, холодными или перегретыми. При этом задвижки (за редкими исключениями) используются только для полного перекрывания трубопровода и не подходят для регулировки потока. Если затвор оставить в полуоткрытом положении, он деформируется под давлением среды, что приведет к заклиниванию арматуры.

Типы задвижек

Общий принцип работы задвижек сходный – затвор, отсекающий поток среды, движется перпендикулярно этому потоку. Но существует несколько типов арматуры, которые отличаются конструкцией запирающего элемента и расположением резьбовой пары. Различают такие типы задвижек:

  1. Клиновые (с жестким, двухдисковым или упругим клином).
  2. Параллельные.
  3. Шиберные.
  4. Шланговые.

В зависимости от расположения ходового узла задвижки подразделяют на два типа:

  • с выдвижным шпинделем;
  • с невыдвижным шпинделем.
Устройство клиновых задвижек

В такой арматуре затвором выступает клин, а седла в корпусе расположены под углом. При закрывании задвижки клин опускается в пространство между седлами и плотно прилегает к ним, обеспечивая высокую герметичность перекрывания. Клин может иметь разную конструкцию:

  1. Жесткий клин – металлическая пластина, сужающаяся книзу. Для надежного и герметичного перекрывания потока при изготовлении задвижки жесткий клин очень точно подгоняют под форму седел. Такой затвор очень прочный, но из-за своей жесткости может заклинивать при колебаниях температуры или давления среды. Кроме того, уплотнительные поверхности здесь довольно быстро изнашиваются.
  2. Двухдисковый клин представляет собой более сложное устройство – он состоит из двух плоских дисков. Диски жестко скреплены между собой под тем же углом, под которым расположены седла в корпусе. В таких задвижках нет необходимости в идеальной подгонке клина под седла, так как элементы затвора способны частично «самоустанавливаться» во время его опускания. Эта особенность обеспечивает и повышенную герметичность перекрывания. Также задвижки с двухдисковым клином меньше подвержены заклиниванию и износу уплотнительных поверхностей.
  3. Упругий клин состоит из дисков, скрепленных не жестко, а посредством упругого элемента. У такого затвора более простая конструкция, чем у двухдискового, но и возможности «самоустановки» меньше. При этом упругий клин также прощает некоторые погрешности при подгонке седел, он проще в изготовлении, чем жесткий затвор.
Принцип действия параллельных, шиберных и шланговых задвижек

Как разновидность клиновых иногда рассматривают и параллельные задвижки. Их затвор имеет не клиновидную форму, но по конструкции схож с двухдисковым клином. При этом диски затвора параллельных задвижек расположены параллельно друг другу. При перекрывании потока они прижимаются к уплотнительным поверхностям седел специальным клиновым грибком, который находится посредине.

Шиберные задвижки можно рассматривать как параллельные с одним диском. Это очень простые устройства, в которых поток среды отсекается плоским затвором, работающим подобно гильотине. Отдельные их модификации даже оснащаются ножевым затвором для разрушения частиц среды, попавших в корпус во время перекрытия трубопровода. Такая арматура используется с загрязненными средами, в которых есть много механических примесей. По герметичности перекрывания она существенно уступает клиновым задвижкам.

Шланговые устройства принципиально отличаются от остальных типов и по конструкции, и по принципу действия. Их относят к задвижкам, поскольку здесь выполняется классический принцип действия задвижки – просвет трубы перекрывается при опускании штока перпендикулярно потоку. У шланговых моделей нет затвора как такового, а через корпус проложен гибкий шланг. Когда трубопровод нужно перекрыть, при вращении маховика опускается шпиндель, который просто пережимает этот шланг.

Подобная конструкция полезна в трубопроводах, по которым транспортируются очень агрессивные среды. Наличие шланга в полости арматуры исключает контакт металлических элементов со средой и предупреждает их коррозию.

Как работают задвижки с выдвижным и невыдвижным штоком

Ходовой узел задвижки – резьбовое соединение шпиндель-гайка – основной элемент, который передает усилие от вращения маховика к затвору. Этот узел может быть расположен как в полости арматуры, так и снаружи:

  1. Выдвижной шпиндель соединен с затвором своим нижним концом. Гайка расположена снаружи, и при вращении маховика шпиндель выдвигается вверх на величину хода затвора. Такая конструкция исключает контакт ходового узла с рабочей средой, что продлевает срок службы арматуры и позволяет использовать ее с более агрессивными средами (или при высоких температурах). Задвижки с выдвижным шпинделем более надежны и просты в обслуживании, поскольку существует свободный доступ к сальниковому уплотнению. Единственный минус подобных устройств – увеличенный вес и большая строительная высота, а также необходимость оставлять свободное место над маховиком для выдвижения шпинделя при открывании арматуры.
  2. У задвижек с невыдвижным шпинделем ходовой узел находится в полости задвижки. Шток закреплен верхним концом и не меняет своего положения при открывании и закрывании устройства. Во время вращения маховика затвор вместе с ходовой гайкой передвигается вверх или вниз относительно шпинделя. Поскольку у таких устройств резьбовое соединение находится в рабочей среде, а доступ к сальнику закрыт, они менее устойчивы к агрессивным средам и сложным рабочим условиям. Их не устанавливают на ответственных объектах, но используют в обстоятельствах, когда важна малая строительная высота и небольшой вес.
Читайте также:
Утеплить пол в ванной своими руками

Сравнительная таблица применения задвижек с выдвижным и невыдвижным штоком

Условия применения Задвижки с невыдвижным шпинделем Задвижки с выдвижным шпинделем
Диапазон диаметров DN, мм 40–500 15–1200
Диапазон максимальных рабочих давлений PN, МПа 1,6 1,6–10,0
Диапазон температур транспортируемого вещества, ºС -15…+130 -70…+450
Рабочие среды Чистая горячая и холодная вода, неагрессивные среды (нефть, минеральные масла) Горячая и холодная вода, вещества с любой степенью агрессивности, нефтепродукты, газ

Таким образом, несмотря на сходный принцип работы, разные типы задвижек имеют несколько отличное устройство и область применения. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Но мы готовы подобрать оптимальные задвижки для монтажа на вашем трубопроводе. Знакомьтесь с нашим каталогом и звоните +7 (812) 920-05-98 – специалисты «Компании Север» помогут вам с выбором арматуры подходящего устройства.

Как устроена клиновая задвижка, какие виды бывают и как их монтировать?

Здравствуйте, дорогие читатели. Всем доводилось, наверное, сталкиваться с прорывом трубопроводов. Причем чаще всего это случалось в местах, где была установлена так называемая клиновая задвижка. Что это такое?

Для надежного перекрытия потока жидкости или иной рабочей среды в строительных трубопроводах широко используются запорную арматуру. Наиболее популярный и простой вариант – задвижка, то есть устройство для прекращения потока рабочей среды путем с помощью широкой плоской детали (клина», полностью перекрывающего зев трубопровода.

Устройство и принцип работы клиновой заглушки

Устройство относится к классу запорной арматуры. Конструкция включает в себя элементы корпуса, соединяющего два участка трубопровода, и двигающийся с помощью резьбового штока плоский клин или иная затворная деталь.

Конструкция представляет собой корпус и крышку, которые при соединении образуют полость для рабочей среды (под далением). Внутри это полости помещен затвор. Его перемещение между седлами (они располагаются параллельно или под небольшим углом схождения) происходит вертикально, то есть перпендикулярно оси обоих седел и подведенных к ним отверстий, соединенным с трубопроводами. Изменение положения затвора (в открытом или закрытом состоянии) обеспечивается резьбовой парой шпиндель-ходовая гайка.

Вместо резьбового шпинделя может использоваться шток, который совершает только поступательное движение. Такое решение применяется в гидро- или пневмоприводах.

Для ручной регулировки на конце шпинделя устанавливается штурвал (маховик). Уплотнение шпинделя (штока) обеспечивается втулками и сальниками.

Изделие отличается небольшой строительной шириной и относительно большой высотой. Это объясняется необходимостью обеспечить свободный ход штока не менее чем на диаметр отверстия. Небольшой ролик поможет уяснить принцип работы механизма.

Где применяют клиновые задвижки

Запорную арматуру с клиновыми элементами применяют на трубопроводах местного и магистрального значения. Допустимо использование в широком диапазоне температур, давления и диаметра трубопровода – до 565 градусов Цельсия, 25 Мпа и 2000 мм соответственно. Удобны для тепло- , газо- и водоснабжения, транспортировки нефти и газа в промышленных масштабах.

Один из вариантов применения – внутридомовые и транспортные коммуникации (например, система трубопроводов корабля или подводной лодки).

Выбор автоматизированной или управляемой вручную задвижки зависит от диаметра трубопровода, давления в трубах (а также температуры) и других эксплуатационных особенностей коммуникаций.

Достоинства и недостатки задвижек клинового типа

Стоит отметить позитивные и негативные особенности стальных и чугунных клиновых задвижек:

  • благодаря малому гидравлическому сопротивлению они удобны для установки на магистральных трубопроводах с высокой скоростью и напором рабочей среды. Закрывание и открывание отверстия происходит плавно, это позволяет избежать гидравлического удара в системе;
  • конструкция не сложна, это повышает работоспособность и ремонтопригодность изделия. Однако ремонт, установка и чистка устройства затруднены в силу постоянного движения (или напора – при состоянии «закрыто») потока в магистрали;
  • в силу конструкции не могут использоваться для регулировки расхода рабочей жидкости (газа), но не среды с твердыми включениями. Применяется только для обеспечения транспортировки или прекращения потока. Мгновенное действие невозможно, длительность периода перевода устройства из положения «закрыто» в положение «открыто» и наоборот зависит от скорости ручного привода штока (для всех моделей, кроме автоматических). При этом допустимо движение рабочей среды в обе стороны, без изменения сопротивления;
  • уплотнительные элементы в клиновых задвижках подвержены быстрому износу.

Интересно: обычно устройства выполняются полнопроходными, то есть диаметр отверстия в корпусе отличается от диаметра трубопровода на 2…15% в сторону уменьшения. При этом сужение выполняется для того, чтобы уменьшить крутящий момент при изменении положения штока (управление задвижкой).

Запорная арматура, в зависимости от диаметра магистральной трубы, выполняется из стали и сплавов на основе черного металла. Более легкие сплавы (алюминиевые, латунные, силуминовые) допустимы только при стабильной температуре рабочей среды и давлении менее 0,5 Мпа.

Разновидности клиновых задвижек

В зависимости от особенности конструкции задвижки и компоновки, выделяют разные типы запорной арматуры.

  • Шиберная – иначе называется ножевой. Запирающее устройство представляет собой плоскую пластину между двух фланцев. Применимо для сред с наполнением и примесями (например, канализационных стоков). При этом герметичное отсечение потока не обеспечивается, но при изготовлении шибера в виде ножа допустимо измельчение примесей в рабочей среде.
  • Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем – разновидность клиновой. Между двумя седлами вклинивается не одна деталь, а две – плоские диски, разжимаемые малым клином. Благодаря плотному прилеганию к уплотнителям седел, соединение становится герметичным.
  • Клиновая – принцип работы тот же, что и у параллельной, но к седлам прижимается единая деталь – обрезиненный клин.
  • Шланговые – этот механизм условно относится к задвижкам, поскольку в нем нет седел. Металлические детали конструкции изолированы от рабочей среды шлангом из специально резины. Для перекрытия потока шланг пережимается штоком (шпинделем).

По материалу корпуса задвижки разделяют на:

  • чугунная – литые;
  • стальные (25-Л2, Ст3, 12Х18Н9ТЛ) – литые и штампосварные (сварка заготовок, изготовленных из листа путем штамповки);
  • алюминиевые (сплавы на основе алюминия) – литые.

Кроме перечисленных металлов для уплотнительных колец применяется фторопласт, латунь, уплотнения клина и шланг в шланговых задвижках изготавливают из специальной резины. Свойства резины подбираются соответственно рабочим условиям трубопровода. Задвижка клиновая латунная – вариант для слабо нагруженных коммуникаций.

По типу управления:

  • при помощи электрического привода, пневмо- или гидропривода;
  • ручное – для вращения штока применяется маховик (штурвал).

Как уже говорилось, при ручном управлении возможно два варианта движения рабочего органа – вверх-вниз (шток), вверх-вниз с вращением (шпиндель). При этом клин (диски, шибер) закреплены на шпинделе так, чтобы осуществлять только поступательное движение. В автоматизированных устройствах обеспечение вращения не рационально, поэтому используется конструкция со штоком.

Механизм устройства открывания

Ходовой механизм клиновой задвижки (резьбовая пара шпиндель-гайка или шток) могут находиться в полости устройства в рабочей среде или вне ее. В первом случае шпиндель задвижки является не выдвижным, во второй – выдвижным.

Для задвижки с невыдвижным шпинделем характерно погружение узла шпиндель-гайка в тело рабочей среды. Высота положения шпинделя при изменении положения затвора не меняется, поскольку затвор соединен с гайкой и она навинчивается на стержень, поднимая тем самым затвор.

Устройство удобно в тех ситуациях, когда важны ограничения строительной высоты трубопровода (например, в подземных коммуникациях) и не подходит для ответственных магистралей.

Выдвижной шпиндель поднимается над нижним положением по мере подъема затвора, ходовая гайка остается на месте. Задвижка клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая более надежна и практична, поскольку резьбовая часть устройства не подвержена коррозии от действия рабочей среды, ее легче ремонтировать и заменять при необходимости.

Более подробно о схеме задвижки, особенностях ее использования и ремонта можно узнать из ролика.

Разновидности конструкции клина

Выбор типа клина для клиновой задвижки зависит от условий эксплуатации устройства.

  1. Жесткий клин. Особенности применения: для максимально герметичного запора. Он требует точной подгонки рабочих деталей (угла сужения клина и наклона седел), может стопориться при резких температурных перепадах или повреждениях контактных поверхностей.
  2. Двухдисковая конструкция – запор состоит из двух дисков, имеющих небольшую свободу перемещения. Благодаря этому такой точной подгонки контактных поверхностей клина и седел не требуется, уменьшается риск стопора системы, хотя конструкция механизма чуть более сложна в выполнении.
  3. Упругий клин представляет собой модификацию механизма с двумя дисками. Изменение их положения друг относительно друга обеспечивается гибким элементом. Самоустановка дисков относительно контактной поверхности седел меньше, механизм в целом проще.

ГОСТы и технические характеристики

Технические требования и нормы, касающиеся изготовления, конструкции, эксплуатации клиновых задвижек и другой запорной арматуры, изложены в следующих нормативных документах.

ГОСТы периода СССР

ГОСТ 5762—2002. Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более PN 250.

Нормативными документами определяются такие технические характеристики задвижек:

Диаметры и размеры

Габаритные и установочные размеры клиновых задвижек определяются ГОСТами и ТУ и отличаются для изделий, произведенных из разных материалов, разного назначения. Так, для изделий 30ч925брМ и 30ч39р параметры приведены в таблице.

Модельный ряд клиновых задвижек включает в себя изделия с условным диаметром (номинальным диаметром пропускного отверстия) 15…2000 мм.

Производители и средние цены

Среди производителей можно выделить такие отечественные и зарубежные компании (ближнее зарубежье):

  • Агрокомплект, ЗАО (Россия, Подольск);
  • Армалит, ОАО (Россия, Санкт-Петербург);
  • Благовещенский арматурный завод, ОАО (Россия, Благовещенск);
  • Будава, АОЗТ (Литва, Каунис);
  • Завод элементов трубопроводов, ЗАО (Россия, Большой Исток);
  • Ивано-Франковский арматурный завод, ОАО (Украина, Ивано-Франковск);
  • ИКАР, Курганский завод трубопроводной арматуры, ООО (Россия, Курган);
  • ИнтерАрм, группа компаний (Россия, Москва).

Для задвижек из черных металлов индекс цен по указанным производителям составляет 1.9777 рублей/+12.90% (по данным Infogeo.ru).

Для зарубежных производителей (Tecofi, HAWLE, BRANDONI, UKSPAR и другие) цены колеблются в диапазоне 800…170 000 рублей, в зависимости от марки, характеристик и назначения изделия.

Монтаж

Основные правила монтажа и установки клиновой задвижки:

  • предварительно убедиться в пригодности изделия для установки по техническим характеристикам и реальной работоспособности;
  • следить за частично открытым положением затвора в процессе;
  • при номинальном диаметре устройства более 100 мм использовать дополнительные опоры;
  • для перемещения изделия с помощью подъемно-транспортной техники крепить только за монтажные проушины;
  • для подземной установки устроить основание из трамбованного грунта без острых фракций, толщина основания для бесканальной прокладки коммуникаций – не менее 200 мм;
  • после установки проверить работоспособность участка трубопровода сначала при минимальном, потом при номинальном и при максимально допустимом давлении. В процессе испытаний затвор должен быть полностью опущен или поднят.

Выбор прокладок для соединения фланцев задвижки с фланцем трубопровода следует осуществлять согласно требованиям.

Тип прокладки Рабочее давление, бар Температура, градусы Цельсия
Паронитовая До 63 -50…450
Фторопластовая До 70 -120…150
Резиновая (EPDM) До 61 0…60

Допустимые усилия при затяжке гаек приведены в таблице «Моменты затяжки шестигранных гаек фланцевого соединения».

Номинальный диаметр (DN) Гайка/болт, номинальный диаметр резьбы Момент, Нм
15…32 М10 15…30
40…65 М12 35…50
80…100 М16 75…100
125…150 М16 80…120
200 М20 150…200
250…400 М24 340…410
500 М27 340…410

Для лучшего понимания процесса монтажа, управления и подключения представлено видео об установке задвижки большого номинального диаметра в колодец подземных коммуникаций:

Заключение

Правильно выбранная задвижка обеспечивает бесперебойную работу, надежность трубопровода и при соблюдении условий эксплуатации выдерживает период работы, превышающий гарантийный срок в 3. 5 раз.

Если статья показалась Вам полезной – не забывайте делиться ссылкой на нее в социальных сетях и заходите на наш сайте. Здесь есть еще много нужных и интересных материалов.

Как установить клиновую задвижку

Прямым назначением задвижек клинового типа является перекрытие основного потока перемещаемых через трубопровод продуктов. Задвижка представляет собой разновидность арматуры, которая используется при комплектации систем трубопроводов. Запирающий или регулирующий элемент будет двигаться перпендикулярно относительно движущегося рабочего потока.

Встречаются следующие виды задвижек:

  1. клиновые;
  2. шиберные;
  3. параллельные;
  4. шланговые.

Устройство задвижки клинового типа, исходя из наименования, имеет форму клина, а уплотнитель будет расположен под определенным углом друг к другу. Конструктивно они также могут отличаться – двухдисковые, упругие и жесткие.

Принцип функционирования и конструкция

Для того, чтобы лучше разбираться в качестве и тонкостях использования выбранного оборудования, следует предварительно ознакомиться с конструктивными особенностями. Базовый набор представляет собой корпус с крышкой, оснащенный задвижкой фланцевого типа, в рабочую полость которого попадает движимая рабочая среда, находящаяся под определенным давлением.

Строение может несколько отличаться в зависимости от производителя и назначения готовой продукции. При использовании конструкций с невыдвижным шпинделем узел будет расположен в самой среде и даже при полном закрытии или открытии устройства, они так и останутся погруженными в рабочую среду.

Немного отличаются от предыдущего варианта приспособления, оснащенные шпинделем выдвижного типа, в которых узел в открытом положении будет подниматься на один уровень затвора. При использовании таких моделей, узел будет соединяться с затвором, и подниматься (поступательными движениями) посредством гайки ходовой.

Внутри каждой конструкции размещены специальные седла, которые размещаются по-разному, в зависимости от разновидностей используемых устройств. Клин и шток сойдутся, находясь на фазе «закрыто». Будут вращаться и шпиндель с ходовой гайкой, образуя пару, тем самым сменяя предыдущий режим. Также отличительной чертой принято считать и принцип их действия, которые могут быть пневматическими, электрическими и ручными.

Преимущества использования конструкции и ее недостатки

Стальные клиновые задвижки имеют целый ряд преимуществ, которые и сделали их такими популярными в сфере коммунальных услуг:

  1. Простота используемой конструкции. При сравнении с шаровыми кранами, они устроены несколько проще. Это значительно упрощает монтаж и последующее обслуживание оборудования.
  2. Полная универсальность. Стальные задвижки могут работать со многими системами и вспомогательными конструкциями, в отличие от тех же дисковых затворов.
  3. Компактные размеры. По длине они компактны, однако по ширине проигрывают крану шарового типа или дисковому затвору.
  4. Превосходный показатель герметичности. Это позволяет обеспечить оптимальный показатель рабочего давления внутри системы.

Несмотря на множество положительных факторов их использования, следует обратить внимание и на негативные аспекты этого вопроса. При выборе оборудования их также следует учитывать.

  1. Замедленное срабатывание. Плавность здесь сыграла злую шутку, ведь с ней прибор стал невероятно медленным.
  2. В качестве регулирующего устройства их использование невозможно. Возможных для использования режимов у них всего два.
  3. Строительная высота небольшая. Установка таких элементов возможна только при наличии огромного количества свободного пространства.
  4. Уплотнительные поверхности невысокого качества.

Преимущества

Конструкция современных моделей задвижек универсальная. Они практически не требуют ремонта и прослужат без поломок в течение долгого периода времени. Запчасть обладает следующими плюсами:

  1. Точное взаимодействие между собой отдельных элементов.
  2. Затворы не ломаются даже под воздействием потоков с высокой скоростью.
  3. В системе обеспечивается герметичность на высоком уровне.
  4. Части корпуса не портятся даже от резкого перепада температур.
  5. Соединенные части разрешается мыть средствами с абразивными элементами. При этом не наблюдается ухудшение свойств защитного покрытия.


Конструкция современных моделей задвижек универсальная. Они практически не требуют ремонта и прослужат без поломок в течение долгого периода времени.

Разновидности клиновых задвижек

Типов клиновых задвижек всего три и делятся они исходя из особенностей седла и конструкции:

  1. Клиновые задвижки разделительные. Посадочные поверхности у них самонастраивающиеся. Используемый клин позволяет эксплуатировать оборудование как с жидкостями, так и с газами, в том числе и коррозийными составами.
  2. Клиновый затвор гибкий представляет собой цельный диск, имеющего развез по всему периметру, что дает возможность изменения угла в случае необходимости между пластинами седла. Столь узкий разрез дает возможность сохранить необходимую прочность и гибкость. Однако в центре материала остается мало, что и делает его гибким.
  3. Использование твердого затвора клинового, как прочной и одновременно простой конструкции. Монтаж производится в системе трубопроводов, где рабочая среда представляет собой жидкости с низким содержанием посторонних (твердых) примесей.

Тип используемого затвора:

  1. Затвор клиновый упругий с задвижкой, которая обеспечивает более надежное перекрытие и в случае необходимости регулирование скорости основного потока. Выдерживает высокое давление. Они используются как в газовой, так и нефтяной промышленности, где принято использовать трубопроводы, функционирующие под высоким давлением.
  2. Клиновые затворы с задвижкой. Используются в жилищном и коммунальном хозяйстве. Спрос на них огромный. Также возможна установка в технологических колодцах, что позволяет отключать приспособление в случае наступления аварийной ситуации на одном из участков.

Сфера применения

Эксплуатация клиновой фланцевой задвижки будет долгой, если правильно подобрать материал, из которого она будет изготовлена. Периодически потребуется проводить техническое и ремонтное обслуживание. Сферы применения широкие. Они напрямую зависят от диаметра и давления, которое создается элементом в системе. Управление задвижкой современного типа выполняется просто. С ее помощью удается менять интенсивность потока в трубопроводе.

Особенности применения нужно учесть на этапе создания надежного перекрытия в области протока. Деталь применяется в нефтяной и газовой промышленности.

Чугунные задвижки с обрезиненным слоем необходимы химическим организациям. Они не разрушаются от длительного воздействия агрессивных компонентов.

Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем нашла свое применение в теплоснабжении. Благодаря ей удается равномерно разделить водный поток на два части. Запчасть используется для предотвращения теплового расширения труб. Она применяется даже на паровых линиях.


Эксплуатация клиновой фланцевой задвижки будет долгой, если правильно подобрать материал, из которого она будет изготовлена.

Технические особенности

В большинстве случаев задвижки такого типа принято считать полнопроходными, в этом случае диаметр устройства и трубопровода полностью совпадут. Однако можно встретить и зауженные модели, которые используются для существенного сокращения показателя силы в определенный момент при открытии или закрытии приспособления. Присоединяется такая арматура непосредственно к трубопроводу с помощью фланцев. Это позволяет в значительной степени упростить демонтаж и монтаж устройства в дальнейшем. Такой тип устройств принято использовать на трубопроводах разного назначения. Исходя из вида запорного устройства:

  1. двухдисковые;
  2. жесткий клин.
  3. Исходя из принципа управления:
  4. использование механического привода;
  5. ручной привод.

Задвижки клиновые стальные в большинстве случаев является чуть ли единой возможностью использования арматуры запорного типа. На соответствие базовых характеристик также следует обращать внимание, так как последующие эксплуатационные характеристики будет основываться на них. При соблюдении всех правил и норм элемент прослужит значительно дольше.

Разновидности в зависимости от конструктивных особенностей:

  1. Конструкции могут быть сваренными и литыми. Свое название этот механизм получил благодаря внутренней детали, которая имеет форму клина, который и отвечает за своевременное открытие или закрытие отверстия внутри системы. Стальные клиновые задвижки могут иметь характерные отличия, по которым их разделяют на некоторые подвиды. Таким образом можно использовать жесткие клиновые задвижки при обустройстве систем трубопроводов. К существенным недостаткам следует отнести возможность заклинивания приспособления. Причиной может стать износ или преждевременная коррозия.
  2. Монтаж двухдискового элемента осуществляется под определенным углом. Таким образом получилось продлить эксплуатационный срок отдельных комплектующих. Упругие элементы являются аналогами двухдисковых элементов, которые в положении, при котором отверстие закрыто, слегка изгибаются. Такой тип конструкции является одновременно надежным и простым.

Управление арматуры может осуществляться несколькими способами:

  1. редукторным – разновидность ручного типа управления, однако сам процесс является облегченным, что является необходимостью при эксплуатации крупногабаритных приспособлений;
  2. с применением электропривода – может быть оснащен пневматическим приводом или гидравлическим;
  3. полностью ручной – с применением штурвала.

К наиболее распространенным и одновременно востребованным типом задвижек является клиновая стальная задвижка. Они легко устанавливаются и также просто демонтируются в случае необходимости. По обеим частям от горизонтального края размещены фланцы. С их помощью и производится крепление оборудования. К соединению резьбового типа относятся муфтовые модели. Под приварку же принято использовать сварочные. В случае с клиновыми задвижками они также именуются как приваренные. Применяемая технология литья позволяет изготавливать высококачественные модели из чугуна и особо прочного сплава на основе стали. Титановые сплавы характеризуются тем, что для сварки заводы используют уже готовые отдельные элементы.

Установка оборудования

Осуществление монтажа задвижек на систему магистральных трубопроводов в промышленности осуществляется исключительно командой специалистов. В качестве наиболее часто используемых соединительных элементов применяются различные фланцевые соединения. При проведении всех необходимых работ, следует придерживаться таких базовых правил:

  1. Демонтаж оборудования может проводиться только после полного спуска рабочей среды из системы. В случае необходимости, отдельные участки следует защитить от налета, окалины или грязи.
  2. Качество фланцевых соединений необходимо проверить до начала установки. Сама шайба не должна иметь каких-либо видимых повреждений – дефектов, выемок, царапин или трещин.
  3. Подобное оборудование может размещаться исключительно прямолинейно на основной части магистрали, на заранее очищенных и подготовленных ровных участках поверхности. Это позволит исключить возможное возникновение напряжения на отдельных участках перекосов и изгибах, которые могут привести к образованию протечек. Жесткие опоры используются в процессе монтажа в качестве дополнительной опоры.
  4. Производить давление на маховики запрещается, так как именно благодаря им осуществляются манипуляции над заслонками. Пренебрежение к этому требованию неминуемо приведет к образованию трещин и дальнейшим поломкам.

Обвязка при помощи мягкого стропа обязательна, однако креплений за штурвал или шток рекомендуется избегать, так как присутствует риск повреждения защитного покрытия. Это может привести к началу преждевременной коррозии.

Все характеристики выбранной модели запорного оборудования должны совпадать с требованиями, прописанными в ГОСТ.

Монтаж

На сегодняшний день используется несколько способов монтажа и установки клиновой задвижки. Выбор одного из них напрямую зависит от материала. Фланцевый вариант крепится болтами, а чугунный – фланцами. Стальная клиновая система обрабатывается сваркой. Допускается также применение фланца.

Запор изделий зависит от основных свойств системы. В процессе монтажа подразумевается несколько этапов:

  1. Клин в нескольких положениях очищается от грязи и материалов, используемых для смазки.
  2. Установка элемента выполняется между трубами. Между положениями «открыто» и «закрыто» необходимо поставить специальные прокладки.
  3. Далее в специальные отверстия потребуется вставить болты. С их помощью удается достичь параллельного соединения фланца.
  4. Штоком задвижка должна обеспечивать необходимую надежность крепления.
  5. После установки дополнительно потребуется отладить движения клина и маховика.

Установку системы допускается производить только в горизонтальном положении. Важно уделить внимание выбору прокладок и уплотнения. Они должны в точности совпадать с размером фланца. Болты также подбираются согласно диаметру основы.

На сегодняшний день клиновые задвижки можно найти в широком ассортименте. Их производством занимаются крупнейшие заводы РФ. Выбор конструкции напрямую зависит от ее предназначения и дальнейших условий эксплуатации. При давлениях до 1 единицы система сможет проработать в течение долгого периода времени.

При выборе изделия авторитетным считается только мнение специалиста. Благодаря ему удастся создать условия эксплуатации, в которых вероятность аварии будет сведена к минимуму. Выбор вариантов труб и связующего элемента также напрямую зависит от свойств вещества, которое будет по ним передвигаться.

Клиновое устройство упростило жизнь человека сразу в нескольких сферах хозяйствования. Без него сложно представить нормальное функционирование коммунальных служб. Также элемент используется для беспрерывной подачи строительных смесей.

Особенности установки клиновой задвижки

Чтобы подача воды и отопления в зданиях была комфортной и безопасной, необходимо не только правильно выбирать и устанавливать трубы, но и уделять внимание арматурному оборудованию. Задвижки применяют во всех видах подобных систем. Одним из видов запорного механизма является клиновая задвижка, названная так из-за ее формы. Она используется только в качестве конструкции запирающего типа, но для регулирования потока не применяется, так как имеет только 2 положения: «открыто» и «закрыто».

Материалы изготовления

Задвижки изготавливают методом сварки и литья. На выбор метода влияют особенности конструкции и материал изделия. Литье подходит для предметов из стали, а также сплава, в составе которого присутствует титан. Технология простая. Листы попадают на конвейер. Предварительно их проверяют, чтобы не было окалин, ржавчины и других дефектов. После этого листы штампуют.

Такая процедура осуществляется на специальном станке, который создает пластическую деформацию материала. Листы зажимают, полученные заготовки сваривают, проверяя каждый участок. Швы тоже исследуют на износоустойчивость.

Вариант литья распространен, он подходит для деталей, которые делают из алюминиевого сплава, стали и чугуна. Но такие изделия будут менее долговечными и прочными, чем штампосварные.

Кроме того, нужно уделять внимание деталям, выполняющим функции уплотнителей. Существует множество разновидностей: с кольцами (из латуни или фторопласта) и без них, с дополнительным антикоррозийным слоем, с резиной для покрытия клина.

Требования к запорной арматуре

Требования к запорной арматуре повышенные из-за давления в трубах и условий эксплуатации механизма. Такие детали всегда должны быть сертифицированы на предприятиях с опасным производством. К ним полагаются запасные узлы и элементы задвижки, прокладки, кольца и пр.

На корпусе задвижки пишутся размер и давление, на которые рассчитывается механизм. ЗКЛ2-150-14 указывает, что деталь является задвижкой клиновой литой второй модификации, а ее диаметр — 150 мм, и деталь подходит для давления в 1,4 МПа.

Основные технические характеристики клиновых задвижек следующие:

  • диаметр прохода — от 50 до 400 мм;
  • вес — от 12,6 до 357 кг;
  • высота — от 285 до 1321 мм;
  • длина — от 180 до 610 мм;
  • температура среды — от -40 до +425°С.

Более точные данные указывают в техническом паспорте детали.

Кроме таких принятых стандартов, существуют еще международные: API, BS, MSS, ASME.

Сферы применения

Клиновые задвижки ставят в конце трубопровода и в зонах перекрытий движений среды, чтобы осуществлять аварийные и технические работы. Такие детали — с широким диапазоном диаметров и рабочего давления, так как они используются в различных системах трубопровода.

Задвижки, которые имеют клиновидные затворы упругого типа, предназначаются для скоростных потоков и могут работать со средой с высоким давлением. Они подходят для предприятий газовой и нефтяной промышленности. Кроме того, подобные типы изделий используют на химических предприятиях, имеющих линии по транспортировке агрессивных растворов.

В системах водоснабжения и теплоснабжения используется клиновидная задвижка разделительного типа. У таких изделий затвор имеет 2 части, чтобы площадь смещения увеличивалась. За счет этого компенсируется тепловое расширение. Подобные изделия используют еще на паровых линиях.

Плюсы и минусы

Клиновые задвижки являются популярными как в промышленности, так и в сфере сантехнического оборудования. Это связано с такими преимуществами данных деталей:

  1. Комплектация простая. Конструкция проста в эксплуатации, ее легко устанавливать, осуществлять ремонт. Не понадобится много сил для открытия или закрытия задвижки. Кроме того, чтобы облегчить такие задачи, на крупных узлах устанавливают специальные редукторы.
  2. Строительная длина небольшая.
  3. Низкий показатель гидравлического сопротивления.
  4. Универсальность. Устройство применяют в различных системах с широким диапазоном скорости транспортировки рабочей среды, напора, объемов. Подобные детали подходят для работы с широким спектром веществ.
  5. Долговечность. За счет свойств материалов и простоты всей конструкции задвижки клиновидного типа прослужат долго и без перебоев. А если ремонт понадобится, то он не будет затратным или сложным.
  6. Герметичность.
  7. Возможность транспортировать вещества в обе стороны.
  8. Плавность закрытия. Клиновые задвижки обеспечивают защиту от гидравлических ударов, которые могут вызывать деформацию труб.

Но у таких деталей есть и недостатки:

  1. Большая высота установки. Это касается только клиновых задвижек со шпинделем выдвижного типа. Чтобы их открыть, требуется много места — высота должна быть больше диаметра труб.
  2. Процедура открывания-закрывания долгая. Из-за этого вся система менее оперативная, работать в некоторых ситуациях сложнее.
  3. Не подходит для рабочей среды, в которой присутствуют крупные твердые частицы.
  4. Уплотнители в механизме не отличаются износостойкостью. Из-за этого часто может требоваться ремонт, а это дополнительные расходы. Показатели износостойкости уплотнителей намного выше у задвижек со шпинделем выдвижного типа. Это связано с тем, что на них не влияет агрессивная среда.
  5. Допускаются невысокие перепады давления в затворе. Если будут сильные колебания такого показателя, то это повлечет сбои в работе механизма.

Иногда рекомендуется не использовать клиновые задвижки либо четко соблюдать правила эксплуатации.

Устройство и принцип действия

Устройство задвижки с клином простое. Оно включает такие детали:

  • металлический корпус с затвором;
  • шпиндель внутри либо снаружи изделия (выдвигается на всю длину);
  • шток (требуется для работы затвора);
  • фланцевые соединители (отвечают за герметичность устройства);
  • уплотнители (из резины, полиуретана, фторопласта, с металлическими слоями).
  1. Жесткий. В таком устройстве затвор надежно герметизирован. Но если приспособление заклинит, то устранить проблему сложно. Чтобы достичь максимальной герметичности, требуется точно рассчитать углы между седлами, габариты. При перепаде температуры вещества внутри сложно открыть задвижку. То же касается сильного износа и коррозии.
  2. Двухдисковый. Эта деталь более надежна, хотя конструкция сложнее, чем в первом варианте. Но у нее существует масса преимуществ: вероятность, что задвижку заклинит, низкая, нужно меньше физических сил, чтобы открыть затвор.
  3. Упругий. Такая деталь сочетает плюсы обоих предыдущих вариантов. Точной подгонки корпуса не требуется, при этом конструкция простая. Это практически двухдисковый клин, только разница в том, что соединительная деталь в этом случае пластичная. Из-за этого снижается способность дисков самостоятельно регулироваться под корпус, но возрастает устойчивость к резким изменениям температуры.

По типу шпинделя конструкции бывают невыдвижными и выдвижными. Первый вариант используют для подземных труб. Такие шпиндели полостью погружаются в среду, так что их приходится часто заменять. Но они более компактные и легкие, чем выдвижные. Шпиндели выдвижного типа стальные или чугунные. У них не сужен выход. Подобные детали имеют электрический привод.

Монтаж

Существует несколько способов установки клиновой задвижки к системе трубопровода. Если изделие фланцевое, то его фиксируют болтами, а если из чугуна, то понадобятся фланцы. Стальные детали приваривают, а если задвижка сделана из цветного металла, то ее фиксируют посредством резьбы, сварки и фланцев.

Этапы монтажа следующие:

  1. Очистить пространство от грязи и смазки.
  2. Установить деталь между трубами. Дополнительно использовать прокладки.
  3. Вставить болты, затянуть их. Линия соединения должна быть параллельной.
  4. Надежно зафиксировать все крепления. Обязательно все проверить.
  5. Отрегулировать движения механизма.

Конструкцию устанавливают горизонтально. Чтобы надежно уплотнить все, выбирают подходящие прокладки. Они должны совпадать и по размерам. Перед установкой нужно проверить, чтобы задвижка работала и соответствовала всем техническим нормативам.

В процессе затвор должен быть частично открыт. Если диаметр изделия более 10 см, то рекомендуется применять дополнительно опоры. Деталь нужно перемещать только на транспортном средстве и держать за специальные зоны.

Во время подземных работ нужно проследить, чтобы грунт под задвижкой был утрамбованным, без острых частиц. Когда монтаж закончится, нужно проверить участок на работоспособность, причем сначала с минимальными показателями.

Принцип работы и основные элементы электрической дрели

Специалисты по обслуживанию электрического оборудования заявляют, что электродрель является самым популярным инструментом. Сегодня практически невозможно найти человека, который бы никогда не слышал о ней. Многие домашние умельцы используют дрель не только для сверления отверстий, но и в качестве миксера для перемешивания краски или раствора во время ремонта. Но мы расскажем об устройстве самой обыкновенной электрической дрели и назначении ее основных составляющих.

Основные узлы и детали

В принципе, все дрели имеют одинаковую конструкцию — все узлы и детали показаны на фотографии. Ударные модели имеют добавочные неподвижные храповики, которые, взаимодействуя друг с другом, заставляют сверло совершать поступательно-ударные движения для сверления особо прочных стен из железобетона.

Принцип работы довольно несложен: нажав кнопку пуска, пользователь открывает току доступ к щеткам электродвигателя, которые раскручивают ротор двигателя до необходимых для работы оборотов. Вращательный момент через шпиндель передается на редуктор — он обеспечивает вращение патрона с зажатым в специальном устройстве сверлом. В результате такого взаимодействия осуществляется сверление различных материалов.

Принцип работы любых моделей современных дрелей идентичен, за исключением специфических нюансов ударных вариантов.

Сердце инструмента

Коллекторный двигатель состоит из трех основных деталей: статора, ротора и графитовых щеток.

Статор

Как правило, его делают из специальных сортов электротехнической стали, обладающих весьма высокой степенью магнитной проницательности. Конструктивно он имеет вид цилиндра с пазами, куда укладывается обмотка из медной проволоки — их две и они располагаются напротив друг друга. Статор жестко закреплен в корпусе дрели.

Якорь

Второе его название — ротор, потому что он находится в постоянном вращении при работе инструмента. Якорь представляет собой вал с запрессованным на нем сердечником из аналогичной статору стали. По всей длине ротора на одинаковом расстоянии проточены специальные углубления, в которые закладывается его обмотка. Их наматывают из цельной проволоки из меди, а отводы крепятся к коллекторным пластинам. Якорь весь разделен на сегменты, его коллектор жестко установлен на хвостовике вала, вся эта конструкция во время работы вращается на подшипниках, установленных с обеих сторон вала.

Конструкция ротора и статора отлично показана на фото: большое ребристое колесо, расположенное на валу впереди якоря — это вентилятор для охлаждения внутренних деталей электродвигателя.

Щетки

По специальным направляющим в корпусе статора во время работы двигателя перемещаются щетки со встроенными пружинами — они передают напряжение на ротор, поэтому между ними и корпусом якоря постоянно происходит искрение, показывающее, что все нормально. В процессе эксплуатации корпус щеток, изготовленный из прессованного графита, изнашивается из-за постоянного трения, поэтому периодически их осматривают и меняют.

Симисторный регулятор

В обычной конструкции дрели эта деталь находится в кнопке старта. Визуально она похожа на курок и действует аналогично: при нажатии происходит запуск дрели и процесс сверления. При сильном нажатии, до упора, увеличиваются обороты двигателя и скорость вращения сверла.

Схема регулировки простая: собран регулятор из небольшого числа деталей по микропленочной технологии, расположен внутри кнопки пуска на специальной подложке из текстолита. В дебри технологических нюансов мы не будем окунаться, т. к. этот вопрос может заинтересовать специалистов, а не простого пользователя.

Редуктор

Этот узел обыкновенной односкоростной дрели предназначается для увеличения или уменьшения оборотов сверла за счет повышения или снижения крутящего момента. Он шестеренчатого типа с одной передачей.

У некоторых моделей есть две скорости — там редуктор имеет две передачи и чем-то похож на коробку переключения скоростей в автомобилях.

Типы патрона

На практике можно встретить только два основных вида этого простейшего механизма для фиксации режущего инструмента.

  1. Фиксация сверл осуществляется вручную — есть одномуфтовые патроны, где зажатие сверла производится одной рукой, а есть и двухмуфтовые, где уже задействованы обе руки.
  2. Патрон затягивается при помощи специального ключа сложной конструкции. Это считается самым распространенным типом патрона — применяется на всех моделях современных дрелей, особенно на мощных вариантах.

Функциональные нюансы

Производители инструментов для сверления всегда стараются оснастить свои изделия эксклюзивными опциями, поэтому пользователи сегодня имеют возможность приобрести отличный и весьма качественной сборки аппарат. Вот небольшой список основных новшеств от разработчиков современных электродрелей.

  1. Электронные регуляторы скорости. Самые последние модели электрического инструмента оснащаются умными регуляторами, они весьма удобны — двигатель автоматически отключается в экстренных случаях, например, когда сверло застревает внутри отверстия. Потом включаем реверс и вытаскиваем сверло — таким образом электроника предотвращает перегрев двигателя.
  2. Реверс — с его помощью дрель способна не только закручивать крепеж, но и быстро откручивать его при демонтаже. Регулятор располагается рядом с кнопкой пуска.
  3. Ударный механизм. Он устанавливается на особых моделях, за счет его применения можно сверлить отверстия в особо твердом материале. Ударные дрели могут обеспечивать бурение бетона и натурального или искусственного камня.
  4. Фиксация кнопки старта. Эта функция значительно облегчает процесс сверления — палец работающего не устает. Фиксатор расположен рядом с кнопкой, им очень легко пользоваться: одно нажатие, и дрель работает в постоянном режиме, повторное нажатие разблокирует курок, и он отключает подачу напряжения.
  5. Ограничитель глубины сверления — металлический стержень, который упирается в деталь или стену и останавливает заглубление сверла на нужном уровне.
  6. В последнее время появилась и такая уникальная функция, как дополнительная подсветка места работы, что бывает весьма кстати в местах с плохим освещением.

Каждая дрель среднего размера и мощности укомплектована дополнительной рукоятью, которая устанавливается сразу за патроном и помогает процессу: можно удерживать инструмент двумя руками и оказывать на него постоянное давление всем телом.

Аккумуляторная модель

Беспроводные дрели очень популярны у домашних мастеров, потому что работа не ограничивается длиной провода, что позволяет их применение в любых условиях. Они также относятся к электрическому инструменту. Есть варианты, когда зарядное устройство располагается в кейсе для хранения инструмента, и после работы он хранится и одновременно заряжается. В основном дрели на аккумуляторах имеют два запасных блока, которых достаточно для проведения работ.

Заряжается такой сменный аккумулятор не более часа, поэтому вы не будете делать больших перерывов, когда запланировали большой объем работ на день. Как правило, блок для зарядки рассчитан на несколько тысяч раз, но конкретно надо узнавать этот показатель при покупке, есть сменные батареи подороже, которые заряжаются за 15 минут.

Стоимость аккумуляторных дрелей немного выше обыкновенных моделей.

Максимум эффективности

В инструкции по эксплуатации каждый производитель указывает интервал скоростей вращения, при которых дрель будет максимально использовать заложенные в ней возможности. Например, при работе с древесиной используется самая высокая скорость, а для бетона и камня выбирается режим медленнее. Чтобы использовать дрель в качестве шуруповерта, выбирают самые малые обороты.

С каждой деталью устройства можно провести некоторые небольшие манипуляции, которые существенно повысят эффективность использования дрели.

  1. Патрон. Когда сверло зажимается в патроне при помощи ключа, то надо вручную свести губки до упора, а затем, передвигаясь по кругу, зажать их окончательно ключом. В моделях без ключа, которые встретить все труднее весь процесс делается руками.
  2. Сверло. Этот режущий инструмент должен всегда быть хорошо наточен, износ, различные повреждения значительно снижают его производительность. Использование некачественных сверл может привести к тому, что двигатель и редуктор будут испытывать перегрузки, влияющие на их срок службы.
  3. Надежное удерживание. Этот инструмент относится к весьма опасным изделиям, поэтому во время работы необходимо его хорошо фиксировать в руках. Во время сверления на корпус передается вибрация, поэтому производители добавляют вторую рукоятку для удобного удерживания дрели, это значительно помогает контролировать весь процесс.

Специальные вентиляционные отверстия должны быть постоянно открыты во время работы, чтобы происходила нормальная вентиляция внутренних деталей.

Типы сверл

Сегодня промышленность выпускает универсальные сверла, которые можно использовать для сверления дерева, металла и твердого пластика. Но иногда надо иметь специальные сверла для дрели, чтобы быстро просверлить отверстия в бетоне, керамической плитке, металле, делать большие отверстия в древесине, например, сделать аккуратную врезку нового замка в дверь.

Для этого есть спиральные и плоские сверла. Хорошо показали себя ударного типа сверла для кирпича и бетона, алмазные — для сверления по керамике и большого диаметра круговое сверло для проделывания отверстий в кафельной плитке, чтобы провести трубы для воды.

Дополнительные приспособления

С помощью специальных устройств различного назначения для дрели можно расширить функциональные возможности этого универсального инструмента. Приобретать их надо отдельно, но вы никогда не пожалеете о потраченных средствах, потому что специальные насадки превращают обыкновенную дрель в шлифовальную машинку или мини-точило для домашних нужд. При помощи угловых насадок можно работать инструментом в труднодоступном месте или превратить его в резак по металлу, установив насадку с оригинальным названием сверчок.

Специальные направляющие делают возможным работу строго под прямым углом, для вертикального сверления используются специальные кондукторы или заводского изготовления стойки, превращающие дрель в сверлильный станок.

Независимо от того, какую модель использует пользователь, она требует постоянного ухода: после проведения любых, даже самых кратковременных работ, необходимо протереть корпус изделия от попавшей пыли, обращая особое внимание на вентиляционные отверстия — чтобы пыль и мелкие отходы от сверления не попадали вовнутрь изделия.

Если вы долгое время не собираетесь использовать дрель, то все металлические части надо смазать тонким слоем технического масла — это защитит их от воздействия вездесущей коррозии. Проводите периодические осмотры внутренних деталей, особенно это касается щеток электродвигателя — не допускайте их предельного износа. Если вы будете выполнять эти рекомендации, то ремонт вашему инструменту в ближайшем будущем не понадобится.

Устройство универсальной электрической дрели

Устройство электрической дрели должен знать каждый: есть информация, которая поможет разобраться в работе основных элементов электродрели. Ниже на рисунке электрическая дрель , рассчитанная на сверло самого большого диаметра, которое может выдержать патрон дрели.

Универсальный двигатель, обычно активируемый переключателем с регулируемой частотой вращения, поворачивает червячную шестерню на конце якорного вала. Вовлеченная с помощью червячной передачи шестерня, передает усилие вращения на приводную передачу. Тем самым приводящую в действие шпиндель.

Патрон, удерживающий крепление, поворачивается шпинделем. Если сверло имеет реверсивное управление, направление вращения можно изменить с часовой стрелки на против часовой.

Аккумуляторная дрель работает так же, но работает на двигателе постоянного тока, работающем от аккумулятора.

Основные проблемы в работе с дрелями вызваны неправильной эксплуатацией. Следуйте инструкциям по эксплуатации и устройство электрической дрели процедурам технического обслуживания, приведенным в руководстве по эксплуатации и уходу, прилагаемом к вашей дрели.

Перезаряжайте батарею аккумуляторной дрели только при необходимости. Всегда используйте подходящее сверло для сверления материала и избегайте вдавливания сверла в заготовку.

Использование дрели техническое обслуживание

Если заготовка не является устойчивой, закрепите ее с помощью зажимов или в тисках. Удалите из этой зоны любые препятствия, такие как крепежные детали для сверления. При сверлении в стене сначала проверьте наличие электрической проводки и другие скрытые опасности. Установите бит и установите скорость сверления, следуя инструкциям производителя.

Если вы используете удлинитель, убедитесь, что он имеет нужную длину и номинальные характеристики.

Расположите сверло на заготовке под углом 90 градусов. Держите дрель обеими руками, не блокируя вентиляционное отверстие. Удерживайте шнур питания на одной стороне или позади себя. Медленно нажмите триггерный переключатель, увеличивая давление после появления отверстия.

Избегайте напряжения двигателя. Извлеките сверло до отпускания триггерного переключателя. После каждого использования дрели выключайте или отключайте его от розетки и извлекайте сверло.

Очистите патрон ватным тампоном, смоченным в растворителе для краски. Продуть сжатым воздухом через вентиляционные отверстия для удаления пыли и мусора.

Всегда используйте подходящие сверла для типа сверлящего материала; заменяйте поврежденное сверло. Чтобы снять сверло, откройте патрон достаточно широко, с помощью ключа, поставляемого с дрелью.

Перед установкой сверла удостоверьтесь,что патрон чистый и достаточно широко открыт, чтобы соответствовать его размеру. Вставьте сверло как можно дальше в патрон, центрируя его. Закройте патрон вручную и затяните ключом, убедившись, что сверло сбалансировано и плотно закреплено.

При сверлении в твердый материал или в течение длительного периода времени, двигатель может перегреваться.

С помощью вентилируемого модуля, вы можете охладить двигатель, запустив дрель без нагрузки.

Перед использованием лопаточного долота, по рекомендации производителя сделайте отверстие для начала работы. При сверлении отверстий в металле, на кончик наконечника распылите несколько капель смазочно-охлаждающего масла для уменьшения трения.

Перед сверлением в каменную кладку, разбрызгайте воду на поверхность, чтобы охладить долото и уменьшить пыль. Однако, не брызгайте воду на дрель и не погружайте ее в любую другую жидкость.

Снятие и установка резьбового патрона (электрической дрели)

Чтобы снять резьбовой патрон, откройте его как можно больше с помощью ключа. Затем снимите патронный винт шестигранным ключом или отверткой, поворачивая его по часовой стрелке . Затем установите инструмент на краю верстака или стола с ключом в отверстие для ключа под углом 30 градусов, как показано на рисунке.

Крепко держите инструмент и ударяйте по ключу молотком. Пока патрон не отсоединится настолько, чтобы его можно было повернуть рукой, отвинчивая против часовой стрелки.

Отвинтите и снимите его со шпинделя. Если он имеет дефекты, замените его точным дубликатом. Очистите шпиндель чистой тканью, смоченной в растворителе для краски.

Снятие и замена конического патрона (электрической дрели)

Чтобы снять конический патрон, откройте его как можно больше с помощью ключа. Затем снимите патронный винт шестигранным ключом или отверткой, поворачивая его по часовой стрелке.

Для снятия патрона используйте специальные клинья, установите их друг напротив друга, между патроном и корпусом редуктора. Резко ударьте по верхнему клину молотком. Пока патрон не ослабнет настолько, чтобы его можно было оттянуть рукой. Снимите его со шпинделя. Очистите шпиндель чистой тканью, смоченной в растворителе для краски.

Смазка приводной передачи, подшипников и шпинделя

Открутите корпус редуктора и снимите его с корпуса двигателя. Осторожно отложите прокладку в сторону для обратной сборки. Наденьте резиновые перчатки и протрите старую смазку чистой тканью. Поднимите зубчатую передачу и шестерню, отметив их расположение для повторной сборки.

Очистите старой кистью, смоченной в растворителе для краски. Если приводная передача прижата к шпинделю и корпусу, очистите их на месте с помощью ткани. Поврежденный шпиндель или шестерню следует заменить.Чтобы заменить весь корпус шестерни, привинтите его обратно, чтобы снять патрон, а затем снова отвинтите его.

Наполовину заполните корпус редуктора чистой смазкой, указанной производителем. На каждый подшипник втулки в корпусе двигателя, нанесите несколько капель машинного масла SAE 20. Установите прокладку на место и завинтите ее обратно на корпус редуктора.

Поврежденную прокладку замените точной копией.

Замена щеток (устройство электрической дрели)

Снимите корпус редуктора и установите на плоскую поверхность. Отвинтите корпус, осторожно отделите его от шва и снимите половину секции . Обратите внимание на устройство электрической дрели: расположение проводов, шнура питания и других компонентов, нарисовав схему, необходимую для повторной сборки.

Используя длинногубцы, осторожно извлеките каждый узел щетки, будьте готовы к тому, что она может вылететь наружу.

Надавите на каждую щетку один или два раза, чтобы проверить ее пружину, а затем выньте ее из корпуса.

Условия для замены щеток:

  • пружина повреждена
  • корпус треснул
  • щетка зазубрина
  • неровна
  • изношена (меньше ширины)

Чтобы отсоединить каждый узел, осторожно снимите контактный разъем провода плоскогубцами с длинным носом. Замените поврежденные детали и снова подсоедините. Установите каждый узел щеток на место. Убедившись, что они плотно прижимаются к коммутатору и соответствуют его кривизне. Снова установите корпус редуктора на место.

Осмотр и очистка двигателя дрели

Наденьте защитные очки, обдуйте двигатель сжатым воздухом, чтобы удалить пыль. Для очистки вентилятора от твердых частиц используйте старую зубную щетку.

Поверните вентилятор рукой; якорь должен свободно вращаться внутри блока полевой катушки. Если якорь цепляет, смажьте или замените подшипники на каждом конце вала, если это возможно.

Чтобы осмотреть двигатель, снимите крышку двигателя и узлы щеток. Поднимите двигатель и осторожно выдвиньте якорь из блока полевой катушки.

Если двигатель или обмотки затемнены, выполните техническое обслуживание компонентов двигателя. В противном случае вставьте якорь обратно в полевую катушку. Поместите двигатель и крышку двигателя и заново установите узлы щетки, завинтите корпус.

Замена выключателя электрической дрели

Обратите внимание на устройство электрической дрели и получите доступ к переключателю. Определите тип переключателя. Переключатель с переменной частотой вращения, как показано на рисунке, является обычным явлением в большинстве инструментах.

Перед снятием выключателя обратите внимание на расположение его проводов. Для удобства используйте схему (см. выше).

Затем осторожно извлеките выключатель из корпуса и обозначьте его провода и соответствующие клеммы. Для отсоединения провода, вставьте маленькую отвертку в его вставную клемму, чтобы освободить его.

Замените переключатель точным дубликатом и подсоедините к нему провода. Последовательно вставляя каждый провод в соответствующий входной разъем.

Снова скрутите корпус и убедитесь, что провода не зажаты. Установите корпус редуктора на место и установите бит . Затем проверьте устройство электрической дрели, а так же на утечку напряжения.

Обслуживание аккумуляторной батареи (аккумуляторная дрель)

Крепко удерживая рукоятку, другой рукой нажмите на выступы аккумуляторного блока и выньте его. Установите зарядное устройство в сухом месте вдали от любого окна. Заряжайте аккумулятор только при температуре от +5 до +40С.

Сотрите пыль с устройства чистой мягкой тканью и вставьте в него аккумуляторный блок. Совместив отрицательный и положительный полюса. Подключите к розетке 120 В и включите его. Ваша модель может не иметь переключателя ON/OFF. Дайте аккумулятору зарядиться в течение времени, указанного в руководстве по эксплуатации и уходу.

Недостаточная зарядка аккумулятора снижает его способность удерживать заряд.

Когда аккумуляторная батарея заряжена, выключите зарядное и отсоедините его от розетки. Извлеките аккумулятор из устройства и дайте ему остыть в течение 15 минут. Затем вставьте аккумуляторный блок обратно, убедившись, что его выступы зафиксированы на месте.

Аккумулятор быстро разряжается — проверьте зарядное устройство, если проблема сохраняется, проверьте аккумуляторный блок.

Отключите зарядное устройство от сети и удалите с него пыль чистой мягкой тканью. Если клемма на зарядном устройстве или блоке батареи затемнена, протрите ее ластиком для чистки карандашей.

Чтобы проверить заряжающее устройство, необходимо подключить его и установить мультитестер для проверки на 50 вольт (50 DCV) . Прикоснитесь отрицательным зондом тестера к отрицательному полюсу, а положительным к положительному полюсу.

Мультиметр должен регистрировать напряжение, указанное на заводской табличке сверла. Если зарегистрировано отклонение более чем на 1 вольт, замените зарядное устройство точным дубликатом. В противном случае проверьте аккумуляторный блок.

Для проверка аккумуляторной батареи необходимо зарядить аккумулятор. Установите тестер батареи в положение на шкале DCV, наиболее близкое к напряжению, указанному на заводской табличке сверла.

Прикоснитесь отрицательным зондом тестера к отрицательному , а положительным- положительного полюса аккумуляторного блока. Тестер батареи должен регистрировать ХОРОШИЙ .

В случае регистрации ЗАДЕРЖКИ разрядите аккумуляторную батарею, запустив инструмент без нагрузки. Затем зарядите аккумулятор и проверьте его снова. Если ЗАПИСЬ все еще зарегистрирована, замените аккумуляторный блок на точный дубликат.

Дрель. Виды и устройство. Применение и работа. Как выбрать

Электрическая дрель является востребованным строительным и монтажным инструментом, который выполняет сверлильные работы. На этом сфера ее использования не заканчивается. Благодаря массе насадок, инструмент может выполнять целый набор функций, начиная от размешивания строительных смесей, полировки и заканчивая заточкой сверл.

Устройство и принцип действия

Дрель представляет собой компактную и легкую конструкцию, основными частями которой являются:

Принцип работы дрели заключается в том, что электрический двигатель передает крутящий момент через редуктор на патрон, который фиксирует сверло. Благодаря применению понижающего обороты механизма, сверло крутится немного медленнее, чем сам двигатель, но при этом обладает увеличенной силой, поэтому не останавливается при сопротивлении.

Разновидности дрелей

Дрель является довольно простым инструментом, который имеет несложную конструкцию. Тем не менее существуют несколько ее разновидностей, которые отличаются по строению редуктора и имеют различные направления использования.

Дрели бывают следующих видов:
  • Обычные.
  • Ударные.
  • Миксерного типа.
  • Шуруповертного типа.

Каждый из этих инструментов имеет свои преимущества и недостатки. Все они пригодны для проведения сверлильных работ, но имеют различные дополнительные функции. При выборе инструмента нужно определиться, для каких задач он будет использован, что позволит облегчить дальнейшую эксплуатацию.

Обычная конструкция

Обычная дрель является очень компактной и легкой. Ее можно использовать для сверления древесины, пластика и металла. Она обеспечивает создание аккуратного отверстия. Такой инструмент зачастую имеет возможность регулировки оборотов, что бывает полезно при необходимости сверления специфических материалов, когда нежелательно доводить сверло до перегрева. Практически все модели обычных дрелей оснащены ресивером. При его переключении изменяется направление вращения патрона. Это позволяет выворачивать сверло, если оно застревает.

Ударная конструкция

Ударные дрели имеют слегка измененный редуктор, в который добавлено две шестерни. В результате вращения двигателя обеспечивается не только передача оборотов на патрон, но и его резкое возвратно-поступательное перемещение. Благодаря этому, сверление имеет эффект долота. Он необходим при работе с камнем, бетоном и кирпичом. Ударные модели позволяют сверлить стены, в то время как обычные дрели этого не могут.

При этом ударные дрели имеют два режима работы. В первом происходит простое вращение патрона, как в обычной конструкции, а во втором задействуются дополнительные шестерни, обеспечивающие возвратно-поступательное движение. На первый взгляд ударная конструкция похожа на перфоратор, но это не так. В перфораторе используется пневматический механизм, который более надежен и эффективен, благодаря чему пробивание отверстий происходит быстрее.

Миксерный тип

Миксерная дрель имеет более увеличенный редуктор. Благодаря этому она обладает значительной силой, но выдает низкие обороты. Такой инструмент тяжелее первых двух разновидностей и работает медленней. Несмотря на это, им вполне можно сверлить металл, пластмассу и дерево. Преимущество миксерной конструкции заключается в высокой тягловой силе редуктора. Установив в патрон специальную насадку с лопастями, можно проводить замешивание строительных смесей, таких как бетон, клей или штукатурка.

Шуруповертный тип

Дрель шуруповертного типа может быть использована для сверления как обычная, а также проводить вкручивание и выкручивание шурупов. Она имеет широкий диапазон регулировки скорости вращения. Кроме этого, в ее конструкции предусмотрена специальная трещотка. Ее задача заключается в отключении передачи вращения на патрон при определенном усилии, сила которого выставляется с помощью регулировочной шкалы. Это необходимо для предотвращения срывания резьбы в посадочном отверстии шурупа.

Рекомендации по выбору

При выборе инструмента следует обращать внимание на следующие характеристики.

Мощность электромотора

Что касается мощности электромотора, то для обычной дрели вполне достаточно 500 Вт. Более слабые инструменты пригодны только для работы с деревом. При сверлении металла они не могут противостоять трению и сверло останавливается. Оптимальная мощность для ударного инструмента 700 Вт и выше. Для дрелей миксерного типа нужно выбирать от 800-1000 Вт. Что касается шуруповертов, то лучше всего смотреть на инструменты мощностью от 450 Вт.

Количество оборотов в минуту

Количество оборотов в минуту играет важную роль, поскольку этот показатель указывает на скорость сверление и силу редуктора. Хорошие обычные и ударные дрели имеют показатель вращения от 3000 оборотов в минуту. Для миксеров этот показатель должен быть в районе 600 оборотов. При выборе шуруповерта лучше обращать внимание на инструменты с переключением режимов на сверление и закручивание шурупов. Оптимальная скорость на первом положении переключателя должна быть в пределах 400 оборотов, а на втором 1500 и выше. Если переключение невозможно, то стоит остановиться на 700 оборотах в минуту.

Вес

Вес дрели должен быть комфортным для работы. Если она будет эксплуатироваться постоянно, то лучше более легкая конструкция. Это позволит снизить нагрузку на руки. В случае, когда дрель будет использоваться изредка, можно взять и более тяжелую, но доступную модель. Нормальными считаются инструменты в пределах 1,2-1,7 кг. Для миксеров показатель гораздо выше и составляет 2,7-3 кг.

Наличие дополнительных регулировок

Особое внимание при выборе инструмента нужно обратить на наличие дополнительных регулировок. Желательна возможность изменения скорости оборотов. Для этого в конструкции может быть предусмотрен специальный регулятор, который изменяет параметры электрического питания двигателя. Также бывает переключатель для изменения настроек редуктора. Нередко дрели имеют оба режима регулировки. Еще одним важным моментом является наличие ресивера, для изменения направления вращения электромотора.

Тип патрона

Инструменты могут оснащаться двумя типами патронов – под ключ или быстрозажимным. Первый зажимает сверло с помощью специального ключа. Такая конструкция очень надежная, поскольку обеспечивается уверенная фиксация. Быстрозажимной патрон работает без ключа. Его нужно зажимать и разжимать только с помощью силы рук. При работе с ним можно быстро менять сверла и не нужно искать ключ, но прокручивание сверла при углублении в жесткий материал не редкость.

Источник питания

Также нужно обратить внимание на источник питание дрели. Она может работать от сети или аккумулятора. Сетевые модели стоят дешевле, но для них нужно искать розетку и использовать удлинитель. Аккумуляторные инструменты таких недостатков не имеют, но все же, если их забыть зарядить, то просверлить даже одно отверстие не получится. Нужно отметить, что выбирая автономный инструмент, стоит обратить внимание на тип батареи. Она не должна иметь «эффекта памяти». Это позволит проводить подзарядку даже если батарея еще не села полностью.

Полезные насадки

Применение дрели не ограничивается только сверлением, закручиванием шурупов или замешиванием строительного раствора. Существует масса полезных насадок, которые расширяют ее возможности. Их использование позволяет заменить целый арсенал инструментов. Одним из самых интересных является помпа. С ее помощью можно проводить перекачивание воды. Это очень удобно, особенно если использовать аккумуляторную дрель, что позволяет превращать ее в насос даже там, где нет электричества.

Также весьма интересной насадкой являются ножницы для резки тонкого листового металла. Они обеспечивают аккуратный срез любой формы. При этом отсутствует шум и искры, как при работе угловой шлифовальной машины типа «болгарка». Кроме этого ножницы не перегревают металл, что очень важно, если нужно раскроить сайдинг или металлопрофиль, который покрыт краской. В таком случае защитный полимерный слой не обгорает, благодаря чему края выглядят аккуратно и не ржавеют.

На дрель возможна установка даже насадки для затягивания заклепок. Такое усовершенствование инструмента позволяет повысить эффективность труда, что особенно важно в тех случаях, когда нужно работать быстро и долго. Такая насадка будет незаменимой для закрепления сайдинга или металлопрофиля. Она обеспечивает очень надежное затягивание и аккуратный обрыв ножки заклепки.

На этом перечень насадок не заканчивается. Существует еще масса интересных приспособлений, которые работают совместно с дрелью. К ним можно отнести спрут для снятия рыбной чешуи, бильные пальцы для ощипывания перья птиц и даже конструкцию для заточки сверл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: